Государственные и муниципальные финансы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2015 в 10:59, контрольная работа

Описание работы

Понятие, содержание и назначение государственных и муниципальных финансов, их роль в финансовой системе Российской федерации
По поводу происхождения термина «финансы» существуют различные точки зрения. Одни авторы считают, что он получил распространение в городах Италии в XIII – XV в.в., а затем получил международное распространение. Другие считают, что этот термин появился во Франции и дословно переводится как «доход» или «платеж»

Файлы: 1 файл

Государственные и муниципальные финансы на ГАК.docx

— 51.39 Кб (Скачать файл)

- Финансовый контроль, как  элемент управления, осуществляется  и в процессе планирования  и на стадии оперативного управления. Он позволяет сопоставить фактические  результаты с плановыми, выявить резервы роста финансовых ресурсов, наметить пути более эффективного хозяйствования.

 

4.  Бюджетная  система  Российской Федерации, ее  структура и принципы построения, консолидированный бюджет 

 

Бюджетное устройство представляет собой организационные принципы построения бюджетной системы, ее структуру и взаимосвязь объединенных в ней бюджетов. Основы бюджетного устройства определяются:

  1. Формой государственного устройства.
  2. Действующими в стране законодательными актами.
  3. Ролью бюджета в общественном воспроизводстве и социальных процессах.

В РФ основы бюджетного устройства определяются конституцией страны и ее государственным устройством, как федеративной республики. Бюджетная система является составной частью бюджетного устройства. Бюджетная система – основанная на экономических отношениях и государственном устройстве, регулируемая нормами права совокупность бюджетов государства, административно-территориальных единиц и самостоятельных в бюджетных отношениях государственных учреждений и фондов.

Построение бюджетной системы страны зависит от форм ее государственного и административного устройства. По форме государственного устройства все страны подразделяются на 2 группы – простые и сложные. К первым относятся унитарные государства Япония, Турция, Италия. Бюджетная система таких государств состоит из двух уровней – государственный бюджет и местные бюджеты. Доходы и расходы местных бюджетов не входят в государственный бюджет, они формируются и используются территориями самостоятельно. Ко второй группе можно отнести – федерацию, конфедерацию и империю (РФ, США, Германия, Канада и т.д.).

Бюджетная система федеративных государств состоит из трех звеньев:

  1. Государственный бюджет.
  2. Бюджет субъектов федерации (Штатов, Провинций, Регионов, Земель).
  3. Местные бюджеты.

Все бюджеты различных уровни бюджетной системы существуют самостоятельно и не входят по доходам и расходам в бюджет вышестоящего уровня.

Бюджетная система является главным звеном финансовой системы государства. В соответствии с конституцией РФ и БК РФ бюджетная система РФ состоит из трех уровней.

Первый уровень.

Федеральный бюджет – федеральные целевые бюджетные фонды и  Бюджеты государственный внебюджетных фондов

Второй уровень.

Бюджеты субъектов РФ – региональные целевые бюджетные фонды и Бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов.

Третий уровень

Бюджеты муниципальных образований

Бюджеты муниципальных районов, бюджеты городских округов, бюджеты внутригородских образований г. Москвы и С.Петербурга и Бюджеты городских и сельских поселений.

Согласно федеральному закону «Об общих принципах организации местного самоуправления» №131-ФЗ от 06.10.03, вступившего в силу с 01.01.06 на уровне местных бюджетов выделено 2 подуровня и 5 видов муниципальных образований:

Сельское поселение; Городское поселение; Муниципальный район; Городской округ;

Межселенная территория - территория, находящаяся вне границ поселений;

Бюджеты, входящие в бюджетную систему страны, самостоятельны и не входят друг в друга.

Федеральный бюджет и бюджеты государственных внебюджетных фондов утверждаются в форме федеральных законов, бюджеты субъектов РФ и бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов утверждаются в форме закона субъекта РФ, местные бюджеты в форме правовых актов (решений) органов местного самоуправления.

