Государственные страховые фонды, цели их создания и особенности использования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Сентября 2015 в 15:18, курсовая работа

Описание работы

Цель работы - рассмотреть систему, цели и задачи государственных страховых фондов. В работе решаются следующие задачи:
изучить теоретические основы государственного социального страхования, рассмотреть виды и особенности социального страхования;
проанализировать источники формирования государственных страховых фондов (ПФ, ФСС и ФОМС РФ);
найти и выявить пути совершенствования и оптимизации государственных страховых фондов в РФ

Файлы: 1 файл

kursovaya.docx

— 86.10 Кб (Скачать файл)

• организацию банка данных по плательщикам страховых взносов;

• индивидуальный учет поступающих в ПФ РФ средств обязательного пенсионного страхования;

• осуществление контроля за реализацией прав застрахованных лиц на получение страхового обеспечения по обязательному пенсионному страхованию;

• межгосударственное и международное сотрудничество Российской Федерации по вопросам, относящимся к компетенции ПФ РФ.

Пенсионный фонд РФ подотчетен Федеральному Собранию РФ. Руководство ПФ РФ осуществляется правлением фонда и его исполнительной дирекцией. Состав правления Фонда утверждается Государственной Думой РФ. Контроль за деятельностью исполнительной дирекции ПФ РФ осуществляет ревизионная комиссия Фонда.

Бюджет ПФ РФ формируется в основном:

• за счет страховых взносов на обязательное пенсионное страхование;

• за счет страховых взносов на накопительную часть трудовой пенсии и взносов работодателя в пользу застрахованных лиц, уплачивающих дополнительные страховые взносы на накопительную часть трудовой пенсии, зачисляемые в ПФ РФ;

•за счет доходов от размещения временно свободных средств ПФ РФ;

• за счет межбюджетных трансфертов из федерального бюджета.

Кроме указанных источников, в ПФ РФ перечисляются бюджетные средства на выплату государственных пенсий военнослужащим, федеральным государственным гражданским служащим и другим, приравненным к ним гражданам; пособий гражданам, пострадавшим от чернобыльской катастрофы, и гражданам из числа космонавтов и работников летно-испытательного состава.

        С 2002 г. начались отчисления в  накопительную часть трудовых  пенсий. Эти  средства  зачисляются  на индивидуальные (персонифицированные) счета застрахованных лиц (при  поступлении впервые на работу  каждому гражданину выписывается  трудовая книжка и присваивается  персонифицированный номер в  системе обязательного пенсионного  страхования в Российской Федерации). Средства накопительной части  инвестируются ПФ РФ. По желанию  граждан средства накопительной  части их трудовой пенсии можно  перевести в управляющие компании. Для этого достаточно подать  заявление в ПФ РФ с указанием  конкретной управляющей компании, которая будет управлять денежными  средствами, инвестируя их в ценные  бумаги, и увеличивать накопительную  часть трудовой пенсии за счет  получаемых процентов. В последние  годы в России начали создаваться  негосударственные пенсионные фонды: корпоративные, банковские, отраслевые, региональные, открытые. Такие фонды, получившие очень широкое распространение в странах с развитой рыночной экономикой, позволяют обеспечить дополнительное пенсионное страхование, осуществляемое за счет добровольных взносов работников и  работодателей.

10.

        Фонд социального страхования  РФ (далее — ФСС РФ) создан в  соответствии с Указом Президента  РФ от 7 августа в 1992 г. в целях  обеспечения государственных гарантий  в системе социального страхования. Фонд функционирует в соответствии  с Положением о нем, утвержденным  Правительством РФ, как некоммерческое  финансово-кредитное учреждение. Управление  ФСС РФ возложено на правление  Фонда и его председателя. Председатель  и его заместители назначаются  Правительством РФ. Отделения ФСС  РФ имеются во всех субъектах  Федерации и в 14 отраслях народного  хозяйства, имеющих межрегиональный  характер. Фонд социального страхования РФ выполняет следующие основные функции:

• концентрацию денежных средств государства на социальное страхование;

• обеспечение гарантированных государством пособий гражданам по временной нетрудоспособности и в связи с материнством;

• участие в разработке и реализации государственных программ охраны здоровья работников и социального страхования.

Бюджет ФСС РФ формируется в основном:

• за счет страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством;

• за счет страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессионального заболевания;

• за счет доходов от размещения временно свободных средств Фонда;

• за счет межбюджетных трансфертов из федерального бюджета;

• за счет частичной оплаты путевок в санатории и дома отдыха.

