Государственный бюджет

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Марта 2013 в 08:37, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является рассмотрение бюджетной системы, в общем, и государственного бюджета, в частности, как важнейшего элемента финансовой системы страны, выражающего экономические отношения в обществе.
Основными задачами данной курсовой работы являются:
ознакомление о состояние бюджета на данный момент;
раскрытие содержания государственного бюджета, его функций;
рассмотрение доходов и расходов бюджета;
определение роли государственного бюджета как финансовой базы социально-экономического развития общества;
назначение и специфика целевых бюджетных фондов.

Содержание работы

Ведение………………………………………………………………………………………..2
Государственный бюджет как экономическая категория…………………...5 - 10
Сущность и принципы государственного бюджета……………………………………….5
Организационно-правовые формы проявления категории «государственный бюджет», их характеристика……………………………………………………………………………….8
Эволюция взглядов отечественных экономистов на сущность государственного бюджета……………………………………………………………………………………….9
Государственный бюджет как экономический инструмент………………11 - 21
Бюджетный механизм, его роль в реализации бюджетной политики…………………....11
Основные цели и задачи бюджетной политики на 2011–2013 годы и дальнейшую перспективу…………………………………………………………………………………..13
Роль бюджета в социально - экономическом развитии общества………………………...17
Целевые бюджетные фонды………………………………………………….22 – 24
Проблемы бюджета РФ………………………………………………………...25 - 27
Заключение……………………………………………………………………………………28
Список литературы……………………………………………………………………….......30

Файлы: 1 файл

Курсовая работа по Финансам.docx

— 70.97 Кб (Скачать файл)

СОДЕРЖАНИЕ

Ведение………………………………………………………………………………………..2

  1. Государственный бюджет как экономическая категория…………………...5 - 10

Сущность и принципы государственного бюджета……………………………………….5

Организационно-правовые формы  проявления категории «государственный бюджет», их характеристика……………………………………………………………………………….8

Эволюция взглядов отечественных  экономистов на сущность государственного бюджета……………………………………………………………………………………….9

  1. Государственный бюджет как экономический инструмент………………11 - 21

Бюджетный механизм, его  роль в реализации бюджетной политики…………………....11

Основные цели  и задачи бюджетной политики на 2011–2013 годы и  дальнейшую перспективу…………………………………………………………………………………..13

Роль бюджета в социально - экономическом развитии общества………………………...17

  1. Целевые бюджетные фонды………………………………………………….22 – 24
  2. Проблемы бюджета РФ………………………………………………………...25 - 27

Заключение……………………………………………………………………………………28

Список литературы……………………………………………………………………….......30

 

 

 

 

 

 

 

 

ВЕДЕНИЕ

Каждая семья ежемесячно продумывает свои расходы из имеющихся  доходов, т.е. составляет бюджет, но большинство  из нас не задумывается о его роли в нашей жизни. Бюджет является основой  не только для каждой семьи, но и  для каждого города, района, государства.

Для каждого государства  необходим такой процесс, как  роспись доходов, поступающих в  распоряжение органов государственной  власти, и производимых ими расходов. Бюджет государства – центральное  звено финансовой системы страны. Его главное назначение – с  помощью финансовых средств создать  условия для эффективного развития экономики и решения общегосударственных  социальных задач. Таких, например, как  обеспечение населения общественными  товарами и услугами, перераспределение  доходов, стабилизация экономики. Общественные товары и услуги – дороги, пожарная охрана, правоохранительные службы, национальная оборона, общественные школы и клиники  – служат большому числу людей  и не могут быть произведены в  рамках частного предпринимательства. Правительственные программы борьбы с бедностью предусматривают  перераспределение доходов людей, с избытком зарабатывающих себе на жизнь, в пользу бедных слоёв населения. Программы по стабилизации экономики  направлены на нейтрализацию колебаний  деловой активности в обществе. Все  эти задачи не могут быть решены без соответствующего финансового  обеспечения. Поэтому государство  аккумулирует определённую сумму денежных средств (доходы государственного бюджета), а затем распределяет их по целевому назначению (расходы бюджета государства). В странах с рыночной экономикой основным источником доходов являются налоговые поступления – до 90% всех доходов бюджета государства. Если этих поступлений оказывается  недостаточно для покрытия расходов правительства, последнее прибегает  к займам государственным, также  составляющих доходную статью государственного бюджета, пособий ветеранам войны  и т.д. Кроме того, к расходной  статье бюджета государства относится  выплата процентов по государственному долгу. Таким образом, государственный  бюджет является финансовым планом, сопоставляющим ожидаемые доходы и расходы. Когда  последние равны между собой, бюджет называется сбалансированным. Когда доходы превышают расходы, эта разница, является положительным сальдо, или бюджетным профицитом. Когда бюджетные расходы больше доходов, то разница называется отрицательным сальдо, или бюджетным дефицитом.

