Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Октября 2013 в 17:50, курсовая работа
Объектом исследования является бюджетная система Республики Беларусь.
Предмет курсовой работы – бюджет страны.
Цель работы – изучить понятие, принципы и структуру бюджета, а также проанализировать бюджетную систему Республики Беларусь.
Введение………………………………………………………………………4
1.Сущность бюджета как инструмента перераспределения финансовых ресурсов……………………………………………………………………….5
1.1Сущность и функции государственного и местного бюджета…………5
1.2Бюджетное устройство и бюджетная система…………………………...8
1.3Бюджетный процесс в Республике Беларусь……………………………11
1.4Бюджетный дефицит……………………………………………………...14
2.Роль государственного бюджета в формировании финансовых ресурсов государства……………………………………………………………………17
2.1Состав и структура доходов государственного бюджета………..........17
2.2Доходы местных бюджетов………………………………………………19
3.Роль государственного бюджета в использовании финансовых ресурсов………………………………………………………………………..21
3.1Расходы государственного бюджета…………………………………..…21
3.2Расходы местного бюджета...........................................................................23
Заключение…………………………………………………………………….29
Список использованных источников…………………………………………30
Местные финансы активно вовлекаются в регулирование экономики, стимулирование экономического роста, в реализацию региональных программ, воспроизводство рабочей силы.
Через местные финансы государство активно проводит социальную политику. На основе предоставления местным органам власти средств для их бюджетов осуществляется финансирование муниципального народного образования, здравоохранения, коммунального обслуживания населения.
В соответствии с конституцией и законами местные органы власти ведут свое бюджетное хозяйство самостоятельно и независимо, т.е. несут ответственность за планирование и использование своих бюджетов, а также осуществляют контроль за этими процессами.
Звеньями системы местных
финансов являются местные бюджеты,
специальные фонды местного значения,
финансы предприятий, находящихся
в собственности местных
Главное звено местных финансов- местный бюджет, который включает основные доходы и расходы местных органов власти.
В современных условиях все в большей степени местные органы власти призваны обеспечивать комплексное развитие территорий , пропорциональное развитие производственной и непроизводственной сфер. Значительно возрастает их координационная функция в экономическом и социальном развитии регионов. Указанные факторы вызывают необходимость дальнейшего расширения и укрепления финансовой базы региональных органов власти, решения ряда проблем, связанных с совершенствованием методов формирования и использования финансовых ресурсов регионов.[3,с.9]
Бюджет выполняет следующие функции:
1.2Бюджетное устройство и бюджетная система
Для характеристики бюджетного устройства любого государства требуется оценка его бюджетной системы, организации бюджетного процесса и бюджетных прав. Основу бюджетного устройства современного государства составляют бюджетная система и принципы ее построения.
Бюджетная система представляет собой совокупность отдельных видов и уровней бюджетов, функционирующих на основе экономических отношений и юридический норм.
Бюджетный процесс- это регламентированная нормами права деятельность органов власти и управления по составлению, утверждению и исполнению бюджета.
Бюджетные права регламентируют права участников бюджетного процесса.[1,с.241]
В разных странах мира бюджетная
система имеет свои особенности,
что обусловлено
Как в унитарных, так и в федеративный государствах все уровни бюджетов существуют самостоятельно и не входят своими доходами и расходами в вышестоящие бюджеты. Вместе с тем для определения направлений единой бюджетной политики государства и ее эффективности, выявления общих тенденций в развитии доходной части и направлении государственных расходов бюджеты отдельных регионов включаются в статистический бюджет региона или государства в целом. Такой сводный бюджет носит название консолидированного бюджета. Он представляет собой свод бюджетов нижестоящих уровней и бюджета соответствующего административно- территориального образования, используемого в основном для анализа совокупных финансовых показателей целого региона или государства, а также сбалансирования бюджетов соответствующей территории через регулирование доходных источников.
Консолидированный бюджет позволяет анализировать, оценивать и совершенствовать финансовые отношения между звеньями бюджетной системы и на этой основе более эффективно использовать бюджетные средства, контролировать развитие бюджетной системы, определять соответствие бюджетного механизма проводимой бюджетной политике на конкретном этапе развития государства. Показатели консолидированного бюджета используются для расчета финансовых норм и нормативов, применяемых в бюджетном планировании.
В состав консолидированного
бюджета Республики Беларусь
входят республиканский бюджет,
областные, районные, городские,
сельские и поселковые бюджеты.
Таблица 1.1 -Консолидированный бюджет Республики Беларусь
(в фактически действовавших ценах; миллиардов рублей)
2000 |
2003 |
2004 |
2005 |
2006 |
2007 |
2008 | |
Доходы консолидированного бюджета: |
3181 |
12211 |
22057 |
30825 |
38391 |
48049 |
65663 |
В том числе: государственного бюджета: |
1647 |
6123 |
14260 |
21293 |
28666 |
36235 |
49052 |
местного бюджета: |
1808 |
7293 |
9381 |
12049 |
13904 |
17989 |
23360 |
Расходы консолидированного бюджета: |
3236 |
12795 |
22036 |
31257 |
37256 |
47627 |
63811 |
в том числе государственного бюджета: |
1723 |
6702 |
14320 |
21438 |
27488 |
35909 |
48131 |
Местного бюджета: |
1787 |
7332 |
9172 |
12274 |
13939 |
17826 |
23049 |
Примечание – Источник:[17, с.498]
В условиях интеграции различных
государств и создания единых экономических
пространств могут
Несмотря на большие различия, бюджетные системы государств строятся на общепризнанных принципах: единство бюджетной системы, самостоятельности бюджетов, сбалансированности, реальности (достоверности), гласности, целевого характера расходов, эффективности использования бюджетных средств и др.
