Государственный бюджет как финансовая категория и инструмент управления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Января 2013 в 17:33, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является рассмотрение государственного бюджета, как важнейшего элемента финансовой системы страны, выражающего экономические отношения в обществе.
Основными задачами настоящей курсовой работы являются:
- раскрытие содержания государственного бюджета как экономической категории, его функций;
- рассмотрение источников формирования и направлений расходования средств государственного бюджета;

Содержание работы

Введение............................................................................…………………….
1 Экономическая сущность и роль государственного бюджета…………….
1.1 Государственный бюджет как экономическая категория…………….....
1.2 Функции бюджета…………………………………………………………..
1.3 Роль бюджета в распределении совокупного общественного продукта и национального дохода…............................................………………………
2 Государственный бюджет как инструмент управления ..................……
2.1 Федеральный бюджет в системе государственного финансового управления .............................................................…………………………….
2.2 Анализ расходов и доходов федерального бюджета ..............................
3 Основные показатели государственного бюджета на среднесрочную перспективу................…….. ……………………………………………………
Заключение........................................................................…………………….
Список использованных источников..................................….......…

Файлы: 1 файл

курсовая фининсы 2.docx

— 73.15 Кб (Скачать файл)

 

 

Содержание

 

Введение............................................................................…………………….   

1 Экономическая сущность и роль государственного бюджета…………….

1.1 Государственный  бюджет как экономическая категория…………….....

1.2 Функции бюджета…………………………………………………………..

1.3 Роль бюджета в распределении совокупного общественного продукта и национального дохода…............................................……………………… 

2 Государственный бюджет как  инструмент управления ..................……

2.1 Федеральный бюджет  в системе государственного финансового  управления .............................................................…………………………….

2.2 Анализ расходов и доходов федерального бюджета ..............................

3 Основные  показатели государственного бюджета на среднесрочную перспективу................…….. ……………………………………………………

Заключение........................................................................…………………….  

Список использованных источников..................................….......……………

Приложение А Основные  параметры бюджетной системы РФ…………….

4

6

6

9

 

13

17

 

17

19

 

27

31

32

  33

 


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

В формировании и развитии экономической  структуры любого современного общества ведущую, определяющую роль играет государственное  регулирование, осуществляемое в рамках избранной властью экономической  политики. Одним из наиболее важных механизмов, позволяющих государству  осуществлять экономическое и социальное регулирование, является финансовая система  общества, главное звено которой  – бюджетная система. С момента, когда государство начинает регулярно  составлять бюджет, финансы приобретают  всеобщий характер.

Бюджетная система Российской Федерации  включает государственный федеральный  бюджет, бюджеты субъектов Российской Федерации и местные бюджеты.

Федеральный бюджет РФ – главное  звено бюджетной системы страны, которое является основным финансовым планом государства, утвержденным Федеральным Собранием РФ в форме закона; государственный бюджет концентрирует основную часть бюджетных ресурсов страны, отражает доходы и расходы Правительства Российской Федерации. Бюджет государства выражает экономические отношения, опосредующие процесс образования и использования централизованного фонда денежных средств государства.

Варьируя основные показатели государственного бюджета, Федеральное Собрание и Правительство Российской Федерации могут определенным образом влиять на экономическую ситуацию в стране, решать наиболее важные государственные проблемы. Через государственный бюджет мобилизуются финансовые ресурсы, которые в дальнейшем перераспределяются и используются для целей государственного регулирования социально-экономического развития Российской Федерации и реализации финансово-бюджетной политики страны.

Все вышесказанное свидетельствует  о том, что изучение бюджетной  системы, бюджетного процесса, теоретических  и законодательных основ и  практики функционирования бюджетного механизма обрело в настоящее  время особую актуальность.

Целью курсовой работы является рассмотрение государственного бюджета, как важнейшего элемента финансовой системы страны, выражающего экономические отношения  в обществе.

Основными задачами настоящей курсовой работы являются: 
           - раскрытие содержания государственного бюджета как экономической категории, его функций;

- рассмотрение источников формирования  и направлений расходования средств государственного бюджета;

            - определение основных показателей государственного бюджета на среднесрочную перспективу.

