Государственный бюджет как финансовая категория и инструмент управления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Января 2013 в 17:33, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является рассмотрение государственного бюджета, как важнейшего элемента финансовой системы страны, выражающего экономические отношения в обществе.
Основными задачами настоящей курсовой работы являются:
- раскрытие содержания государственного бюджета как экономической категории, его функций;
- рассмотрение источников формирования и направлений расходования средств государственного бюджета;

Содержание работы

Введение............................................................................…………………….
1 Экономическая сущность и роль государственного бюджета…………….
1.1 Государственный бюджет как экономическая категория…………….....
1.2 Функции бюджета…………………………………………………………..
1.3 Роль бюджета в распределении совокупного общественного продукта и национального дохода…............................................………………………
2 Государственный бюджет как инструмент управления ..................……
2.1 Федеральный бюджет в системе государственного финансового управления .............................................................…………………………….
2.2 Анализ расходов и доходов федерального бюджета ..............................
3 Основные показатели государственного бюджета на среднесрочную перспективу................…….. ……………………………………………………
Заключение........................................................................…………………….
Список использованных источников..................................….......…

Файлы: 1 файл

курсовая фининсы 2.docx

— 73.15 Кб (Скачать файл)

Доходы бюджетов образуются за счет налоговых и неналоговых поступлений, а также безвозмездных перечислений.

К налоговым доходам относятся предусмотренные налоговым законодательством федеральные, региональные налоги и сборы субъектов РФ и местные налоги и сборы, а также пени и штрафы. В доходах соответствующего бюджета полностью учитывается также размер предоставленных налоговых кредитов, отсрочек и рассрочек по уплате налогов и иных обязательных платежей в бюджет. К неналоговым доходам относятся:

  • доходы от использования имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности;
  • доходы от продажи или иного возмездного отчуждения имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности;
  • доходы от платных услуг, оказываемых соответствующими органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также бюджетными учреждениями, находящимися в ведении федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления;
  • средства, полученные в результате применения мер гражданско-правовой, административной и уголовной ответственности, а также средства, полученные в возмещение вреда, причиненного Российской Федерации, ее субъектам и муниципальным образованиям, и иные суммы принудительного изъятия;
  • иные неналоговые доходы.

В ряду неналоговых доходов бюджетов особое место занимают доходы, связанные  с обращением бюджетных средств  в различных сегментах финансового  рынка:

  • средства, получаемые в виде процентов по остаткам бюджетных средств на счетах в кредитных организациях;
  • средства, получаемые от передачи имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности, под залог или в доверительное управление; средства от возврата государственных кредитов, бюджетных кредитов и ссуд;
  • плата за пользование бюджетными средствами, предоставленными другим бюджетам, иностранным государствам или юридическим лицам на возвратной и платной основах;
  • доходы в виде прибыли, приходящейся на доли в уставных (складочных) капиталах хозяйственных товариществ и обществ, или дивидендов по акциям, принадлежащим Российской Федерации, ее субъектам или муниципальным образованиям;
  • часть прибыли государственных и муниципальных унитарных предприятий, остающаяся после уплаты налогов и иных обязательных платежей.

В системе неналоговых доходов  прописана также финансовая помощь. Под финансовой помощью от бюджетов другого уровня бюджетной системы  понимаются поступления в форме  дотаций, субвенций и субсидий либо иной безвозвратной и безвозмездной  передачи средств. Дотации - бюджетные  средства, предоставляемые бюджету  другого уровня бюджетной системы  РФ на безвозмездной и безвозвратной  основах для покрытия текущих  расходов. Субвенции - бюджетные средства, предоставляемые бюджету другого  уровня бюджетной системы РФ или  юридическому лицу на безвозмездной  и безвозвратной основах на осуществление  определенных целевых расходов. Субсидии - бюджетные средства, предоставляемые  бюджету другого уровня бюджетной  системы РФ, физическому или юридическому лицу на условиях долевого финансирования целевых расходов.

По порядку и условиям зачисления в составе доходов бюджетов выделяют собственные и регулирующие доходы бюджетов.

Собственные доходы бюджетов - виды доходов, закрепленные законодательством РФ на постоянной основе полностью или частично за соответствующими бюджетами. К собственным доходам бюджетов относятся: налоговые доходы, закрепленные законодательством РФ за соответствующими бюджетами и бюджетами государственных внебюджетных фондов; неналоговые доходы в перечне, представленном выше; иные неналоговые доходы, а также безвозмездные перечисления. Финансовая помощь не является собственным доходом соответствующего бюджета, бюджета государственного внебюджетного фонда.

К регулирующим доходам бюджетов относятся федеральные и региональные налоги и иные платежи, по которым устанавливаются нормативы отчислений (в процентах) в бюджеты субъектов РФ или местные бюджеты на очередной финансовый год, а также на долговременной основе (не менее чем на 3 года).

Расходы бюджета, согласно Бюджетному кодексу РФ,- это денежные средства, направляемые на финансовое обеспечение  задач и функций государства  и местного самоуправления. Формирование расходов бюджетов всех уровней должно базироваться на единых методологических основах, нормативах минимальной бюджетной  обеспеченности, финансовых затрат на оказание государственных услуг, устанавливаемых  Правительством РФ.

