Государственный бюджет и его роль в формировании и использовании финансовых ресурсов государства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Октября 2013 в 17:50, курсовая работа

Описание работы

Объектом исследования является бюджетная система Республики Беларусь.
Предмет курсовой работы – бюджет страны.
Цель работы – изучить понятие, принципы и структуру бюджета, а также проанализировать бюджетную систему Республики Беларусь.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………4
1.Сущность бюджета как инструмента перераспределения финансовых ресурсов……………………………………………………………………….5
1.1Сущность и функции государственного и местного бюджета…………5
1.2Бюджетное устройство и бюджетная система…………………………...8
1.3Бюджетный процесс в Республике Беларусь……………………………11
1.4Бюджетный дефицит……………………………………………………...14
2.Роль государственного бюджета в формировании финансовых ресурсов государства……………………………………………………………………17
2.1Состав и структура доходов государственного бюджета………..........17
2.2Доходы местных бюджетов………………………………………………19
3.Роль государственного бюджета в использовании финансовых ресурсов………………………………………………………………………..21
3.1Расходы государственного бюджета…………………………………..…21
3.2Расходы местного бюджета...........................................................................23
Заключение…………………………………………………………………….29
Список использованных источников…………………………………………30

Файлы: 1 файл

курсовая по теории финансов.docx

— 91.52 Кб (Скачать файл)

Расходы государственного бюджета  представляют собой процесс выделения  и использования финансовых ресурсов, аккумулированных в бюджетах всех уровней бюджетной системы. [6,с.71]

 

2.2 Доходы местных бюджетов

 

Доходы местных бюджетов формируются за счет местных налогов  и сборов, неналоговых доходов, поступлений  из вышестоящих бюджетов и займов. Соотношение между этими источниками  зависит от функций, возложенных  на местные органы управления, от потенциальных  возможностей получения ими местных  налогов, а так же возможностей вышестоящих  органов власти оказывать финансовую помощь территориям. Международный  опыт свидетельствует о том, что  более экономически развитых странах доля доходов региональных бюджетов в общем объеме ресурсов государства выше.

Налоги являются главным  источником доходов местных бюджетов. В соответствии с налоговым законодательством  каждой страны они закреплены за отдельными  видами региональных бюджетов. Ставки по этим налогам устанавливаются, как правило, местными органами власти.

Различают три основные группы местных налогов.

    1. Местные прямые и косвенные налоги. Широко распространенными прямыми местными налогами являются поимущественные, промысловые, поземельные и налоги на автомобили. К местным косвенным налогам относятся налоги на покупки, акцизы на бензин, табак, спиртные напитки, потребление электричества и газа.
    2. Вторую группу местных налогов можно назвать налогами, которые взимаются ка надбавки к общегосударственным налогам или как отчисления от них. Эти налоги устанавливаются в определенном проценте к государственным, собираемым на территории местных органов власти.
    3. Прочие местные налоги составляют особую группу местных налогов. Это налоги на зрелища, собак, занятие торговлей, на владение транспортными средствами, на выдачу лицензий. Как правило эти налоги большого значения не имеют для доходов местных бюджетов.

Определенное место в  формировании местных бюджетов занимают и неналоговые доходы. К ним  относятся доходы от собственности, управляемой местными органами власти, от сдачи в аренду или продажи земли, лесных массивов, доходы от эксплуатации водоемов, коммунальных предприятий, от поступления судебных пошлин, штрафов, различных сборов.

В ряде стран устанавливают  дополнительные налоги на вывоз мусора, на потребление энергии и т.п. Неналоговые доходы занимают скромное место в общих доходах местных  бюджетов. Их удельный вес в разных странах колеблется от 10 до 30% общих  доходов.

Важным источником доходов  местных бюджетов являются субсидии. Их удельный вес в доходах местных  бюджетов в разных странах составляет 20-40%. Субсидии служат особой формой связи- финансовой и экономической- между отдельными звеньями бюджетной системы и по  существу определяют направление финансовой деятельности местных органов власти, что позволяет обеспечивать контроль со стороны центрального правительства за местными органами управления.

По своей экономической  сущности субсидии близки к налоговым  источникам, т.к. в их основе лежат  налоги, поступившие в распоряжение центрального правительства и переданные в порядке перераспределения  доходов в местные бюджеты. Субсидии подразделяются на субсидии общего и  целевого назначения.

Субсидии общего назначения (или дотации) предоставляются для  покрытия дефицита местных бюджетов. Они дают местным органам управления определенную свободу  в использовании  средств, содержат меньшее количество регулирующих и ограничивающих установок  использования ресурсов.

