Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2015 в 10:59, контрольная работа
Понятие, содержание и назначение государственных и муниципальных финансов, их роль в финансовой системе Российской федерации
По поводу происхождения термина «финансы» существуют различные точки зрения. Одни авторы считают, что он получил распространение в городах Италии в XIII – XV в.в., а затем получил международное распространение. Другие считают, что этот термин появился во Франции и дословно переводится как «доход» или «платеж»
- Финансовый контроль, как
элемент управления, осуществляется
и в процессе планирования
и на стадии оперативного
4. Бюджетная
система Российской Федерации, ее
структура и принципы
Бюджетное устройство представляет собой организационные принципы построения бюджетной системы, ее структуру и взаимосвязь объединенных в ней бюджетов. Основы бюджетного устройства определяются:
В РФ основы бюджетного устройства
определяются конституцией страны и ее
государственным устройством, как федеративной
республики. Бюджетная система является
составной частью бюджетного устройства. Бюджетная система
– основанная на экономических отношениях
и государственном устройстве, регулируемая
нормами права совокупность бюджетов
государства, административно-
Построение бюджетной системы страны зависит от форм ее государственного и административного устройства. По форме государственного устройства все страны подразделяются на 2 группы – простые и сложные. К первым относятся унитарные государства Япония, Турция, Италия. Бюджетная система таких государств состоит из двух уровней – государственный бюджет и местные бюджеты. Доходы и расходы местных бюджетов не входят в государственный бюджет, они формируются и используются территориями самостоятельно. Ко второй группе можно отнести – федерацию, конфедерацию и империю (РФ, США, Германия, Канада и т.д.).
Бюджетная система федеративных государств состоит из трех звеньев:
Все бюджеты различных уровни бюджетной системы существуют самостоятельно и не входят по доходам и расходам в бюджет вышестоящего уровня.
Бюджетная система является главным звеном финансовой системы государства. В соответствии с конституцией РФ и БК РФ бюджетная система РФ состоит из трех уровней.
Первый уровень.
Федеральный бюджет – федеральные целевые бюджетные фонды и Бюджеты государственный внебюджетных фондов
Второй уровень.
Бюджеты субъектов РФ – региональные целевые бюджетные фонды и Бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов.
Третий уровень
Бюджеты муниципальных образований
Бюджеты муниципальных районов, бюджеты городских округов, бюджеты внутригородских образований г. Москвы и С.Петербурга и Бюджеты городских и сельских поселений.
Согласно федеральному закону «Об общих принципах организации местного самоуправления» №131-ФЗ от 06.10.03, вступившего в силу с 01.01.06 на уровне местных бюджетов выделено 2 подуровня и 5 видов муниципальных образований:
Сельское поселение; Городское поселение; Муниципальный район; Городской округ;
Межселенная территория - территория, находящаяся вне границ поселений;
Бюджеты, входящие в бюджетную систему страны, самостоятельны и не входят друг в друга.
Федеральный бюджет и бюджеты государственных внебюджетных фондов утверждаются в форме федеральных законов, бюджеты субъектов РФ и бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов утверждаются в форме закона субъекта РФ, местные бюджеты в форме правовых актов (решений) органов местного самоуправления.
Консолидированный бюджет - свод бюджетов бюджетной системы Российской Федерации на соответствующей территории (за исключением бюджетов государственных внебюджетных фондов) без учета межбюджетных трансфертов между этими бюджетами.
Консолидированный бюджет РФ и субъектов РФ разрабатывается одновременно с бюджетом соответствующего уровня, но не рассматривается и утверждается соответствующими органами власти. Консолидированный бюджет используется для свода статистических показателей, которые характеризует данные о доходах и расходах территорий РФ, отдельных субъектов РФ, муниципальных образований.
