Государственный бюджет как финансовая категория и инструмент управления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Января 2013 в 17:33, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является рассмотрение государственного бюджета, как важнейшего элемента финансовой системы страны, выражающего экономические отношения в обществе.
Основными задачами настоящей курсовой работы являются:
- раскрытие содержания государственного бюджета как экономической категории, его функций;
- рассмотрение источников формирования и направлений расходования средств государственного бюджета;

Содержание работы

Введение............................................................................…………………….
1 Экономическая сущность и роль государственного бюджета…………….
1.1 Государственный бюджет как экономическая категория…………….....
1.2 Функции бюджета…………………………………………………………..
1.3 Роль бюджета в распределении совокупного общественного продукта и национального дохода…............................................………………………
2 Государственный бюджет как инструмент управления ..................……
2.1 Федеральный бюджет в системе государственного финансового управления .............................................................…………………………….
2.2 Анализ расходов и доходов федерального бюджета ..............................
3 Основные показатели государственного бюджета на среднесрочную перспективу................…….. ……………………………………………………
Заключение........................................................................…………………….
Список использованных источников..................................….......…

Файлы: 1 файл

курсовая фининсы 2.docx

— 73.15 Кб (Скачать файл)

Контрольная функция бюджет выражается и в том, что, будучи связанным  с народным хозяйством, бюджет показывает ход процессов, возникающие там  тенденции. Поступление средств  в бюджет и их использование показывают как успех, так и недостатки в  сферах производства и обращения. Это  позволяет вовремя предупредить появление диспропорций. С помощью  бюджета осуществляется контроль за рациональным использованием финансовых ресурсов. Функции государственного бюджета проявляются в процессе формирования доходов и расходов на основе использования бюджетного механизма, который является реальным воплощением бюджетной политики и отражает конкретную нацеленность бюджетных отношений на решение  экономических и социальных задач.

Таким образом, основными функциями  государственного бюджета, как основного  финансового плана государства, являются: 1) перераспределение национального  дохода и ВВП, которое влияет на государственное  регулирование и стимулирование экономики, финансовое обеспечение  социальной политики; 2) контроль над образованием и использованием фонда денежных средств.

Через государственный бюджет перераспределяются около 50% валового внутреннего продукта. Бюджет широко используется для межотраслевого и территориального перераспределения  финансовых ресурсов с учетом требований наиболее рационального размещения производительных сил, подъема экономики  и культуры регионов РФ. В современных  условиях наиболее приоритетными выступают  агропромышленный, топливно-энергетический, военно-промышленный комплексы и  транспорт.

Бюджет способствует формированию рациональной структуры общественного  производства, улучшению пропорций, более эффективному использованию  денежных средств. В процессе бюджетного планирования устанавливается наиболее целесообразное соотношение между  централизованными и нецентрализованными  фондами денежных средств.

Через государственный бюджет перераспределяется, как известно, не весь чистый доход, создаваемый на предприятиях различных  форм собственности сферы материального  производства. В процессе бюджетного планирования устанавливается наиболее целесообразное, оптимальное соотношение  между централизованными и нецентрализованными  фондами денежных средств, определяются размеры финансовых ресурсов, концентрируемых  в предприятиях, и степень участия  предприятий формировании доходов  бюджетной системы. Бюджет с помощью налогов выступает важным инструментом распределения и вместе с тем стимулирования экономики и повышения эффективности производства. В отношения с государственным бюджетом вступают почти все участники общественного производства. Объектом бюджетного перераспределения является чистый доход, однако это не исключает возможности перераспределения через бюджет и части стоимости необходимого продукта.

 

 

1.3 Роль бюджета в распределении  совокупного общественного продукта  и национального дохода

 

 

Государственный бюджет - это сложная экономическая категория. Как экономическая категория, государственный бюджет представляет собой систему экономических отношений, складывающихся в обществе в процессе формирования, распределения и использования централизованного денежного фонда страны, предназначенного для удовлетворения общественных потребностей. Иными словами государственный бюджет это денежные отношения, возникающие у государства с физическими и юридическими лицами в связи с созданием централизованных финансов, а также с распределением и перераспределением национального дохода, предназначенного для финансирования народного хозяйства, социально-культурных мероприятий и учреждений, управления государством, укрепления обороноспособности страны и др.