При написании настоящей курсовой работы использовалось действующее  законодательство: Конституция РФ, Бюджетный кодекс РФ , иное действующее законодательство РФ, затрагивающие бюджетные отношения, статистические данные, отражающие динамику формирования и исполнения государственного бюджета.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

      

           1 Экономическая сущность и роль государственного бюджета

 

          1.1Государственный бюджет как экономическая категория

 

 

Целенаправленное социально-экономическое  развитие государства обеспечивается образованием различных централизованных фондов, и, прежде всего, общегосударственного фонда денежных средств государственного бюджета. Государственный бюджет ведущее звено финансовой системы страны.

          Общее понятие государственного бюджета приведено в ст. 6 Бюджетного кодекса Российской Федерации. «Бюджет форма образования и расходования фонда денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления». Однако в Бюджетном кодексе дано слишком общее понятие, характеризующее лишь одну его сторону как 
«Форму образования и расходования денежных средств…».

               В материальном понимании государственный бюджет представляет собой централизованный в масштабах государственного или административно - территориального образования денежный фонд, который находится в распоряжении соответствующих органов государственной власти и местного самоуправления. Хотя материальное содержание бюджета не является постоянным, объем концентрируемых в нем денежных средств постоянно меняется, меняются виды поступлений в него, направления расходов. Однако сущность государственного бюджета постоянна. Она проявляется в общественных отношениях, связанных с концентрацией денежных средств в бюджете и их использованием, т.е. в характеристике сущности бюджета как экономической категории.

          Как экономическая категория бюджет представляет собой совокупность экономических (денежных) отношений, возникающих в процессе образования, планового распределения и использования государственного централизованного фонда денежных средств. Бюджетные отношения возникают между государством и его субъектами (юридическими и физическими лицами) при образовании централизованного фонда при помощи налогов, сборов, пошлин, а также при использовании централизованного бюджетного фонда; через экономические отношения ежегодно мобилизуют в государственный бюджет значительную часть накоплений предприятий, организаций и часть доходов населения. Средства бюджета направляются на финансовое обеспечение задач и функций государства, социально-культурных мероприятий.

          Понятие государственного бюджета имеет и правовой (законодательный) аспект. С позиции законодательного (правового) установления государственного бюджета он рассматривается как финансовый план государства. В смысле правового акта государственному бюджету дается следующее определение.

Государственный бюджет - это основной финансовый план образования, распределения и использования централизованного денежного фонда государства, утверждаемый соответствующим законодательным 
(представительным) органом государственной власти. Такой финансовый план образования, распределения и использования централизованного фонда денежных средств (государственного бюджета) закрепляет юридические права и обязанности участников бюджетных отношений.

           Сердцевиной финансового планирования является сводный финансовый план государства, разрабатываемый одновременно с планом социального развития системы как составная его часть. Финансовый план призван отразить согласованность материально-вещественных и денежно-финансовых пропорций общественного производства. Разработка сводного финансового баланса страны придает государственному бюджету новый статус главного стержневого баланса формирования и расходования централизованного денежного фонда государства во взаимосвязи с движением финансовых средств и денежных ресурсов. Главное назначение государственного бюджета с помощью финансовых средств создать условия для эффективного развития экономики, решения общегосударственных задач, укрепления обороноспособности.

           Государственный бюджет служит основным инструментом государства в централизации и перераспределении валового общественного дохода. Государственный бюджет страны - основная форма планирования образования и использования централизованного фонда денежных средств в целях расширения производства, удовлетворения потребностей народа и укрепления обороноспособности государства.

              Формирование и использование государственного бюджета в Российской Федерации имеет ряд отличительных черт. Будучи финансовым планом, государственный бюджет характеризуется следующими чертами: 
Составление и использование бюджета носит ярко выраженный балансовый характер.

