Государственный бюджет и его роль в формировании и использовании финансовых ресурсов государства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Октября 2013 в 17:50, курсовая работа

Описание работы

Объектом исследования является бюджетная система Республики Беларусь.
Предмет курсовой работы – бюджет страны.
Цель работы – изучить понятие, принципы и структуру бюджета, а также проанализировать бюджетную систему Республики Беларусь.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………4
1.Сущность бюджета как инструмента перераспределения финансовых ресурсов……………………………………………………………………….5
1.1Сущность и функции государственного и местного бюджета…………5
1.2Бюджетное устройство и бюджетная система…………………………...8
1.3Бюджетный процесс в Республике Беларусь……………………………11
1.4Бюджетный дефицит……………………………………………………...14
2.Роль государственного бюджета в формировании финансовых ресурсов государства……………………………………………………………………17
2.1Состав и структура доходов государственного бюджета………..........17
2.2Доходы местных бюджетов………………………………………………19
3.Роль государственного бюджета в использовании финансовых ресурсов………………………………………………………………………..21
3.1Расходы государственного бюджета…………………………………..…21
3.2Расходы местного бюджета...........................................................................23
Заключение…………………………………………………………………….29
Список использованных источников…………………………………………30

Файлы: 1 файл

курсовая по теории финансов.docx

— 91.52 Кб (Скачать файл)

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ  РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

УО «БЕЛОРУССКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ  ЭКОНОМИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»

 

             

 

   Кафедра финансов и финансового менеджмента

 

 

 

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

 

 по дисциплине: Теория финансов    

 на тему: Государственный бюджет и его роль в формировании и использовании финансовых ресурсов государства

 

 

 

 

 

Студент                                                                               Е.В. Гришкевич

ФФБД, 4-курс, ЗФС-1           (подпись)

    

                                            (дата)

 

 

 

Руководитель                          (подпись)

                                                     

                                                   (дата)

                                                                      

 

 

 

 

 

 

 

 

Минск 2012


РЕФЕРАТ

 

 

Курсовая работа: 30 с., 2 табл., 17 источников.

 

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ БЮДЖЕТ, КОНСОЛИДИРОВАННЫЙ  БЮДЖЕТ, БЮДЖЕТНЫЙ ГОД,  МЕСТНЫЙ  БЮДЖЕТ, БЮДЖЕТНЫЙ ПРОЦЕСС, БЮДЖЕТНАЯ  СИСТЕМА.

 

Объект исследования- бюджетная система Республики Беларусь.

 

Предмет курсовой работы – бюджет страны.

 

Цель работы – изучить понятие, принципы и структуру бюджета, а также проанализировать бюджетную систему Республики Беларусь.

 

Методы исследования: сравнительного анализа, группировок, табличный, синтеза.

 

 

Исследования  и разработки: В процессе работы проведен анализ роли государственного бюджета с учетом реализации его функций, исследованы методы и способы управления государственным бюджетом, а также освещены проблемы управления как государственного, так и местного бюджета Республике Беларусь на современном этапе.

 

Автор работы подтверждает, что приведенный в ней расчетно-аналитический  материал правильно и объективно отражает состояние исследуемого процесса, а все заимствованные из литературных и других источников теоретические, методологические и методические положения  к концепции сопровождаются ссылками на их авторов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                                  _______________

                                                                                (подпись студента)


СОДЕРЖАНИЕ

 

Введение………………………………………………………………………4

1.Сущность бюджета как инструмента перераспределения финансовых               ресурсов……………………………………………………………………….5

1.1Сущность и функции государственного и местного бюджета…………5

1.2Бюджетное устройство и бюджетная система…………………………...8

1.3Бюджетный процесс в Республике Беларусь……………………………11

1.4Бюджетный дефицит……………………………………………………...14

2.Роль государственного бюджета в формировании финансовых ресурсов государства……………………………………………………………………17

2.1Состав и структура  доходов  государственного бюджета………..........17

2.2Доходы местных бюджетов………………………………………………19

3.Роль государственного бюджета в использовании финансовых ресурсов………………………………………………………………………..21

3.1Расходы государственного бюджета…………………………………..…21

3.2Расходы местного бюджета...........................................................................23

Заключение…………………………………………………………………….29

Список использованных источников…………………………………………30

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

 

Поскольку государственный  бюджет является главным финансовым планом, аккумулирующим и перераспределяющим основную часть финансовых ресурсов государства, то он играет первостепенную роль в регулировании рыночной экономики. С его помощью перераспределяются средства на развитие приоритетных отраслей экономики, на расширение рыночной инфраструктуры, поддержку предпринимательства, выполнение общегосударственных программ и т.п.

