Государственный бюджет в Республике Казахстан: формирование и исполнение

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2014 в 16:51, дипломная работа

Описание работы

Ведущую, определяющую роль в формировании и развитии экономической структуры любого современного общества играет государственное регулирование, осуществляемое в рамках избранной властью экономической политики. Одним из наиболее важных механизмов, позволяющих государству осуществлять экономическое и социальное регулирование, является финансовый механизм - финансовая система общества, главным звеном которой является государственный бюджет

Содержание работы

Введение
Глава 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТА
1.1 Сущность государственного бюджета унитарного государства
1.2 Бюджетная система Республики Казахстан
1.3 Бюджетная система зарубежных стран
1.4 Основные проблемы бюджетной системы Республики Казахстан
Глава 2 АНАЛИЗ ПРОЦЕССА ФОРМИРОВАНИЯ И ИСПОЛНЕНИЯ БЮДЖЕТА
2.1 Прогнозирование поступлений в бюджет
2.2 Формирование расходов бюджета
2.3 Процесс исполнения бюджета
2.4 Оценка государственного бюджета на 2007 год
2.5 Проблемы нецелевого использования бюджетных средств
Глава 3 ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ПРОЦЕССА ФОРМИРОВАНИЯ И ИСПОЛНЕНИЯ БЮДЖЕТА
3.1 Основные направления проекта Программы Правительства РК на решение проблем налогово-бюджетной политики
3.2 Развитие экономик регионов и разработка «Методики расчетов трансфертов общего характера»
Заключение
Список используемой литературы

Файлы: 1 файл

mika.doc

— 435.50 Кб (Скачать файл)

 

Темп роста объемов инвестиций в основной капитал составит в  планируемом периоде в среднем 14-15 %.

 

Среднегодовые темпы прироста реальной заработной платы за 2007–2009 годы составят порядка 9-10 %, а пенсии – 6,5–7,0 %.

 

В указанный период общая численность  населения Казахстана возрастет  в сравнении с 2006 годом, по оценке, на 2,9 % и превысит 15,8 млн.человек.

 

 

 

3.2 Развитие экономик регионов  и разработка «Методики расчетов  трансфертов общего характера»

 

В соответствии с Бюджетным кодексом объемы трансфертов общего характера  между республиканским и местными бюджетами устанавливаются в абсолютном выражении на трехлетний период с разбивкой по годам и подлежат изменению каждые три года.

 

2007 год является завершающим  годом действия трехлетних трансфертов,  установленных Законом от 9 ноября 2004г № 602 и Министерством начата работа по подготовке Закона на следующий среднесрочный период - 2008-2010 годы

 

В целом, закрепление субвенций  и изъятий на среднесрочный период без ежегодных изменений показало свою эффективность

 

Доходы местных бюджетов по сравнению  с прогнозом, учтенным при расчете субвенций и изъятий, перевыполнены в 2005 году – на 78,5 млрд.тенге, или на почти на 20%, в 2006 году – на 127,95 млрд.тенге, или на 28,3%.

 

Указанные средства не изымались, а  остались в распоряжении регионов и  направлялись на решение их наиболее острых проблем.

 

Это усилило стимулы регионов в  экономическом развитии и расширении налогооблагаемой базы, самостоятельность  местной власти в решении вопросов социально-экономического развития регионов.

 

Вместе с тем, в действующей  методике определения размеров межбюджетных трансфертов, несмотря на ее плюсы, имеется ряд существенных недостатков:

 

Первое. Недостаточная объективность  определения прогноза текущих расходов местных бюджетов, не учитывающие  различия бюджетной обеспеченности регионов, численности получателей госуслуг в регионе и т.д.

 

Второе. Отсутствуют стимулы увеличения налогового потенциала регионов, и  не учитывается вклад каждого  региона в его рост.

 

Поэтому в целях дальнейшего  совершенствования системы межбюджетных отношений Министерством, совместно с экспертами ЮСАИД, на основе изучения мирового опыта разработана новая методика определения размеров межбюджетных трансфертов.

 

На основных концептуальных моментах новой методики, я бы хотел остановиться.

 

Какие основные нововведения предлагаются:

 

Как вы знаете, прогноз расходов местных  бюджетов осуществляется в три этапа:

 

- определение объема текущих  затрат постоянного характера;

 

- определение объема текущих  затрат капитального характера;

 

- определение объема бюджета  развития.

 

Первое. По определению объема текущих затрат постоянного характера:

 

предлагается перейти на оценку текущих затрат, исходя из численности  потребителей бюджетных услуг по формульной схеме, с учетом объективных  факторов, обусловливающих различия в уровне затрат: демографический состав, плотность населения, климатические условия, транспортная доступность и другие.

 

Такой подход, общепринятый в мировой  практике обеспечит объективное  определение текущих расходов местных  бюджетов, соответственно, равный доступ населения всех регионов к гарантированным государством услугам, предоставляемым за счет бюджетных средств.

