Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Января 2013 в 17:33, курсовая работа
Целью курсовой работы является рассмотрение государственного бюджета, как важнейшего элемента финансовой системы страны, выражающего экономические отношения в обществе.
Основными задачами настоящей курсовой работы являются:
- раскрытие содержания государственного бюджета как экономической категории, его функций;
- рассмотрение источников формирования и направлений расходования средств государственного бюджета;
Введение............................................................................…………………….
1 Экономическая сущность и роль государственного бюджета…………….
1.1 Государственный бюджет как экономическая категория…………….....
1.2 Функции бюджета…………………………………………………………..
1.3 Роль бюджета в распределении совокупного общественного продукта и национального дохода…............................................………………………
2 Государственный бюджет как инструмент управления ..................……
2.1 Федеральный бюджет в системе государственного финансового управления .............................................................…………………………….
2.2 Анализ расходов и доходов федерального бюджета ..............................
3 Основные показатели государственного бюджета на среднесрочную перспективу................…….. ……………………………………………………
Заключение........................................................................…………………….
Список использованных источников..................................….......…
Контрольная функция бюджет выражается и в том, что, будучи связанным с народным хозяйством, бюджет показывает ход процессов, возникающие там тенденции. Поступление средств в бюджет и их использование показывают как успех, так и недостатки в сферах производства и обращения. Это позволяет вовремя предупредить появление диспропорций. С помощью бюджета осуществляется контроль за рациональным использованием финансовых ресурсов. Функции государственного бюджета проявляются в процессе формирования доходов и расходов на основе использования бюджетного механизма, который является реальным воплощением бюджетной политики и отражает конкретную нацеленность бюджетных отношений на решение экономических и социальных задач.
Таким образом, основными функциями
государственного бюджета, как основного
финансового плана государства,
являются: 1) перераспределение
Через государственный бюджет перераспределяются около 50% валового внутреннего продукта. Бюджет широко используется для межотраслевого и территориального перераспределения финансовых ресурсов с учетом требований наиболее рационального размещения производительных сил, подъема экономики и культуры регионов РФ. В современных условиях наиболее приоритетными выступают агропромышленный, топливно-энергетический, военно-промышленный комплексы и транспорт.
Бюджет способствует формированию
рациональной структуры общественного
производства, улучшению пропорций,
более эффективному использованию
денежных средств. В процессе бюджетного
планирования устанавливается наиболее
целесообразное соотношение между
централизованными и
Через государственный бюджет перераспределяется,
как известно, не весь чистый доход,
создаваемый на предприятиях различных
форм собственности сферы
1.3 Роль бюджета в распределении
совокупного общественного
Государственный бюджет - это сложная экономическая категория. Как экономическая категория, государственный бюджет представляет собой систему экономических отношений, складывающихся в обществе в процессе формирования, распределения и использования централизованного денежного фонда страны, предназначенного для удовлетворения общественных потребностей. Иными словами государственный бюджет это денежные отношения, возникающие у государства с физическими и юридическими лицами в связи с созданием централизованных финансов, а также с распределением и перераспределением национального дохода, предназначенного для финансирования народного хозяйства, социально-культурных мероприятий и учреждений, управления государством, укрепления обороноспособности страны и др.
Финансовые отношения, складывающиеся
у государства с предприятиями,
организациями, учреждениями и населением
называются бюджетными. Специфика этих
отношений, как составной части
финансовых отношений, выражается в
том, что они, во- первых, возникают
в фазе распределения общественного
производства, и, во -вторых, направлены
на формирование, распределение и
использование централизованных финансовых
ресурсов. Бюджетным отношениям присущ
объективный характер. Это обусловлено
тем, что в руках государства
постоянно должна концентрироваться
часть национального дохода, необходимая
для обеспечения расширенного воспроизводства
в масштабах общества, удовлетворения
экономических и социально-
Существование государственного бюджета
в качестве самостоятельной сферы
распределения объективно предопределено
самим общественным производством,
развитие которого нуждается в соответствующих
централизованных ресурсах. Централизация
денежных средств необходима для
организации бесперебойного кругооборота
в масштабах всего
На современном этапе развития
экономики централизованные финансовые
ресурсы позволяют государству
обеспечивать необходимые темпы
и пропорции общественного
Таким образом, как особая часть
стоимостного распределения государственный
бюджет выполняет специфическое
общественное назначение -служит удовлетворению
общегосударственных
Бюджетные отношения это часть
экономической структуры
Являясь частью финансовых отношений, государственный бюджет как категория характеризуется теми же чертами, которые присущи финансам в целом, но в тоже время имеет свои особенности, отличающие его от других сфер и звеньев финансовых отношений. К числу таких особенностей следует отнести то, что:
1) бюджет является особой
2) посредством бюджета
3) область бюджетного
Государственный бюджет занимает важное
место в составе финансовой системы.
