Государственный бюджет: сущность и структура

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2014 в 23:29, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы - изучить сущность и структуру государственного бюджета, провести анализ федерального бюджета Российской Федерации, выявит приоритетные направления развития федерального бюджета.
Для достижения цели необходимо решить следующие задачи:
- изучить теоретические аспекты бюджета, его структуру и содержание;
- определить роль государственного бюджета как финансовой базы социально-экономического развития общества и основного финансового плана страны;

Файлы: 1 файл

Моя курсовая работа.docx

— 130.22 Кб (Скачать файл)

Аккумуляция в бюджетной системе крупных денежных фондов создает возможности для обеспечения равномерного развития экономики и культуры на всей территории страны, целесообразного размещения в ее пределах производительных сил. Бюджет является мощным управляющим механизмом в распоряжении государства, выступает проводником его финансовой политики. Местные бюджеты служат финансовой основой развития местного самоуправления.[16,80]

Роль бюджета в федеративном государстве имеет и особые, в связи с таким государственным устройством, стороны: он способствует реализации региональной и национальной политики в Российской Федерации. Среди основных целей региональной политики определены следующие: создание единого экономического пространства, выравнивание условий социально-экономического развития регионов. Главная цель национальной политики состоит в создании всем народам России условий для их полноправного социального и национально-культурного развития, укрепление общероссийской общности на основе соблюдения прав человека.

Таким образом, в бюджетной системе концентрируется часть национального дохода, которая направляется на потребности общего значения: экономические и социальные программы, обеспечение обороны и безопасности страны.

 

1.3 Государственный бюджет  как основной финансовый план государства

Все организационные и экономические формы функционирования бюджета осуществляются последовательно и планомерно, поскольку само разнообразие форм собственности предполагает прогнозно-плановое ведение хозяйства, что, в свою очередь предопределяет такую же прогнозно-плановую форму функционирования бюджетных отношений. Стабильный характер бюджетных связей, плановая форма движения централизованного фонда денежных средств государства приводит к тому, что бюджетные связи отражаются в соответствующем финансовом документе – бюджете – основном финансовом документе страны. В нём предусмотрены те распределительные процессы, которые составляют экономическое содержание бюджета.[13,46]

Бюджет играет важную экономическую, социальную, политическую роль в воспроизводственном процессе. Государство влияет на перераспределение национального дохода между отраслями. Характеристика государственного бюджета как основного финансового плана страны заключается в активном использовании правительством бюджета в интересах развития экономики и решения социальных проблем. Такое сознательное использование объективной финансовой категории реализуется через планирование централизованного денежного фонда, результатом этого процесса является основной финансовый план страны, государственный бюджет. В основном финансовом плане государства находят отражение все те распределительные отношения, которые составляют содержание государственного бюджета как экономической категории. Как и всякий финансовый план, государственный бюджет состоит из доходной и расходной частей. В свою очередь, эти части бюджета складываются из различных статей. Специфические статьи доходов и расходов государственного бюджета показывают источники его формирования и направления использования.[8,59]

Как основной финансовый план страны — государственный бюджет состоит их самостоятельных видов финансовых планов — республиканского бюджета и местных бюджетов. Государственный бюджет составляется на финансовый год и утверждается в законодательном порядке.

Государственный бюджет, как основной финансовый план государства, представляет собой форму образования и расходования в расчете на финансовый год денежных средств, предназначенных для исполнения расходных обязательств государства.[8,23]

Выступая в роли основного финансового плана государства, бюджет, как и любая экономическая категория, выполняет определенные функции:

- образование бюджетного  фонда;

- использование бюджетного  фонда;

- контроль над использованием средств по целевому назначению.

Первая функция связана с образованием доходов, состоящих из налоговых и неналоговых поступлений. Основной источник поступлений — доходы хозяйствующих субъектов, полученные в результате перераспределения национального продукта.