Субсидии целевого назначения (субвенции) предоставляются местным  органам управления на финансирование определенных программ или проектов.

Постоянная нехватка собственных  доходов для финансирования текущей  деятельности, с одной стороны, и  необходимость обеспечить денежными  средствами мероприятия в области  экономической и социальной инфраструктуры, с другой стороны, вынуждают местные  органы широко использовать и такой  механизм финансирования как займы.[6, с.12]

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Роль государственного бюджета в использовании финансовых ресурсов

 

3.1 Расходы государственного бюджета

 

Расходы бюджета представляют собой затраты, возникающие в  связи с выполнением государством своих функций. Они выражают экономические отношения, связанные с распределением фонда денежных средств государства и его использования по различным направлениям.

Расходы бюджетов определяются программами социально-экономического развития Республики Беларусь и соответствующей  административно-территориальной единицы  и осуществляются по направлениям и  в размерах, установленных законодательством  Республики Беларусь и решениями  местных Советов депутатов о  бюджете на очередной финансовый (бюджетный) год.

В бюджете на очередной  финансовый (бюджетный) год в соответствии с принятыми ранее обязательствами  предусматриваются в полном объеме ассигнования на выплату процентов  по государственному долгу, погашение  имеющейся в республиканском  бюджете на данный год задолженности  по государственному долгу прошлых  лет с наступившим сроком уплаты, а также ассигнования для исполнения обязательств по выданным Правительством Республики Беларусь гарантиям.

В составе республиканского и местных бюджетов создаются  резервные и целевые бюджетные  фонды, средства которых используются по целевому назначению на осуществление  социальных, экологических и других программ, ликвидацию последствий стихийных  бедствий и проведение других мероприятий, которые не могли быть предусмотрены  при утверждении бюджетов. Порядок  формирования этих фондов и их размеры  определяются при утверждении бюджетов на очередной финансовый (бюджетный) год.[12, ст.14]

Специфика общественного  назначения бюджетных расходов состоит  в обеспечении финансирования государственной  деятельности: экономической, управленческой, социальной и других функций государства. Структура расходов государственного бюджета, из содержание формируются под воздействием множества фактора. Важнейшим из них являются уровень развития производительных сил и производственных отношений, конкретная экономическая и социальная ситуация. Существенное влияние оказывает финансовая политика государства, выбранные приоритеты развития общества и методы реализации намечаемых задач. Общим для расходов бюджетов всех стран является их главное назначение- обеспечить выполнение государством его внутренних и внешних функций.

Расходы государства могут  производиться в виде финансирования отдельных учреждений и мероприятий  и путем предоставления ссуд и  кредитов. Основным видом осуществления  бюджетных расходов остается бюджетное финансирование, т.е. безвозмездное и безвозвратное предоставление денежных средств из бюджета определенного уровня для осуществления государственной деятельности. Безвозмездность и безвозвратность финансирования является его основными признаками, отличающими от выделения ссуд и кредитов. Принцип безвозмездности и безвозвратности бюджетного финансирования предполагает, что выделяемые на общегосударственные цели и нужды средства не нуждаются в обязательном их возмещении. Однако это не означает отсутствие контроля за рациональным использованием средств со стороны государства. Порядок управления бюджетными средствами должен способствовать развитию экономики и культуры, повышению производительности труда и росту национального дохода.

Существуют различные  классификации бюджетных расходов. Наиболее крупную группу представляет деление расходов на внутренние и  внешние расходы государства.

По общественному назначению расходы государства  могут быть разделены на следующие группы: экономические расходы; расходы на социальные нужды; расходы на управление; военные расходы; расходы на внешнеэкономическую деятельность; расходы на создание государственных запасов и резервов.

Каждый из этих видов расходов присутствуют в бюджете любого государства, а по выделяемым объемам государственного финансирования можно говорить о  приоритетах государственного экономического и социального развития.

Экономические расходы используются с целью государственного регулирования экономики и направлены в сферу производства. По их величине можно судить о степени государственного вмешательства в экономические процессы. В соответствии с бюджетной классификацией расходы на государственное регулирование экономики рассматриваются по функциональному и отраслевому признаку и осуществляются практически во всех сферах и отраслях производства. Почти во всех бюджетах  предусматривается государственная поддержка нерентабельных, но имеющих социальную значимость производств: городское благоустройство, сельское хозяйство, железнодорожный транспорт, связь, угольная промышленность, традиционные виды национальных промыслов. В странах, вступивших на путь рыночных реформ, за счет данных видов расходов может осуществляться дотирование цен на социально важную продукцию, общественный транспорт, жилищно- коммунальное хозяйство, создание рыночной инфраструктуры и др. Большое значение имеет выделение расходов на научно-исследовательские разработки и программы.

