Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2014 в 23:29, курсовая работа
Цель курсовой работы - изучить сущность и структуру государственного бюджета, провести анализ федерального бюджета Российской Федерации, выявит приоритетные направления развития федерального бюджета.
Для достижения цели необходимо решить следующие задачи:
- изучить теоретические аспекты бюджета, его структуру и содержание;
- определить роль государственного бюджета как финансовой базы социально-экономического развития общества и основного финансового плана страны;
- полный отказ от привлечения
новых кредитов правительств
иностранных государств.
Таблица 2.1 Привлечение денежных средств на международных финансовых рынках в 2012-2014 годах (млрд. долл. США)
Показатели |
2011 |
2012 |
2013 |
2014 |
Привлечение |
0,0 |
17,8 |
20,7 |
20,0 |
Погашение |
1,6 |
1,5 |
3,1 |
1,3 |
"чистое" привлечение |
- |
16,3 |
17,6 |
18,7 |
В области сотрудничества с международными финансовыми организациями основными принципами бюджетной политики на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов являются :
1) ускоренная реализация
большинства действующих
2) расширение практики
предоставления гарантий
3) внедрение практики
совместной с международными
финансовыми организациями
2.3 Прогноз перспективы развития государственного бюджета в РФ
При прогнозировании доходов федерального бюджета учитывались предполагаемые к принятию в 2011 году изменения и дополнения в законодательство Российской Федерации и соответствующие нормативные правовые акты Правительства Российской Федерации, вступающие в силу с 1 января 2012 года .
В части налогового законодательства предполагается реализация следующих решений:
1) индексация специфических ставок акцизов на табачные изделия: на сигареты с фильтром – в среднем на 30 процентов, на сигареты без фильтра (папиросы) – на 50 процентов;
2) повышение действующих
размеров государственной
В части бюджетного законодательства будут осуществляться следующие меры:
1) увеличение норматива
зачисления в федеральный
2) зачисление в федеральный бюджет доходов от управления средствами Резервного фонда и Фонда национального благосостояния с 1 января 2012 г. до 1 февраля 2014 г. .
В части законодательства о Банке России запланировано увеличение с 50 до 75% норматива зачисления в доход федерального бюджета фактически полученной Банком России прибыли по итогам года, остающейся после уплаты налогов и сборов .[15,48]
В части таможенного законодательства предполагается введение специфической ставки вывозной таможенной пошлины на никель в зависимости от изменения мировых цен на никель .
Вышеназванные изменения приведут к увеличению доходов федерального бюджета в 2012 году на 213,6 млрд. рублей (0,5 % к ВВП), в 2013 году – на 203,6 млрд. рублей (0,4 % к ВВП), в 2014 году – на 175,7 млрд. рублей (0,3 % к ВВП).
Динамика доходов федерального бюджета характеризуется снижением с 22,3 % к ВВП в 2010 году до 15,0 % к ВВП в 2014 году. Наибольшее снижение отмечается в 2011 году по сравнению с 2010 годом: на 5,6 % к ВВП по доходам федерального бюджета на 2011 год, утвержденным Федеральным законом от 24 ноября 2010 г. № 204-ФЗ "О федеральном бюджете на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов" в действующей редакции (далее – Федеральный закон) и на 5,0 % к ВВП по уточненной оценке доходов федерального бюджета за 2011 год. При этом общая сумма доходов федерального бюджета за 2011 год по уточненной оценке, рассчитанная на основе показателей прогноза социально- экономического развития Российской Федерации на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов, представленного Министерством экономического развития Российской Федерации в сентябре т.г., составила 6 713,8 млрд. рублей, что соответствует общему объему доходов федерального бюджета, утвержденному Федеральным законом .
Анализ проекта бюджета на 2011-2014 годы показывает, что прогнозные оценки исходных экономических показателей, на основе которых строится макроэкономический прогноз и ведётся расчет основных параметров бюджета, в целом ряде случаев нуждается в дополнительной аргументации. В частности, это касается прогнозных оценок темпов роста экспорта и импорта, уровня инфляции, темпов и объемов роста ВВП. Так, например, оценка прогноза вновь исходит из заниженного уровня инфляции .