Государство использует бюджет для регулирования рыночной экономики, применяя различные методы в процессе формирования и использования доходов и расходов.

Велика роль бюджета и  в социальном регулировании, осуществляемом государством для обеспечения социальных гарантий членам общества. Достигается  это в основном через перераспределение  бюджетной части национального  дохода на развитие социальной сферы, содержание социально-культурных учреждений, оказание помощи отдельным слоям  населения за счет различных пенсий и пособий, индексации доходов.

Для благоприятного воздействия  бюджета на общественные процессы должны быть созданы определенные предпосылки  и соблюдены основополагающие принципы рационального государственного регулирования. К таким предпосылкам относятся: устойчивость денежного обращения  в стране; наличие законодательных  актов, определяющих четко рамки  и содержание бюджетного процесса; обязанности, права и взаимоотношения  его участников; наличие научного аппарата и другие..

Доходная часть бюджета  Республики Беларусь, как и в станах с развитой рыночной экономикой, формируется  в основном за счет налоговых платежей (свыше 90%). Она отличается множеством налогов и характеризуется высокой  долей косвенных налогов, которые  в условиях кризисных явлений, инфляции дают определенную гарантию систематического пополнения государственной казны. Однако уровень налогообложения  товаропроизводителей республики весьма высокий, что не стимулирует в  должной мере развитие производства и рыночной инфраструктуры.

Объектом исследования является бюджетная система Республики Беларусь.

 Предмет курсовой работы – бюджет страны.

 Цель работы – изучить  понятие, принципы и структуру  бюджета, а также проанализировать  бюджетную систему Республики  Беларусь.

 

 

 

 

1.Сущность бюджета как инструмента перераспределения финансовых ресурсов

 

1.1Сущность и функции государственного и местного бюджета

 

Важнейшим инструментом государственного регулирования экономики является государственный бюджет. Наиболее общее  определение бюджета следующее: это роспись денежных доходов  и расходов государства, территориальных  образований, домохозяйств.

Государственный бюджет как  экономическая категория характеризует  совокупность денежных отношений, возникающих  при образовании, расходовании и  использовании основного централизованного  фонда денежных средств государства.

Государственный бюджет является основным финансовым планом государства, определяющим его доходы, расходы, движение решающей части централизованных финансовых ресурсов на конкретный период (как  правило, на год). Признание бюджета  основным финансовым планом объясняет  его важную роль в перераспределении  национального дохода, главенствующее положение в системе финансовых планов.[4,с.419]

По форме государственный  бюджет представляет собой баланс, доходной часть которого являются налоги, неналоговые поступления, а расходной- затраты на социальные услуги, хозяйственные  нужды (дотации предприятиям, субсидии, расходы на осуществление государственных  програм), расходы на содержание органов государственной власти и управления, платежи по государственному долгу и др.[5,с.191]

Бюджет- основной финансовый план формирования и использования денежных средств для обеспечения функций государственных органов, экономического и социального развития Республики Беларусь или соответствующих административно- территориальных единиц (областей, районов, городов, поселков городского типа, сельсоветов). [8]

Структура государственного бюджета имеет свои национальные  особенности и зависит от уровня социально- экономического развития государства, его административно- территориального устройства, принципов функционирования экономической системы и других факторов.

Доходы госбюджета в количественном выражении представляют собой долю государства в созданном национальном доходе. На их абсолютную величину и  удельный вес оказывает влияние как объем национального дохода, так и задачи, стоящие перед государством.

