Государственный бюджет: сущность и структура

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2014 в 23:29, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы - изучить сущность и структуру государственного бюджета, провести анализ федерального бюджета Российской Федерации, выявит приоритетные направления развития федерального бюджета.
Для достижения цели необходимо решить следующие задачи:
- изучить теоретические аспекты бюджета, его структуру и содержание;
- определить роль государственного бюджета как финансовой базы социально-экономического развития общества и основного финансового плана страны;

Файлы: 1 файл

Моя курсовая работа.docx

— 130.22 Кб (Скачать файл)

Доходы бюджета классифицируются:

-по источникам образования они делятся на налоги с юридических лиц, налоги с населения, займы, поступления от реализации государственной собственности;

-по методам взимания - на налоговые и неналоговые доходы;

-по видам налогов - на акцизы, НДС, налог на прибыль предприятий и организаций, подоходный налог с физических лиц и др.

    В условиях  перехода к рыночным отношениям  формирование доходной части  бюджета приобрело в основном  налоговый характер.

Налоговые доходы - это обязательные, безвозмездные, безвозвратные платежи в пользу бюджета.

     Через налоговые  платежи мобилизуются денежные  средства в распоряжении органов  государственной власти.

    На 2012 год общие доходы бюджета составили 6965317,2 млн.  рублей.

Доходы консолидированного бюджета России в первом полугодии 2012 г,  по данным Росстата, составили 5 384,5 млрд рублей, профицит — 1 420,7 млрд рублей.  Общая сумма доходов федерального бюджета  в 2012 году равнялась 5046 ,1 млрд. рублей.

В составе доходов федерального бюджета налоговые доходы составляют 3 167 ,8 млрд. рублей, в том числе без учета средств единого социального налога и отчислений в Стабилизационный фонд Российской Федерации 857, 4 млрд. рублей.

В составе доходов федерального бюджета неналоговые доходы составляют 1878,3 млрд. рублей.

В первом полугодии 2006 года профицит федерального бюджета РФ составил 1083,4 млрд рублей, или 139,6% от годового показателя, запланированного федеральным законом «О федеральном бюджете на 2011 год».

По планам правительства, доходы бюджета в 2013 году составят 6 триллионов 965,3 миллиарда рублей, потратить планируется 5 триллионов 463,5 миллиарда рублей, а Стабилизационный фонд в будущем году получит 1 триллион 690,7 миллиарда рублей.[14,101]

Расходы бюджета - денежные средства, направляемые на финансовое обеспечение задач и функций государства и местного самоуправления. Расходы в зависимости от их экономического содержания делятся на текущие и капитальные.

Расходы федерального бюджета РФ классифицируются:

-по своей роли в процессе воспроизводства - на затраты, связанные с финансированием материального производства и содержанием непроизводственной сферы;

-по функциональному назначению - на расходы на финансирование народного хозяйства, социально-культурных мероприятий, обороны страны, содержание аппарата управления, на правоохранительную деятельность и обеспечение безопасности, на фундаментальные исследования и содействие научно-техническому прогрессу, на расходы по обслуживанию государственного долга.

Распределение бюджетных ассигнований по разделам функциональной классификации и субъектам бюджетного планирования обеспечивает исполнение действующих и принимаемых в соответствии с приоритетами государственной политики расходных обязательств.

Общими факторами формирования бюджетных расходов является увеличение заработной платы работникам бюджетной сферы, денежного довольствия военнослужащих и приравненных к ним лиц, денежного содержания государственных служащих, должностных окладов судей, стипендий, надбавок за ученые степени, существенный рост ассигнований на реализацию приоритетных национальных проектов, демографической программы, федеральных целевых программ и федеральной адресной инвестиционной программы.

Основные задачи в области государственных расходов:

- сократить число федеральных  целевых программ, обеспечить концентрацию средств бюджета на наиболее эффективных и социально значимых проектах;              

- снизить расходы на  содержание государственного аппарата;

- продолжить децентрализацию  инвестиционного процесса, расширив  практику государственно-коммерческого  финансирования проектов;

- повысить эффективность  использования ассигнований на  национальную оборону и оборонный  комплекс, концентрируя их на  решении социальных проблем, конверсии  и перспективных научно-исследовательских  работах;

- снизить уровень дотаций  отдельным отраслям;

- усилить контроль за использованием бюджетных средств;

- обеспечить приоритетное  финансирование расходов на науку, культуру, медицинское обслуживание, образование.

