Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Октября 2013 в 17:50, курсовая работа
Объектом исследования является бюджетная система Республики Беларусь.
Предмет курсовой работы – бюджет страны.
Цель работы – изучить понятие, принципы и структуру бюджета, а также проанализировать бюджетную систему Республики Беларусь.
Введение………………………………………………………………………4
1.Сущность бюджета как инструмента перераспределения финансовых ресурсов……………………………………………………………………….5
1.1Сущность и функции государственного и местного бюджета…………5
1.2Бюджетное устройство и бюджетная система…………………………...8
1.3Бюджетный процесс в Республике Беларусь……………………………11
1.4Бюджетный дефицит……………………………………………………...14
2.Роль государственного бюджета в формировании финансовых ресурсов государства……………………………………………………………………17
2.1Состав и структура доходов государственного бюджета………..........17
2.2Доходы местных бюджетов………………………………………………19
3.Роль государственного бюджета в использовании финансовых ресурсов………………………………………………………………………..21
3.1Расходы государственного бюджета…………………………………..…21
3.2Расходы местного бюджета...........................................................................23
Заключение…………………………………………………………………….29
Список использованных источников…………………………………………30
Расходы государственного бюджета представляют собой процесс выделения и использования финансовых ресурсов, аккумулированных в бюджетах всех уровней бюджетной системы. [6,с.71]
2.2 Доходы местных бюджетов
Доходы местных бюджетов
формируются за счет местных налогов
и сборов, неналоговых доходов, поступлений
из вышестоящих бюджетов и займов.
Соотношение между этими
Налоги являются главным источником доходов местных бюджетов. В соответствии с налоговым законодательством каждой страны они закреплены за отдельными видами региональных бюджетов. Ставки по этим налогам устанавливаются, как правило, местными органами власти.
Различают три основные группы местных налогов.
Определенное место в формировании местных бюджетов занимают и неналоговые доходы. К ним относятся доходы от собственности, управляемой местными органами власти, от сдачи в аренду или продажи земли, лесных массивов, доходы от эксплуатации водоемов, коммунальных предприятий, от поступления судебных пошлин, штрафов, различных сборов.
В ряде стран устанавливают дополнительные налоги на вывоз мусора, на потребление энергии и т.п. Неналоговые доходы занимают скромное место в общих доходах местных бюджетов. Их удельный вес в разных странах колеблется от 10 до 30% общих доходов.
Важным источником доходов местных бюджетов являются субсидии. Их удельный вес в доходах местных бюджетов в разных странах составляет 20-40%. Субсидии служат особой формой связи- финансовой и экономической- между отдельными звеньями бюджетной системы и по существу определяют направление финансовой деятельности местных органов власти, что позволяет обеспечивать контроль со стороны центрального правительства за местными органами управления.
По своей экономической сущности субсидии близки к налоговым источникам, т.к. в их основе лежат налоги, поступившие в распоряжение центрального правительства и переданные в порядке перераспределения доходов в местные бюджеты. Субсидии подразделяются на субсидии общего и целевого назначения.
Субсидии общего назначения (или дотации) предоставляются для покрытия дефицита местных бюджетов. Они дают местным органам управления определенную свободу в использовании средств, содержат меньшее количество регулирующих и ограничивающих установок использования ресурсов.
Субсидии целевого назначения (субвенции) предоставляются местным органам управления на финансирование определенных программ или проектов.
Постоянная нехватка собственных доходов для финансирования текущей деятельности, с одной стороны, и необходимость обеспечить денежными средствами мероприятия в области экономической и социальной инфраструктуры, с другой стороны, вынуждают местные органы широко использовать и такой механизм финансирования как займы.[6, с.12]
3.1 Расходы государственного бюджета
Расходы бюджета представляют
собой затраты, возникающие в
связи с выполнением
Расходы бюджетов определяются
программами социально-
В бюджете на очередной
финансовый (бюджетный) год в соответствии
с принятыми ранее
В составе республиканского и местных бюджетов создаются резервные и целевые бюджетные фонды, средства которых используются по целевому назначению на осуществление социальных, экологических и других программ, ликвидацию последствий стихийных бедствий и проведение других мероприятий, которые не могли быть предусмотрены при утверждении бюджетов. Порядок формирования этих фондов и их размеры определяются при утверждении бюджетов на очередной финансовый (бюджетный) год.[12, ст.14]
Специфика общественного назначения бюджетных расходов состоит в обеспечении финансирования государственной деятельности: экономической, управленческой, социальной и других функций государства. Структура расходов государственного бюджета, из содержание формируются под воздействием множества фактора. Важнейшим из них являются уровень развития производительных сил и производственных отношений, конкретная экономическая и социальная ситуация. Существенное влияние оказывает финансовая политика государства, выбранные приоритеты развития общества и методы реализации намечаемых задач. Общим для расходов бюджетов всех стран является их главное назначение- обеспечить выполнение государством его внутренних и внешних функций.
