Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Октября 2013 в 17:50, курсовая работа
Объектом исследования является бюджетная система Республики Беларусь.
Предмет курсовой работы – бюджет страны.
Цель работы – изучить понятие, принципы и структуру бюджета, а также проанализировать бюджетную систему Республики Беларусь.
Введение………………………………………………………………………4
1.Сущность бюджета как инструмента перераспределения финансовых ресурсов……………………………………………………………………….5
1.1Сущность и функции государственного и местного бюджета…………5
1.2Бюджетное устройство и бюджетная система…………………………...8
1.3Бюджетный процесс в Республике Беларусь……………………………11
1.4Бюджетный дефицит……………………………………………………...14
2.Роль государственного бюджета в формировании финансовых ресурсов государства……………………………………………………………………17
2.1Состав и структура доходов государственного бюджета………..........17
2.2Доходы местных бюджетов………………………………………………19
3.Роль государственного бюджета в использовании финансовых ресурсов………………………………………………………………………..21
3.1Расходы государственного бюджета…………………………………..…21
3.2Расходы местного бюджета...........................................................................23
Заключение…………………………………………………………………….29
Список использованных источников…………………………………………30
Исполнение бюджета по доходам предусматривает:
Исполнить бюджет по расходам- это значит эффективно осуществить финансирование учреждений и мероприятий в соответствии с бюджетным законодательством.
Правительство Республики Беларусь,
местные исполнительные и распорядительные
органы обеспечивают исполнение соответствующих
бюджетов. Исполнение республиканского
и местного бюджетов осуществляется
на основании Закона о бюджете
Республики Беларусь на очередной финансовый
(бюджетный) год, иных нормативных актов
Республики Беларусь и решений местных
Советов депутатов в
Право юридических лиц на расходование бюджетных ассигнований, предусмотренных в сметах текущего финансового (бюджетного ) года, прекращается по окончанию сметного периода, после чего остатки неиспользованных бюджетных ассигнований на счетах закрываются Министерством финансов и соответствующими местными финансовыми органами и используются для финансирования расходов соответствующих бюджетов в очередном финансовом (бюджетном) году.[6, с.68]
1.4 Бюджетный дефицит
Бюджетный дефицит- сумма , на которую за данный год расходы правительства превышают его доходы. В зависимости от причины образования различают структурный и циклический бюджетные дефициты. Если правительство сознательно закладывает в госбюджет превышение расходов над доходами, то образуется структурный бюджетный дефицит. Т. е. он возникает в результате его планирования в связи с выполнением определенных социально-экономических программ. Покрытие структурного бюджетного дефицита происходит главным образом за счет внутреннего финансирования: кредитов национального банка, выпуска государственных ценных бумаг и т. д. [2, с. 576]
Рассмотрим причины бюджетного дефицита.
.Если в ходе выполнения
госбюджета образуется
Уровень бюджетного дефицита определяется отношением абсолютной величины дефицита к объему бюджета по расходам или объему ВВП. Финансовое положение страны в целом считается нормальным, если уровень бюджетного дефицита не превышает 2 – 3% ВВП.
Основными методами покрытия
бюджетного дефицита являются увеличение
собственных источников покрытия (налоговые
поступления либо денежная эмиссия)
или привлечение заемных
Увеличение налоговой нагрузки приводит к сокращению производства, перетоку капитала за границу. Выпуск государственных займов наряду с ростом государственного долга влечет за собой сокращение совокупного потребительского спроса со стороны лиц- покупателей займов, отвлечение крупных средств от производственного использования. Что же касается эмиссии денежных средств, то она еще больше усиливает присущую современному периоду развития экономики инфляцию, ухудшает состояние денежного обращения, приводит к тяжелым последствиям в сфере экономики и социальных отношений.
Правительство Республики Беларусь, местные исполнительные и распорядительные органы обязаны принимать меры по обеспечению сбалансированности соответствующих бюджетов и в процессе их исполнения производить расходы в пределах поступающих доходов. Предельные размеры дефицита республиканского бюджета, бюджетов областей и г. Минска устанавливаются Законом о бюджете Республики Беларусь на очередной финансовый (бюджетный) год. Предельные размеры дефицита бюджетов районов и городов областного подчинения определяются решениями вышестоящих местных Советов депутатов. Предельный размер дефицита республиканского бюджета устанавливается в абсолютной величине или процентах валового внутреннего продукта, местных бюджетов- в абсолютной величине или процентах объема расходов бюджета.
Источники финансирования дефицита республиканского бюджета утверждаются Законом о бюджете Республики Беларусь на очередной финансовый (бюджетный) год, местных бюджетов- решениями соответствующих Советов депутатов.
Для сбалансированности доходов и расходов местных бюджетов могут выделяться дотации из вышестоящих бюджетов.
При наличии дефицита бюджета первоочередному финансированию подлежат защищенные статьи бюджета. Защищенные статьи определяются ежегодно в Законе о бюджете и включают в себя наиболее социально важные расходы: трансферты населению, заработную плату, расходы на приобретение медикаментов и питание, расходы по содержанию и обслуживанию государственного долга и некоторые другие.