Финансовые отношения, складывающиеся у государства с предприятиями, организациями, учреждениями и населением называются бюджетными. Специфика этих отношений, как составной части  финансовых отношений, выражается в  том, что они, во- первых, возникают  в фазе распределения общественного  производства, и, во -вторых, направлены на формирование, распределение и  использование централизованных финансовых ресурсов. Бюджетным отношениям присущ объективный характер. Это обусловлено  тем, что в руках государства  постоянно должна концентрироваться  часть национального дохода, необходимая  для обеспечения расширенного воспроизводства  в масштабах общества, удовлетворения экономических и социально-культурных потребностей граждан, покрытия общественных издержек управления, повышения обороноспособности страны.

Существование государственного бюджета  в качестве самостоятельной сферы  распределения объективно предопределено самим общественным производством, развитие которого нуждается в соответствующих  централизованных ресурсах. Централизация  денежных средств необходима для  организации бесперебойного кругооборота в масштабах всего национального  хозяйства, для обеспечения функционирования экономики в целом. Существование  специфической бюджетной сферы  стоимостного распределения обусловлено  также природой и функциями государства. Ведь государство нуждается в  централизованных средствах для  финансирования приоритетных отраслей, для проведения социально-культурных мероприятий в масштабах всего  общества, решения задач оборонного характера, покрытия общих издержек государственного управления. Таким  образом, существование государственного бюджета отнюдь не результат субъективного  желания (воли) людей, а объективная  необходимость, обусловленная потребностями  расширенного воспроизводства, природой и функциями государства.

На современном этапе развития экономики централизованные финансовые ресурсы позволяют государству  обеспечивать необходимые темпы  и пропорции общественного производства, добиваться совершенствования ею отраслевой и территориальной структуры, формировать  в необходимых размерах средства для первоочередных программ развития отраслей экономики, проводить крупные  социальные преобразования. Благодаря  финансовой централизации денежные средства сосредоточиваются на решающих участках экономического и социального  развития, подготавливая условия  для успешной реализации экономической  и социальной политики государства.

Таким образом, как особая часть  стоимостного распределения государственный  бюджет выполняет специфическое  общественное назначение -служит удовлетворению общегосударственных потребностей. Являясь экономической формой существования  объективных распределительных отношений, выполняя специфическое общественное назначение, государственный бюджет выступает в качестве экономической категории.

Бюджетные отношения это часть  экономической структуры общества; их функционирование предопределяется тем, что для осуществления государством его функций объективно необходима материально-финансовая база. В процессе воспроизводства бюджетные отношения  получают соответствующую им материально-вещественную форму: они овеществляются в бюджетном  фонде страны, включающем государственный  бюджет и местные бюджеты.

Являясь частью финансовых отношений, государственный бюджет как категория  характеризуется теми же чертами, которые  присущи финансам в целом, но в  тоже время имеет свои особенности, отличающие его от других сфер и  звеньев финансовых отношений. К  числу таких особенностей следует  отнести то, что:

1) бюджет является особой экономической  формой перераспределительных отношений,  связанной с обособлением части  национального дохода в руках  государства и ее использованием  для общественных потребностей;

2) посредством бюджета осуществляется  перераспределение национального  дохода (национального богатства)  между важнейшими сферами общественного  производства (промышленностью, сельским  хозяйством, транспортом, строительством  и т.д.), внутри отраслей народного  хозяйства, между сферами общественной  деятельности (производственной и  непроизводственной сферой экономики), между регионами страны и территориями;

3) область бюджетного распределения  занимает центральное место в  составе государственных финансов, что предопределено ключевым  положением бюджета по сравнению  с другими звеньями финансовой  системы. Государственный бюджет  является важным звеном финансовой  системы страны и выступает как централизованный фонд финансовых ресурсов, финансовый план государства, имеющий статус закона на соответствующий финансовый год. Это форма образования и расходования денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения деятельности государства и органов местного самоуправления.

