Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Ноября 2013 в 01:36, курсовая работа
Целью исследования является изучение государственного бюджета России, экономической сущности государственного долга. Для достижения цели курсовой работы были поставлены и решались следующие задачи:
- выявить сущность государственного бюджета РФ и его место в структуре финансовой деятельности страны;
- установить роль государственного бюджета в регулировании экономики; - проанализировать сущность государственных расходов и доходов; - рассмотреть вопрос о принципах построения бюджета; - рассмотреть функции бюджетной системы России; - определить направления совершенствования бюджетной политики России; - выявить сущность государственного долга.
Введение……………………………………………………………………………… 3
1. Государственный бюджет и его использование. Основные статьи доходов и расходов государственного бюджета………………………………………............6
1.1.Государственный бюджет: понятие, функции ……………………….…6
1.2.Основные статьи доходов и расходов…………………………………...8
2. Роль государственного бюджета в финансовой системе. Уровни государственного бюджета……………………………………………….………..13
2.1. Характеристика государственного бюджета РФ……………………...13
2.2. Уровни государственного бюджета РФ……………………………….14
3. Бюджетный дефицит. Государственный долг, способы их регулирования. Основы бюджетной системы России…………………………………………..…16
3.1. Бюджетный дефицит: понятие, направления решения проблемы…..16
3.2. Государственный долг РФ: состояние, способы регулирования……17
3.2.Бюджетный механизм РФ………………………………………………26
Заключение………………………………………………………………….…..…30
Список использованной литературы……………………………………..……32
Важнейшим инструментом государственного регулирования экономических процессов, решения социальных, политических, производственных, экологических задач в условиях рынка выступает бюджетный механизм. Именно путем перераспределения валового внутреннего продукта и национального дохода государство стремится достичь создания такой структуры общественного производства и народнохозяйственных пропорций, которые адекватны рыночному механизму хозяйствования. Посредством бюджетного механизма возможно воздействие государства на развитие таких макроэкономических процессов, как экономический подъем страны, укрепление социальной сферы, ускорение темпов научно-технического прогресса, коренное переоснащение материально-технической базы производства, развитие инновационных процессов, снижение уровня безработицы и увеличение занятости.
Развитие бюджетного механизма в условиях рынка должно происходить в направлении все более эффективного влияния бюджета на хозяйственную конъюнктуру и уровень деловой активности предпринимателей, демонополизации экономики, развитие её частного сектора, приватизацию производства и др.
Посредством таких финансовых рычагов, как налоги, государственные инвестиции, бюджетные кредиты, объемы бюджетного финансирования создаются предпосылки для влияния государства на различные стороны хозяйствования, способствуя ускоренному обновлению основных производственных фондов, развитию АПК, инфраструктуры общественного производства, созданию нового механизма финансирования науки, здравоохранения, культуры, совершенствованию государственной системы подготовки и переподготовки кадров, развитию структуры рабочих мест на рынке труда.
Экономические и политические реформы, проводимые с начала девяностых годов, также не могли не затронуть сферу государственных финансов, и, в первую очередь, бюджетную систему. Государственный бюджет, являясь главным средством мобилизации расходования ресурсов государства, дает политической власти реальную возможность воздействовать на экономику, финансировать ее структурную перестройку, стимулировать развитие приоритетных секторов экономики, обеспечивать социальную поддержку наименее защищенным слоям населения.
Очевидно, что успех экономического реформирования в нашей стране в большой степени зависит от того, в каких направлениях пойдет преобразование финансовой системы общества, насколько бюджетная политика государства будет отвечать требованиям времени.
Изучение
бюджетной системы, бюджетного процесса,
теоретических и
По предварительным данным Минфина России, профицит федерального бюджета на кассовой основе в январе-феврале 2009 г. составил 116,3 млрд. рублей, или 2,2% ВВП. При этом доходная часть бюджета составила 1219,1 млрд. рублей, или 23,1% ВВП, а расходы бюджета (на кассовой основе) – 1102,8 млрд. рублей, или 20,9% ВВП. Непроцентные расходы сложились в объеме 1073,1 млрд. рублей, или 20,4% ВВП, обслуживание государственного долга (процентные расходы) – 29,7 млрд. рублей, или 0,6% ВВП.
Профицит федерального бюджета на кассовой основе в январе-феврале текущего года составил, по предварительным данным Минфина России, 116,29 млрд. руб., или 2,2% ВВП против 463,97 млрд. руб. (8,2% ВВП) за аналогичный период годом ранее. При этом доходы бюджета составили 1219,11 млрд. руб., или 23,1% ВВП (1322,5 млрд. руб., или 23,5% ВВП в январе-феврале 2008 года), а расходы бюджета (на кассовой основе) – 1102,83 млрд. руб., или 20,9% ВВП против 858,53 млрд. руб. (15,2% ВВП) за первые два месяца предыдущего года. Непроцентные расходы сложились в объеме 1073,15 млрд. руб., или 20,4% ВВП (836,15 млрд. руб., или 14,8% ВВП в январе-феврале 2008 года), а обслуживание государственного долга (процентные расходы) составило 29,68 млрд. руб., или 0,56% ВВП против 22,38 млрд. руб., или 0,4% ВВП в январе-феврале годом ранее.