Объём ВВП и фактически полученных бюджетных доходов ежегодно значительно превышают прогнозные оценки. Так, в законе о бюджете на 2011 год объём прогнозируемого ВВП (около 51,5 трлн. руб.) почти на треть больше первоначально утвержденного показателя. Аналогичная картина – по основным бюджетным параметрам. Объём запланированных доходов федерального бюджета на 2011 год составит 10,9 трлн. руб., что более чем на 46% превышает утвержденные параметры, которые первоначально были заложены на тот же год в предыдущем трехлетнем бюджете. Общий объем расходов планируется в размере 9,024 трлн. руб., что более чем на 20% больше первоначально утвержденного показателя . [20]
Значительная часть расходов федерального бюджета в виде межбюджетных трансфертов передается бюджетам субъектов Российской Федерации, которые, в свою очередь, предоставляют межбюджетные трансферты местным бюджетам. Наряду с дотациями на выравнивание бюджетной обеспеченности, в состав межбюджетных трансфертов входят субвенции, предоставляемые в целях финансового обеспечения переданных (законом или соглашением) другим публично-правовым образованиям полномочий, а также субсидии, направляемые для софинансирования исполнения расходных обязательств, принимаемых другими публично-правовыми образованиями в соответствии с их предметами ведения и полномочиями . [20]
Кроме того, часть расходных обязательств Российской Федерации и субъектов Российской Федерации исполняется за счет средств государственных внебюджетных фондов, в том числе за счет предоставляемых им трансфертов. Общей тенденцией в 2011-2014 годах является существенное увеличение, в результате решений по проводимой пенсионной реформе, доли расходов Пенсионного фонда Российской Федерации .[19]
Основные характеристики федерального бюджета на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 год сформированы на основе прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на 2012-2014 годы (таблица 3.2)
В 2012-2014 годах предполагается снижение доходов федерального бюджета с 17,2% к ВВП в 2011 году до 16,1% в 2010, 15,5% в 2013 году, с дальнейшим снижением в 2014 году до 15,0% к ВВП. В номинальном выражении в 2012-2014 годах планируется рост доходов в среднем на 6,3% в год.
Принятые для формирования проекта федерального бюджета, объективно обусловленные макроэкономические ограничения задают "потолки" расходов федерального бюджета при их сокращении в номинальном выражении в 2010-2011 годах и некотором увеличении по сравнению с предыдущим годом в 2012 году. При этом, несмотря на сокращение общего объема расходов в реальном выражении и их доли в ВВП объем расходов федерального бюджета по отношению к ВВП в 2010-2012 годах будет превышать показатели 2005-2006 годов (15,9-16,3% ВВП) и 2007-2008 годов (18,1-18,2% ВВП) . Особенно значительным это превышение будет в 2010 году, что вызвано необходимостью исполнения принятых расходных обязательств и реализации антикризисного плана Правительства Российской Федерации, включающего, в том числе, решение об отсрочке введения решения об увеличении страховых взносов в систему социального страхования, приводящее к значительному увеличению расходов федерального бюджета на финансирование дефицита Пенсионного фонда Российской Федерации.
Таким образом, разработка и последовательная реализация мер, направленных на увеличение доходов и сокращение расходов, регулирование бюджетного дефицита, целенаправленное управление его размером в совокупности с другими экономическими антикризисными мерами будут способствовать стабилизации финансового положения Российской Федерации.[22]
Заключение
Проведённые в курсовой работе исследования позволили сделать следующие выводы.
Бюджет – это центральное звено системы финансов, поэтому он отражает все основные качественные признаки финансов. Бюджет необходим каждому государству для удовлетворения его объективных потребностей в деньгах, необходимых для выполнения экономической, социальной и политической функций. Государственный бюджет, как и вся система финансов, выполняет распределительную и контрольную функции, но поскольку бюджет является особенной категорией по отношению к категории «финансы», то ему присуще выполнение также следующих основных функций: перераспределение национального дохода, финансовое обеспечение социальной политики, регулирование и стимулирование экономики, контроль формирования и использования централизованного фонда денежных средств. Распределительная и контрольная функции государственного бюджета осуществляются не изолированно, а в единстве, одновременно, поскольку в них находят отражение все стороны бюджетных отношений. Содержание распределительной функции определяется процессом перераспределения финансовых ресурсов между отраслями экономики, территориями страны, сферами общественной деятельности – производственной и непроизводственной, секторами экономики. Основу контрольной функции составляет движение бюджетных ресурсов, которое отражается в соответствующих показателях бюджетных поступлений и расходных назначений.