Также на ФСС РФ возложен контроль  за полнотой и своевременностью уплаты взносов на социальное страхование. Средства ФСС РФ используются:

• на выплату пособий по больничным листам (по временной нетрудоспособности, беременности и родам), а также пособий на период отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста 1,5 года (доля этих расходов составляет около 70%);

• на выплату пособий на лечение и оздоровление трудящихся;

• на частичное финансирование содержания санаториев-профилакториев и оздоровительных детских лагерей;

• на содержание исполнительной дирекции Фонда.

Выплата пособий производится по месту основной работы лица, имеющего право на пособие, либо в органах социальной защиты населения по месту жительства.  Контроль  за  расходованием средств на социальное страхование возложен на ФСС РФ с участием профсоюзов.

           С 1 июля 2015 года на территории Республики Татарстан будет реализовываться пилотный проект Фонда социального страхования Российской Федерации «Прямые выплаты», который затрагивает интересы всех работающих граждан и работодателей. С этого времени не работодатели, а филиалы Государственного учреждения - регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации по Республике Татарстан назначают (рассчитывают) и выплачивают пособия напрямую работающим гражданам по их выбору на лицевой счет получателя в банке или почтовым переводом. С 1 июля 2015 года будет полностью изменена схема выплат следующих видов пособий: 
по временной нетрудоспособности; по беременности и родам; при постановке на учет в ранние сроки беременности;  при рождении ребенка; по уходу за ребенком; за дополнительный отпуск пострадавшему на производстве. 
Для всех предприятий и организаций в ходе пилотного проекта изменяется система уплаты страховых взносов в Фонд социального страхования Российской Федерации. На данный момент применяется "зачетный принцип": в ФСС РФ перечисляется разница между суммой начисленных страховых взносов и размером выплаченных работодателем пособий. 
По новой схеме страхователи должны уплачивать страховые взносы по обоим видам обязательного социального страхования в полном объеме. Для страхователя. 
        Внедрение механизма прямых выплат пособий позволит страхователю: 
существенно сэкономить оборотные средства организации за счет того, что они не пойдут на выплату пособий; упростить процесс составления отчетности по форме 4-ФСС.  Для застрахованного работника: сроки выплаты пособий не будут связаны со сроками выплаты заработной платы; гарантия получения пособий независимо от финансового состояния работодателя; фондом гарантируется правильность начисления пособий, при этом существенно сокращается возможность страхового мошенничества путем использования поддельных бланков листков нетрудоспособности. Следует подчеркнуть, что размер пособий и формула расчета пособий не меняются. Меняется лишь схема взаимодействия Фонда социального страхования с работодателем и застрахованным работником. 
Работник по-прежнему будет представлять работодателю документы, подтверждающие право на пособие (листок нетрудоспособности, справку о рождении ребенка, другие документы в соответствии с видом пособия). В дополнение к этому он оформит заявление с указанием реквизитов, на которые будут перечисляться пособия (счет в банке или почтовый адрес).

 

10.

        Обязательное медицинское страхование  является составной частью государственного  социального страхования и призвано  обеспечить гражданам РФ равные возможности получения медицинской и лекар-ственной помощи за счет обязательного медицинского страхования. В соответствии с Законом РФ от 28 июня 1991 г. № 1499-I «О медицинском страховании граждан в Российской Федерации» (утратил силу) в России были созданы фонды обязательного медицинского страхования (далее — ФФОМС): Федеральный фонд обязательного медицинского страхования; территориальные фонды обязательного медицинского страхования (далее — ТФОМС). Устав Федерального ФОМС утвержден постановлением Пра-вительства РФ. Руководство деятельностью Фонда осуществляют правление и исполнительная дирекция во главе с исполнительным директором, который назначается Правительством РФ по согласованию с правлением фонда. Контроль  за деятельностью ФФОМС осуществляет ревизионная комиссия.         Основная функция ФФОМС состоит в выравнивании условий деятельности территориальных фондов по финансированию программ обязательного медицинского страхования.

Территориальные фонды обязательного медицинского страхования создаются по решению органов государственной власти субъекта РФ для финансирования территориальных программ обязательного медицинского страхования. ТФОМС обязательного медицинского страхования выполняет следующие функции:

• аккумулирует финансовые средства территориального фонда на обязательное медицинское страхование;

• осуществляет финансирование территориальной программы обязательного медицинского страхования;

• осуществляет финансово-кредитную деятельность по обеспечению системы обязательного медицинского страхования;

• выравнивает финансовые ресурсы городов и районов, направляемые на проведение обязательного медицинского страхования;

• организует банк данных по всем категориям плательщиков страховых взносов в ТФОМС и осуществляет контроль за своевременным и полным поступлением взносов.

