Государственные страховые фонды, цели их создания и особенности использования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Сентября 2015 в 15:18, курсовая работа

Описание работы

Цель работы - рассмотреть систему, цели и задачи государственных страховых фондов. В работе решаются следующие задачи:
изучить теоретические основы государственного социального страхования, рассмотреть виды и особенности социального страхования;
проанализировать источники формирования государственных страховых фондов (ПФ, ФСС и ФОМС РФ);
найти и выявить пути совершенствования и оптимизации государственных страховых фондов в РФ

Файлы: 1 файл

kursovaya.docx

— 86.10 Кб (Скачать файл)

В России государственное обязательное  страхование представлено тремя фондами: пенсионным; обязательного медицинского страхования; социального страхования. В формировании и использовании этих фондов есть свои особенности. Задуманные как страховые, они не всегда соответствуют принципам формирования и использования страховых фондов. В их деятельности очевидны черты бюджетного подхода: обязательность и нормативность отчислений, плановое расходование средств, отсутствие персонификации накоплений и др. По экономической сущности эти фонды не являются страховыми, по форме они относятся к внебюджетным фондам.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Анализ источников формирования государственных страховых фондов в РФ за период 2007-2009 гг.

 

 

2.1 Анализ формирования и расходование средств пенсионного фонда РФ

 

        Анализ  будем проводить на основании данных Федерального закона от 03.12.2012 №218-ФЗ «О бюджете Пенсионного фонда РФ на 2013 и на плановый период 2014 и 2015 годов» (принят ГД ФС РФ 23.11.2012).

       Общая численность пенсионеров в России по итогам 2014 года составила 41,3 млн. человек. В 2014 году расходы ПФР на пенсионное обеспечение составили 5,4 трлн. рублей. Это почти на 161,6 млрд. рублей больше, чем в 2013 году. Трудовые пенсии были с 1 февраля 2014 года проиндексированы на 6,5% и с 1 апреля 2014 года – на 1,7%. По итогам этих двух индексаций трудовые пенсии в целом выросли на 8,3%, то есть выше инфляции. Размеры трудовой пенсии работающих пенсионеров были дополнительно увеличены с 1 августа. С 1 апреля 2014 года на 17,1% – что более чем вдвое превышает уровень инфляции в 2013 году – были проиндексированы социальные пенсии и пенсии по государственному пенсионному обеспечению. С 1 апреля 2014 года на 5% были повышены размеры ежемесячной денежной выплаты (ЕДВ) отдельным категориям граждан. С 1 февраля 2015 года страховые (бывшие трудовые) пенсии более 39 млн. российских пенсионеров были проиндексированы на 11,4 процента исходя из роста потребительских цен за 2014 год. C 1 апреля 2015 года социальные пенсии российских пенсионеров выросли на 10,3 процента, ЕДВ – на 5,5%. На сегодняшний день средний размер страховой пенсии по старости с учетом фиксированной выплаты составляет 12,9 тыс. рублей, социальной пенсии – 8,3 тыс. рублей. Средние размеры пенсий граждан из числа инвалидов вследствие военной травмы и участников Великой Отечественной войны, получающих две пенсии, составляют 29 371 рубль и 31 488 рублей соответственно. При этом как и прежде минимальный уровень материального обеспечения неработающих пенсионеров с учетом установления социальной доплаты к пенсии обеспечивается на уровне прожиточного минимума пенсионера, установленного в субъекте Российской Федерации. С момента вступления в действие «выплатного» закона (1 июля 2012 года) за выплатой из средств пенсионных накоплений обратились более 5 млн. пенсионеров. По итогам 2014 года почти 4 млн. 680 тыс. из них уже установлена выплата из средств пенсионных накоплений.

         2014 год стал последним, когда можно было вступить в Программу государственного софинансирования пенсии. На 31 декабря 2014 года было зафиксировано 15 млн. 934 тыс. россиян, которые подали заявление на участие в Программе. В 2014 году участники Программы перечислили на свои будущие пенсии 9,6 млрд. рублей. При этом увеличился размер среднего взноса по Программе, который составил 8 498 рублей по сравнению с 6 963 рублями в 2013 году. Кроме того, рекордно увеличилась финансовая поддержка участников Программы со стороны их работодателей. По сравнению с 2013 годом рост этого показателя составил 71%, а общая сумма перечисленных работодателями средств по Программе в 2014 году составила 200,6 млн. рублей. За все время работы Программы сумма добровольных взносов участников составила более 39 млрд. рублей. Во II квартале 2014 года государство прософинансировало взносы участников за 2013 год в размере 12 млрд. 422 млн. рублей. Взносы, поступившие в течение 2014 года, будут софинансированы государством во II-м квартале 2015 года на сумму порядка 9,43 млрд рублей.

