Государственный бюджет как финансовая категория и инструмент управления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Января 2013 в 17:33, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является рассмотрение государственного бюджета, как важнейшего элемента финансовой системы страны, выражающего экономические отношения в обществе.
Основными задачами настоящей курсовой работы являются:
- раскрытие содержания государственного бюджета как экономической категории, его функций;
- рассмотрение источников формирования и направлений расходования средств государственного бюджета;

Содержание работы

Введение............................................................................…………………….
1 Экономическая сущность и роль государственного бюджета…………….
1.1 Государственный бюджет как экономическая категория…………….....
1.2 Функции бюджета…………………………………………………………..
1.3 Роль бюджета в распределении совокупного общественного продукта и национального дохода…............................................………………………
2 Государственный бюджет как инструмент управления ..................……
2.1 Федеральный бюджет в системе государственного финансового управления .............................................................…………………………….
2.2 Анализ расходов и доходов федерального бюджета ..............................
3 Основные показатели государственного бюджета на среднесрочную перспективу................…….. ……………………………………………………
Заключение........................................................................…………………….
Список использованных источников..................................….......…

Файлы: 1 файл

курсовая фининсы 2.docx

— 73.15 Кб (Скачать файл)

 

 

3 Основные показатели государственного бюджета на среднесрочную перспективу

 

 

Основные  характеристики федерального бюджета  на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов сформированы на основе прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на 2012-2014 годы и соответствуют  основным положениям Бюджетного послания, в том числе о необходимости  последовательного сокращения размера  дефицита федерального бюджета (таблица  4):

Таблица 4-Основные характеристики федерального бюджета на 2010-2014 годы

В миллиардах рублей

 

2010 год (отчет)

2011 год

(закон)

проект

2012 год

2013 год

2014 год

Доходы, всего 

8 305,4

10 303,4

10 627,8

11 687,6

12 645,5

%% к ВВП

18,5

19,3

18,5

18,4

18,0

Расходы, всего 

10 117,5

11 022,5

12 198,3

13 431,9

14 293,9

%% к ВВП

22,5

20,7

21,2

21,2

20,3

в том числе условно утверждаемые

     

335,8

714,7

%% к общему объему расходов

0,0

0,0

0,0

2,5

5,0

Дефицит

-1 812,1

-719,1

-1 570,5

-1 744,3

-1 648,4

%% к ВВП

-4,0

-1,3

-2,7

-2,7

-2,3


 

В 2012-2014 годах предполагается снижение доходов  федерального бюджета с 19,3% к ВВП  в 2011 году до 18,5 % в 2012 году, с дальнейшим снижением к 2014 году до 18,0% к ВВП. Такая динамика обусловлена снижением  нефтегазовых доходов федерального бюджета с 9,8% к ВВП в 2011 году до 7,7% к ВВП в 2014 году, при этом ненефтегазовые доходы увеличиваются по сравнению с 2011 годом на 0,8% к ВВП и в 2014 году достигают 10,3% к ВВП (таблица 4.1):

Таблица 4.1-Динамика доходов федерального бюджета

В миллиардах рублей

Показатель

2010 год 

(отчет)

2011 год (закон)

проект

2012 год

2013 год

2014 год

Доходы, всего 

8 305,4

10 303,4

10 627,8

11 687,6

12 645,5

в %% к ВВП

18,5

19,3

18,5

18,4

18,0

в том числе:

         

Нефтегазовые доходы

3 830,7

5 228,2

4 942,2

5 228,6

5 444,3

в %% к ВВП

8,5

9,8

8,6

8,2

7,7

7,7

Ненефтегазовые доходы

4 474,7

5 075,2

5 685,6

6 458,9

7 201,2

в %% к ВВП

10,0

9,5

9,9

10,2

10,3

10,2

Доля в общем объеме доходов, %

100,0

100,0

100,0

100,0

100,0

в том числе:

         

Нефтегазовые доходы

46,1

50,7

46,5

44,7

43,1

Ненефтегазовые доходы

53,9

49,3

53,5

55,3

56,9


 

Снижение  прогнозируемого поступления нефтегазовых доходов в процентах к ВВП  в 2012-2014 годах обусловлено более  низкими темпами роста цены на нефть марки «Юралс», курса доллара  США по отношению к рублю, налогооблагаемых объемов добычи углеводородного  сырья и экспорта нефти и нефтепродуктов по сравнению с темпами роста  ВВП.

