Государственный бюджет и его роль в формировании и использовании финансовых ресурсов государства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Октября 2013 в 17:50, курсовая работа

Описание работы

Объектом исследования является бюджетная система Республики Беларусь.
Предмет курсовой работы – бюджет страны.
Цель работы – изучить понятие, принципы и структуру бюджета, а также проанализировать бюджетную систему Республики Беларусь.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………4
1.Сущность бюджета как инструмента перераспределения финансовых ресурсов……………………………………………………………………….5
1.1Сущность и функции государственного и местного бюджета…………5
1.2Бюджетное устройство и бюджетная система…………………………...8
1.3Бюджетный процесс в Республике Беларусь……………………………11
1.4Бюджетный дефицит……………………………………………………...14
2.Роль государственного бюджета в формировании финансовых ресурсов государства……………………………………………………………………17
2.1Состав и структура доходов государственного бюджета………..........17
2.2Доходы местных бюджетов………………………………………………19
3.Роль государственного бюджета в использовании финансовых ресурсов………………………………………………………………………..21
3.1Расходы государственного бюджета…………………………………..…21
3.2Расходы местного бюджета...........................................................................23
Заключение…………………………………………………………………….29
Список использованных источников…………………………………………30

Файлы: 1 файл

курсовая по теории финансов.docx

— 91.52 Кб (Скачать файл)

Исполнение бюджета по доходам предусматривает:

    • перечисление и зачисление доходов на единый счет бюджета;
    • распределение в соответствии с утвержденным бюджетом  регулирующих доходов;
    • возврат излишне уплаченных в бюджет сумм доходов;
    • учет доходов бюджета и составление отчетности о доходах соответствующего бюджета.

Исполнить бюджет по расходам- это значит эффективно осуществить финансирование учреждений и мероприятий в соответствии с бюджетным законодательством.

Правительство Республики Беларусь, местные исполнительные и распорядительные органы обеспечивают исполнение соответствующих  бюджетов. Исполнение республиканского и местного бюджетов осуществляется на основании Закона о бюджете  Республики Беларусь на очередной финансовый (бюджетный) год, иных нормативных актов  Республики Беларусь и решений местных  Советов депутатов в соответствии с бюджетной росписью республиканского и местного бюджета, утвержденного  в порядке, установленном законодательством  Республики Беларусь.

Право юридических лиц  на расходование бюджетных ассигнований, предусмотренных в сметах текущего финансового (бюджетного ) года, прекращается по окончанию сметного периода, после чего остатки неиспользованных бюджетных ассигнований на счетах закрываются Министерством финансов и соответствующими местными финансовыми органами и используются для финансирования расходов соответствующих бюджетов в очередном финансовом (бюджетном) году.[6, с.68]

 

1.4 Бюджетный дефицит

 

Бюджетный дефицит- сумма , на которую за данный год расходы правительства превышают его доходы. В зависимости от причины образования различают структурный и циклический бюджетные дефициты. Если правительство сознательно закладывает в госбюджет превышение расходов над доходами, то образуется структурный бюджетный дефицит. Т. е. он возникает в результате его планирования в связи с выполнением определенных социально-экономических программ. Покрытие структурного бюджетного дефицита происходит главным образом за счет внутреннего финансирования: кредитов национального банка, выпуска государственных ценных бумаг и т. д. [2, с. 576]

Рассмотрим причины бюджетного дефицита.

    • Низкий уровень доходов в стране. Поскольку налоги устанавливаются пропорционально доходам, то уменьшение налоговых поступлений следствие понижения доходов при относительно постоянной величине государственных (государственных закупок и социальных выплат) ведет к росту бюджетного дефицита. Следовательно, спады деловой активности вызывают увеличение дефицита госбюджета.
    • Рост государственных закупок. Хотя увеличение закупок повышает уровень доходов и, соответственно, налогов, однако сумма налоговых поступлений всегда оказывается меньше, чем прирост закупок.
    • Превышение сбережений над инвестициями. Бюджетный дефицит зависит от разницы между сбережениями и инвестициями. Данная зависимость обусловлена ролью государственных расходов и налогов в кругообороте товаров и доходов. Сумма утечки денежных средств из кругооборота равна сумме денежных притоков. [4, с. 429]

 

.Если в ходе выполнения  госбюджета образуется положительное  сальдо между реально наблюдаемым  и структурным бюджетными дефицитами, то возникает циклический бюджетный  дефицит. Причина его образования – изменения в промышленном цикле. Он образуется в результате падения деловой активности и, как следствие, сокращения налоговых поступлений. В результате происходит, с одной стороны, недопроизводство и недопоступление в госбюджет; с другой – рост выплат и пособий по безработице и другим социальным программам. [2 с. 577]

Уровень бюджетного дефицита определяется отношением абсолютной величины дефицита к объему бюджета по расходам или объему ВВП. Финансовое положение  страны в целом считается нормальным, если уровень бюджетного дефицита не превышает 2 – 3% ВВП.