 

Оценка будет производится в  разрезе функциональных групп, подгрупп по определенной формуле, где будут  учитываться суммарный объем  прогнозируемых затрат по местным бюджетам по каждой функциональной подгруппе затрат, численность потребителей бюджетных услуг, коэффициенты, отражающие объективные факторы, которые обуславливают отличия в стоимости предоставления услуг в регионе от среднереспубликанского уровня и другие.

 

Второе. По определению текущих  затрат капитального характера (это - капитальный  ремонт, укрепление материально-технической  базы госучреждений) Их предлагается определять пропорционально рассчитанному  объему текущих затрат, т.е., например, в размере 10% от текущих расходов для всех регионов одинаково. Затраты капитального характера связаны с имеющимися учреждениями и поэтому напрямую зависят от текущих затрат, то есть своего рода амортизация.

 

Третье. Предусматривается изменить подходы к определению бюджетов развития регионов.

 

Прогнозный объем бюджета развития будет состоять из двух компонентов  и рассчитываться следующим образом:

 

- первый компонент предлагается  определять пропорционально рассчитанному  объему текущих затрат, то есть  также как в действующей методике;

 

- второй компонент – пропорционально  прогнозному объему доходов местных  бюджетов.

 

Это нововведение позволит учесть вклад  каждого региона в рост доходов  бюджета и усилит стимулы регионов в экономическом развитии, расширении налогового потенциала.

 

Вместе с тем, нами рассматривается  и другой вариант. А именно, за базу вместо прогнозных объемов всех доходов  местных бюджетов взять прогноз  доходов местных бюджетов, плюс корпоративный  подоходный налог, за исключением этих же доходов от крупных налогоплательщиков. То есть учесть только доходы от предприятий малого и среднего бизнеса регионов, развитие которых зависит от усилий местных исполнительных органов.

 

Для увеличения доходных возможностей необходимо:

 

1)  улучшение налогового администрирования;

 

2)  создание условий для развития  предпринимательской деятельности ;

 

3)  создание благоприятного инвестиционного  климата для расширения производств  с целью увеличения рабочих  мест;

 

4)  проводить мероприятия по  выявлению и полному искоренению  нелегальной занятости;

 

5)  проводить постоянную работу  по выявлению и своевременной  постановке на налоговый учет  объектов налогообложения;

 

Переход к рыночной экономике - длительный, сложный и противоречивый процесс. Мировой опыт показывает, что все  социально-экономические реформы, связанные с переходом к новым формам хозяйственной системы, неизбежно сопровождаются значительным снижением уровня производства и, соответственно, потребления, а также урезанием социальных программ. Эта закономерность требует разработки действенной и эффективной экономической политики на основе выбора оптимального варианта стратегии и тактики осуществления экономической реформы. С приобретением полного политического и экономического суверенитета перед Казахстаном стоит сложная задача разработки самостоятельного пути экономического развития с учетом мирового опыта и специфики страны.

 

Республика Казахстан отличается огромной территорией, исключительно  богатыми природными ресурсами, разнообразием  природно-экономических условий. На фоне определенных достижений в построении рыночной экономики и значительного ресурсного потенциала все же сохраняется ряд системных недостатков сложившейся экономической модели Казахстана.

 

Одним из приоритетов стратегии  экономического развития должно стать  преодоление сырьевой направленности экономики Казахстана. Для устойчивого развития страны необходима диверсификация отраслей экономики, что позволит достичь условий для перехода в долгосрочном плане к сервисно – технологической экономике. Экономика Казахстана должна развиваться за счет разработки и внедрения научно – инновационных технологий, что предполагает коренное изменение отношения к развитию науки, образования и подготовки профессиональных кадров.

 

Также одним из важнейших направлений  должно повышение социальной и экономической эффективности использования природных богатств. В целях рационального использования природных богатств в интересах всего народа необходимо:

 

- законодательно обеспечить не  менее чем 50%-ное участие казахстанских  инвесторов во всех новых проектах сырьевого сектора;

 

- все вновь заключаемые контракты  на недропользование заключать  только на конкурсной основе  и сделать их публичными, в  отношении ранее заключенных  контрактов должны быть проведены  переговоры с целью устранения  положения об их конфиденциальности. Обеспечить прозрачность владельцев компаний, эксплуатирующих природные ресурсы;

 

- ужесточить систему контроля  над трансфертными ценами, исключив  вывоз сырьевых ресурсов из  страны по заниженным ценам;

 

- приостановить продажу государственных долей в предприятиях, осуществляющих добычу и переработку основных видов сырья (нефть, газ, хромовая, железная, алюминиевая руды), а также цветных металлов.