Другая функция связана с целевым использованием бюджетных средств. Наконец, третья функция предполагает создание контроля, связанного и с первой, и со второй функцией. Контролю подлежит целевое использование бюджетных средств. Для этого существует специальная форма отчетности. [16,82]

Бюджет как финансовый план, с одной стороны, основывается на финансовых планах развития экономики и сфер деятельности, а с другой - во многом определяет их. Это обусловлено тем, что государственный бюджет активно воздействует на экономику в целом, поскольку он выступает в качестве бюджета всего национального хозяйства. Большую роль играет государственный бюджет в сфере материального производства, выступая в качестве стимулятора его роста. Средства бюджета используются для обеспечения как индивидуального (в рамках отдельных хозяйствующих субъектов), так и общественного (в масштабе всего национального хозяйства) кругооборота фондов. Посредством бюджета как финансового плана реализуется Бюджетно-налоговая политика государства, представляющая собой деятельность по использованию механизмов и инструментов управления государственными финансами для оказания воздействия на экономическую систему страны в целях обеспечения роста и повышения благосостояния населения. Бюджетно-налоговая политика призвана обеспечивать решение таких задач как борьба с бедностью, сокращение безработицы, снижение темпов инфляции, увеличение темпов экономического роста.[14,67]

Государственный бюджет как финансовый план характеризуется следующими чертами:

- имеет силу закона;

- отражает директивы правительства;

- является обоснованным;

- его составление и  исполнение основывается на сочетании  централизованного управления и  местных полномочий.

Государственный бюджет входит в общую систему финансовых планов государства.

Определяющими принципами организации системы финансовых планов общественного развития можно назвать:

- всеобщность, т.е. охват всех сторон социально-экономического развития общества, производственно-хозяйственной деятельности государственных, частных, акционерных, совместных предприятий и организаций; а также непроизводственной сферы, банковских и страховых структур, основанная на многообразии финансовых взаимоотношений в процессе расширенного воспроизводства;

- целостность и сбалансированность предусматривающая функционирование сбалансированной и увязанной финансовой системы, действующей целенаправленно, по единому плану, в соответствии с требованиями финансовой политики государства. В целом, финансовый план страны является отражением государственного плана экономического и социального развития страны, а отдельные его звенья соответствующие составные части (отраслевой, ведомственный, региональный) аспектов этого плана. В процессе разработки государственного плана социально-экономического развития страны в системе финансовых планов формируются финансовые и бюджетные взаимоотношения в масштабах национального хозяйства страны в целом, исходящие из экономической программы государства и обусловленные намеченными в плане конкретными адресными заданиями по социально-экономическому развитию страны в целом;

- финансовая централизация, т.е. проведение единой, строго определенной финансовой политики, начиная от формирования и исполнения местных бюджетов и финансовых планов отдельных субъектов хозяйствования (предприятий, объединений, корпораций) вплоть до государственного бюджета и финансового плана страны.[14,89]

Роль и значение государственного бюджета, как основного финансового плана государства определяется тем, что:

- в отличие от других звеньев финансовой системы, в нем отражается широкий комплекс распределительных отношений, связанных с движением той части стоимости общественного продукта, которая используется на решающих направлениях экономического и социального развития общества.

Основной финансовый план позволяет обеспечить финансирование предусмотренных государством мер по социально-экономическому развитию на основе централизации части финансовых ресурсов, а с другой стороны оказывает активное влияние на выявление дополнительных резервов и улучшение качественных показателей.[12,20]

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2 АНАЛИЗ ГОСУДАРСТВЕННОГО  БЮДЖЕТА В РОССИЙСКОЙ  ФЕДЕРАЦИИ

 

2.1 Правовые аспекты регулирования  бюджетных отношений.

Основные правовые принципы функционирования территориальных финансов заложены в Законе РСФСР «О местном самоуправлении в РСФСР» от 6 июня 1991г., Законе «О субвенциях республикам в составе РФ, краям, областям, автономной области, автономным округам, городам Москве и Санкт-Петербургу» от 15 июня 1992г., Законе РФ «Об основах бюджетных прав и прав по формированию и использованию внебюджетных фондов представительских и исполнительных органов государственной власти республик в составе РФ, автономных округов, краев, областей, городов Москвы Санкт-Петербурга, органов местного самоуправления» от 15 апреля 1993г. и Законе «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 28 августа 1995г. Рассмотрим их подробнее.[1,29]