Государственный бюджет занимает важное место в составе финансовой системы. Он объединяет доходы и расходы государства. Бюджет есть единство основных финансовых категорий (налогов, государственного кредита, государственных расходов) в их действии. Посредством бюджета  государством осуществляются мобилизация  денежных ресурсов и их расходование путем перераспределения национального  дохода и ВВП. Через государственный  бюджет в настоящее время в  промышленно развитых странах перераспределяется до 40 % национального дохода.

В бюджете ежегодно централизуются поступления налогов с предприятий  различных форм собственности, организаций, учреждений и с населения. Они  направляются на финансирование народного  хозяйства, социально-культурных мероприятий, укрепление обороноспособности страны, на содержание органов государственного управления, финансовую поддержку бюджетов субъектов Федерации, на погашение  государственного долга, создание государственных  материальных и финансовых резервов и другие цели, определенные в расходной  части бюджета.

Централизация средств имеет важное экономическое и политическое значение, поскольку мобилизуемые доходы служат одним из главных инструментов претворения  в жизнь экономической политики государства. В свою очередь, состояние  бюджета, особенности его формирования и расходования служат важным показателем  эффективности экономической политики, проводимой государством. В условиях рыночных реформ функции бюджета  в значительной степени направлены на государственное регулирование  и стимулирование экономики, финансовое обеспечение социальной политики, и  на выполнение других функций государства.

2 Государственный бюджет  как инструмент управления

 

2.1 Федеральный бюджет в системе государственного финансового управления

 

 

Вклад федерального бюджета на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов в интеграцию стратегического и бюджетного планирования будет состоять в том, что его разработка и исполнение будут осуществляться в увязке с корректировкой концепции долгосрочного развития Российской Федерации на период до 2020 года при одновременном формировании государственных программ Российской Федерации и подготовкой к переходу, начиная с 2013 года, к «программному бюджету».

Соответственно, бюджетные параметры на 2012-2014 годы, а также положенные в их основу показатели прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на этот период составят «отправную точку» для  разработки и утверждения в 2012 году первого долгосрочного экономического прогноза и увязанной с ним  долгосрочной бюджетной стратегии, а также основных государственных  программ Российской Федерации.   

К настоящему времени Правительством Российской Федерации определен перечень государственных  программ Российской Федерации, создана  необходимая для их разработки нормативная  и методическая база, федеральными органами исполнительной власти проводится подготовка проектов государственных  программ Российской Федерации, которая  должна быть завершена в декабре 2011 года.

Одновременно  с проектом федерального закона «О федеральном бюджете на 2012 год  и на плановый период 2013 и 2014 годов» в Государственную Думу будет  представлено аналитическое распределение  расходов федерального бюджета по государственным  программам Российской Федерации, основные параметры которого представлены в следующей таблице: 

Таблица 1-Аналитическое распределение бюджетных ассигнований федерального бюджета на 2011-2014 годы по направлениям государственных

программ  Российской Федерации

В миллиардах рублей

 

 

2011 год

2012 год

2013 год

2014 год

Всего по государственным программам

(41 программа)

10 200,6

11 762,4

12 667,9

13 160,0

в %% к общему объему расходов

92,5

96,4

94,3

92,1

I Новое качество жизни

(13 программ)

4 588,1

5 623,8

5 847,4

5 841,2

II Инновационное развитие и модернизация  экономики (17 программ)

1 781,6

1 837,8

1 832,6

1 844,9

III Обеспечение национальной безопасности

(2 программы)

1 876,0

1 977,3

2 438,5

2 758,4

IV Сбалансированное региональное  развитие

(4 программы)

818,1

744,7

621,4

554,9

V Эффективное государство

(5 программ)

1 136,8

1 578,8

1 927,9

2 160,5


 

 

2.2 Анализ доходов и расходов  федерального бюджета

 

 

Под доходами бюджета понимаются денежные средства, поступающие в безвозмездном и безвозвратном порядке в соответствии с законодательством РФ в распоряжение органов государственной власти Российской Федерации, ее субъектов и органов местного самоуправления.

Информация о работе Государственный бюджет как финансовая категория и инструмент управления