Бюджетным кодексом РФ законодательно закреплены следующие принципы бюджетной системы РФ:
- единство бюджетной системы
(единство бюджетного
- разграничение доходов,
расходов и источников
- самостоятельность бюджетов
(каждый уровень бюджетов
- равенство бюджетных
прав субъектов РФ, муниципальных
образований (определение бюджетных
полномочий органов
- полнота отражения доходов,
расходов и источников
- сбалансированность бюджетов
(соответствие установленных
- результативность и
- общее (совокупное) покрытие
расходов бюджетов (расходы бюджетов
не могут быть увязаны с
определенными доходами
- прозрачность (обязательное
опубликование в средствах
- достоверность бюджета
(надежность показателей
- адресность и целевой
характер бюджетных средств (лимиты
бюджетных обязательств и
- подведомственность расходов бюджетов (получение бюджетных средств от главных распорядителей);
- единство кассы (зачисление
кассовых поступлений и
Межбюджетные отношения - взаимоотношения между публично-правовыми образованиями по вопросам регулирования бюджетных правоотношений, организации и осуществления бюджетного процесса.
Межбюджетные трансферты - средства, предоставляемые одним бюджетом бюджетной системы Российской Федерации другому бюджету бюджетной системы Российской Федерации;
Основные подходы к формированию финансовых взаимоотношений федерального бюджета с бюджетами субъектов РФ и муниципальными образованиями основываются на законодательных началах Бюджетного кодекса РФ (БК РФ), постановлений и распоряжений Правительства, а также на нормативно-правовых актах субъектов РФ, муниципальных образований.
Ежегодно подвергаются совершенствованию методы укрепления бюджетного федерализма. Основаниями этого являются подведение итогов за пройденный финансовый год, прогноз социально-экономического развития России на среднесрочную перспективу, ежегодное Послание Президента РФ Федеральному Собранию РФ, программы развития бюджетного федерализма в РФ.
Основная задача, стоящая перед исполнительными органами, - приведение федерального законодательства в соответствие с законодательством о разграничении полномочий между органами государственной власти РФ, органами государственной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления.
Закон № 131 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» предоставил возможность органам государственной власти субъектов и органам власти местного самоуправления самостоятельно решать вопросы по определению уровня оплаты труда работников бюджетной сферы различных отраслей. Местные власти получили полную независимость от Федерального центра по установлению сроков и темпов повышения данной статьи расходов.
Важный момент в увеличении доходной части бюджета — монетизация льгот. В денежную форму переведены льготы для федеральных государственных служащих и сотрудников силовых ведомств по бесплатному проезду на всех видах общественного транспорта городского, пригородного и местного сообщения.
Для повышения результативности решения текущих задач территориальных бюджетов важную роль играют межбюджетные трансферты в части средств, предоставляемых бюджетам субъектов РФ и местным бюджетам.
Целевое их назначение и состав формируются на основе расходов федерального бюджета с учетом изменений бюджетного и налогового законодательства. Осуществляются трансферты через Федеральный фонд финансовой поддержки субъектов РФ, Фонд регионального развития, Фонд реформирования региональных и муниципальных финансов и Фонд компенсаций.
Формы межбюджетных трансфертов, предоставляемых из федерального бюджета, определены Бюджетным кодексом РФ.
К ним относятся:
1) бюджетный кредит —
это форма финансирования
2) дотации — это бюджетные
средства, предоставляемые бюджету
другого уровня бюджетной
3) субвенция — это бюджетные
средства, предоставляемые бюджету
другого уровня бюджетной
4) субсидия — это бюджетные
средства, предоставляемые бюджету
другого уровня бюджетной
Основными формами предоставления трансфертов из федерального бюджета являются бюджетные кредиты, субсидии, субвенции, дотации.
Бюджетные кредиты из федерального бюджета предоставляются не более чем на год. Это отличает бюджетный кредит от других видов трансфертов, так как он действует на принципах возвратности.
6. Основы формирования бюджетов бюджетной системы Российской Федерации: доходы, расходы и источники финансирования дефицита бюджетов
Доходы – это средства, поступающие на счета органов власти. По экономическому содержанию доходы бюджета выражают денежные отношения, возникающие у государства с юридическими и физическими лицами в процессе формирования бюджетного фонда того или иного уровня управления. Формой проявления этих отношений служат различные виды платежей предприятий, организаций, граждан, привлекаемых в распоряжение публичных органов власти. Общие доходы по экономическому содержанию неоднородны. Их можно подразделить на текущие доходы и доходы от операций с капиталом. Текущие доходы по методам образования делятся на налоговые и текущие неналоговые поступления.