Основными методами покрытия бюджетного дефицита являются увеличение собственных источников покрытия (налоговые  поступления либо денежная эмиссия) или привлечение заемных средств: кредитов Национального банка, облигационных  займов, иностранных кредитов и др.

Увеличение налоговой  нагрузки приводит к сокращению производства, перетоку капитала за границу. Выпуск государственных займов наряду с ростом государственного долга влечет за собой сокращение совокупного потребительского спроса со стороны лиц- покупателей займов, отвлечение крупных средств от производственного использования. Что же касается эмиссии денежных средств, то она еще больше усиливает присущую современному периоду развития экономики инфляцию, ухудшает состояние денежного обращения, приводит к тяжелым последствиям в сфере экономики и социальных отношений.

Правительство Республики Беларусь, местные исполнительные и распорядительные органы обязаны принимать меры по обеспечению сбалансированности соответствующих  бюджетов и в процессе их исполнения производить расходы в  пределах поступающих доходов. Предельные размеры  дефицита республиканского бюджета, бюджетов областей и г. Минска устанавливаются  Законом о бюджете Республики Беларусь на очередной финансовый (бюджетный) год. Предельные размеры дефицита бюджетов районов и городов областного подчинения определяются решениями  вышестоящих местных Советов  депутатов. Предельный размер дефицита республиканского бюджета устанавливается  в абсолютной величине или процентах  валового внутреннего продукта, местных  бюджетов- в абсолютной величине или процентах объема расходов бюджета.

Источники финансирования дефицита республиканского бюджета утверждаются Законом о бюджете Республики Беларусь на очередной финансовый (бюджетный) год, местных бюджетов- решениями соответствующих Советов депутатов.

Для сбалансированности доходов  и расходов местных бюджетов могут  выделяться дотации из вышестоящих  бюджетов.

При наличии дефицита бюджета  первоочередному финансированию подлежат защищенные статьи бюджета.  Защищенные статьи определяются ежегодно в Законе о бюджете и включают в себя наиболее социально важные расходы: трансферты населению, заработную плату, расходы на приобретение медикаментов и питание, расходы по содержанию и обслуживанию государственного долга  и некоторые другие.

Если в процессе исполнения бюджета происходит превышение предельного  размера дефицита бюджета или  снижение поступлений по доходам  бюджета более чем на 10 % запланированного уровня, то применяются секвестр расходов по незащищенным статьям бюджета  или блокирование по отдельным статьям  его расходов. В таких случаях  секвестр или блокирование применяются  для республиканского бюджета  в  порядке, установленном Законом  о бюджете Республики Беларусь на очередной финансовый (бюджетный) год, для местных бюджетов-решениями местных Советов депутатов.

Принятые в ходе исполнения бюджета решения, приводящие к уменьшению доходов или увеличению расходов, должны определять источники финансирования и предусматривать меры по компенсации  потерь доходов бюджета. Не допускается  принятие решений, ведущих к образованию  дефицита бюджета или увеличению его размера по отношению к утвержденному.

Превышение доходов над  расходами бюджета составляет профицит бюджета. Решения об использовании  профицита бюджета принимаются  Президентом Республики Беларусь или  по его поручению правительством Республики Беларусь, местными исполнительными  и распорядительными органами в  порядке, установленном законодательством  Республики Беларусь.

Одной  из основных задач  бюджетной политики Республики Беларусь на предстоящие годы является сокращение бюджетного дефицита до уровня, не превышающего 1 % ВВП. С этой целью будет Продолжена работа по формированию необходимых  условий для привлечения внешних  источников для финансирования дефицита республиканского бюджета. Однако превалирующую  роль в финансировании дефицита будут  играть внутренние источники: государственные  ценные бумаги и поступления от приватизации государственного имущества. В связи  с увеличением выпуска государственных  ценных бумаг ставится задача повышения эффективности размещения ценных бумаг правительства и их инвестиционной привлекательности.

Существуют три основных способа финансирования дефицита бюджета:

1) монетизация бюджетного  дефицита (эмиссия, расширения кредитов  и т.д.);

2) внешнее долговое финансирование (например, получение безвозмездных  субсидий из-за рубежа или льготных  займов по низким ставкам с  длительными сроками погашения);

3) внутреннее долговое  финансирование.[13,с 16]

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Роль государственного бюджета в формировании финансовых ресурсов государства

 

 

2.1 Состав и структура  доходов  государственного бюджета

 

Доходы государственного бюджета выражают экономические  отношения предприятий, организаций  и граждан с государством по поводу формирования бюджетного фонда страны. Материальным содержанием этих отношений  выступают денежные средства, поступающие  в безвозвратном и безвозмездном  порядке в распоряжение органов  государственной власти.

