Государственный бюджет России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Ноября 2013 в 01:36, курсовая работа

Описание работы

Целью исследования является изучение государственного бюджета России, экономической сущности государственного долга. Для достижения цели курсовой работы были поставлены и решались следующие задачи:
- выявить сущность государственного бюджета РФ и его место в структуре финансовой деятельности страны;
- установить роль государственного бюджета в регулировании экономики; - проанализировать сущность государственных расходов и доходов; - рассмотреть вопрос о принципах построения бюджета; - рассмотреть функции бюджетной системы России; - определить направления совершенствования бюджетной политики России; - выявить сущность государственного долга.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………………… 3
1. Государственный бюджет и его использование. Основные статьи доходов и расходов государственного бюджета………………………………………............6
1.1.Государственный бюджет: понятие, функции ……………………….…6
1.2.Основные статьи доходов и расходов…………………………………...8
2. Роль государственного бюджета в финансовой системе. Уровни государственного бюджета……………………………………………….………..13
2.1. Характеристика государственного бюджета РФ……………………...13
2.2. Уровни государственного бюджета РФ……………………………….14
3. Бюджетный дефицит. Государственный долг, способы их регулирования. Основы бюджетной системы России…………………………………………..…16
3.1. Бюджетный дефицит: понятие, направления решения проблемы…..16
3.2. Государственный долг РФ: состояние, способы регулирования……17
3.2.Бюджетный механизм РФ………………………………………………26
Заключение………………………………………………………………….…..…30
Список использованной литературы……………………………………..……32

Файлы: 1 файл

тема 43 гос бюджет Катя .doc

— 168.50 Кб (Скачать файл)

Так, в структуре федерального бюджета США военные расходы  составляют 28%, социальные — 47,3, хозяйственные — 6,7, выплаты процентов по государственному долгу — 13,7%. В других странах смешанной экономики социальная сфера поглощает свыше 50% бюджетных расходов.

Что касается расходов на финансирование хозяйства, то в развитых странах имеются существенные различия, связанные с масштабом государственного сектора. Например, в европейских странах, где удельный вес государственного сектора до недавнего времени был велик, большая часть государственных расходов шла на поддержание, субсидирование и развитие национализированных предприятий, а прямые государственные капиталовложения составляли 10—20% всех инвестиций. Приватизация национализированных предприятий сократила государственные вложения в хозяйство, особенно за счет уменьшения субсидий частному сектору.

Доходы федерального бюджета за январь-февраль 2009 года, по предварительным данным Минфина  России, составили 1 219,1 млрд. рублей или 23,2 % ВВП, что на 0,3п.п. ВВП ниже величины за аналогичный период 2008 года (таблица 2-3, приложение 2).

Общий объем налоговых  и других платежей, администрируемых ФНС России, составил 480,1 млрд. рублей или 9,1 % ВВП (в январе-феврале 2008 года – 9,8% ВВП). Доходы, администрируемые ФТС  России, достигли по итогам января-февраля 2009 года 416,5 млрд. рублей или 7,9% ВВП (11,5% ВВП). Доходы, администрируемые другими администраторами, за отчетный период 2009 года составили 332,6 млрд. рублей, или 6,1 % ВВП (2,1% ВВП).

Поступление доходов в январе-феврале  составило 11,2% от объема доходов федерального бюджета, утвержденного законом о федеральном бюджете на 2009 год и плановый период 2010 и 2011 годов. Продолжающееся снижение экономической активности, вызванное развитием мирового кризиса, привело к еще большему сокращению поступлений по налогам и платежам, администрирование которых осуществляет Федеральная налоговая служба и Федеральная таможенная служба. Кроме того, сохраняющиеся низкие цены на сырье также не способствуют росту таможенных поступлений.

В январе-феврале 2009 значительный объем поступлений, согласно предварительным данным Минфина России, обеспечили «другие федеральные органы» - 322,6 млрд. рублей, что составляет 26,5% от общего объема доходов, поступивших за этот период. Основную их часть составляет процентный доход за пользование денежными средствами, размещенными на счетах в иностранной валюте, открытых в Центральном Банке Российской Федерации для учета средств Резервного фонда и Фонда национального благосостояния, в сумме  205,05  и  66,03  млрд. рублей соответственно. Без учета указанных средств, поступление доходов по прочим администраторам в январе-феврале 2009 года составят 51,5 млрд. рублей, что ниже доходов за январь-февраль 2008 года на 65,1 млрд. рублей.7

Кассовые расходы федерального бюджета за январь-февраль 2009 года составили 1102,8 млрд. рублей или 21,0% ВВП, что выше показателя расходов в процентах ВВП за аналогичный период предшествующего года на 5,8 п.п. При этом расходы по обслуживанию долга в номинальном значении составили 29,7 млрд. рублей, что составляет 0,6% к ВВП. Непроцентные расходы в январе-феврале 2009 года были выше на 5,6 п.п. ВВП, чем в том же периоде прошлого года (1073,1 млрд. рублей или 20,4 % ВВП в январе-феврале 2009 года по сравнению с 836,1 млрд. рублей или 14,8 % ВВП соответственно в 2008 году).