Расходы государства могут производиться в виде финансирования отдельных учреждений и мероприятий и путем предоставления ссуд и кредитов. Основным видом осуществления бюджетных расходов остается бюджетное финансирование, т.е. безвозмездное и безвозвратное предоставление денежных средств из бюджета определенного уровня для осуществления государственной деятельности. Безвозмездность и безвозвратность финансирования является его основными признаками, отличающими от выделения ссуд и кредитов. Принцип безвозмездности и безвозвратности бюджетного финансирования предполагает, что выделяемые на общегосударственные цели и нужды средства не нуждаются в обязательном их возмещении. Однако это не означает отсутствие контроля за рациональным использованием средств со стороны государства. Порядок управления бюджетными средствами должен способствовать развитию экономики и культуры, повышению производительности труда и росту национального дохода.
Существуют различные
классификации бюджетных
По общественному назначению расходы государства могут быть разделены на следующие группы: экономические расходы; расходы на социальные нужды; расходы на управление; военные расходы; расходы на внешнеэкономическую деятельность; расходы на создание государственных запасов и резервов.
Каждый из этих видов расходов присутствуют в бюджете любого государства, а по выделяемым объемам государственного финансирования можно говорить о приоритетах государственного экономического и социального развития.
Экономические расходы используются с целью государственного регулирования экономики и направлены в сферу производства. По их величине можно судить о степени государственного вмешательства в экономические процессы. В соответствии с бюджетной классификацией расходы на государственное регулирование экономики рассматриваются по функциональному и отраслевому признаку и осуществляются практически во всех сферах и отраслях производства. Почти во всех бюджетах предусматривается государственная поддержка нерентабельных, но имеющих социальную значимость производств: городское благоустройство, сельское хозяйство, железнодорожный транспорт, связь, угольная промышленность, традиционные виды национальных промыслов. В странах, вступивших на путь рыночных реформ, за счет данных видов расходов может осуществляться дотирование цен на социально важную продукцию, общественный транспорт, жилищно- коммунальное хозяйство, создание рыночной инфраструктуры и др. Большое значение имеет выделение расходов на научно-исследовательские разработки и программы.
Расходы на социальные
нужды предусматривают в
Расходы на управление обеспечивают основную функцию государства- управление- и предусматривают обеспечение содержания органов государственного и муниципального управления, правопорядка, судебной власти. Большое значение уделяется расходам на содержание и обслуживание внутреннего и внешнего государственного долга. Он возникает при использовании государственных долговых обязательств для покрытия бюджетного дефицита за счет внешних и внутренних источников финансирования.
Военные расходы включают
расходы на национальную оборону
и относятся к важнейшим
Расходы на внешнеэкономическую
деятельность предусматривают осуществление
мероприятий и финансирование программ
по межгосударственному
Расходы на создание государственных запасов и резервов создаются на случай непредвиденных обстоятельств, стихийных и военных бедствий, являются обязательной статьей расходов государственного бюджета. [ 6, с.73]
3.2 Расходы местного бюджета
Расходы местных бюджетов во многом зависят от бюджетной политики, проводимой в государстве, от степени децентрализации управления социальной сферой. Все это является решающим фактором, влияющим на объем финансовых ресурсов, проходящих по каналам местных бюджетов, на их удельный вес в общегосударственных бюджетных расходах.
Местные Советы депутатов самостоятельно в пределах своих полномочий определяют направления использования средств местных бюджетов, за исключением переданных им из вышестоящего бюджета финансовых ресурсов, имеющих целевое назначение.
В составе местных бюджетов образуются резервные и целевые бюджетные фонды, размеры которых определяются соответствующими местными Советами депутатов.
Местные исполнительные и распорядительные органы могут вкладывать имеющиеся у них временно свободные денежные средства в хозяйственную деятельность, ценные бумаги, иную инвестиционную деятельность, в том числе использовать на выдачу займов и ссуд юридическим лицам в порядке, установленном законодательством Республики Беларусь.
В местных бюджетах предусматриваются суммы, необходимые для возврата заемных средств и выплаты процентов по ним.[9,ст.33]
1. Из бюджетов базового уровня могут финансироваться следующие функциональные виды расходов:
1.1. общегосударственная деятельность:
1.11. национальная оборона:
1.2. судебная власть, правоохранительная деятельность и обеспечение безопасности: