Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Сентября 2015 в 15:18, курсовая работа
Цель работы - рассмотреть систему, цели и задачи государственных страховых фондов. В работе решаются следующие задачи:
изучить теоретические основы государственного социального страхования, рассмотреть виды и особенности социального страхования;
проанализировать источники формирования государственных страховых фондов (ПФ, ФСС и ФОМС РФ);
найти и выявить пути совершенствования и оптимизации государственных страховых фондов в РФ
Введение
Существование государственного социального страхования - это объективная необходимость и условие нормального, устойчивого развития
современного общества. Поэтому в большинстве стран государство создает
специальные фонды, посредством которых оно концентрирует значительные финансовые ресурсы и тем самым обеспечивает надежную социальную защиту населения. Создание государственных социальных страховых фондов обусловлено прежде всего необходимостью страхования социальных рисков, которые неизбежны в условиях рыночной экономики.
К числу основных социальных рисков относятся:
риски утрат трудоспособности с возрастом;
риски утраты трудоспособности по инвалидности;
риски временной нетрудоспособности в связи с болезнью или по другим
причинам (беременность, роды, болезнь детей и т.п.);
риски потери работы в связи с закрытием, реконструкцией предприятий, изменением структуры производства и т.п.;
риски заболеваний и ухудшения здоровья.
Все эти риски могут возникнуть независимо от желания работника. По большому счету они обусловлены рыночной системой хозяйствования, при которой основным источником средств существования большинства работников является продажа своего труда. И если по какой - либо причине работник не в состоянии продавать свой труд, он обречен на вымирание. Поэтому государство обязано не допустить этого крайнего случая и предусмотреть финансовые ресурсы для компенсации работнику при наступлении страхового случая. В большинстве развитых стран к числу социальных внебюджетных фондов относятся : пенсионные фонды, фонды социального страхования, фонды медицинского страхования и др. Создавая эти фонды, государство тем самым выстраивает целую систему правовых, экономических и организационных мер, направленных на компенсацию или минимизацию последствий изменения материального или социального положения работника вследствие признания их безработными, трудового увечья или профессионального заболевания, инвалидности, болезни, травмы, беременности, родов, потери кормильца, а также наступления старости, необходимости получения медицинской помощи, санаторно - курортного лечения и т.п.
Тема «Государственные страховые фонды, цели их создания и особенности использования» актуальна в настоящее время, так как сегодня социальное обеспечение населения имеет значимое место в политике государства. Конституция РФ гарантирует гражданам право на труд, социальное обеспечение, государственные пенсии и пособия, медицинскую помощь.
Цель работы - рассмотреть систему, цели и задачи государственных страховых фондов. В работе решаются следующие задачи:
Объект исследования являются - государственные страховые фонды, предметом – деятельность страховых фондов.
Курсовая работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка использованной литературы.
В первой главе рассматриваются теоретические основы государственного социального страхования, во второй главе работы рассматривается и анализируется состояние государственных страховых фондов (ПФ, ФСС и ФОМС РФ), в третьей - пути совершенствования и оптимизации государственных страховых фондов в РФ.
В заключении приводятся выводы и предложения по данной теме.
Наряду c бюджетами как основными фондами денежных средств
органов власти важнейшим звеном системы государственных финансов в Российской Федерации выступают внебюджетные фонды. Появление данного звена бюджетной системы связано с необходимостью обособить часть государственных ресурсов для устойчивого финансирования важнейших социально-экономических программ.
Государственные внебюджетные фонды являются формой перераспределения и использования финансовых ресурсов, мобилизуемых государством для финансирования не включаемых в бюджет некоторых общественных потребностей, расходуемых в строгом соответствии с целевой направленностью конкретного внебюджетного фонда.
Правом образовывать внебюджетные фонды обладают как федеральные органы власти, так и органы власти субъектов РФ и органы местного самоуправления. Внебюджетные фонды на федеральном уровне создаются по решению Федерального Собрания РФ, на региональном уровне - по решению законодательных органов субъектов РФ.
Государственные внебюджетные фонды имеют строго целевую социальную или экономическую направленность. В настоящее время на федеральном уровне функционируют только социальные государственные внебюджетные фонды: Пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования РФ, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования.
В настоящее время порядок
формирования государственных
Особенностью внебюджетных фондов является двойственность их трактовки в нормативных документах. С одной стороны, в соответствии с гл. 17 БК РФ внебюджетные фонды рассматриваются как фонды денежных средств. С другой стороны, в положениях о Пенсионном фонде РФ, Фонде социального страхования РФ, Фонде обязательного медицинского страхования установлено, что данные фонды являются юридическими лицами -самостоятельными государственными финансово-кредитными уч-реждениями, в управлении которых находятся соответствующие денежные средства
С 1 января 2010 г. в соответствии с Федеральным законом от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования» вступили в действие законоположения, внесшие существенные изменения в систему социального страхования. Одним из наиболее важных нововведений является отмена единого социального налога, вместо которого появилась система взносов в социальные внебюджетные фонды. База для начисления страховых взносов для их плательщиков определяется как сумма выплат и иных вознаграждений, начисленных за расчетный период плательщиками страховых взносов в пользу физических лиц.
В 2014 г. предусмотрены следующие тарифы страховых взносов:
• Пенсионный фонд РФ — 22%;
• Фонд социального страхования РФ — 2,9%;
• Федеральный фонд обязательного медицинского страхования — 5,1%.
10.
Пенсионный фонд РФ (далее —
ПФ РФ), созданный в соответствии
с постановлением Верховного
Совета РФ от 27 декабря 1991 г. и
функционирующий с 1 января 1992 г., осуществляет
государственное управление
• от 15 декабря 2001 г.№ 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации»;
• от 15 декабря 2001 г.№ 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации»;
• от 17 декабря 2001 г.№ 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации»;
• от 24 июля 2002 г. № 111-ФЗ «Об инвестировании средств для финансирования накопительной части трудовой пенсии в Российской Федерации».
Согласно Закону «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» право на пенсию по государственному пенсионному обеспечению имеют:
• федеральные государственные гражданские служащие;
• военнослужащие;
• участники Великой Отечественной войны;
• граждане, награжденные знаком «Жителю блокадного Ленинграда»;
• граждане, пострадавшие в результате радиационных или техногенных катастроф;
• нетрудоспособные граждане;
• граждане из числа космонавтов и работников летно-испытательного состава.
По государственному
Закон «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» устанавливает основы обязательного пенсионного страхования, регулирует финансовые правоотношения в системе обязательного пенсионного страхования, источники формирования бюджета Пенсионного фонда РФ.
Закон «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» устанавливает права граждан и порядок назначения трудовых пенсий на общих основаниях. В законе определены виды трудовых пенсий:
• по старости;
• по инвалидности;
• по случаю потери кормильца.
Трудовая пенсия по старости и трудовая пенсия по инвалидности состоят из двух частей: страховой и накопительной (для граждан 1967 г. рождения и моложе). Право на трудовую пенсию имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет. Трудовая пенсия по старости назначается при наличии не менее пяти лет страхового стажа. На каждое застрахованное лицо ПФ РФ открывает индивидуальный лицевой счет с постоянным страховым номером. Каждому застрахованному лицу выдается страховое свидетельство. Работодатели представляют в органы ПФ РФ сведения о заработке и начисленных взносах застрахованного лица, которые зачисляются на его лицевой счет.
У всех граждан, формирующих свои пенсионные права с 2002 г. в пенсионной системе, величина их будущих пенсий определяется не стажем и заработком, а суммой страховых взносов, которые перечисляются работодателями за работника на его индивидуальный лицевой счет. С 2015 года в системе обязательного пенсионного страхования у работающих граждан формируются страховые пенсии и пенсионные накопления.
Пенсионные права граждан формируются в индивидуальных пенсионных коэффициентах, или пенсионных баллах. Все ранее сформированные пенсионные права были конвертированы без уменьшения в пенсионные баллы и учитываются при назначении страховой пенсии.
Условиями возникновения права на страховую пенсию по старости являются:
Количество пенсионных баллов
зависит от начисленных и
Пенсионный фонд РФ является самостоятельным финансово-кредитным учреждением, осуществляющим свою деятельность в соответствии с положением о нем, утвержденным постановлением Верховного Совета РФ от 27 декабря 1991 г. № 2122-I. Пенсионный фонд РФ имеет отделения во всех субъектах РФ и осуществляет следующие функции:
• разработку и исполнение бюджета ПФ;
• получение от плательщиков страховых взносов, необходимых для финансирования государственных выплат;
Информация о работе Государственные страховые фонды, цели их создания и особенности использования