В зависимости от экономического содержания расходы бюджетов делятся на капитальные  и текущие.

Капитальные расходы бюджетов, предназначенные для обеспечения инновационной и инвестиционной деятельности, включают: расходы на инвестиции в действующие или вновь создаваемые структуры в соответствии с утвержденной инвестиционной программой; средства, предоставляемые в качестве бюджетных кредитов на инвестиционные цели юридическим лицам; расходы на проведение капитального (восстановительного) ремонта и иные расходы, связанные с расширенным воспроизводством; расходы, при осуществлении которых создается или увеличивается имущество, находящееся в собственности Российской Федерации, ее субъектов и муниципальных образований; другие расходы бюджета, вошедшие в капитальные расходы в соответствии с экономической классификацией расходов бюджетов РФ.

Текущие расходы бюджетов предназначены для обеспечения текущего функционирования органов государственной власти, органов местного самоуправления и бюджетных учреждений, а также оказания государственной поддержки другим бюджетам и отдельным отраслям экономики в форме дотаций, субсидий, и субвенций. В эту категорию входят и другие расходы бюджетов, не включенные в капитальные расходы.

        Прогноз доходов федерального бюджета на 2012-2014 годы.

Прогноз доходов федерального бюджета на 2012-2014 годы  рассчитан на основе сценарных  условий функционирования экономики  Российской Федерации и основных параметров прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на 2012 год и плановый период 2013 и 2014 годов, одобренных Правительством Российской Федерации 21 апреля 2011 года.Прогноз доходов федерального бюджета по основным источникам представлен в таблице 2:

Таблица 2-Прогноз доходов федерального бюджета

 В  ммллиардах рублей

 

Показатель

2011 год

2012 год

2013 год

2014 год

закон

% к ВВП

прогноз

% к ВВП

прогноз

% к ВВП

прогноз

% к ВВП

Доходы, всего

10 303,4

19,3

10 627,8

18,5

11 687,6

18,4

12 645,5

18,0

в том числе:

               

Нефтегазовые доходы

5 228,2

9,8

4 942,2

8,6

5 228,6

8,2

5 444,3

7,7

Доля нефтегазовых доходов в общем  объеме доходов, %

50,7

-

46,5

-

44,7

-

43,1

-

НДПИ 

1 862,4

3,5

1 804,4

3,1

1 962,4

3,1

2 076,9

2,9

Таможенные пошлины

3 365,8

6,3

3 137,8

5,5

3 266,2

5,1

3 367,4

4,8

Ненефтегазовые доходы

5 075,2

9,5

5 685,6

9,9

6 459,0

10,2

7 201,2

10,3

Доля ненефтегазовых доходов в  общем объеме доходов, %

49,3

-

53,5

-

55,3

-

56,9

-

НДС

2 988,9

5,6

3 447,6

6,0

3 901,6

6,2

4 445,1

6,3

Налог на прибыль организаций

316,2

0,6

352,2

0,6

369,2

0,6

385,8

0,5

Акцизы

272,7

0,5

396,2

0,7

567,3

0,9

718,1

1,0

НДПИ 

(без нефтегазовых доходов)

15,9

0,0

19,6

0,0

26,7

0,0

31,2

0,0

Таможенные пошлины 

(без нефтегазовых доходов)

716,0

1,3

752,5

1,3

836,0

1,3

942,2

1,3


 

Основные подходы к формированию расходов федерального бюджета на 2012-2014 годы.

Формирование  объема и структуры расходов федерального бюджета на 2012-2014 год осуществляется исходя из следующих основных подходов:

1) определение  «базовых» объемов бюджетных  ассигнований на 2012-2013 годы на  основе утвержденных Федеральным  законом «О федеральном бюджете  на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов»;

2) определение «базового» объема  бюджетных ассигнований на 2014 год,  исходя из необходимости финансового  обеспечения длящихся расходных  обязательств;

3) уточнение базовых объемов  бюджетных ассигнований на 2012 –  2014 годы с учетом:

– передачи с 2012 года финансового  обеспечения полиции на федеральный  бюджет;

– индексации с 1 октября 2012 года на 6% фондов оплаты труда работников федеральных государственных учреждений, денежного содержания (заработной платы) судей и прокурорских работников, федеральных государственных гражданских служащих, с 1 апреля 2012 года на 6% денежного довольствия военнослужащих и приравненных к ним лиц, и выплат, зависящих от размера денежного довольствия, и стипендиального фонда для обучающихся в федеральных учебных заведениях с 1 сентября 2012 года на 6 %;

– индексации по уровню инфляции публичных  нормативных и приравненных к  ним обязательств.