Увеличение  ненефтегазовых доходов федерального бюджета к ВВП в 2012-2014 годах  по отношению к 2011 году связано, в  основном, с прогнозируемым увеличением  поступлений по налогу на добавленную  стоимость и акцизам.

Рост  поступления акцизов по подакцизным  товарам обусловлен планируемым  внесением изменений в бюджетное  законодательство в части установления норматива зачисления в доходы федерального бюджета акцизов на алкогольную  продукцию с объемной долей этилового  спирта свыше 9% в размере 60 процентов (в рамках сбалансированного предложения в связи с переводом полиции на финансовое обеспечение за счет средств федерального бюджета).

В 2012-2014 годах планируется рост расходов федерального бюджета как в номинальном, так и в реальном выражении (таблица  4.2):

Таблица 4.2-Динамика расходов федерального бюджета

Показатель

2011 год 

(закон) 

Прогноз

2012 год

2013 год

2014 год

Прирост к предыдущему году (расходы  всего):

млрд. рублей

905,0

1 175,8

1 233,6

862,0

% (в номинальном выражении)

8,9

10,7

10,1

6,4

% (в реальном выражении)

2,3

4,4

4,4

1,4

Прирост к предыдущему году

(расходы без учета  компенсации выпадающих доходов  государственных внебюджетных фондов  РФ):

млрд. рублей

905,0

939,4

1 194,4

1 137,6

% (в номинальном выражении)

8,9

8,5

10,0

8,6

% (в реальном выражении)

2,3

2,4

4,3

3,5


 

В 2012-2014 годах  планируется перейти к восстановлению использованных в период кризиса  средств  Резервного фонда  и его пополнению за счет дополнительных нефтегазовых доходов, однако в процентах к ВВП его объем будет снижаться (таблица 4.3):

Таблица4. 3-Прогноз объема Резервного фонда

В миллиардах рублей

Показатель

2011 год

(закон)

2012 год

2013 год

2014 год

Объем Резервного фонда на начало года

775,2

1 408,1

1 568,2

1 618,9

%% к ВВП 

1,5

2,4

2,5

2,3

Курсовая разница

-44,0

-3,9

-0,7

5,5

Пополнение (использование) средств  Резервного фонда 

676,9

164,0

51,4

-

Объем Резервного фонда на конец года

1 408,1

1 568,2

1 618,9

1 624,4

%% к ВВП

2,6

2,7

2,6

2,3


 

Средства  Фонда национального благосостояния в 2012-2014 годах планируется использовать в объеме, равном софинансированию формирования пенсионных накоплений граждан (таблица 4.4):

Таблица 4.4-Прогноз объема Фонда национального благосостояния

 В миллиардах  рублей

Показатель

2011 год

(закон)

2012 год

2013 год

2014 год

Объем Фонда национального благосостояния на начало года

2 695,5

2 555,3

2 542,3

2 531,4

%% к ВВП 

5,1

4,4

4,0

3,6

Поступления и курсовая разница

-135,2

-5,5

-0,9

29,9

Использование средств Фонда национального  благосостояния  (софинансирование пенсионных накоплений)

-5,0

-7,5

-10,0

-10,0

Объем Фонда национального благосостояния на конец года

2 555,3

2 542,3

2 531,4

2 551,3

%% к ВВП

4,8

4,4

4,0

3,6

Средства Фонда национального  благосостояния, размещенные в финансовых активах

648,5

550,7

474,0

472,6

Объем Фонда национального благосостояния на конец года без учета размещения в финансовых активах

1 906,8

1 991,6

2 057,4

2 078,7


 

 

 

 

 

 

Заключение

 

Государственный бюджет, являясь основным финансовым планом государства, главным  средством аккумулирования финансовых средств , дает политической власти реальную возможность осуществления властных полномочий , дает государству реальную экономическую и политическую власть. С одной стороны, бюджет , являясь всего лишь комплексом документов , разрабатываемых одной ветвью власти и утверждаемых другой , выполняет довольно утилитарную функцию - фиксирует избранный государством стиль осуществления управления страной . Бюджет по отношению к осуществляемой властью экономической политике является производным продуктом, он полностью зависит от избранного варианта развития общества и самостоятельной роли не играет .

Однако именно бюджет, показывая  размеры необходимых государству  финансовых ресурсов и реально имеющих  резервов , определяет налоговый климат страны , именно бюджет , фиксируя конкретные направления расходования средств , процентное соотношение расходов по отраслям и территориям , является конкретным выражением экономической  политики государства . Через бюджет происходит перераспределение национального  дохода и внутреннего валового продукта . Бюджет выступает инструментом регулирования  и стимулирования экономики , инвестиционной активности повышения эффективности  производства , именно через бюджет осуществляется социальная политика.