     В связи  с переходом на рыночную экономику  возросла роль финансов территорий: большая свобода в жилищном  строительстве, коммунальном хозяйстве, народном образовании и здравоохранении. Все это требовало расширения  финансово-экономической базы бюджетов  Субъектов Федерации (и местных), что нашло свое отражение в  принятом в 1991г. Законе «О местном самоуправлении». Были определены взаимоотношения бюджета и экономических агентов данного региона (предприятия обязаны участвовать в  формировании местного бюджета).  Органы власти вправе создавать предприятия, перепрофилировать их, образовывать другие органы управления. Также у территориальных органов власти появилось право, самостоятельно разрабатывать планы развития регионов. Разрешено внешнеэкономическое взаимодействие, создание внебюджетных фондов. За органами власти регионов закрепляется самостоятельная разработка и исполнение бюджета, создание сводного финансового баланса.[14,111]

     В следующем  Законе «О субвенциях республикам...»  определены права регионов на  получение субвенций от государства, условия их предоставления, ответственность  за соблюдение этих условий.

     Закон РФ  «Об основах бюджетных прав  и прав по формированию и  использованию внебюджетных фондов...»  сформулировал определения такие  понятия как консолидированный  бюджет, средняя финансовая обеспеченность  и т.п. Определил права регионов  по формированию расходов, уточнил  содержание расходных статей  бюджета. Регламентировал бюджетный  процесс (например, имеет положение  об образовании согласительных  комиссий). В заключительной  части, установил формы контроля за использованием фондов, гарантии бюджетных прав, ответственность за принятые решения.

     Следующий  шаг - Закон «Об общих принципах  организации местного самоуправления...». Он определил обязанность бюджетов  Субъектов Федерации ежегодно  предусматривать необходимые финансовые  средства для реализации властных  полномочий органов местного  самоуправления. Интересный пункт  закона о том, что население  Субъекта Федерации путем референдума  может предложить вопрос о  разовом добровольном внесении  средств для различных мероприятий. В основной же своей части Закон устанавливает иерархию и порядок обеспечения минимальных бюджетов всех уровней.  Кроме этих законов можно также назвать Закон «Об основах налоговой системы в Российской Федерации» от 27 декабря 1991 г. - регулирующий, кроме всего, доходные части бюджетов разных уровней.

     Вышеназванными  законами, естественно, правовая база  бюджетов Субъектов Федерации (и  не только) не исчерпывается. БСС  РФ регулируют указы Президента  РФ, постановления Правительства  и министерств. Законодательная  власть нашей страны на сегодняшний  день имеет массу проблем, связанным  с необходимостью скорейшего  заполнения правовых полей в области экономики и правовое обеспечение БСС РФ и ГБС РФ должно являться, по моему мнению, приоритетной позицией.[3,25]

 

2.2 Анализ государственного бюджета как основного финансового плана государства.

За последние годы наибольшим темпом возрастали бюджетные доходы, связанные с добычей и экспортом полезных ископаемых (налог на добычу полезных ископаемых, экспортные пошлины на нефть и др.). В частности, в 2013 году федеральный бюджет России на 50% сформирован нефтегазовыми доходами (в 2011 году доля нефтегазовых доходов составила свыше половины, в 2010 году - лишь четверть в общей массе поступлений).[17,29]

Доходная часть бюджета показывает, откуда поступают денежные ресурсы для финансирования расходов государства. Доходы и расходы государства распределяются соответственно по бюджетам разного уровня:

А) центральных (федеральных) властей - самые крупные доходы и расходы;

Б) региональных и местных. Каждый из них имеет свои источники доходов и сферы их использования.

Доходы бюджета - это денежные средства, поступающие в безвозмездном и безвозвратном порядке в соответствии с законодательством РФ в распоряжение органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления.

Состав бюджетных доходов, их структура органически связаны с объемами общественного продукта и национального дохода и определяются финансовой политикой государства. В Российской Федерации доходы бюджетов образуются за счет налоговых и неналоговых видов доходов, а также за счет безвозмездных перечислений. Формирование доходной части бюджета имеет в основном налоговый характер и составляют около 84% бюджетного фонда государства.

Информация о работе Государственный бюджет: сущность и структура