Структура расходов федерального бюджета по разделам классификации расходов бюджетов характеризуется  следующими данными (таблица 3):

Таблица 3-Структура и динамика расходов федерального бюджета по разделам классификации расходов

В миллиардах рублей

 

2011 год

2012 год

2013 год

2014 год

(закон)

%% к предыдущему году

проект

%% к предыдущему году

проект

%% к предыдущему году

проект

%% к предыдущему году

ВСЕГО

11 022,5

108,9

12 198,3

110,7

13 431,9

110,1

14 293,9

106,4

Условно утвержденные

       

335,8

 

714,7

 

ВСЕГО (без учета условно утвержденных)

11 022,5

108,9

12 198,3

110,7

13 096,1

107,4

13 579,2

103,7

в том числе:

               

Общегосударственные вопросы 

870,6

123,9

794,6

91,3

802,0

100,9

784,6

97,8

Национальная оборона

1 532,8

119,9

1 847,4

120,5

2 334,3

126,4

2 750,8

117,8

Национальная безопасность и правоохранительная деятельность

1 229,9

110,9

1 687,2

137,2

1 903,3

112,8

1 994,6

104,8

Национальная экономика 

1 834,4

118,7

1 762,2

96,1

1 681,4

95,4

1 653,9

98,4

Жилищно-коммунальное хозяйство

232,5

90,4

99,7

42,9

86,3

86,6

62,2

72,1

Охрана окружающей среды

17,5

126,5

19,6

111,7

19,9

101,7

21,4

107,1

Образование

552,4

120,7

559,9

101,4

521,5

93,2

467,6

89,7

Культура,  кинематография

87,6

118,0

80,9

92,4

78,5

96,9

76,4

97,4

Здравоохранение

466,8

107,0

498,8

106,9

454,0

91,0

445,0

98,0

Социальная политика

3 153,2

93,9

3 796,9

120,4

4 102,3

108,0

4 134,2

100,8

Физическая культура и спорт

42,4

125,8

38,7

91,3

30,7

79,3

24,4

79,5

Средства массовой информации

61,4

111,4

62,6

102,0

56,4

90,1

50,3

89,1

Обслуживание государственного и  муниципального долга

350,7

179,8

438,9

125,1

538,0

122,6

640,5

119,0

Межбюджетные трансферты общего характера

590,2

98,6

510,8

86,5

487,3

95,4

473,6

97,2


 

В 2012-2014 годах увеличится объем  расходов на обеспечение обороны, безопасности и правоохранительной деятельности – сферах, полностью отнесенных к ведению Российской Федерации. Рост расходов на эти цели обусловлен проведением с 2012 года реформы денежного довольствия военнослужащих и сотрудников правоохранительных органов, а также переводом с 1 января 2012 года финансового обеспечения полиции на федеральный уровень.

Расходы в области социальной политики планируются  со значительным ростом в 2012 и 2013 годах, в основном, за счет мер по обеспечению  сбалансированности бюджетов государственных  внебюджетных фондов Российской Федерации. Так, в связи с поставленной задачей на 4% снизить ставку в 2012-2013 годах, на компенсацию выпадающих доходов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации в связи со снижением тарифов страховых взносов в 2012-2013 годах резервируются бюджетные ассигнования федерального бюджета в 2012 году на сумму 236,4 млрд. рублей и в 2013 году – на 275,6 млрд. рублей.

Снижение  объема расходов федерального бюджета  на национальную экономику в 2012 и 2013 годах обусловлено, в основном, сокращением  отдельных направлений субсидирования экономики, завершением ряда федеральных  целевых программ и объектов капитального строительства.

Снижение  объема расходов на жилищно-коммунальное хозяйство обусловлено завершением  отдельных мероприятий, в том  числе обеспечение военнослужащих служебным и постоянным жильем в 2013 году, ряда федеральных целевых  программ, единовременностью  субсидии государственной корпорации – Фонд содействия реформированию жилищно-коммунального  хозяйства.

Уменьшение  бюджетных ассигнований федерального бюджета на образование в 2013 году по сравнению с 2012 годом  и в 2014 году по сравнению с 2013 годом  обусловлено  завершением в 2013 году реализации мероприятий  по модернизации региональных систем общего образования, а также передачей с 1 января 2012 года в соответствии с законодательством Российской Федерации о разграничении полномочий между различными уровнями власти в Российской Федерации, обеспечения деятельности образовательных учреждений среднего профессионального образования за счет средств субъектов Российской Федерации, высвобождаемых в связи с переводом финансового обеспечения полиции на федеральный уровень.

Уменьшение расходов федерального бюджета  на здравоохранение в 2013 и 2014 годах вызвано, в основном, тем, что в рамках проводимой реформы здравоохранения денежные выплаты врачам, участковым врачам-педиатрам, врачам общей (семейной) практики, медицинским сестрам, работающим с названными врачами в муниципальных учреждениях, медицинскому персоналу фельдшерско-акушерских пунктов, а также врачам, фельдшерам и медсестрам, по проведению мероприятий по дополнительной диспансеризации работающих граждан, диспансеризации пребывающих в стационарных учреждениях детей-сирот и детей, находящихся в трудной жизненной ситуации,   планируется осуществлять за счет средств обязательного медицинского страхования.

Информация о работе Государственный бюджет как финансовая категория и инструмент управления