С учетом исполнения бюджета  по доходам и расходам профицит федерального бюджета в январе-феврале 2009 года составил 116,3 млрд. рублей или 2,2% ВВП (в аналогичном периоде прошлого года 464,0  млрд. рублей или 8,2% ВВП).

Сальдо государственных  внутренних заимствований за январь-февраль 2009 года составило, по предварительному отчету Минфина России, -13,2 млрд. рублей. Объем средств, привлеченных на внутреннем долговом рынке в январе-феврале 2009 года, составил 1,8 млрд. рублей (0,03% ВВП) по сравнению с 81,8 млрд. рублей за тот же период 2008 года. Погашение долга в январе-феврале 2009 года составило -15,1 млрд. рублей (-0,29% ВВП). В январе прошлого года погашение государственных ценных бумаг Российской Федерации, номинальная стоимость которых указана в валюте Российской Федерации, не производилось.

По состоянию на 1 марта 2009 года совокупный объем средств Резервного фонда в рублевом эквиваленте составил 4 869,74 млрд. рублей,  Фонда  национального  благосостояния  – 2 995,51 млрд.  рублей.

В соответствие с приказами Министерства финансов Российской Федерации от 23 октября 2008 года № 519  и от 5 ноября 2008 года № 540 средства Фонда национального благосостояния были размещены на депозиты в Государственной корпорации «Банк развития и внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк)» в общей сумме 225,0 млрд. рублей. В январе 2009 года на счет по учету средств Фонда национального благосостояния были зачислены доходы от размещения средств фонда на указанных депозитах во Внешэкономбанке в сумме 2,63 млрд. рублей.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Роль государственного  бюджета в финансовой системе.  Уровни государственного бюджета

 

2.1. Характеристика государственного  бюджета РФ

 

Начало XXI в. для бюджетной политики России знаменовалось положительными тенденциями: доходы как консолидированного, так и федерального бюджета стабильно превышали расходы, обеспечивая профицит бюджета на уровне 2—3% к ВВП. При этом, помимо количественных улучшений показателей бюджета, положительным является тот факт, что прирост доходов был достигнут за счет не только налогообложения экспортно-импортных операций, но и увеличения налоговых поступлений от налогоплательщиков, работающих на внутреннем рынке. Большая часть профицита была использована на погашение государственного долга, в основном внешнего.

В начале 2003 г. была разработана  правительственная Программа бюджетной политики Российской Федерации на 2003— 2005 годы. Направленность на достижение сбалансированности государственных финансов в среднесрочной перспективе, превышение доходов бюджета над расходами предполагают использовать больше половины ожидаемого профицита на формирование финансового резерва. Фактически речь идет о резервном бюджетном фонде стабилизационного характера, нормальное функционирование которого повысит устойчивость бюджетной системы в целом, так как зависимость доходной части бюджета от ситуации на мировых рынках не должна кардинально влиять на уровень расходов бюджета.

Резервный бюджетный  фонд может выполнять две цели. Первая — сбережение для будущих  поколений. Оно связано с долгосрочной задачей создания механизма перераспределения существующих ресурсов между текущим моментом и будущим. Вторая — стабилизация. Она связана с задачей выравнивания в краткосрочном периоде государственных расходов и в целом экономического развития страны при резких колебаниях конъюнктуры на мировых товарных рынках.

 

2.2. Уровни государственного  бюджета РФ

 

Для России как федеративного  государства характерно трехуровневое строение ее бюджетной системы. Таким образом, бюджетное устройство России характеризуется наличием трех уровней бюджетного управления и бюджетной деятельности:

федеральный уровень бюджетного управления (на этом уровне расположены федеральный (государственный) бюджет, федеральные внебюджетные фонды);

региональный уровень бюджетного управления (представлен бюджетами        субъектов Федерации и региональными внебюджетными фондами);

муниципальный уровень бюджетного управления (представлен местными бюджетами).

Сегодня стабилизационная направленность бюджетного резервного фонда является для России наиболее актуальной.

 Сберегательная составляющая  также может рассматриваться  в долгосрочном периоде, но  до тех пор, пока Россия вынуждена  ежегодно выплачивать значительные суммы в качестве внешнего долга.

