Государственный бюджет России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Ноября 2013 в 01:36, курсовая работа

Описание работы

Целью исследования является изучение государственного бюджета России, экономической сущности государственного долга. Для достижения цели курсовой работы были поставлены и решались следующие задачи:
- выявить сущность государственного бюджета РФ и его место в структуре финансовой деятельности страны;
- установить роль государственного бюджета в регулировании экономики; - проанализировать сущность государственных расходов и доходов; - рассмотреть вопрос о принципах построения бюджета; - рассмотреть функции бюджетной системы России; - определить направления совершенствования бюджетной политики России; - выявить сущность государственного долга.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………………… 3
1. Государственный бюджет и его использование. Основные статьи доходов и расходов государственного бюджета………………………………………............6
1.1.Государственный бюджет: понятие, функции ……………………….…6
1.2.Основные статьи доходов и расходов…………………………………...8
2. Роль государственного бюджета в финансовой системе. Уровни государственного бюджета……………………………………………….………..13
2.1. Характеристика государственного бюджета РФ……………………...13
2.2. Уровни государственного бюджета РФ……………………………….14
3. Бюджетный дефицит. Государственный долг, способы их регулирования. Основы бюджетной системы России…………………………………………..…16
3.1. Бюджетный дефицит: понятие, направления решения проблемы…..16
3.2. Государственный долг РФ: состояние, способы регулирования……17
3.2.Бюджетный механизм РФ………………………………………………26
Заключение………………………………………………………………….…..…30
Список использованной литературы……………………………………..……32

Файлы: 1 файл

тема 43 гос бюджет Катя .doc

— 168.50 Кб (Скачать файл)

Для повышения эффективности  и результативности бюджетной политики Правительству Российской Федерации  надлежит сосредоточиться на решении следующих основных задач.11

Бюджетная политика должна сохранить своё значение как важнейший  инструмент макроэкономического регулирования. Она должна быть направлена на обеспечение  сбалансированного развития экономики, играя важную роль в снижении инфляции.

Одной из базовых предпосылок  решения этой задачи является безусловное  соблюдение установленных в 2007 году Бюджетным кодексом Российской Федерации  требований по обеспечению долгосрочной устойчивости бюджетной системы,  использованию нефтегазовых доходов и ограничению дефицита федерального бюджета.

Правительство Российской Федерации совместно с Банком России должно принять исчерпывающие  меры по обеспечению снижения инфляции.  

Необходимо усилить  роль бюджета в стимулировании роста  экономики и повышении уровня жизни населения на долгосрочную перспективу.

Начиная с 2009 года проекты  федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов на очередной 3-летний период должны формироваться  с учетом основных параметров бюджетных прогнозов на 15-летний период, а по отдельным направлениям – на более отдаленную перспективу.

К 1 августа текущего года необходимо разработать долгосрочную бюджетную стратегию на период до 2023 года. Она должна включать в себя основные параметры   бюджетной системы, выявить долгосрочные риски и установить целевые ориентиры, для достижения которых необходимо мобилизовать бюджетные ресурсы в интересах повышения конкурентоспособности российской экономики и адресности социальной политики.

Долгосрочное бюджетное планирование должно стать реальным шагом на пути к повышению эффективности расходов бюджета, выступая в то же время сдерживающим фактором для их необоснованного роста.

Это предполагает принятие активных мер по повышению качества государственных услуг, обеспечению роста производительности труда в государственном секторе.

При расширении горизонта  бюджетного прогнозирования возрастает значение информации о финансовых результатах  деятельности государственного сектора. Эта информация должна учитываться  при принятии решений, касающихся управления государственными ресурсами.

На федеральном уровне должна быть сформирована система мониторинга  эффективности бюджетных расходов, а также оценки эффективности  использования финансовых ресурсов, передаваемых государственным корпорациям.

В целях обеспечения  в полной мере реализации принципа достоверности экономического прогнозирования  как одной из основополагающих предпосылок  для улучшения качества бюджетного планирования необходимо существенно  повысить надёжность и расширить горизонт прогноза социально-экономического развития. Следует уже в ближайшее время сформировать современную правовую и методическую базу средне- и долгосрочного государственного прогнозирования социально-экономического развития страны. 

Необходимо сформировать устойчивый механизм пенсионного обеспечения на длительную перспективу, создав условия для получения достойной пенсии как тем, кто уже вышел на пенсию, так и тем, кому это предстоит в будущем.