        В 2014 году размер материнского капитала составляет 429,4 тыс. рублей, что в 1,5 раза больше, чем в 2007 году (250 000 рублей). В 2015 году его размер составляет уже 453,03 тыс. рублей. С 2007 года, когда началась реализация соответствующего федерального закона, государственный сертификат на материнский капитал получили более 5,8 млн российских семей. В т. ч. в течение 2014 года территориальные органы ПФР выдали 823 тыс. сертификатов на материнский капитал, в 2015 году – 197 тыс. сертификатов. Наиболее востребованным направлением расходования средств материнского капитала по-прежнему остается улучшение жилищных условий: на эти цели средства направили более 3 млн. российских семей. Из них более 2 млн. семей частично или полностью погасили материнским капиталом жилищные кредиты на сумму 745 млрд. рублей. Еще более миллиона семей улучшили жилищные условия, направив средства материнского капитала на сумму 357 млрд. рублей на прямую покупку, строительство или реконструкцию жилья без привлечения кредитных средств. Кроме улучшения жилищных условий, средства материнского капитала можно направить на оплату образования или содержания любого из детей в образовательном учреждении и на увеличение будущей пенсии владелицы сертификата. Так, ПФР принял уже 195 тыс. заявок на обучение детей на сумму 9,6 млрд рублей и почти 2,7 тыс. заявок на перевод средств на накопительную часть будущей пенсии мамы на 534 млн рублей. На сегодняшний день более 49,76% семей использовали средства материнского капитала полностью. ПФР принимает активное участие в разработке мер по противодействию неправомерному использованию средств материнского капитала. Так, был законодательно реализован ряд предложений ПФР по усилению контроля за направлением материнского капитала на улучшение жилищных условий. В частности, теперь средства материнского капитала не могут быть направлены на погашение основного долга и уплату процентов по займу на приобретение или строительство жилого помещения, если договор займа был заключен с микрофинансовой организацией.

Таблица 1

Расходы и доходы Пенсионного фонда (млрд. руб)

 

 

 

2013

2014

2015 1 квартал

2016

2017

1

2

3

4

       5

6

Доходы

6388,39

6159,07

448,15

7895,20

8372,00

Расходы

6378,55

6190,13

255,51

   

 

В 2014 году ПФР приступил к реализации Плана мероприятий «Обеспечение выплаты пенсий и организация деятельности территориальных органов Пенсионного фонда Российской Федерации в Республике Крым и городе федерального значения Севастополе». Для организации пенсионного обеспечения на территории Крыма в апреле 2014 года созданы два отделения ПФР: ОПФР по Республике Крым и ОПФР по г. Севастополю. В соответствии с Указом Президента России от 31 марта 2014 года № 192 «О мерах государственной поддержки граждан, являющихся получателями пенсий на территориях Республики Крым и г. Севастополя» в дополнение к пенсии, назначенной в соответствии с законодательством Украины, устанавливалась ежемесячная выплата, которая поэтапно повышалась. Это позволило к 1 июля 2014 года довести размер пенсий в Крыму до среднего размера трудовой пенсии в Российской Федерации. Выплата пенсий и указанной доплаты в 2014 году осуществлялась за счет средств бюджета Российской Федерации пенсионным фондом Крыма и г. Севастополя. Для формирования пенсионных прав в полном объеме и получения пенсий, пособий по линии ПФР необходимо было в первую очередь обеспечить регистрацию граждан в системе обязательного пенсионного страхования. На 31 декабря 2014 года 1,85 млн жителей Республики Крым и города Севастополя были зарегистрированы в системе ОПС. На сегодня этот показатель составляет уже более 2 млн. С 1 января 2015 года по завершении переходного периода пенсионное обеспечение граждан, которые проживают на территории Республики Крым и г. Севастополя, осуществляется в соответствии с российским законодательством. Выплата пенсий по линии Пенсионного фонда осуществляется за счет средств бюджета ПФР. Всего в территориальных органах ПФР в Республике Крым и г. Севастополе на учете состоят 656 420 пенсионеров. Из них в Республике Крым – 550 845 человек и в г. Севастополе – 105 575 человек.