В целом основными  принципами современной бюджетной политики нашего государства являются8:

•  недопущение опережающего роста государственных расходов над темпами роста экономики;

•  безусловное исполнение принятых сектором государственного и муниципального управления обязательств;

•  приоритет среднесрочного бюджетного планирования, отражающего стратегические направления развития экономики;

•  конкурсные принципы распределения бюджетных ресурсов:

•  открытость и доступность  информации по расходам государственного бюджета на всех уровнях.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Бюджетный дефицит.  Государственный долг, способы их  регулирования. Основы бюджетной  системы России

 

3.1. Бюджетный дефицит:  понятие, направления решения  проблемы

 

Под бюджетным дефицитом  понимается превышение расходов государственного бюджета над его доходами. Обратное явление - профицит бюджета - означает превышение доходов бюджета над расходами. Существует также понятие "первичный профицит", которое означает превышение доходов над расходами без учета расходов на обслуживание государственного долга.

Наличие бюджетного дефицита обычно рассматривается как негативное явление. Это не всегда так. Бюджеты  очень многих государств являются дефицитными. Если государство стремится ежегодно принимать бездефицитный бюджет, это может усугублять циклические колебания экономики за счет сокращения важных расходов и излишнего повышения налогов. Поэтому при регулировании дефицита важно учитывать не только текущие задачи бюджетной политики, но и ее долгосрочные приоритеты.

Сокращать бюджетный дефицит достаточно сложно в силу ряда причин. Объем обязательств по осуществлению расходов, которые принимает на себя государство, очень велик.

 Эти обязательства  накапливаются десятилетиями, многие  из них не подлежат сокращению, снижение других является непопулярной мерой и затрагивает интересы влиятельных структур. Некоторые расходы носят чрезвычайный характер и могут внезапно увеличиваться. Находить же новые источники пополнения доходной части бюджета гораздо сложнее: рост налогов негативно сказывается на деловой активности в экономике, способствует большему уклонению от налогообложения; приватизация государственной собственности дает лишь разовое поступление денег в казну и т.п. Именно поэтому даже в развитых странах бюджет чаще сводится с дефицитом, чем с профицитом.

Для бюджетной политики большинства государств XX века одной из важнейших задач стало решение проблемы сбалансированности и дефицита бюджетов различных уровней. Современные западные финансовые теории полагают, что бюджетный дефицит является оправданным на определенном этапе экономического развития страны, поскольку содержание антициклической фискальной политики государства заключается в допущении дефицитности бюджета во время спада и наличии профицита в период инфляции. Иначе говоря, достаточно чтобы бюджет был сбалансирован на протяжении экономического цикла. Признание возможности применения несбалансированных государственных бюджетов для целей стабилизации экономики привело к расширению использования государственного кредита и росту государственного долга.

Представители западной экономической мысли дают определения  государственного долга посредством  анализа дефицита государственного бюджета. С. Брю считает, что «государственный долг — общая сумма всех положительных сальдо бюджетов федерального правительства, за вычетом всех дефицитов, которые имели место в стране»9.

 

3.2. Государственный долг  РФ: состояние, способы  регулирования

 

ОСНОВНЫЕ ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ БЮДЖЕТНОЙ ПОЛИТИКИ НА 2009–2011 ГОДЫ И  ДАЛЬНЕЙШУЮ ПЕРСПЕКТИВУ

При определении целей и задач бюджетной политики следует исходить из того, что за последние месяцы существенно возросла неопределённость на мировых рынках сырья, продовольствия и капитала. Продолжается замедление темпов роста мировой экономики.10

Внешние факторы оказывают серьёзное воздействие на российскую экономику.

Это обусловлено и тем обстоятельством, что,  несмотря на высокие темпы  экономического роста в последние  десять лет, нынешняя структура российской экономики ещё не отвечает современным  требованиям динамично развивающейся страны. Она существенно отличается от структуры экономики развитых стран, где высок удельный вес образования, науки, здравоохранения.

При таких условиях необходимо повышение  устойчивости национальной экономики  на основе совершенствования её структуры, внедрения инноваций, осуществления модернизации в сфере оказания социальных услуг, улучшения транспортной, энергетической и финансовой инфраструктуры, формирования благоприятной среды для предпринимательской деятельности.

В этих целях бюджетная политика должна формироваться с должной степенью осмотрительности, учитывать  все  возможные сценарии развития мировой экономики, включая негативные, и в то же время быть активной, в максимальной степени использовать все имеющиеся возможности.

Наиболее острой проблемой  в настоящее время является рост цен.

Необходимость замедления роста цен – одновременно макроэкономическая и социальная проблема.

Инфляция уменьшает  реальные доходы граждан, их покупательную  способность, склонность к сбережению, подрывает основы многолетнего бюджетного планирования.

Кроме того, с точки зрения создания  основ долгосрочного роста экономики и устойчивости бюджета важно преодоление отрицательных демографических тенденций. Согласно прогнозам,  численность занятого населения будет постепенно сокращаться при одновременном росте количества пенсионеров. 

Обеспечение сбалансированности пенсионной системы является одной  из наиболее серьёзных проблем экономической  политики.

Информация о работе Государственный бюджет России