Не нефтегазовые доходы или ещё их называют доходы без учета нефтегазовых доходов. В общем объеме этот показатель растет, к 2012 году составит 5 741,35 млрд. руб., увеличившись на 1 480,01 млрд. руб. по отношению к 2008 году  .

Налог на прибыль организаций. Эта статья в динамике растет. В абсолютном выражении мы видим, что к 2011 году происходит увеличение поступлений на 50,38 млрд. руб., к 2010 ещё на 52,52 млрд. руб., что составит 636,28 млрд. руб., в общем, этот показатель к 2010 году увеличился в 2 раза . Удельный вес этого показателя снижается от 8,03% - 7,87%. В соответствии с изменениями в налоговом законодательстве, произошли изменения в поступлении средств в этот раздел доходов. Прогнозируется уменьшение налогооблагаемой базы налога на прибыль, но компенсируется увеличением по операциям с ценными бумагами, также повлекли изменения по ставке налога, а также налоговым контролем от скрывания прибыли .

Налоги на товары (работы, услуги) реализуемые на территорию РФ. Доля этого раздела составляет 21,13% в 2010 году, в 2011 году составит 25,64%. К 2012 году увеличится на 1,64%. Прогнозируется, что в 2012 году сумма показателя возрастет на 802,41 млрд. руб. по отношению к 2010 году. В налоговом законодательстве произошли изменения, которые повлекли за собой дополнительные потери в поступлении налога на добавленную стоимость в связи с введением поквартальной уплаты налога (установление налогового периода по налогу на добавленную стоимость для всех налогоплательщиков независимо от размера выручки от реализации товаров (работ, услуг) как квартал). Но в связи с проведением налоговыми органами мероприятий по укреплению платежной дисциплины происходит увеличение поступлений, а также увеличением акцизов на спиртосодержащую продукцию, табачную продукцию, рост поступлений акцизов на бензин  .

Наибольший удельный вес в классификации расходов занимают межбюджетные трансферты. В 2010 году доля расходования этих средств составляет 34,73%. В следующем году (2011) показатель снижается на 2,21 %. Но в денежном эквиваленте увеличивается на 141,56 млрд. руб. В среднесрочной перспективе предусмотрено абсолютное увеличение межбюджетных трансфертов к 2012 году до 2 720,97 млрд. рублей, что составляет на 439,41 млрд. руб. больше по отношению к 2010 году .

Показатель - национальная оборона имеет динамику роста, с 2010 года по 2012 год прогнозируется увеличение в сумме 87,09 млрд. руб.. А прогноз по разделу национальная безопасность и правоохранительная деятельность увеличится на 171,61 млрд.руб. в 1,5 раза к 2010 году. В процентном соотношении происходят колебания, сначала он возрастает, потом падает. Это связано, как суммой всего расходов, так и с распределением средств по разделам .

 

Рисунок 2 - Доля расходов федерального бюджета на 2012 год

Следующим разделом, удельный вес которого снижается в общем объеме расходов, является образование, в 2010 году составит 4,68 %. В динамике этот показатель падает, к 2011 году он снизится на 0,47 %. В денежном выражении это показатель увеличивается. Это связано с реализацией национального проекта "Образование", также увеличением заработной платы учителям.      Направляются ассигнования на повышение квалификации и переподготовку работников федеральных бюджетных учреждений, реализация мер социальной защиты для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обучающихся в этих учреждениях, ассигнования позволят обеспечить предоставление среднего профессионального образования студентам, высшего образования, а именно увеличение бюджетных мест .[20]

Раздел социальная политика имеет немаловажное значение, но его финансирование занимает не значительную долю в общем объеме расходов федерального бюджета. Показатель нарастил свой потенциал в 2010 году, поступлений из федерального бюджета было на сумму 270,86 млрд. руб., к 2012 году эта сумма увеличится на 125,68 млрд. руб. Финансирование осуществляются за счет субвенций Фонда компенсаций .