Таблица 1.2- Принципы бюджетной системы Республики Беларусь
Принципы бюджетной системы |
Единство |
Полнота |
Реальность |
Гласность |
Самостоятельность всех бюджетов, входящих в бюджетную систему Республики Беларусь |
Примечание – Источник: собственная разработка
Единство бюджетной системы
необходимо для обеспечения единой
финансовой политики. Оно достигается
посредством использования
Принцип реальности (достоверности) бюджета требует соответствия показателей бюджета прогнозным макроэкономическим показателям, их подтверждения достоверными расчетами, учета конкретной политической и экономической ситуации тенденций развития производства. Соблюдение принципа реальности особенно важно в процессе разработки проекта бюджета, отдельных финансовых планов и смет. Практическое вооплащение данный принцип получил в моделировании движения бюджетных ресурсов на текущий год и перспективу. Кроме того, с целью отражения происходящих в обществе процессов в течение бюджетного года делается корректировка ресурсов с учетом изменения макроэкономических показателей и в связи с другими объективными обстоятельствами.
Принцип гласности предполагает,
что бюджеты и отчеты об их исполнении
должны публиковаться в открытой
печати. Формирование доходов бюджета
и определение направлений
1.3Бюджетный процесс в Республике Беларусь
Бюджетный процесс- Регламентированная Конституцией Республики Беларусь, актами президента Республики Беларусь, Законом о бюджете Республики Беларусь и другими нормативными актами деятельность государственных органов по составлению, рассмотрению, утверждению и исполнению бюджета.
Составление бюджета на очередной финансовый (бюджетный) год производится в соответствии с законодательством Республики Беларусь на основании отчетных данных об исполнении бюджета за предыдущий год и определенный период текущего года, прогнозных оценок доходов, параметров прогноза социально- экономического развития Республики Беларусь, государственных и региональных программ в сроки, устанавливаемые правительством Республики Беларусь и местными исполнительными и распорядительными органами.
Республиканский бюджет утверждается законом Республики Беларусь, местные бюджеты- решением местных советов депутатов. Финансовый (бюджетный ) год на территории Республики Беларусь устанавливается с 1 января по 31 декабря календарного года. Счетный период включает финансовый (бюджетный) год и льготный период после его окончания, составляющий один месяц, в течение которого завершаются операции по обязательствам, принятым в период исполнения бюджета за прошедший финансовый (бюджетный) год.
Правительство Республики Беларусь устанавливает для министерства финансов сроки составления расчетных показателей по доходам и расходам консолидированного бюджета Республики Беларусь, республиканского бюджета и консолидированных бюджетов областей и города Минска.
Рассмотрение и утверждение бюджетов и отчетов об их исполнении производятся гласно, за исключением случаев, когда рассматриваются вопросы, отнесенные законодательством Республики Беларусь к категории государственных секретов.[ 6,с.64]
Проекты республиканского бюджета,
бюджетов областей и г. Минска служат
основой проекта
При необходимости внести изменения и дополнения в законодательные акты, регулирующие порядок налогообложения, Глава государства направляет проекты соответствующих законов в Национальное собрание Республики Беларусь до внесения проекта Закона о бюджете либо одновременно с этим проектом. В соответствии с Конституцией Республики Беларусь проект Закона о бюджете на очередной финансовый год рассматривается Национальным собранием по представлению Президентом Республики Беларусь.
Местные бюджеты утверждаются
решениями местных Советов
Закон о бюджете Республики Беларусь и решения местных Советов депутатов об утверждении соответствующих бюджетов должны быть приняты до 1 января очередного бюджетного года. В случае неутверждения республиканского и местных бюджетов до начала бюджетного года Правительство Республики Беларусь и местные исполнительные и распорядительные органы имеют право в течение каждого месяца до утверждения соответствующих бюджетов расходовать средства в размере одной трети плановых ассигнований 4 квартала предыдущего бюджетного года в пределах поступающих доходов.
Утвержденный бюджет Республики Беларусь становится законом и принимается к исполнению.
Главное государственное казначейство организует исполнение республиканского бюджета Республики Беларусь и управление государственными финансовыми ресурсами, находящимися на счетах казначейства, составляет отчет об исполнении республиканского и консолидированного бюджетов за истекший год.
Территориальные органы казначейства осуществляют учет операций по движению средств республиканского бюджета на счетах органов казначейства, обслуживающих соответствующий регион, передают вышестоящим органам информацию об исполнении доходов и расходов республиканского бюджета по данной территории. Они контролируют своевременность совершения операций со средствами республиканского бюджета и их целевое использование.
Концентрация финансовых ресурсов государства на едином счете казначейства создала более широкие возможности для маневрирования ими, позволила ускорить расчеты, принципиально изменить процедуру исполнения бюджета.
Механизм исполнения бюджета через систему казначейства обеспечивает финансирование расходов министерств, ведомств и их подведомственных учреждений с единого казначейского счета. Средства перечисляются непосредственно в адрес поставщиков товаров и услуг для бюджетного сектора, минуя зачисление на счета распорядителей средств.[1,с.256]
Важной составляющей в
бюджетном процессе является исполнение
бюджета. Оно включает получение
утвержденных доходов, главным образом
налоговых и неналоговых
Исполнить бюджет по доходам- это значит мобилизовать все предусмотренный законодательством ресурсы : налоги, сборы, неналоговые платежи и отчисления и распределить их по уровням бюджетной системы.