 

 

 

Рис. 1 Структура доходов и расходов бюджета ПФ РФ

 

Подведем итог анализа реализации социального страхования РФ. Принятый ФЗ «О бюджете Федерального Пенсионного фонда на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов» в полной мере не решает поставленных пенсионной реформой задач. В соответствии с основными принципами бюджетной стратегии, бюджет составлен ПФ на трехлетний период в качестве основы для перехода к долгосрочному финансовому планированию. Проект подготовлен в условиях отсутствия практического опыта разработки и использования бюджетных прогнозов, а также при отсутствии количественных критериев устойчивости бюджета и оценки рисков для бюджета ПФР.

 

2.2 Анализ формирования и расходование  средств социального фонда РФ

Бюджет Фонда социального страхования РФ, на основании ст. 146 Бюджетного кодекса РФ, формируется за счет страховых взносов, которые составляют 2,9 %. Рассмотрим более подробно общие объемы доходов и расходов бюджета ФСС, по данным ФЗ от 08.12.2010 N 334-ФЗ «О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов » (принят ГД ФС РФ 24. 11. 2010)

Из таблицы 2 следует, что в течение 3-х лет наблюдается положительная динамика роста доходной части фонда социального страхования. Согласно финансовому отчету об исполнении бюджета Фонда за 2011 год, доходы сложились в сумме 558.59 млрд. рублей,  за 2012  год доходы бюджета Фонда сложились в сумме 630,78 млрд. рублей, за 2013 год в целом доходы бюджета Фонда сложились в сумме 603,50 млрд. рублей.  Рост доходов по данному виду страхования имеет специфику к увеличению за счет страховых взносов на случай временной нетрудоспособности и в связи с укреплением финансового положения материнства и детства. Также определяется рост доходов за счет увеличения заработной платы, на который начисляются страховые взносы, с учетом выплат и вознаграждений, начисленных в пользу физических лиц. Для того, что выявить дефицит и профицит бюджета проанализируем данные расходов ФСС с 2011—2013 г. наблюдается увеличение расходной части бюджетного фонда социального страхования.  В 2011 г. расходы исполнены на 108,9 процента к утвержденным Федеральным законом. В 2012 году расходы были исполнены на 92,0 процента к утвержденным Федеральным законом и по сравнению с 2011 годом расходы возросли на 6,8 процента. Мы определяем, что пособие (по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет) зависит от заработной платы, а так как происходит регулярное ее повышение, поэтому происходит увеличение расходов ФСС. Из рис. 2 следует, что 2011 год исполнен с превышением доходов бюджета Фонда над расходами в сумме 61 025,6 млн. рублей. 2012 год исполнен с превышением доходов бюджета Фонда над расходами в сумме 99 557,8 млн. рублей. И В 2013 -37270,00 млн. рублей.

 

 

 

Таблица 2

Структура доходов и расходов ФСС РФ (млрд. руб.)

 

 

2011

2012

2013

1

2

3

4

Доходы

558,59

630,78

603,50

Расходы

497,57

531,23

566,23


 

Источник: http://www.minfin.ru

 

 

 

Рис.2 Структура доходов и расходов ФСС РФ

 

          Было принято новое законодательство о страховых взносах, в котором происходит уравнивание организаций, ранее использовавшие специальные налоговые режимы, со всеми остальными плательщиками и введен переходный период для реализации этой нормы. Введенная данная мера с 2011 года, начала исправлять ситуацию с поступлением доходов в бюджет ФСС. А к 2015 году, предположительно, когда норма будет применяться в полном объеме, проблемы несбалансированности его бюджета в этой части уже не будет. Принимаемые меры правительством в будущем приведут к устойчивости и стабильности доходов и расходов ФСС. 

 

 

    1. Анализ медицинского обеспечения РФ

 

Таблица 3

        Обязательное медицинское страхование является составной частью государственного социального страхования и обеспечивает всем гражданам Российской Федерации равные возможности в получении медицинской и лекарственной помощи, предоставляемой за счет средств обязательного медицинского страхования в объеме и на условиях, соответствующих программам обязательного медицинского страхования. В качестве субъектов и участников обязательного медицинского страхования Законом определены: застрахованные лица, страхователи, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования, территориальные фонды, страховые медицинские организация, медицинские организации.

В настоящее время реализацию государственной политики в сфере обязательного медицинского страхования, кроме Федерального фонда ОМС, осуществляют 86 территориальных фондов обязательного медицинского страхования, из них 2 созданы в Крымском федеральном округе. Численность лиц, застрахованных по обязательному медицинскому страхованию, на 1 апреля 2014 года составила 143,8 млн. человек; в том числе 60 млн. работающих и 83,8 млн. неработающих граждан.

Информация о работе Государственные страховые фонды, цели их создания и особенности использования