Государственный бюджет: сущность и структура

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2014 в 23:29, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы - изучить сущность и структуру государственного бюджета, провести анализ федерального бюджета Российской Федерации, выявит приоритетные направления развития федерального бюджета.
Для достижения цели необходимо решить следующие задачи:
- изучить теоретические аспекты бюджета, его структуру и содержание;
- определить роль государственного бюджета как финансовой базы социально-экономического развития общества и основного финансового плана страны;

Файлы: 1 файл

Моя курсовая работа.docx

— 130.22 Кб (Скачать файл)

- полный отказ от привлечения  новых кредитов правительств  иностранных государств.                                         

Таблица 2.1 Привлечение денежных средств на международных финансовых рынках в 2012-2014 годах (млрд. долл. США)

 

Показатели

2011

2012

2013

2014

Привлечение

0,0

17,8

20,7

20,0

Погашение

1,6

1,5

3,1

1,3

"чистое" привлечение

-

16,3

17,6

18,7


В области сотрудничества с международными финансовыми организациями основными принципами бюджетной политики на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов являются :     

1) ускоренная реализация  большинства действующих проектов, реализуемых в рамках соглашений о займах. В 2012-2014 годах привлечение средств по кредитам (займам) международных финансовых организаций планируется в объеме 334,7 млн. долларов США, 181,3 млн. долларов США, 84,8 млн. долларов США соответственно;

2) расширение практики  предоставления гарантий Российской  Федерации по проектам, реализуемым  с участием международных финансовых  организаций;

3) внедрение практики  совместной с международными  финансовыми организациями реализации  проектов на основе консультационно-аналитического  и экспертного содействия международных  финансовых организаций без осуществления государственных заимствований Российской Федерации в дополнение к существующей форме реализации проектов на основе заимствований. При этом выбор инструмента сотрудничества с международными финансовыми организациями (привлечение займа или финансирование проекта за счет средств федерального бюджета при консультационно-аналитическом содействии МФО для реализации проекта) будет определяться отдельно для каждого проекта.[19]

 

2.3 Прогноз перспективы развития государственного бюджета в РФ

При прогнозировании доходов федерального бюджета учитывались предполагаемые к принятию в 2011 году изменения и дополнения в законодательство Российской Федерации и соответствующие нормативные правовые акты Правительства Российской Федерации, вступающие в силу с 1 января 2012 года .

В части налогового законодательства предполагается реализация следующих решений:

1) индексация специфических  ставок акцизов на табачные  изделия: на сигареты с фильтром  – в среднем на 30 процентов, на  сигареты без фильтра (папиросы) – на 50 процентов;

2) повышение действующих  размеров государственной пошлины  за совершение юридически значимых  действий и оптимизация размеров  государственной пошлины за вновь  вводимые юридически значимых  действия;

В части бюджетного законодательства будут осуществляться следующие меры:

1) увеличение норматива  зачисления в федеральный бюджет  налога на добычу полезных  ископаемых на нефть и газовый  конденсат с 95 до 100 процентов;

2) зачисление в федеральный  бюджет доходов от управления  средствами Резервного фонда  и Фонда национального благосостояния с 1 января 2012 г. до 1 февраля 2014 г. .

В части законодательства о Банке России запланировано увеличение с 50 до 75% норматива зачисления в доход федерального бюджета фактически полученной Банком России прибыли по итогам года, остающейся после уплаты налогов и сборов .[15,48]

В части таможенного законодательства предполагается введение специфической ставки вывозной таможенной пошлины на никель в зависимости от изменения мировых цен на никель .

Вышеназванные изменения приведут к увеличению доходов федерального бюджета в 2012 году на 213,6 млрд. рублей (0,5 % к ВВП), в 2013 году – на 203,6 млрд. рублей (0,4 % к ВВП), в 2014 году – на 175,7 млрд. рублей (0,3 % к ВВП).

     Динамика доходов федерального бюджета характеризуется снижением с 22,3 %  к ВВП в 2010 году до 15,0 % к ВВП в 2014 году. Наибольшее снижение отмечается в 2011 году по сравнению с 2010 годом: на 5,6 % к ВВП по доходам федерального бюджета на 2011 год, утвержденным Федеральным законом от 24 ноября 2010 г. № 204-ФЗ "О федеральном бюджете на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов" в действующей редакции (далее – Федеральный закон) и на 5,0 % к ВВП по уточненной оценке доходов федерального бюджета за 2011 год. При этом общая сумма доходов федерального бюджета за 2011 год по уточненной оценке, рассчитанная на основе показателей прогноза социально- экономического развития Российской Федерации на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов, представленного Министерством экономического развития Российской Федерации в сентябре т.г., составила 6 713,8 млрд. рублей, что соответствует общему объему доходов федерального бюджета, утвержденному Федеральным законом .