Он объединяет доходы и расходы государства.
Бюджет есть единство основных финансовых
категорий (налогов, государственного
кредита, государственных расходов)
в их действии. Посредством бюджета
государством осуществляются мобилизация
денежных ресурсов и их расходование
путем перераспределения
В бюджете ежегодно централизуются
поступления налогов с
Централизация средств имеет важное
экономическое и политическое значение,
поскольку мобилизуемые доходы служат
одним из главных инструментов претворения
в жизнь экономической политики
государства. В свою очередь, состояние
бюджета, особенности его формирования
и расходования служат важным показателем
эффективности экономической
2 Государственный бюджет как инструмент управления
2.1 Федеральный бюджет в системе государственного финансового управления
Вклад федерального бюджета на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов в интеграцию стратегического и бюджетного планирования будет состоять в том, что его разработка и исполнение будут осуществляться в увязке с корректировкой концепции долгосрочного развития Российской Федерации на период до 2020 года при одновременном формировании государственных программ Российской Федерации и подготовкой к переходу, начиная с 2013 года, к «программному бюджету».
Соответственно,
бюджетные параметры на 2012-2014 годы,
а также положенные в их основу
показатели прогноза социально-экономического
развития Российской Федерации на этот
период составят «отправную точку» для
разработки и утверждения в 2012 году
первого долгосрочного
К настоящему времени Правительством Российской Федерации определен перечень государственных программ Российской Федерации, создана необходимая для их разработки нормативная и методическая база, федеральными органами исполнительной власти проводится подготовка проектов государственных программ Российской Федерации, которая должна быть завершена в декабре 2011 года.
Одновременно с проектом федерального закона «О федеральном бюджете на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов» в Государственную Думу будет представлено аналитическое распределение расходов федерального бюджета по государственным программам Российской Федерации, основные параметры которого представлены в следующей таблице:
Таблица 1-Аналитическое распределение бюджетных ассигнований федерального бюджета на 2011-2014 годы по направлениям государственных
программ Российской Федерации
В миллиардах рублей
2011 год |
2012 год |
2013 год |
2014 год | |
Всего по государственным программам (41 программа) |
10 200,6 |
11 762,4 |
12 667,9 |
13 160,0 |
в %% к общему объему расходов |
92,5 |
96,4 |
94,3 |
92,1 |
I Новое качество жизни (13 программ) |
4 588,1 |
5 623,8 |
5 847,4 |
5 841,2 |
II Инновационное развитие и |
1 781,6 |
1 837,8 |
1 832,6 |
1 844,9 |
III Обеспечение национальной (2 программы) |
1 876,0 |
1 977,3 |
2 438,5 |
2 758,4 |
IV Сбалансированное региональное развитие (4 программы) |
818,1 |
744,7 |
621,4 |
554,9 |
V Эффективное государство (5 программ) |
1 136,8 |
1 578,8 |
1 927,9 |
2 160,5 |
2.2 Анализ доходов и расходов федерального бюджета
Под доходами бюджета понимаются денежные средства, поступающие в безвозмездном и безвозвратном порядке в соответствии с законодательством РФ в распоряжение органов государственной власти Российской Федерации, ее субъектов и органов местного самоуправления.
Информация о работе Государственный бюджет как финансовая категория и инструмент управления