Здесь необходим широкий  комплекс мер, в том числе упорядочение источников финансирования пенсий, развитие негосударственного пенсионного страхования, более эффективное управление пенсионными накоплениями.

Важную роль может  сыграть система софинансирования пенсионных накоплений с использованием средств Фонда национального благосостояния. Следует завершить все подготовленные мероприятия по её введению в действие до конца текущего года.

Эффективное расходование бюджетных средств за счёт перехода к финансовому обеспечению государственных  услуг на основе государственного задания и принципов нормативно-подушевого финансирования. При этом должны предусматриваться стимулы для обеспечения соответствия качества и объёма предоставляемых услуг установленным в задании требованиям.

Необходимо ускорить процесс реорганизации бюджетных учреждений в автономные учреждения.

Завершение переходного  периода формирования новой системы  местного самоуправления.

С 1 января 2009г. должны в  полном объёме вступить в силу положения  Федерального закона «Об общих принципах  организации местного самоуправления в Российской Федерации» и связанные с ним нормы Бюджетного кодекса Российской Федерации, регулирующие финансовые взаимоотношения между бюджетами субъектов Российской Федерации  и местными бюджетами.12

По-прежнему требуется  оказание вновь созданным муниципальным образованиям действенной поддержки в освоении ими базовых методов и процедур управления муниципальными финансами.    

 Практический переход  на современные принципы осуществления  государственных инвестиций и  реализации долгосрочных программ за счёт бюджетных средств.

С 2010 года соответствующие  нормы Бюджетного кодекса Российской Федерации должны быть реализованы  полностью. Эти нормы в максимально  возможной степени следует применять  и в переходный период.

Дальнейшее развитие практики бюджетирования, ориентированного на результаты.

В рамках бюджетного планирования следует обеспечить корреляцию докладов о результатах и основных направлениях деятельности субъектов бюджетного планирования, долгосрочных программ и ведомственных целевых программ, обоснований бюджетных ассигнований.

Каждая программа должна предусматривать конкретные цели её реализации и показатели оценки их достижения на всех этапах осуществления  программы. Если программа не позволяет  достичь предусмотренных целей, то надо отказываться от её дальнейшей реализации со своевременным внесением соответствующих изменений в нормативные правовые акты.

Следует пересмотреть механизм формирования и реализации ведомственных  целевых программ, которые должны в основном использоваться для реструктуризации и повышения эффективности исполнения обязательств.

Повышение эффективности  управления средствами Резервного фонда, Фонда национального благосостояния, временно свободными бюджетными средствами.

Обеспечение надёжности размещения средств этих фондов остаётся безусловным приоритетом.

В то же время по мере накопления опыта управления средствами Фонда национального благосостояния, в том числе в целях повышения  его доходности, следует рассмотреть  вопрос о расширении состава активов, в которые могут размещаться средства Фонда. В число таких активов могут войти акции и долговые обязательства надёжных эмитентов.

Повышение качества управления государственной собственностью и  эффективности работы государственного сектора. Следует в ближайшие  годы завершить процесс акционирования федеральных государственных унитарных предприятий, не являющихся необходимыми для исполнения публичных полномочий. Должна быть создана правовая база для приватизации имущества государственных и муниципальных учреждений, а также для обеспечения возможности изъятия по решению собственника и последующей приватизации части имущества унитарного предприятия.

Необходимо расширить  практику представления интересов  государства в органах управления акционерных обществ независимыми директорами вместо государственных служащих.

Следует обеспечить полноценный  учёт имущества казны и его  отражение в финансовой отчётности публично-правовых образований.

Расширение практики учёта результативности работы органов  государственной власти субъектов  Российской Федерации при принятии решений о предоставлении финансовой поддержки за счёт средств федерального бюджета.

Развитие межбюджетных отношений на основе последовательной реализации принципа взаимных обязательств участвующих в них органов  публичной власти, прежде всего при осуществлении инвестиционных и социальных расходов.

Определение дополнительных сфер государственного управления, в  которых могут быть применены  принципы делегирования исполнения федеральных полномочий органам  государственной власти субъектов Российской Федерации с предоставлением субвенций из федерального бюджета. Своевременное принятие документов, определяющих порядок предоставления субвенций из федерального бюджета для исполнения делегируемых федеральных полномочий и контроля за эффективностью их использования.

Совершенствование структуры  и механизмов государственного и  муниципального финансового контроля, исключение параллелизма и дублирования в этой сфере.