Согласно изменениям в бюджетном законодательстве в структуре расходов в 2011 и 2012 году появится новая статья условно утвержденные расходы. То есть некий объем средств, который не распределен по разделам и статьям, что даст возможность планировать новые возникающие обязательства. В соответствии со статьей 199 БК Российской Федерации, эти расходы должны составлять в объеме не менее 2,5% общего объема расходов федерального бюджета на первый год планового периода и не менее 5% общего объема расходов федерального бюджета на второй год планового периода. Увеличение показателя может произойти при одном условии ст.213 БК Российской Федерации гласит о том, что "в случае увеличения общего объема доходов федерального бюджета в плановом периоде (за исключением нефтегазовых доходов федерального бюджета и доходов от управления средствами Резервного фонда и Фонда национального благосостояния), указанное увеличение относится на сокращение дефицита федерального бюджета… и на соответствующее увеличение условно утвержденных расходов". [19]

Последним разделом расходов федерального бюджета является секретные статьи. Если говорить о содержание этого показателя, то это статьи, которые не оглашаются, и нет доступа к этой информации, а также средства, которые не разнесены по статьям, в связи с поправками в федеральном законе "О федеральном бюджете на 2010 год и плановый период 2011 и 2012 годов". Надо не забывать о том, что это данные прогнозируемые, и если произойдут изменения в экономике (высокий уровень инфляции, падение курса доллара и др.), то они повлияют на результативность. Данный показатель имеет не значительную погрешность. Но в целом можно увидеть наращивание средств, как в относительном, так и в абсолютном выражении.[23]

Бюджет Российской Федерации является важнейшим звеном финансовой системы страны. Отражая содержание процессов производства и распределения общественного продукта и национального дохода, бюджет представляет собой экономическую форму образования и использования основного централизованного фонда денежных средств государства .

В 2011 году практически весь объем дефицита финансируется за счет средств Резервного фонда (чистое долговое рублей). Большая часть дефицита следующего года также финансируется за счет средств Резервного фонда, а также частично за счет средств Фонда национального благосостояния. В 2012 году дефицит федерального бюджета будет на 76,5% финансироваться за счет использования средств Резервного фонда и Фонда национального благосостояния и на 23,5% (691,0 млрд. рублей) за счет иных источников, в том числе за счет государственных заимствований, в 2013 году – соответственно на 39,4% за счет средств Фонда национального благосостояния и на 60,6% за счет иных источников (1171,7 млрд. рублей), в 2012 году – на 49,1% за счет использования средств Фонда национального благосостояния и на 49,6% (798,5 млрд. рублей) за счет иных источников, в том числе за счет государственных заимствований.[20]

Использование Резервного фонда на финансирование дефицита федерального бюджета приведет к тому, что уже в 2012 году он, окажется, полностью исчерпан. В 2013-2014 годах фонд пополняться не будет. Все средства, которые должны были бы поступать в него в течение года, будут направляться на финансирование текущих расходов бюджета в течение года .

После исчерпания средств Резервного фонда в 2012 году бюджетная политика будет в большей степени ориентирована на финансирование дефицита федерального бюджета с помощью государственных заимствований.

Низкий уровень государственного долга позволяет проводить такую политику, не опасаясь за сохранение долговой устойчивости Российской Федерации. Несмотря на резкое ухудшение внешних условий экономического развития и серьезное бремя долговой нагрузки, приходящейся на корпоративный сектор, показатели долговой устойчивости Российской Федерации остаются одними из лучших в мире .

Политика в области государственного долга Российской Федерации на 2012 – 2014 годы будет направлена на:

- обеспечение сбалансированности  федерального бюджета, при сохранении  достигнутой в последние годы  высокой степени долговой устойчивости;

- развитие национального  рынка государственных ценных  бумаг;

- активное использование  инструмента выдачи государственных  гарантий Российской Федерации .

Программа государственных внутренних заимствований Российской Федерации на 2012 –2014 годы разрабатывается с учетом возможного спроса на государственные ценные бумаги со стороны различных категорий инвесторов и предусматривает значительное положительное сальдо заимствований на внутреннем рынке  .

По оценке Минфина России, сальдо по государственным ценным бумагам составит: в 2012 году – 568,4 млрд. рублей, в 2013 году – 748,6 млрд. рублей и в 2014 году – 236,5 млрд. рублей. При этом в 2012 году привлечение составит 844,1 млрд. рублей при погашении 275,7 млрд. рублей, в 2013 году - соответственно 957,5 млрд. рублей и 208,9 млрд. рублей и в 2014 году - соответственно 755,4 млрд. рублей и 518,9 млрд. рублей .  Минфин России для поддержания ликвидности рынка и в целях построения индикативной кривой доходности будет проводить размещение на рынке базовых выпусков со сроком обращения 3, 5 и 10 лет .

В сфере государственных внешних заимствований Российской Федерации основными принципами долговой политики в 2012 – 2014 годах являются:

- частичное финансирование  дефицита федерального бюджета  за счет государственных заимствований  на международных финансовых  рынках путем выпуска облигационных  займов Российской Федерации (таблица 1);

Информация о работе Государственный бюджет: сущность и структура