Консолидированный бюджет - свод бюджетов бюджетной системы Российской Федерации на соответствующей территории (за исключением бюджетов государственных внебюджетных фондов) без учета межбюджетных трансфертов между этими бюджетами.

Консолидированный бюджет РФ и субъектов РФ разрабатывается одновременно с бюджетом соответствующего уровня, но не рассматривается и утверждается соответствующими органами власти. Консолидированный бюджет используется для свода статистических показателей, которые характеризует данные о доходах и расходах территорий РФ, отдельных субъектов РФ, муниципальных образований.

Бюджетным кодексом РФ законодательно закреплены следующие принципы бюджетной системы РФ:

- единство бюджетной системы (единство бюджетного законодательства  РФ, принципов бюджетной системы, организации и функционирования  бюджетной системы государства, ведения бюджетного учета, бюджетной  классификации и отчетности и  т.п.);

- разграничение доходов, расходов и источников финансирования  дефицитов бюджетов между бюджетами  бюджетной системы РФ (закрепление  доходов, расходов и источников  финансирования бюджетов за бюджетами  бюджетной системы, а также бюджетных  полномочий органов государственной  власти и местного самоуправления);

- самостоятельность бюджетов (каждый уровень бюджетов имеет  собственные источники финансовых  ресурсов и право распоряжаться  ими в соответствии с выполняемыми  функциями);

- равенство бюджетных  прав субъектов РФ, муниципальных  образований (определение бюджетных  полномочий органов государственной  власти субъектов РФ и органов  местного самоуправления, установление  и исполнение расходных обязательств, формирование налоговых и неналоговых  доходов бюджетов субъектов РФ  и местных бюджетов);

- полнота отражения доходов, расходов и источников финансирования  дефицитов (все доходы и расходы, установленные законодательно, подлежат  включению в бюджеты в полном  объеме);

- сбалансированность бюджетов (соответствие установленных расходов  суммарному объему доходов бюджета  и поступлений из источников  финансирования его дефицита);

- результативность и эффективность  использования бюджетных средств (составление и исполнение бюджетов  должно исходить из необходимости  достижения заданных результатов  с использованием наименьшего  объема средств или достижения  наилучшего результата с использованием  определенного бюджетом объема  средств);

- общее (совокупное) покрытие  расходов бюджетов (расходы бюджетов  не могут быть увязаны с  определенными доходами бюджета, за исключением отдельных случаев  – средств целевых иностранных  кредитов, субвенций и субсидий, полученных из других бюджетов  и т.п.);

- прозрачность (обязательное  опубликование в средствах массовой  информации утвержденных бюджетов  и отчетов об их исполнении  и т.п.);

- достоверность бюджета (надежность показателей прогнозов  социально – экономического развития  соответствующей территории, реалистичность  расчета расходов и доходов);

- адресность и целевой  характер бюджетных средств (лимиты  бюджетных обязательств и бюджетные  ассигнования доводятся до конкретных  получателей);

- подведомственность расходов  бюджетов (получение бюджетных средств  от главных распорядителей);

- единство кассы (зачисление  кассовых поступлений и осуществление  кассовых выплат с единого  счета бюджета).

 

  1. Межбюджетные отношения в Российской Федерации

Межбюджетные отношения - взаимоотношения между публично-правовыми образованиями по вопросам регулирования бюджетных правоотношений, организации и осуществления бюджетного процесса.

Межбюджетные трансферты - средства, предоставляемые одним бюджетом бюджетной системы Российской Федерации другому бюджету бюджетной системы Российской Федерации;

Основные подходы к формированию финансовых взаимоотношений федерального бюджета с бюджетами субъектов РФ и муниципальными образованиями основываются на законодательных началах Бюджетного кодекса РФ (БК РФ), постановлений и распоряжений Правительства, а также на нормативно-правовых актах субъектов РФ, муниципальных образований.