 

Главной проблемой является то, что  около 45-процентов экономики страны находится в тени. Для решения данной проблемы необходимо оптимизировать систему налогообложения, а также обеспечить снижение налогового бремени, что позволит вывести из тени капитал малому и среднему бизнесу, большая часть которогоформирует теневую экономику. Помимо этого, для развития малого бизнеса необходимо обеспечить максимальную прозрачность процедур выдачи разрешений и лицензий. Четко определить полномочия органов, выдающих лицензии и разрешения, а также требования к претендентам на их получение;

 

В области торгового режима и промышленной политики следует:

 

- усилить государственную поддержку  отечественных товаропроизводителей, сконцентрировав ее на секторах, имеющих реальные предпосылки  конкурентоспособности, в том  числе высокотехнологичных производств;

 

- создать систему государственного стимулирования экспорта товаров и капитала отечественными предприятиями в зарубежные страны, включая страхование от политических рисков, расширение объемов экспортного кредитования, переориентацию работы МИДа на защиту конкретных внешнеэкономических интересов казахстанского бизнеса;

 

- внедрить схему совместного  развития (государство - частный  бизнес) крупномасштабных проектов  в ряде перспективных секторов  экономики страны (туризм, информационные  и телекоммуникационные технологии, жилищное строительство и другие);

 

- крупный капитал, которые аккумулируют  пенсионные накопительные фонды,  целесообразно направить в перспективные  отечественные инвестиционные проекты.

 

Важно то, что, являясь одной из форм взаимодействия общества и природы, экономика должна играть важную роль в обеспечении всех разумных жизненных потребностей человека и при этом не разрушать окружающую природную среду. При аппеляции к существующей экономической политике, складывается впечатление, что, она ориентирована на истощение природных ресурсов, являющихся основой благосостояния государства. Поэтому актуальным является вопрос экологической и социальной ответственности компаний, разворачивающих свою деятельность на территории Казахстана, зачастую не соблюдая целого ряда природоохранных законов. Необходимо отметить, что в качестве альтернативы нынешнему пути развития экономика Казахстана должна быть экологически сбалансирована. Первоначальным шагом должна быть переориентация на становление внутреннего рынка, а не попытка закрепится на изменчивом внешнем рынке, наращивая извлечение природных богатств. Успешное развитие Японии, Тайваня и Южной Кореи было основано на сильных и защищенных внутренних рынках, доступе к новейшим технологиям, развитии финансовой базы и предпринимательского потенциала. Поэтому изменение структуры экономики необходимо начать с сокращения сырьевого основания.

 

Поэтому есть все основания поставить  следующие цели в области охраны окружающей среды как приоритетные:

 

- ужесточить казахстанские экологические  стандарты и приблизить их к мировым;

 

- ввести обязательное формирование  недропользователями в текущем  режиме компенсационных фондов  по нейтрализации отрицательного  влияния их хозяйственной деятельности  на окружающую среду. Ужесточить  государственный контроль за деятельностью недропользователей в целях рационального использования недр и предупреждения нанесения невозмещаемого ущерба окружающей среде;

 

- не допускать захоронения ядерных  отходов других стран на территории  Казахстана и планирования строительства атомных электростанций. Разработать и реализовать государственную программу по смягчению и ликвидации последствий экологических катастроф, связанных с хозяйственной деятельностью человека;

 

- исходя из природных особенностей  Казахстана, укрепить сеть заповедников, национальных парков и особо охраняемых природных зон при четком определении режима их пользования человеком;

 

- ввести моратории на рубки  главного пользователя на всей  территории Казахстана и ужесточить  контроль за санитарными рубками.

 

- упорядочить режим водопользования и обеспечить последовательное улучшение доступа населения к качественной питьевой воде. Стабилизировать проблему обеспечения водой южных регионов страны путем заключения долгосрочных международных соглашений с соседними государствами;

 

- ввести требования сохранения  и восстановления плодородия  земель сельскохозяйственного назначения, включая пастбища, и установить  право изъятия земли при несоблюдении  этих и других природоохранных  требований;

 

-повысить эффективность государственных программ борьбы с опустыниванием, уничтожением лесов и расширением площадей лесных насаждений.

 

Что касается проблем региональной экономики, реформа экономики выдвигает  новые кардинальные требования в  территориальной организации народного  хозяйства по формированию хозяйственных субъектов и крупных комплексов в каждом регионе республики.

 

Прежде, при участии республики в составе СССР во всесоюзном разделении труда Казахстан являлся одним  экономическим районом, а во внутриреспубликанском  разделении труда выделялись пять экономических регионов: Восточный, Северный, Центральный, Южный и Западный Казахстан.

 

На сегодняшний день возникают  проблемы территориальной организации  народного хозяйства по рациональному  размещению производительных сил по регионам республики и совершенствованию организационно-экономических связей между ними. Однако есть ряд факторов, оказывающих влияние на территориальную организацию как: разнообразие природных условий, наличие природных ресурсов и их размещение, геополитическое положение страны. Каждый регион имеет свою природную специфику, организационно-структурную особенность, в каждом регионе есть своеобразные экономические и социальные условия, определяющие хозяйственный профиль.

Информация о работе Государственный бюджет в Республике Казахстан: формирование и исполнение