Главной задачей госбюджета является оптимальное расходование централизованных финансовых ресурсов и реализация таким образом финансовой политики государства.[2,с.563]

Роль бюджета выражается в том, что он является важнейшим  рычагом воздействия на ход общественного  воспроизводства и стимулирования экономического роста. Путем изменения  уровня государственных доходов  и расходов правительства могут осознанно изменять объем совокупного спроса (величину потребительских и инвестиционных расходов) и тем самым влиять на колебания экономической  коньюктуры. В связи с этим различают экспансивную (расширительную) и рестриктивную  (ограничительную) бюджетные политики. Первая выражается в увеличении государственных расходов и снижении уровня налогооблажения , что позволяет преодолевать экономические кризисы и ускорять экономический рост. Вторая означает уменьшение расходов и повышение налогов, что позволяет ослабить инфляцию и нормализовать хозяйственную коньюктуру. С помощью государственного бюджета происходит перераспределение национального дохода, национального богатства. Основные каналы распределения национального дохода через государственный бюджет следующие:

    • Между сферами производства товаров и услуг;
    • Между трудоспособными и нетрудоспособными гражданами;
    • Между отдельными отраслями национальной экономики и сферами общественной деятельности;
    • Между отдельными регионами государства.[6.с.191]

Государственный бюджет в  силу своего положения тесно связан с другими звеньями финансовой системы. Он выступает координирующим центром, оказывающим в условиях рыночной экономики необходимую им помощь. Эта помощь в форме бюджетных  субсидий, кредитов, гарантий обеспечивает нормальное функционирование остальных  звеньев финансовой системы, решение  ими возложенных на них задач.

Бюджетные отношения- отношения, опосредующие образование той части  чистого дохода, которая в процессе последующего распределения будет  направлена в централизованный фонд государства.

Бюджетные отношения носят  перераспределительный характер, они сопровождают движение бюджетных потоков и опосредуют взаимосвязи субъектов хозяйствования с государством по поводу изъятия части чистого дохода (налоги, обязательные платежи) для формирования доходов бюджета.

При действующей системе  налогооблажения в бюджетный фонд поступает и часть фонда возмещения в виде налогов включаемых в себестоимость продукции. Это означает, что бюджет участвует как в первичном распределении, так и в перераспределении стоимости совокупного общественного продукта.

Более того, при современной  организации отношений субъектов  хозяйствования и государства платежи  в бюджет являются первоочередными. Порядок их исчисления и уплаты определяет пропорции распределения чистого  дохода, влияет на величину той его  части, которая остается в распоряжении предприятия и может быть направлена на расширение производства и формирование децентрализованных денежных фондов.

Иначе говоря, бюджетные  отношения являются определяющими  во взаимосвязях с финансовыми отношениями, которые опосредуют образование  различных децентрализованных фондов. Это положение следует учитывать  при обосновании роли бюджета в государственном регулировании экономических и социальных процессов.

К сущностным особенностям бюджетных отношений как части  финансовых принято относить их денежный характер, поскольку бюджетные отношения  опосредуют движение части финансовых ресурсов, связанных с формированием  и использованием централизованного  фонда денежных средств государства.

Представляя особую область  стоимостного распределения, бюджетные  отношения имеют следующие особенности:

    • Обусловлены функционированием государства;
    • Связаны с формированием и использованием централизованного фонда денежных средств;
    • Носят перераспределительный характер;
    • Опосредуют безвозмездное движение стоимости в виде взимаемых налогов, сборов, неналоговых доходов, а также бюджетного финансирования;
    • Регламентированы бюджетным и налоговым законодательством.

Государство является обязательным участником бюджетных отношений, охватывающих все сферы экономики и общественной деятельности, уровни хозяйствования и регионального управления.

Действие бюджетных отношений  ограничено областью бюджетного распределения  и осуществляется в рамках бюджетного процесса. Однако несмотря на это, бюджет воздействует на все стороны общественного воспроизводства и выполняет исключительно важную роль в системе государственного регулирования.[1,с.238]

Местные финансы, или финансы  местных органов управления,  являются важным звеном финансовой системы.

Местные финансы представляют собой систему экономических  отношений, посредством которых  местные органы управления распределяют, перераспределяют и используют национальный доход в соответствии с возложенными на них функциями.

Информация о работе Государственный бюджет и его роль в формировании и использовании финансовых ресурсов государства