Доходы бюджетов образуются за счет налогов и неналоговых  платежей. В странах с развитой рыночной экономикой, а также формирующих  рыночные механизмы основными доходными  источниками бюджета являются налоги и сборы.

Формы  и  методы образования  доходов изменяются под воздействием многих объективных и субъективных факторов, среди которых особое влияние  оказывает уровень развития производительных сил, производственных отношений и  финансовой науки. Основными источниками  формирования бюджета являются:

    • государственное имущество, общегосударственные ресурсы, за пользование которыми могут взиматься, вноситься определенные взносы;
    • обязательные платежи физических и юридических лиц, взимаемых в виде различных налоговых платежей и сборов;
    • привлеченные ресурсы в форме государственных займов, доходов от реализации ценных бумаг  и т.д.

 

В соответствии с бюджетной  классификацией все виды бюджетных  доходов делятся на три основные группы: налоговые и неналоговые  платежи  и отчисления в социальные фонды.

Налоговые платежи являются основными источниками формирования бюджета Республики Беларусь. Под налогами понимаются обязательные безвозмездные и безвозвратные платежи в бюджет, взимаемые органами государственного управления в соответствии с налоговым и таможенным законодательством Республики Беларусь. Поступления от налогов включают также любое взимание с юридических и физических лиц в индивидуальном порядке сборов (пошлин) в связи с оказанием государственными органами юридических услуг.

Получение налоговых доходов  отражает односторонние безвозмездные  операции сектора государственного управления. В процессе таких операций связи между обязательствами  налогоплательщика и получения  им товаров и услуг от государства не существует. Налоговые доходы, как и все доходные источники бюджета, делятся на текущие и капитальные налоговые доходы. Текущие налоговые доходы включают все доходные невозвратные поступления в бюджет, представленные безвозмездными потоками денежных средств, поступающими в сектор государственного управления от осуществления текущей  хозяйственной деятельности или получения личного дохода налогоплательщиками. К капитальным налоговым доходам относятся налоги на капитальные активы, взимаемые нерегулярно и со значительными временными интервалами.

 Налоговые доходы также классифицируются в зависимости от объекта обложения или в соответствии с источниками возникновения налоговых обязательств. Объектом обложения могут выступать: имущество, прибыль, стоимость реализованных товаров (выполненных работ, оказанных услуг), иное экономическое обоснование, имеющее стоимостную, количественную или физическую характеристики, наличием которого у налогоплательщика законодательство о налогах и сборах предусматривает возникновение обязанности по уплате налога.

В зависимости от объекта  обложения бюджетная классификация  определяет следующие виды налоговых  платежей:

    • прямые налоги на доходы, прибыль и прирост капитала;
    • налоги, взимаемые с фонда оплаты труда;
    • внутренние налоги на товары и услуги;
    • налоги на собственность (налоги на имущество);
    • доходы от внешней торговли и внешнеэкономических операций;
    • прочие налоги, сборы и пошлины.

Одним из видов доходов  консолидированного бюджета являются неналоговые доходы. Неналоговые  платежи- альтернативные источники формирования доходов бюджета. Они отражают место государства как субъекта хозяйствования в системе экономических отношений, возможность его полноценного участия наравне с прочими субъектами при реализации объектов государственной собственности, при оказании государственными органами услуг. Неналоговые платежи классифицируются по характеру поступления в бюджет и включают в первую очередь возмездные операции от прямого предоставления государством услуг и продажи товаров. К ним можно отнести доходы от предпринимательской деятельности, поступления от продажи товаров и услуг и случайных продаж, кассовую прибыль или проценты, получаемые от национального банка и органов денежно- кредитного регулирования в виде эмиссионного дохода. Кроме возмездных поступлений к неналоговым платежам относятся безвозмездные поступления в виде штрафов, санкций и различного рода конфискантов, а также все добровольные невозвратные текущие поступления в бюджет из негосударственных источников от физических и юридических лиц. В эту группу входят также поступления от продажи бывших в употреблении товаров, отходов и лома.

Неналоговые платежи по характеру  воспроизводства делятся на текущие и капитальные. К текущим неналоговым доходам относятся возмездные, невозвратные платежи в бюджет. Капитальные неналоговые доходы и обязательные платежи представлены двумя группами: доходами от реализации государственного имущества, акций и продажи нематериальных активов, а так же доходами от реализации государственных резервов. Первая группа объединяет различные виды доходов, образующихся в результате разгосударствления и приватизации государственных предприятий, средств от продажи принадлежащих государству акций, прочие поступления от приватизации государственного имущества и реализации нематериальных активов (патентов, лицензий, авторских прав, товарных знаков и других активов).

Информация о работе Государственный бюджет и его роль в формировании и использовании финансовых ресурсов государства