 

Целью курсовой работы является рассмотрение бюджетной системы, в  общем, и государственного бюджета, в частности, как важнейшего элемента финансовой системы страны, выражающего  экономические отношения в обществе.

Одним  из наиболее   важных   механизмов,   позволяющих    государству    осуществлять экономическое  и  социальное  регулирование,  является  финансовая   система общества, главное звено  которой  –  бюджетная  система.  С  момента,  когда государство  начинает  регулярно  составлять  бюджет,  финансы   приобретают всеобщий характер.

Бюджетная  система  Российской  Федерации   включает   государственный федеральный  бюджет,  бюджеты  субъектов  Российской  Федерации  и   местные бюджеты.

Федеральный бюджет  РФ  –  главное  звено  бюджетной  системы  страны, которое  является  основным  финансовым  планом  государства,   утвержденным Федеральным  Собранием   РФ   в   форме   закона;   государственный   бюджет концентрирует основную часть бюджетных ресурсов страны,  отражает  доходы  и расходы Правительства  Российской  Федерации.  Бюджет  государства  выражает экономические отношения, опосредующие процесс  образования  и  использования централизованного фонда денежных средств государства.

 Варьируя основные  показатели  государственного  бюджета,  Федеральное Собрание и Правительство Российской  Федерации  могут  определенным  образом влиять  на  экономическую  ситуацию  в  стране,   решать   наиболее   важные государственные  проблемы.   Через   государственный   бюджет   мобилизуются финансовые ресурсы, которые в дальнейшем перераспределяются  и  используются для целей государственного регулирования  социально-экономического  развития Российской Федерации и реализации финансово-бюджетной политики страны.

Все  вышесказанное  свидетельствует  о  том,  что  изучение  бюджетной системы,  бюджетного  процесса,  теоретических  и  законодательных  основ  и практики функционирования бюджетного  механизма  обрело  в  настоящее  время особую актуальность.

Основными задачами данной курсовой работы являются:

  • ознакомление о состояние бюджета на данный момент;
  • раскрытие содержания государственного бюджета, его функций;
  • рассмотрение доходов и расходов бюджета;
  • определение роли государственного бюджета как финансовой базы социально-экономического развития общества;
  • назначение и специфика целевых бюджетных фондов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.ГОСУДАРСТВЕННЫЙ БЮДЖЕТ  КАК ЭКОНОМИЧЕКАЯ КАТЕГОРИЯ

Сущность  и принципы государственного бюджета

Бюджет – это совокупность определенных финансовых отношений, которые характеризуются определенными специфическими чертами, которые отличают эту совокупность финансовых отношений от их остальной части.

Государственный бюджет характеризуется:

  • Денежными отношениями, которые возникают у органов государственной власти и ОМС с юридическими и физическими лицами, а также с иностранными государствами и международными организациями по поводу перераспределения национального дохода и частично национального богатства в связи с необходимостью реализации экономических социальных и политических интересов граждан, муниципальных и региональных сообществ и государства в целом. Эти отношения называются бюджетными, поскольку благодаря им создается материально-вещественная база для обеспечения деятельности органов государственной власти и ОМС по финансированию общегосударственных, региональных и муниципальных мероприятий по регулированию экономики и финансированию и развитию социальной сферы, охране общественного порядка, и решению ряда других задач.
  • Эти отношения возникают в распределительном процессе, где обязательной стороной выступает государство в лице органов власти. Бюджетные отношения опосредуют широкие направления распределительной деятельности( между секторами экономики, отраслями, территориями и т.д.) и охватывают все уровни власти.
  • Эти отношения связаны с формированием и использованием денежных фондов многоцелевого назначения, которые  расходуются в интересах граждан для удовлетворения общегосударственных, региональных и муниципальных потребностей. Бюджетные фонды являются материально-вещественным воплощением  бюджетных отношений.

Совокупная величина бюджетных  фондов зависит от ряда факторов:

  • уровня развития экономики
  • метода хозяйствования на предприятиях, организациях и учреждениях частного сектора экономики
  • от решаемых обществом  экономических и социальных задач
  • масштабов намеченных государством структурных сдвигов и изменений  хозяйственных пропорций ( отраслевых, территориальных)

Бюджетные отношения объективно порождены необходимостью и фактом существования государства и  потребностей общества, которые не могут быть удовлетворены за счет частного предпринимательства.