Для выполнения своих функций территориальный фонд может создавать в городах и районах филиалы. Финансовые ресурсы ФФОМС образуются в основном:

• за счет страховых взносов на обязательное медицинское страхование по тарифу, установленному Федеральным законом «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования», в части зачисления в ФФОМС;

• за счет доходов от размещения временно свободных средств ФФОМС;

• за счет межбюджетных трансфертов из федерального бюджета.

Доходы территориальных фондов образуются в основном:

• за счет страховых взносов на обязательное медицинское страхование по установленному законодательством РФ тарифу в части, зачисляемой в ТФОМС;

• за счет доходов от размещения временно свободных средств ТФОМС;

• за счет межбюджетных трансфертов из ФФОМС и из бюджетов субъектов РФ, передаваемых ТФОМС, в том числе поступлений в качестве страховых взносов на обязательное медицинское страхование неработающего населения.

Страховые взносы на обязательное медицинское страхование неработающего населения уплачивают правительства субъектов РФ и местные администрации за счет средств, предусматриваемых в их бюджетах. Расходование средств Федерального и территориальных фондов обязательного медицинского страхования осуществляется в соответствии с их бюджетами, утвержденными соответственно федеральным законом, законами субъектов РФ. B структуре поступлений в ФФОМС преобладают страховые взносы и средства федерального бюджета. В составе расходной части бюджета ФФОМС основное место занимают трансферты, передаваемые территориальным фондам ОМС на выполнение территориальных программ по обязательному медицинскому страхованию и мероприятий в рамках этих программ, а также на реализацию мер социальной поддержки отдельных категорий граждан по оказанию медицинской помощи и обеспечению лекарствами.

       Федеральным законом от 29 ноября 2010 г.№326-ФЗ «Об обязательном медицинском  страховании в Российской Федерации»  предусмотрено образование страховых  медицинских компаний. Осуществлять  деятельность такие компании  могут лишь при наличии лицензии  на обязательное медицинское  страхование. Их задача состоит  в подборе дееспособных медицинских  учреждений и выполнении функций  посредника между ТФОМС и медицинским  учреждением. Средства ТФОМС направляются  страховым медицинским компаниям. Всем гражданам России по месту  жительства или работы страховая  компания выдает страховой полис, по которому гражданин получает  бесплатно гарантированный объем  медицинских услуг. В этот объем  входит как минимум скорая  медицинская помощь, лечение острых  заболеваний, обслуживание беременных  и меди-цинская помощь детям, пенсионерам, инвалидам.

Действующую в настоящее время систему медицинского обслуживания население не одобряет. Медицинские страховые компании в системе обязательного медицинского страхования, по мнению независимых экспертов, не нужны, их функции могут выполнять сами территориальные фонды без посредников. Наряду с обязательным медицинским страхованием в России с 1992 г. введено добровольное медицинское страхование, которое осуществляется за счет чистой прибыли организаций (предприятий) и личных средств  граждан путем заключения договоров добровольного медицинского страхования. Оно позволяет гражданам получать дополнительные медицинские услуги сверхустановленных обязательным медицинским страхованием.

          Рассмотрев виды государственного  страхования, можно подвести итог. Государственное страхование включает  обязательное пенсионное страхование, страхование на случай болезни (ФОМС), от несчастных случаев  и по безработице(ФСС). Финансирование выплат осуществляется за счет взносов работодателей, работополучателей и государственных дотаций. Виды страхования отличаются суммами взносов и выплат при наступлении страховых случаев. Изучив теоретические основы государственного  страхования можно подвести итог:

В соответствии со ст.39 Конституции РФ каждому гражданину гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом. Признавая право каждого гражданина на социальное обеспечение, Конституция РФ одновременно возлагает на государство обязанность создавать все необходимые условия для осуществления этого права. Социальная поддержка, социальная защита людей, в целом социальная работа определяется «социальной политикой государства как определенной ориентацией и системой мер по оптимизации социального развития общества, отношений между социальными и другими группами, созданию тех или иных условий для удовлетворения жизненных потребностей их представителей».

Информация о работе Государственные страховые фонды, цели их создания и особенности использования