Анализ проекта бюджета на 2011-2014 годы показывает, что прогнозные оценки исходных экономических показателей, на основе которых строится макроэкономический прогноз и ведётся расчет основных параметров бюджета, в целом ряде случаев нуждается в дополнительной аргументации. В частности, это касается прогнозных оценок темпов роста экспорта и импорта, уровня инфляции, темпов и объемов роста ВВП. Так, например, оценка прогноза вновь исходит из заниженного уровня инфляции .

Объём ВВП и фактически полученных бюджетных доходов ежегодно значительно превышают прогнозные оценки. Так, в законе о бюджете на 2011 год объём прогнозируемого ВВП (около 51,5 трлн. руб.) почти на треть больше первоначально утвержденного показателя. Аналогичная картина – по основным бюджетным параметрам. Объём запланированных доходов федерального бюджета на 2011 год составит 10,9 трлн. руб., что более чем на 46% превышает утвержденные параметры, которые первоначально были заложены на тот же год в предыдущем трехлетнем бюджете. Общий объем расходов планируется в размере 9,024 трлн. руб., что более чем на 20% больше первоначально утвержденного показателя . [20]

Значительная часть расходов федерального бюджета в виде межбюджетных трансфертов передается бюджетам субъектов Российской Федерации, которые, в свою очередь, предоставляют межбюджетные трансферты местным бюджетам. Наряду с дотациями на выравнивание бюджетной обеспеченности, в состав межбюджетных трансфертов входят субвенции, предоставляемые в целях финансового обеспечения переданных (законом или соглашением) другим публично-правовым образованиям полномочий, а также субсидии, направляемые для софинансирования исполнения расходных обязательств, принимаемых другими публично-правовыми образованиями в соответствии с их предметами ведения и полномочиями . [20]

Кроме того, часть расходных обязательств Российской Федерации и субъектов Российской Федерации исполняется за счет средств государственных внебюджетных фондов, в том числе за счет предоставляемых им трансфертов. Общей тенденцией в 2011-2014 годах является существенное увеличение, в результате решений по проводимой пенсионной реформе, доли расходов Пенсионного фонда Российской Федерации .[19]

Основные характеристики федерального бюджета на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 год сформированы на основе прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на 2012-2014 годы (таблица 3.2)

В 2012-2014 годах предполагается снижение доходов федерального бюджета с 17,2% к ВВП в 2011 году до 16,1% в 2010, 15,5% в 2013 году, с дальнейшим снижением в 2014 году до 15,0% к ВВП. В номинальном выражении в 2012-2014 годах планируется рост доходов в среднем на 6,3% в год.

Принятые для формирования проекта федерального бюджета, объективно обусловленные макроэкономические ограничения задают "потолки" расходов федерального бюджета при их сокращении в номинальном выражении в 2010-2011 годах и некотором увеличении по сравнению с предыдущим годом в 2012 году. При этом, несмотря на сокращение общего объема расходов в реальном выражении и их доли в ВВП объем расходов федерального бюджета по отношению к ВВП в 2010-2012 годах будет превышать показатели 2005-2006 годов (15,9-16,3% ВВП) и 2007-2008 годов (18,1-18,2% ВВП) . Особенно значительным это превышение будет в 2010 году, что вызвано необходимостью исполнения принятых расходных обязательств и реализации антикризисного плана  Правительства Российской Федерации, включающего, в том числе, решение об отсрочке введения решения об увеличении страховых взносов в систему социального страхования, приводящее к значительному увеличению расходов федерального бюджета на финансирование дефицита Пенсионного фонда Российской Федерации.

Таким образом, разработка и последовательная реализация мер, направленных на  увеличение доходов и сокращение расходов, регулирование  бюджетного дефицита, целенаправленное управление его размером в совокупности с другими экономическими антикризисными мерами будут способствовать стабилизации финансового положения Российской Федерации.[22]

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Проведённые в курсовой работе исследования позволили сделать следующие выводы.

Бюджет – это центральное звено системы финансов, поэтому он отражает все основные качественные признаки финансов. Бюджет необходим каждому государству для удовлетворения его объективных потребностей в деньгах, необходимых для выполнения экономической, социальной и политической функций. Государственный бюджет, как и вся система финансов, выполняет распределительную и контрольную функции, но поскольку бюджет является особенной категорией по отношению к категории «финансы», то ему присуще выполнение также следующих основных функций: перераспределение национального дохода, финансовое обеспечение социальной политики, регулирование и стимулирование экономики, контроль формирования и использования централизованного фонда денежных средств. Распределительная и контрольная функции государственного бюджета осуществляются не изолированно, а в единстве, одновременно, поскольку в них находят отражение все стороны бюджетных отношений. Содержание распределительной функции определяется процессом перераспределения финансовых ресурсов между отраслями экономики, территориями страны, сферами общественной деятельности – производственной и непроизводственной, секторами экономики. Основу контрольной функции составляет движение бюджетных ресурсов, которое отражается в соответствующих показателях бюджетных поступлений и расходных назначений.   

