Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Ноября 2013 в 01:36, курсовая работа
Целью исследования является изучение государственного бюджета России, экономической сущности государственного долга. Для достижения цели курсовой работы были поставлены и решались следующие задачи:
- выявить сущность государственного бюджета РФ и его место в структуре финансовой деятельности страны;
- установить роль государственного бюджета в регулировании экономики; - проанализировать сущность государственных расходов и доходов; - рассмотреть вопрос о принципах построения бюджета; - рассмотреть функции бюджетной системы России; - определить направления совершенствования бюджетной политики России; - выявить сущность государственного долга.
Введение……………………………………………………………………………… 3
1. Государственный бюджет и его использование. Основные статьи доходов и расходов государственного бюджета………………………………………............6
1.1.Государственный бюджет: понятие, функции ……………………….…6
1.2.Основные статьи доходов и расходов…………………………………...8
2. Роль государственного бюджета в финансовой системе. Уровни государственного бюджета……………………………………………….………..13
2.1. Характеристика государственного бюджета РФ……………………...13
2.2. Уровни государственного бюджета РФ……………………………….14
3. Бюджетный дефицит. Государственный долг, способы их регулирования. Основы бюджетной системы России…………………………………………..…16
3.1. Бюджетный дефицит: понятие, направления решения проблемы…..16
3.2. Государственный долг РФ: состояние, способы регулирования……17
3.2.Бюджетный механизм РФ………………………………………………26
Заключение………………………………………………………………….…..…30
Список использованной литературы……………………………………..……32
Содержание
Введение…………………………………………………………
1. Государственный бюджет
и его использование. Основные
статьи доходов и расходов
государственного бюджета………………
1.1.Государственный бюджет: понятие, функции ……………………….…6
1.2.Основные статьи доходов и расходов…………………………………...8
2. Роль государственного
бюджета в финансовой системе.
Уровни государственного
2.1. Характеристика
2.2. Уровни государственного
3. Бюджетный дефицит.
Государственный долг, способы их
регулирования. Основы
3.1. Бюджетный дефицит: понятие, направления решения проблемы…..16
3.2. Государственный долг РФ: состояние, способы регулирования……17
3.2.Бюджетный механизм РФ……………
Заключение……………………………………………………
Список использованной литературы……………………………………..……32
Приложение……………………………………………………
Введение
Актуальность исследования правового регулирования бюджетной реформы в России объясняется центральным положением бюджета в реализации социально-экономических программ общественного развития. В настоящее время в правовом регулировании бюджетных отношений и бюджетного процесса в России происходят значительные изменения, которые еще не были предметом научного исследования. В Российской Федерации эти изменения направлены на решение ряда проблем.
Обеспечение сбалансированности бюджетной системы Российской Федерации в долгосрочном периоде. Прежде всего это касается выполнения обязательств государства в сфере пенсионного и других видов государственного социального страхования.
Повышение результативности бюджетных расходов. Расходы бюджетов всех уровней должны быть ориентированы на конечный результат, который, в свою очередь, должен быть достигнут наиболее эффективным способом.
Дальнейшее расширение
самостоятельности и
Закрепление в бюджетном законодательстве положения, согласно которому новые расходные обязательства могут включаться в федеральный бюджет лишь в целях обеспечения приоритетов государственной социально-экономической политики и при условии проведения оценки их ожидаемой эффективности.
Модернизация процедур составления и рассмотрения проекта федерального бюджета.
Целесообразно
перейти к рассмотрению
Для решения этих проблем и повышения эффективности бюджетных расходов в Российской Федерации осуществляется бюджетная реформа, суть которой состоит в переходе от идеологии контроля над затратами к идеологии управления результатами путем оптимальной децентрализации управления общественными финансами.
В российской финансово-правовой
науке исследование проблем бюджетной
системы и бюджетного процесса основывается
на давней научной традиции. Научная
разработка проблем бюджетных
В начале ХХ века проблемы бюджетных правоотношений обстоятельно анализировались С.Ю. Витте, С.И. Иловайским, Е.Ф. Канкриным, С.А. Кистяковским, В.А. Лебедевым, И.Х. Озеровым, Л.И. Печориным, Н.И. Тургеневым, Н.М. Цытовичем, Л.Н. Яснопольским, А.С. Ященко и другими учеными.
В советский период изучением бюджетных отношений занимались Д.А. Аллахвердян, В.В. Бесчеревных, М.И. Боголепов, М.Г. Бронский, Ш. Брюханов, А.И. Буковецкий, Л.К. Воронова, А.М. Гурвич, В.П. Дьяченко, М.Л. Коган, С.А. Котляревский, Н.А. Куфакова, Ф.А. Меньков, П.М. Микеладзе, А.И. Пискотин, К.Н. Плотников, Н.Н. Равинский, Е.А. Ровинский, А.К. Сучков, С.Д. Цыпкин.
В современной российской правовой науке наиболее обстоятельно методологические основы изучения бюджетных отношений разработаны в трудах Н.И.Химичевой, М.В.Карасевой, О.Н.Горбуновой, Е.Ю. Грачевой Ю.А.Крохиной, А.Д.Селюкова1.
В рамках финансового права рассматривается и мировой опыт бюджетных реформ2.
Объектом исследования данной работы являются бюджетные и правовые отношения, складывающиеся в современной России в условиях реформирования бюджетной системы.
Предмет исследования - правовые акты, регулирующие бюджетные процессы в России и составляющие правовую основу формирования и исполнения бюджетов разного уровня в России.
Целью исследования является изучение государственного бюджета России, экономической сущности государственного долга.