По состоянию на 1 марта 2009 года совокупный объем Резервного фонда составил 4869,74 млрд. руб., что эквивалентно 136,33 млрд. долл. (63,99 млрд. долл., 45,66 млрд. евро, 9,65 млрд. фунтов стерлингов). Кроме того, часть резервной позиции Российской Федерации в Международном валютном фонде, сформированная за счет средств Резервного фонда, составила 446,88 млн. СДР. Совокупный объем Фонда национального благосостояния составил 2995,51 млрд. руб., или 83,86 млрд. в долларовом эквиваленте (34,33 млрд. долл., 24,42 млрд. евро, 4,44 млрд. фунтов стерлингов, 19,39 млрд. рублей на отдельных счетах по учету средств ФНБ в Банке России и 417,1 млрд. руб. на депозитах во Внешэкономбанке).
Продолжалось
планомерное погашение
Заключение
Бюджет занимает
очень важное место в
В заключении необходимо отметить, что бюджетная политика как экономическая категория – это часть экономических отношений направленных на достижение экономической эффективности, социальной справедливости и политической стабильности.
В курсовой работе
была рассмотрена проблема
В последнее время много говорится о смене курса реформ, а точнее - об адекватных подходах к финансовой стратегии развития общества и проблеме преодоления дефицита бюджета Российской Федерации. Именно поэтому современная ситуация в Российской Федерации ярко свидетельствует о необходимости усиления регулирующей роли государства в финансовом секторе экономики.
Главными проблемами
в области государственных
В любой стране государственный бюджет ведущее звено финансовой системы. Он объединяет главные доходы и расходы государства.
Бюджет есть единство
основных финансовых категорий
(налогов, государственного
Государственный бюджет представляет
собой основной финансовый план государства
на текущий год, имеющий силу закона. Бюджет
утверждается законодательным органом
власти парламентом.
При переходе к рыночной
экономике государственный
Список использованной литературы
1 Горбунова О. Н. Проблемы совершенствования основных финансово-правовых институтов в условиях перехода России к рынку: Автореф. дисс. ... д-ра юрид. наук. - М., 1996. С.10, 36; Пискотин М. И. Советское бюджетное право.- М., 1973; Матвеев В.А. Эволюция бюджетной системы России и проблемы совершенствования межбюджетных отношений// Бюджетные отношения, инвестиции и предпринимательство в Российской Федерации и в ее регионах – М., 2002; Викулин А.Ю. Бюджетная политика в системе категорий финансового права // Государство и право. - 2004. № 2.С. 41-48; Лушин С. Бюджетная реформа// Экономист. 2005. № 2. С.38-45; Новый курс России: концепция альтернативной бюджетной политики в Российской Федерации/ под общ. ред. Г.Ю. Семигина. - М., 2005
2 Бюджетирование, ориентированное на результат: международный опыт и возможности применения в России – М., 2002; Авилова А.В. Бюджетная реформа в Италии// Современная финансовая политика западноевропейских стран: Сборник научных трудов/ Ин-т мировой экономики и междунар. отношений РАН; Отв. ред. В.П. Гутник. - М., 2003. Лавров А.М.Бюджетная реформа 2001-2007 годов: от управления затратами к управлению результатами // Принципы управления общественными финансами на субнациональном уровне: Сборник докладов. Под ред. А.М. Лаврова. – М., 2005. С. 7-52.
3 Сажина М. А., Чибриков Г. Г. 'Экономическая теория: Учебник для вузов. —М.: Норма, 2006. — 476 с
4 Сажина М. А., Чибриков Г. Г. 'Экономическая теория: Учебник для вузов. —М.: Норма, 2006. — 477 с
5 Там же
6 Сажина М. А., Чибриков Г. Г. 'Экономическая теория: Учебник для вузов. —М.: Норма, 2006. — 479 с
7 О ТЕКУЩЕЙ СИТУАЦИИ В ЭКОНОМИКЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В ЯНВАРЕ-ФЕВРАЛЕ 2009 ГОДА
8 Сажина М. А., Чибриков Г. Г. 'Экономическая теория: Учебник для вузов. —М.: Норма, 2006. — 483 с
9 Брю С.Л., Макконелл К. Р. Экономикс. — М.: Республика, 1992. Т. 1. — С. 365.
10 Бюджетное послание Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации23 июня 2008 года
11 Бюджетное послание Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации23 июня 2008 года
12 Бюджетное послание Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации23 июня 2008 года
13 Финансово-кредитный словарь. — М.: Финансы и статистика, 1984. — С. 314.
14 Финансы: Учебник для ВУЗов/Под ред.проф. М.В. Романовского, проф. О.В.Врублевской.-М.: Юрайт-М, 2002.-119 с.
15 О ТЕКУЩЕЙ СИТУАЦИИ В ЭКОНОМИКЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В ЯНВАРЕ-ФЕВРАЛЕ 2009 ГОДА