Цели данной курсовой работы достигнуты на все 100%.
Следующие задачи, которые были поставлены в начале работы выполнены успешно:
- изучить теоретические аспекты бюджета, его структуру и содержание;
- определить роль
- провести анализ доходов
и расходов федерального
- выявить приоритетные
направления развития
В расходах за последние 5 лет наибольшим темпом возрастали межбюджетные трансферты (в связи с урезанием собственных доходов региональных и муниципальных бюджетов и перераспределением этих средств через федеральный центр и в связи с перечислением средств в Пенсионный фонд РФ для покрытия его дефицита), а также траты на государственное управление и безопасность. Частично это объясняется увеличением госаппарата (в 2007, согласно данным Росстата, количество госслужащих увеличилось на 11% или на 143 тыс. чел.) Относительно снижались расходы на дорожное строительство, экономическое развитие, а также процентные расходы (то есть обслуживание внешнего долга).
Внутренние затраты на исследования и разработки в Российской Федерации в настоящее время составляют около 1,1% ВВП, в то время как в среднем по развитым зарубежным странам – около 2,2% ВВП. Их повышение предполагает в том числе увеличение государственных расходов на фундаментальные и прикладные исследования с 0,7% ВВП в 2010 году до 1,3% ВВП в 2020 году.
Таким образом, бюджет, объединяя в себе основные финансовые категории (налоги, государственный кредит, государственные расходы), является ведущим звеном финансовой системы любого государства и играет как важную экономическую, так и политическую роль в любом современном обществе.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ И ИСТОЧНИКОВ
1. Проект Федерального закона от 24 ноября 2010 г. № 204-ФЗ "О федеральном бюджете на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов"
2. Проект Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О федеральном бюджете на 2009 год и на плановый период 2012 и 2013 годов"
3. Проект Федерального закона "О федеральном бюджете на 2010 год и плановый период 2011 и 2012 годов"
4. Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31/07/1998г. №145-ФЗ (принят ГД ФС РФ 17/07/1998г., ред. от 05/08/2000г.).
5. Федеральный Закон от 05/08/2000г. №115-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Федеральный Закон «О бюджетной классификации Российской Федерации» (принят ГД ФС РФ 07/07/2000г.).
6. Федеральный Закон о федеральном бюджете на 2001 год (принят ГД РФ 14/12/2000г., одобрен СФ РФ 20/12/2000 г.).
7. Афанасьев М. Предпосылки концепции бюджетного устройства и бюджетного процесса // Вопросы экономики, 2000, №11.
8. Бункина М.К., Семенов АМ. И В.А. Макроэкономика, 3-е изд.,2002. -512с.
9. Государственный бюджет: Учебное пособие. / Под ред. М. И. Ткачук - Минск, Высшая школа, 1995.
10. Замков О. Бюджетный дефицит, государственный долг и экономический рост // Вестник Московского Университета, 1997, №2.
11. Кудрин А.Л. Федеральный бюджет на 2001 год утвержден // Финансы, 2001, №1.
12. Курс экономики: Учебное пособие. / Под ред. проф. Б.А. Райзберга. М., 1997.
13. Курс экономической теории: Учебник. / Под общей ред. проф. М.Н. Чепурина, проф. Е.А. Киселевой. - Киров.: Издательство «АСА», 1997.
14. Павлов Л.П., Худорович М.И. Государственный бюджет // Финансы, 1996, №8.
15. Павлова Л. Бюджетное финансирование и проблема государственного долга // Экономист, 1996 , № 4.
16. Романовский М.В., проф. О.В. Врублевская, проф. Б.М.Сабанти. Финансы.-2-е изд., перераб. и доп.-М.: Юрайт-Издат,2007.-462с.
Информация о работе Государственный бюджет: сущность и структура