Назрела необходимость  включения в Бюджетный кодекс Российской Федерации современных норм в части, касающейся государственного и муниципального финансового контроля и ответственности за нарушение бюджетного законодательства. Соответствующий проект федерального закона должен быть внесён в Государственную Думу уже в 2008 году.

Государство является заемщиком средств, а население, предприятия, банки — кредиторами.

Источником погашения государственных займов и выплаты процентов по ним выступают бюджетные средства. Таким образом, функционирование механизма государственного кредита приводит к появлению государственного долга.

Финансово-кредитный  словарь дает следующее определение: «Государственный долг — сумма задолженности по выпущенным и непогашенным государственным займам (включая начисленные по ним проценты)»13.

 Однако, учитывая современную российскую специфику, можно дать и расширенное понятие государственного долга — как суммы всех неоплаченных финансовых обязательств государства с процентами, начисленными на них к определенному моменту времени. Иначе говоря, государственный долг — это вся сумма задолженности по обязательствам государства, проценты по ней и неисполненные финансовые обязательства государства перед субъектами экономики (т.е. неоплаченный государственный заказ, задолженность по заработной плате перед бюджетниками и т.д., так как практически эта задолженность представляет собой некорректно оформленный государственный долг, на который, вдобавок, не выплачиваются проценты)14. Отсюда и задачи по управлению государственным долгом можно ставить как в узком, так и в широком смысле слова.

Государственный долг может  быть подразделен на капитальный и текущий. Капитальный включает в себя всю совокупность долговых обязательств государства на определенную дату; текущий состоит из платежей по обязательствам, которые заемщик обязан погасить в отчетном периоде.

Государственный долг подразделяется также на внутренний и внешний.

За период   с начала 2008 года по  конец 2010 года  государственный долг в абсолютном размере увеличится на 56,2 %, в процентах  к ВВП - с 8,5  до 9,1 %. 

 Государственный  внутренний долг  увеличится  на 102,7 %, в процентах  к ВВП  - с 4,6  до 6,4 %. Государственный  внешний долг в  рублевом  эквиваленте  увеличится  на 2 %,  в процентах к ВВП - снизится  с 3,9  до 2,8 %.

Верхний предел государственного внутреннего долга  на начало 2008 года (по ожидаемой оценке исполнения федерального бюджета в  2007 году) составит 1 409,2 млрд. рублей, что на 45,9 млрд. рублей, или 3,4 %, превышает верхний предел государственного внутреннего долга на 1 января 2008 года, определенный Федеральным  законом «О федеральном бюджете на   2007 год».

Расходы на обслуживание государственного долга в 2010 году по сравнению с ожидаемым исполнением  федерального бюджета в 2007 году увеличатся на 57,5 %. Доля процентных расходов в  общем объеме расходов федерального бюджета в 2008  - 2010 годы составит 2,9  - 3 %.

Расходы на обслуживание государственного внутреннего долга  увеличатся более чем в 2 раза в 2010 году по сравнению с ожидаемым  объемом в 2007 году и составят  170,9 млрд. рублей, что превышает сумму расходов, предусмотренных в 2010 году на ЖКХ, охрану окружающей среды, культуру, кинематографию и средства массовой информации.

По экспертной оценке Счетной палаты, процентные платежи по кредитам, полученным от правительств иностранных государств,  могут быть ниже проектных показателей на 60 млн. долларов США.

В 2008 – 2010 годах объем  государственного долга увеличится с 2 617,6 млрд. рублей (ожидаемая оценка исполнения федерального бюджета в 2007 году) до 4 089,7 млрд. рублей к концу 2010 года, то есть увеличится  в 1,6 раза.

Удельный вес внутреннего  долга в общем объеме государственного долга возрастет с 53,8 % на начало 2008 года до 69,9 %  концу 2010 года.

 

 

Динамика государственного долга в 2008 - 2010 годах (на конец года) представлена в следующей таблице.

 

Объем государственного внутреннего долга оценивается  по состоянию на конец  февраля 2009 г.в 1491,7 млрд. руб., в том числе - 1413,3 млрд. руб. – номинированного в  государственных ценных бумагах. Таким  образом, в целом за первые два месяца его объем сократился 0,5% (на 8,17 млрд. руб.)15. Совокупный объем государственного долга возрос за январь-февраль текущего года, по оценке, на 8,4%, составив по состоянию на  1 марта 2917,4 млрд. руб. против 2690,2 млрд. руб. на начало года.

 

3.2.Бюджетный механизм РФ

 

Информация о работе Государственный бюджет России