Для достижения цели курсовой работы были поставлены и решались следующие задачи:
- выявить сущность
государственного бюджета РФ
и его место в структуре
финансовой деятельности
- установить роль
- проанализировать сущность
государственных расходов и
- рассмотреть вопрос
о принципах построения
- рассмотреть функции бюджетной системы России;
- определить направления
совершенствования бюджетной
- выявить сущность государственного долга.
1.Государственный бюджет и его использование. Основные статьи доходов и расходов государственного бюджета
1.1.Государственный бюджет: понятие, функции
Государственное регулирование рыночной экономики можно условно подразделить на две формы: прямое воздействие на экономику через огосударствление, когда государство регулирует рыночные отношения путем участия в процессе производства, и косвенное, опосредованное, когда государство воздействует на воспроизводственный процесс путем использования финансового механизма.
Если прямое воздействие
на экономику реализуется путем
участия государства в
Основу финансовой базы государственного регулирования рыночной экономики составляет бюджет, состоящий из бюджета центрального правительства и бюджетов местных органов власти всех уровней
Бюджет — это счетный план государства, позволяющий контролировать поступление доходов в форме налоговых и неналоговых платежей и займов, с одной стороны, и процесс использования бюджетных ресурсов согласно бюджетной росписи расходов — с другой3. Роспись государственных доходов и расходов делается на определенный срок и утверждается в законодательном порядке.
Смысловым содержанием бюджета являются налоги и займы. Именно они определяют состояние бюджета, от них зависит объем доходов государства, концентрируемый в бюджете. Налоги и займы, в свою очередь, предопределены законами воспроизводства, т. е. размеры налоговых поступлений и займов зависят от качественных и количественных параметров совокупного дохода общества.
К воспроизводству бюджет имеет опосредованное отношение — через налоги и займы. Бюджет — это во многом искусство, искусство вести учет финансового хозяйства и контролировать рациональность расходования общегосударственных ресурсов. Без доходных источников нет бюджета, тогда как потребности в самих этих источниках существуют всегда. Данные потребности удовлетворяются через налоги, а при их недостаточности — через займы. Поэтому государственный бюджет представляет собой крупнейший централизованный денежный фонд, аккумулируемый с помощью перераспределения национального дохода и расходуемый государством для осуществления своих функций.
Таким образом, все экономические проблемы в бюджете предопределены проблемами доходных источников, т. е. состоянием налоговых и кредитных отношений, которые зависят от производства и обмена и имеют объективную экономическую природу. Это значит, что, во-первых, любые кризисные процессы бюджета связаны с кризисом производства и обращения, во-вторых, важнейшим вопросом является правовое оформление бюджетно-налоговых отношении как единого системного комплекса. В государственном бюджете органически увязаны все основные финансовые операции доходов и расходов. Внешне самостоятельные, в бюджете они получают единую направленность, находящую отражение в проводимой государством политике.
С чего начинается формирование бюджета — с доходов или расходов?
Классик политической экономии английский экономист А. Смит в своей книге «Исследование о природе и причинах богатства» (1776) указывал, что формирование бюджета должно начинаться с определения расходов государства4. К таковым он относил расходы на оборону, расходы на отправление правосудия и расходы на общественные работы и общественные учреждения. Последние предполагали содействие торговле общества, расходы на учреждения для образования юношества и расходы на учреждения для образования людей всех возрастов. К расходам государства А. Смит относил также и затраты на поддержание достоинств государя, размеры которых колеблются в зависимости от периодов развития и форм управления (двор короля обходится дороже, чем резиденция бургомистра).
1.2.Основные статьи доходов и расходов
Государственные расходы, по мнению А. Смита, имеют две особенности. Во-первых, допустимы только те расходы государства, которые отвечают интересам общества. Это делает государство «дешевым», экономически необременительным для населения. Во-вторых, как театр начинается с вешалки, так и государственный бюджет — с расходов. Для формирования бюджета государство должно сначала определить требуемые расходы и только потом, какими доходами оно может их покрыть.
Построение бюджета основано на соблюдении определенных принципов, которые были выработаны развитыми странами в начале XX в., а именно5:
принцип единства — сосредоточение в бюджете всех расходов и доходов государства. В государстве должна существовать единая бюджетная система, единообразие финансовых документов и бюджетной классификации;
принцип полноты означает, что по каждой статье бюджета учитываются все затраты и все поступления;
принцип реальности предполагает правдивое отражение доходов и расходов государства;
принцип гласности — это обязательное информирование населения об основных расходах и источниках доходов.
В современных условиях в практике развитых стран наблюдается некоторое несоблюдение этих принципов.
Так, отход от принципов полноты и единства выразился в появлении, помимо государственного бюджета, большого количества различных специальных и внебюджетных фондов, самостоятельных в финансовом отношении государственных учреждений (кредитные фонды, социальные, научно-технические и др.). Однако отсутствие обезличенности финансового фонда, которым распоряжаются правительства разных уровней, и четкое разграничение источников поступлений центрального правительства и местных органов власти являются важнейшей особенностью современных государственных бюджетов развитых стран.
Баланс бюджета (таблица 1, приложение 1) означает равенство доходов и расходов. Если расходы бюджета превышают доходы, налицо бюджетный дефицит.
Доходная часть
Исторически структура государственных расходов определялась потребностями в конкретных условиях. Так, Первая и Вторая мировые войны вызвали увеличение военных расходов. В дальнейшем на рост государственных расходов оказывали большое влияние экономические и социальные факторы. В развитых странах они являлись главной причиной роста государственных расходов.
В настоящее время доля государственных расходов в ВНП в США составляет 36%, Японии — 33, Германии — 46, Англии — 43, Франции и Италии — 50, Канаде — 44, Швеции — 60%6.
Структура государственных расходов развитых стран в современных условиях изменилась в пользу социальных программ.