Таким образом, бюджет, объединяя в  себе основные финансовые категории (налоги, государственный кредит, государственные  расходы), является ведущим звеном финансовой системы любого государства и  играет как важную экономическую, так  и политическую роль в любом современном  обществе.

 

 

Список использованных источников

 

  1. Конституция Российской Федерации. – М. : Маркетинг, 2001. – 39 с. – ISBN 5-94462-025-0.
  2. Бюджетный кодекс Российской Федерации: офиц. текст : по состоянию на 01 апреля 2010 г. – М. : Проспект, 2010. – 254 с. – ISBN 978-5-392-01532-0.
  3. Грязнова, А.Г. Финансы: учебник / под ред. А.Г. Грязновой, Е.В. Маркиной. - М.: Финансы и статистика, 2010.
  4. Поляк, Г.Б. Финансы: учебник для студентов вузов / Под ред. Г.Б. Поляка. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.:ЮНИТИ-ДАНА, 2008 – 703 с. - ISBN 978-5-238-01129-5.
  5. Лушин, С.И. Финансы: учебник / под ред. СИ. Лушина, В.А. Слепова. - М.: ЭКОНОМИСТ, 2007.
  6. Романовский, М.В. Финансы: учебник / под ред. проф. М.В. Романовского, проф. О.В. Врублевской, Б.М. Сабанти. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Юрайт-Издат, 2008. - 462 с. - (Университеты России) - ISBN 978-5-94879-774-8.
  7. Александров, И.М. Бюджетная система Российской Федерации: учебник / И.М. Александров, О.В. Субботина.  – М.: Дашков и К, 2009. –  448 с. ISBN 978-5-91131-820-8.
  8. Годин, А. М. Бюджетная система Российской Федерации: учебник для вузов / А. М. Годин, В. П. Горегляд, И. В. Подпорина. - 8-е изд., испр. и доп. - М. : Дашков и К, 2009. - 628 с. ISBN 5-91131-160-7.
  9. Балтина, А.М.  Финансовые системы зарубежных стран / А.М. Балтина, В.А. Волохина, Н.В. Попова . - М. : Финансы и статистика, 2007. - 304 с - ISBN 978-5-279-03237-2.
  10. Ковалева, Т.М. Финансы и кредит : учебник / Под ред. Т.М. Ковалевой .- 5-е изд., доп. - М. : Кнорус, 2008. - 378 с. - Библиогр.: с. 377-378. - ISBN 978-5-390-00127-1.
  11. Малиновская, О.В.  Государственные и муниципальные финансы: учеб. пособие / О.В. Малиновская, И.П. Скобелева, А.В. Бровкина . - М. : Кнорус, 2010. - 428 с. - ISBN 978-5-406-00027-4.
  12. Белозеров, С.А. Финансы: учеб. – 2-е изд., переаб. и доп. / С.А. Белозеров, С.Г. Горбушина и др.; под ред. В.В. Ковалёва. – М.: ТК Велби, изд-во Проспект, 2009. – 512 с.
  13. Мысляева, И.Н. Государственные и муниципальные финансы: учебник/ И.Н. Мысляева. – М.: Инфра - М, 2007 – 268с.
  14. Бюджетная система Российской Федерации. Александров И.М. 2-е изд. - М.: Дашков и К, 2009. — 486 с.
  15. Самохвалов А. Федеральный бюджет и бюджеты субъектов Федерации: состояние взаимодействия // Российский экономический журнал. - 2009. - № 11 - С. 38.
  16. Перепанова Т.С., Балтахинова О.Р. Основы бюджетной системы и бюджетного учёта. Учебное пособие. - Улан-Удэ: Изд-во ВСГТУ, 2007. - 126
  17. Ковалев, В.В. Финансы: учебник / под ред. В.В. Ковалева. - М.: ПРОСПЕКТ, 2009. - 640 с - ISBN 978-5-392-00162-0.
  18. Бюджетный процесс 2012 :начало положено // Финансы.-2011.-№10.-С.3-7
  19. Михайлова А. Внедрение программного бюджета: первые проблемы и вопросы// Финансы.-2011.-№9.-С. 16
  20. Бюджетная политика и бюджетные отношения в 2012-2014г.//Финансы.-2011.-№6.-С.29
  21. Официальный сайт Министерства финансов Российской Федерации- режим доступа-www.minfin.ru

Информация о работе Государственный бюджет как финансовая категория и инструмент управления