Если в процессе исполнения бюджета происходит превышение предельного размера дефицита бюджета или снижение поступлений по доходам бюджета более чем на 10 % запланированного уровня, то применяются секвестр расходов по незащищенным статьям бюджета или блокирование по отдельным статьям его расходов. В таких случаях секвестр или блокирование применяются для республиканского бюджета в порядке, установленном Законом о бюджете Республики Беларусь на очередной финансовый (бюджетный) год, для местных бюджетов-решениями местных Советов депутатов.
Принятые в ходе исполнения бюджета решения, приводящие к уменьшению доходов или увеличению расходов, должны определять источники финансирования и предусматривать меры по компенсации потерь доходов бюджета. Не допускается принятие решений, ведущих к образованию дефицита бюджета или увеличению его размера по отношению к утвержденному.
Превышение доходов над
расходами бюджета составляет профицит
бюджета. Решения об использовании
профицита бюджета принимаются
Президентом Республики Беларусь или
по его поручению правительством
Республики Беларусь, местными исполнительными
и распорядительными органами в
порядке, установленном
Одной из основных задач
бюджетной политики Республики Беларусь
на предстоящие годы является сокращение
бюджетного дефицита до уровня, не превышающего
1 % ВВП. С этой целью будет Продолжена
работа по формированию необходимых
условий для привлечения
Существуют три основных способа финансирования дефицита бюджета:
1) монетизация бюджетного дефицита (эмиссия, расширения кредитов и т.д.);
2) внешнее долговое
3) внутреннее долговое финансирование.[13,с 16]
2. Роль государственного бюджета в формировании финансовых ресурсов государства
2.1 Состав и структура доходов государственного бюджета
Доходы государственного
бюджета выражают экономические
отношения предприятий, организаций
и граждан с государством по поводу
формирования бюджетного фонда страны.
Материальным содержанием этих отношений
выступают денежные средства, поступающие
в безвозвратном и
Доходы бюджетов образуются за счет налогов и неналоговых платежей. В странах с развитой рыночной экономикой, а также формирующих рыночные механизмы основными доходными источниками бюджета являются налоги и сборы.
Формы и методы образования доходов изменяются под воздействием многих объективных и субъективных факторов, среди которых особое влияние оказывает уровень развития производительных сил, производственных отношений и финансовой науки. Основными источниками формирования бюджета являются:
В соответствии с бюджетной классификацией все виды бюджетных доходов делятся на три основные группы: налоговые и неналоговые платежи и отчисления в социальные фонды.
Налоговые платежи являются
основными источниками
Получение налоговых доходов отражает односторонние безвозмездные операции сектора государственного управления. В процессе таких операций связи между обязательствами налогоплательщика и получения им товаров и услуг от государства не существует. Налоговые доходы, как и все доходные источники бюджета, делятся на текущие и капитальные налоговые доходы. Текущие налоговые доходы включают все доходные невозвратные поступления в бюджет, представленные безвозмездными потоками денежных средств, поступающими в сектор государственного управления от осуществления текущей хозяйственной деятельности или получения личного дохода налогоплательщиками. К капитальным налоговым доходам относятся налоги на капитальные активы, взимаемые нерегулярно и со значительными временными интервалами.
Налоговые доходы также классифицируются в зависимости от объекта обложения или в соответствии с источниками возникновения налоговых обязательств. Объектом обложения могут выступать: имущество, прибыль, стоимость реализованных товаров (выполненных работ, оказанных услуг), иное экономическое обоснование, имеющее стоимостную, количественную или физическую характеристики, наличием которого у налогоплательщика законодательство о налогах и сборах предусматривает возникновение обязанности по уплате налога.
В зависимости от объекта
обложения бюджетная
Одним из видов доходов консолидированного бюджета являются неналоговые доходы. Неналоговые платежи- альтернативные источники формирования доходов бюджета. Они отражают место государства как субъекта хозяйствования в системе экономических отношений, возможность его полноценного участия наравне с прочими субъектами при реализации объектов государственной собственности, при оказании государственными органами услуг. Неналоговые платежи классифицируются по характеру поступления в бюджет и включают в первую очередь возмездные операции от прямого предоставления государством услуг и продажи товаров. К ним можно отнести доходы от предпринимательской деятельности, поступления от продажи товаров и услуг и случайных продаж, кассовую прибыль или проценты, получаемые от национального банка и органов денежно- кредитного регулирования в виде эмиссионного дохода. Кроме возмездных поступлений к неналоговым платежам относятся безвозмездные поступления в виде штрафов, санкций и различного рода конфискантов, а также все добровольные невозвратные текущие поступления в бюджет из негосударственных источников от физических и юридических лиц. В эту группу входят также поступления от продажи бывших в употреблении товаров, отходов и лома.
Неналоговые платежи по характеру воспроизводства делятся на текущие и капитальные. К текущим неналоговым доходам относятся возмездные, невозвратные платежи в бюджет. Капитальные неналоговые доходы и обязательные платежи представлены двумя группами: доходами от реализации государственного имущества, акций и продажи нематериальных активов, а так же доходами от реализации государственных резервов. Первая группа объединяет различные виды доходов, образующихся в результате разгосударствления и приватизации государственных предприятий, средств от продажи принадлежащих государству акций, прочие поступления от приватизации государственного имущества и реализации нематериальных активов (патентов, лицензий, авторских прав, товарных знаков и других активов).