 Расходы на социальные  нужды предусматривают в первую  очередь финансирование сферы  услуг: образование, здравоохранение,  культуру, искусство. Важное значение имеет проводимая государством социальная политика, финансирование социальных учреждений и программ, выделение социальной помощи малоимущим и нетрудоспособным слоям населения. Расходы бюджета на социальные нужды имеют не только социальное, но и экономическое значение, так как представляют важнейшую  часть затрат на воспроизводство рабочей силы, обеспечивают физическое и духовное здоровье нации и служат вложениями в человеческий капитал.

Расходы на управление обеспечивают основную функцию государства- управление- и предусматривают обеспечение содержания органов государственного и муниципального управления, правопорядка, судебной власти. Большое значение уделяется расходам на содержание и обслуживание внутреннего и внешнего государственного долга. Он возникает при использовании государственных долговых обязательств для покрытия бюджетного дефицита за счет внешних и внутренних источников финансирования.

Военные расходы включают расходы на национальную оборону  и относятся к важнейшим государственным  расходам, создающим национальную и  государственную безопасность. К  ним относятся расходы на содержание армии, научно- исследовательские разработки в области обороны, создание и  закупку военной техники и  другие расходы, прямо или косвенно обеспечивающие военную мощь государства.

Расходы на внешнеэкономическую  деятельность предусматривают осуществление  мероприятий и финансирование программ по межгосударственному сотрудничеству: содержание дипломатических представительств, консульств, участие в международных  общественных организациях, выставках, прочих международных мероприятиях, культурных и научных связях. К  внешнеэкономическим расходам также  можно отнести государственную  поддержку экспортеров и расходы  по финансированию внешнеторговых мероприятий.

Расходы на создание государственных  запасов и резервов создаются  на случай непредвиденных обстоятельств, стихийных  и военных бедствий, являются обязательной статьей расходов государственного бюджета. [ 6, с.73]

 

3.2 Расходы местного бюджета

 

Расходы местных бюджетов во многом зависят от бюджетной политики, проводимой в государстве, от степени  децентрализации управления социальной сферой. Все это является решающим фактором, влияющим на объем финансовых ресурсов, проходящих по каналам местных  бюджетов, на их удельный вес в общегосударственных  бюджетных расходах.

Местные Советы депутатов  самостоятельно в пределах своих  полномочий определяют направления  использования средств местных  бюджетов, за исключением переданных им из вышестоящего бюджета финансовых ресурсов, имеющих целевое назначение.

В составе местных бюджетов образуются резервные и целевые  бюджетные фонды, размеры которых  определяются соответствующими местными Советами депутатов.

Местные исполнительные и  распорядительные органы могут вкладывать имеющиеся у них временно свободные  денежные средства в хозяйственную  деятельность, ценные бумаги, иную инвестиционную деятельность, в том числе использовать на выдачу займов и ссуд юридическим  лицам в порядке, установленном  законодательством Республики Беларусь.

В местных бюджетах предусматриваются  суммы, необходимые для возврата заемных средств и выплаты  процентов по ним.[9,ст.33]

1. Из бюджетов базового  уровня могут финансироваться  следующие функциональные виды расходов:

1.1. общегосударственная  деятельность:

  • обеспечение функционирования органов местного управления и самоуправления;
  • обеспечение функционирования районных, городских и зональных архивов, в том числе для хранения документов по личному составу;
  • обеспечение проведения повторных выборов депутатов местных Советов депутатов и местных референдумов, а также другие расходы в соответствии с законодательством;
  • обслуживание долга органов местного управления и самоуправления базового уровня;
  • формирование резервных фондов;
  • материально-техническое обеспечение общественных пунктов охраны порядка необходимыми помещениями, средствами связи, мебелью, иными материально-техническими средствами, оплата коммунальных услуг, услуг связи, эксплуатационных расходов указанных пунктов;
  • мероприятия, направленные на поддержание и дальнейшее развитие инфраструктуры Государственной границы Республики Беларусь и приграничной территории;
  • перечисление взносов ассоциациям местных Советов депутатов;
  • другая деятельность, связанная с осуществлением функций органов местного управления и самоуправления базового уровня;

1.11. национальная оборона:

      • обеспечение мобилизационной подготовки и мобилизации в соответствии с законодательством;
      • расходы на территориальную оборону в соответствии с законодательством;

1.2. судебная власть, правоохранительная  деятельность и обеспечение безопасности:

    • предупреждение и ликвидация последствий чрезвычайных ситуаций;

Информация о работе Государственный бюджет и его роль в формировании и использовании финансовых ресурсов государства