Цели данной курсовой работы достигнуты на все 100%.

Следующие задачи, которые были поставлены в начале работы выполнены успешно:

- изучить теоретические  аспекты бюджета, его структуру  и содержание;

- определить роль государственного  бюджета как финансовой базы  социально-экономического развития  общества и основного финансового  плана страны;

- провести анализ доходов  и расходов федерального бюджета  РФ;

- выявить приоритетные  направления развития федерального  бюджета на перспективу.

В расходах за последние 5 лет наибольшим темпом возрастали межбюджетные трансферты (в связи с урезанием собственных доходов региональных и муниципальных бюджетов и перераспределением этих средств через федеральный центр и в связи с перечислением средств в Пенсионный фонд РФ для покрытия его дефицита), а также траты на государственное управление и безопасность. Частично это объясняется увеличением госаппарата (в 2007, согласно данным Росстата, количество госслужащих увеличилось на 11% или на 143 тыс. чел.) Относительно снижались расходы на дорожное строительство, экономическое развитие, а также процентные расходы (то есть обслуживание внешнего долга).

Внутренние затраты на исследования и разработки в Российской Федерации в настоящее время составляют около 1,1% ВВП, в то время как в среднем по развитым зарубежным странам – около 2,2% ВВП. Их повышение предполагает в том числе увеличение государственных расходов на фундаментальные и прикладные исследования с 0,7% ВВП в 2010 году до 1,3% ВВП в 2020 году.

Таким образом, бюджет, объединяя в себе основные финансовые категории (налоги, государственный кредит, государственные расходы), является ведущим звеном финансовой системы любого государства и играет как важную экономическую, так и политическую роль в любом современном обществе.

 

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ  ЛИТЕРАТУРЫ  И  ИСТОЧНИКОВ

1. Проект Федерального закона от 24 ноября 2010 г. № 204-ФЗ "О федеральном бюджете на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов"

2. Проект Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О федеральном бюджете на 2009 год и на плановый период 2012 и 2013 годов"

3. Проект Федерального закона "О федеральном бюджете на 2010 год и плановый период 2011 и 2012 годов"

4. Бюджетный  кодекс Российской Федерации  от 31/07/1998г. №145-ФЗ (принят  ГД ФС  РФ 17/07/1998г., ред. от 05/08/2000г.).

5. Федеральный   Закон  от  05/08/2000г.  №115-ФЗ  «О  внесении  изменений  и  дополнений в Федеральный   Закон  «О  бюджетной классификации Российской Федерации» (принят ГД ФС РФ 07/07/2000г.).

6. Федеральный  Закон о федеральном  бюджете  на  2001  год (принят  ГД  РФ 14/12/2000г., одобрен СФ РФ 20/12/2000 г.).

7. Афанасьев  М. Предпосылки концепции  бюджетного  устройства и бюджетного процесса // Вопросы экономики, 2000, №11.

8. Бункина М.К., Семенов АМ. И В.А. Макроэкономика, 3-е изд.,2002. -512с.

9. Государственный  бюджет: Учебное пособие. / Под ред. М. И. Ткачук  - Минск, Высшая школа, 1995.

10. Замков О.  Бюджетный дефицит, государственный  долг  и  экономический  рост // Вестник Московского Университета, 1997, №2.

11. Кудрин А.Л.  Федеральный бюджет на 2001 год  утвержден  //  Финансы,  2001, №1.

12. Курс экономики:  Учебное пособие. / Под ред.  проф.  Б.А.  Райзберга.  М., 1997.

13. Курс экономической   теории:  Учебник.  /  Под общей ред.  проф.  М.Н. Чепурина, проф. Е.А. Киселевой. - Киров.: Издательство «АСА», 1997.

 

14. Павлов Л.П., Худорович М.И. Государственный  бюджет  // Финансы, 1996, №8.

15. Павлова Л.  Бюджетное финансирование и   проблема  государственного  долга // Экономист, 1996 , № 4.

16. Романовский М.В., проф. О.В. Врублевская, проф. Б.М.Сабанти. Финансы.-2-е изд., перераб. и доп.-М.: Юрайт-Издат,2007.-462с.

Информация о работе Государственный бюджет: сущность и структура