Ежегодно подвергаются совершенствованию методы укрепления бюджетного федерализма. Основаниями этого являются подведение итогов за пройденный финансовый год, прогноз социально-экономического развития России на среднесрочную перспективу, ежегодное Послание Президента РФ Федеральному Собранию РФ, программы развития бюджетного федерализма в РФ.

Основная задача, стоящая перед исполнительными органами, - приведение федерального законодательства в соответствие с законодательством о разграничении полномочий между органами государственной власти РФ, органами государственной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления.

Закон № 131 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» предоставил возможность органам государственной власти субъектов и органам власти местного самоуправления самостоятельно решать вопросы по определению уровня оплаты труда работников бюджетной сферы различных отраслей. Местные власти получили полную независимость от Федерального центра по установлению сроков и темпов повышения данной статьи расходов.

Важный момент в увеличении доходной части бюджета — монетизация льгот. В денежную форму переведены льготы для федеральных государственных служащих и сотрудников силовых ведомств по бесплатному проезду на всех видах общественного транспорта городского, пригородного и местного сообщения.

Для повышения результативности решения текущих задач территориальных бюджетов важную роль играют межбюджетные трансферты в части средств, предоставляемых бюджетам субъектов РФ и местным бюджетам.

Целевое их назначение и состав формируются на основе расходов федерального бюджета с учетом изменений бюджетного и налогового законодательства. Осуществляются трансферты через Федеральный фонд финансовой поддержки субъектов РФ, Фонд регионального развития, Фонд реформирования региональных и муниципальных финансов и Фонд компенсаций.

Формы межбюджетных трансфертов, предоставляемых из федерального бюджета, определены Бюджетным кодексом РФ.

К ним относятся:

1) бюджетный кредит —  это форма финансирования бюджетных  расходов, которая предусматривает  предоставление средств юридическим  лицам или другому бюджету  на возвратной и возмездной  основах;

2) дотации — это бюджетные  средства, предоставляемые бюджету  другого уровня бюджетной системы  РФ на безвозмездной и безвозвратной  основе. Дотации осуществляются  из Федерального фонда финансовой  поддержки субъектов РФ. Предоставляются  они при условии соблюдения  органами государственной власти  субъектов РФ и органами местного  самоуправления бюджетного законодательства  РФ и законодательства РФ о  налогах и сборах;

3) субвенция — это бюджетные  средства, предоставляемые бюджету  другого уровня бюджетной системы  РФ или юридическому лицу на  безвозмездной и безвозвратной  основах на осуществление определенных  целевых расходов. Отчисление субвенций происходит из Федерального фонда компенсаций;

4) субсидия — это бюджетные  средства, предоставляемые бюджету  другого уровня бюджетной системы  РФ, физическому или юридическому  лицу на условиях долевого  финансирования целевых расходов. Предоставляются они при условии  соблюдения органами государственной  власти субъектов РФ и органами  местного самоуправления бюджетного  законодательства РФ и законодательства  РФ о налогах и сборах.

Основными формами предоставления трансфертов из федерального бюджета являются бюджетные кредиты, субсидии, субвенции, дотации.

Бюджетные кредиты из федерального бюджета предоставляются не более чем на год. Это отличает бюджетный кредит от других видов трансфертов, так как он действует на принципах возвратности.

 

6. Основы  формирования  бюджетов  бюджетной  системы  Российской  Федерации: доходы, расходы  и источники финансирования  дефицита  бюджетов 

 

Доходы – это средства, поступающие на счета органов власти. По экономическому содержанию доходы бюджета выражают денежные отношения, возникающие у государства с юридическими и физическими лицами в процессе формирования бюджетного фонда того или иного уровня управления. Формой проявления этих отношений служат различные виды платежей предприятий, организаций, граждан, привлекаемых в распоряжение публичных органов власти. Общие доходы по экономическому содержанию неоднородны. Их можно подразделить на текущие доходы и доходы от операций с капиталом. Текущие доходы по методам  образования делятся на налоговые и текущие неналоговые поступления.

Информация о работе Государственные и муниципальные финансы