            Балансовый метод разработки планов является одним из важных методов установления пропорций в народном хозяйстве. Балансовый метод бюджета позволяет наметить необходимые соотношения между объемом денежных доходов и размером расходов. Анализ складывающегося баланса бюджета (по доходам и расходам) позволяет делать вывод о необходимости изменения тех или иных пропорций в плане, изыскания дополнительных ресурсов или сокращения тех или иных расходов. 
Формирование и использование государственного бюджета базируется на сочетании централизованных начал с инициативой местных органов власти. 
Развитие местного самоуправления экономическая основа реализации принципа развития демократического общества. 
С помощью государственного бюджета происходит перераспределение национального дохода между отраслями народного хозяйства, субъектами 
Российской Федерации и иными сферами. 
Отличительной чертой государственного бюджета является его народно- хозяйственный характер. Бюджет страны связан со всеми отраслями народного хозяйства. Отрасли связаны с бюджетом как по формированию бюджета доходами, так и по линии финансирования их. Выполнение этих функций бюджетом сочетается с его активным воздействием на процесс производства, роста накоплений.

            Государственный бюджет как экономическая категория выражает систему экономических отношений между государством, с одной стороны, предприятиями, организациями и населением с другой, по поводу распределения и перераспределения совокупного общественного продукта и национального дохода и формирования централизованного общегосударственного фонда денежных средств.

           Формирование государственного бюджета происходит как на стадии первичного распределения национального дохода, так и в ходе его перераспределения. В процессе первичного распределения национального дохода государство получает в свое распоряжение часть чистого дохода в форме налогов (налога на добавленную стоимость, акцизов и др.). В результате перераспределения в бюджет поступает часть прибыли предприятий и хозяйственных организаций различных форм собственности.

 

          1.2 Функции бюджета

 

 

Сущность бюджета, как и любой  другой экономической категории, проявляется  в его функциях. Государственному бюджету, как и всей системе финансов, присущи две функции распределительная и контрольная. С помощью распределительной функции бюджета происходит распределение средств на производственную и непроизводственную сферы, межтерриториальное и межотраслевое распределение финансовых ресурсов, формируются фонды специального целевого назначения, происходит концентрация денежных средств в руках государства и их использование с целью удовлетворения общегосударственных потребностей.

Межотраслевое и территориальное  распределение национального дохода осуществляется в соответствии с  потребностями экономического и  социального развития регионов и  отраслей.

Непроизводственная сфера не участвует  в создании национального дохода, но является активным его потребителем. Из бюджета работникам этих отраслей выделяются средства на заработную плату, техническое оснащение и содержание учреждений непроизводственной сферы (здравоохранение, просвещение и  др.).

Через расходы и налоги государственный  бюджет выступает важным институтом распределения (регулирования) и стимулирования экономики и инвестиций, повышения  эффективности производства. Через  бюджет оказывается государственная  поддержка отдельным отраслям хозяйства авиастроению, космическим программам, атомной промышленности, энергомашиностроению, угольной промышленности и некоторым другим. Такая поддержка зачастую связана с реализацией высокоэффективных и быстро окупаемых проектов. Для регулирования экономики используются налоги. При распределении финансовых средств через бюджет большое значение имеет социальная направленность бюджетных средств. В социальной политике основными приоритетами являются поддержка наименее защищенных слоев населения (пенсионеров, инвалидов, студентов, малообеспеченных семей), а также поддержка учреждений здравоохранения, образования и культуры, решение жилищной проблемы.

Контрольная функция государственного бюджета осуществляется в процессе формирования доходов бюджета и  финансирования отраслей народного  хозяйства. В условиях становления  рыночных отношений значение бюджетного контроля в процессе мобилизации ресурсов и их использования усиливается.

Контрольная функция бюджета позволяет  через формирование и использование  фонда денежных средств государства  «сигнализировать» о том, как  поступают в доход бюджета  финансовые ресурсы (налоги и другие ресурсы) от разных субъектов хозяйствования. Основу контрольной функции составляет движение бюджетных ресурсов, отражаемое в соответствующих показателях  бюджетных поступлений и расходных  назначений. Бюджетный контроль преследует три основные цели: мобилизацию денежных средств для централизованного  фонда государства; соблюдение режима экономии при расходовании финансовых ресурсов; повышение эффективности  расходования бюджетных средств.

Информация о работе Государственный бюджет как финансовая категория и инструмент управления