Таким образом,

Государственный бюджет  - это объективно обусловленная форма образования и расходования фондов денежных средств, предназначенная для финансового обеспечения полномочий, возложенных на органы государственной власти и ОМС.

Будучи экономической  формой существования реальных объективно обусловленных распределительных  отношений, и выполняя специфическое  общественное назначение, ГБ может  рассматриваться как самостоятельная  экономическая категория, которая  является составной по отношению  к финансам, и обладает теми же чертами, но госбюджет имеет ряд особенностей.

Особенности государственного бюджета:

  1. функционирование госбюджета связано с обособлением части национального дохода ив руках органов государственной власти и ее использования на удовлетворение потребностей всего гос-ва или отдельных гособразований.
  2. с помощью бюджета происходит перераспределения в первую очередь национального дохода и реже национального богатства.
  3. бюджетные отношения выражают такую стадию  распределения, когда стоимостное движение общественного продукта в денежной форме абсолютно обособлено от движения в товарной форме, в отличие от финансов.
  4. пропорции бюджетного перераспределения стоимости общественного продукта в большей степени, чем другие звенья определяются потребностями расширенного воспроизводства.

Одинаковый  с финансами  характер распределения госбюджета позволяет определить его сущность двумя функциями – распределительной и контрольной.

  • благодаря распределительной функции в руках государства концентрируются финансовые ресурсы для удовлетворения потребностей общества
  • контрольная функция позволяет оценить насколько полно и своевременно финансовых ресурсы поступают в распоряжение органов власти и насколько рационально и эффективно они используются

Особенности ГБ предопределяют специфику проявления его функций.

Специфика распределительной  функции ГБ:

По содержанию распределительная функция – определяется процессом многоцелевого и многовидового перераспределения финансовых ресурсов.

По сфере действия распределительная функция определяется тем, что в бюджетные отношения вступают все участники общественного воспроизводства.

Основной объект распределения – чистый доход . Также им может быть часть необходимого продукта в части уплаты налогов с физических лиц и взносов на социальное страхование. В кризисных и чрезвычайных ситуациях объектом может быть национальное богатство.

Специфической чертой бюджета  является его широкая сфера влияния.

Специфика контрольной функции  ГБ:

ГБ объективно через формирование и использование фондов денежных средств в руках субъектов власти отражает экономические процессы, которые протекают во всех структурных звеньях экономики.

Основу контрольной функции составляет движение бюджетных средств, которое отражается в соответствующих показателях бюджетных поступлений и расходных назначений.

Контрольная функция бюджета отличается широкими границами действия и имеет всеобъемлющий характер.

Функции бюджета объективно определены специфическим назначением  данной экономической категории, т.е. необходимостью концентрации денежных средств.

Функции ГБ развиваются по мере развития самого бюджета, растет значение контрольной функции в  РФ за счет внедрения информационных систем, происходит развитие предварительного контроля.

Организационно-правовые формы проявления категории «государственный бюджет», их характеристика

Как экономическая категория  госбюджет так же как и финансы имеет свои формы проявления. Формы проявления характеризуются организационно-правовыми чертами, которые присущи в реальной жизни данной экономической категории.

Организационно-правовая особенность  госбюджета определяется:

  • государственным устройством страны
  • входящими в нее административными и территориальными делениями.

На основе знаний об административно-территориальном  делении РФ, не трудно представить какие организационно-правовые формы принимает бюджет в нашей стране.

В федеративных государствах (в т.ч. РФ) к организационно-правовым формам относится собственный федеральный бюджет, бюджеты органов РФ и местные бюджеты, т.е. три уровня государственного управления. В унитарных государствах разделяют две правовые формы бюджета: центральный и местный бюджеты. Название в каждой стране индивидуальные и определенные конституцией.

Конкретные  виды субфедеральных и местных бюджетов зависят от административно-территориального деления  страны, и от статуса муниципально - государственных образований, статус которых так же устанавливается конституцией.

Федеральный бюджет - форма  образования и расходования денежных средств в расчете на финансовый год, предназначенных для исполнения расходных обязательств Российской Федерации.

Бюджет субъекта Российской Федерации (региональный бюджет) - форма  образования и расходования денежных средств в расчете на финансовый год, предназначенных для исполнения расходных обязательств соответствующего субъекта Российской Федерации.

Информация о работе Государственный бюджет