Государственный бюджет

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Марта 2013 в 08:37, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является рассмотрение бюджетной системы, в общем, и государственного бюджета, в частности, как важнейшего элемента финансовой системы страны, выражающего экономические отношения в обществе.
Основными задачами данной курсовой работы являются:
ознакомление о состояние бюджета на данный момент;
раскрытие содержания государственного бюджета, его функций;
рассмотрение доходов и расходов бюджета;
определение роли государственного бюджета как финансовой базы социально-экономического развития общества;
назначение и специфика целевых бюджетных фондов.

Содержание работы

Ведение………………………………………………………………………………………..2
Государственный бюджет как экономическая категория…………………...5 - 10
Сущность и принципы государственного бюджета……………………………………….5
Организационно-правовые формы проявления категории «государственный бюджет», их характеристика……………………………………………………………………………….8
Эволюция взглядов отечественных экономистов на сущность государственного бюджета……………………………………………………………………………………….9
Государственный бюджет как экономический инструмент………………11 - 21
Бюджетный механизм, его роль в реализации бюджетной политики…………………....11
Основные цели и задачи бюджетной политики на 2011–2013 годы и дальнейшую перспективу…………………………………………………………………………………..13
Роль бюджета в социально - экономическом развитии общества………………………...17
Целевые бюджетные фонды………………………………………………….22 – 24
Проблемы бюджета РФ………………………………………………………...25 - 27
Заключение……………………………………………………………………………………28
Список литературы……………………………………………………………………….......30

Файлы: 1 файл

Курсовая работа по Финансам.docx

— 70.97 Кб (Скачать файл)

Практика занижения при  рассмотрении новых инициатив их финансовой оценки с последующим  ежегодным увеличением расходов по уже принятым и, казалось бы, тщательно  обоснованным решениям является недопустимой.

Любое предлагаемое новое  решение должно быть проанализировано с точки зрения возможностей его  финансового обеспечения и вклада в достижение стратегических целей  развития страны.

Третье. Обеспечение нацеленности бюджетной системы на достижение конкретных результатов.

Правительство Российской Федерации  работает над созданием  комплекса  взаимосвязанных мер по повышению  эффективности всей системы государственного управления.  Эти вопросы нашли  отражение в Программе повышения  эффективности бюджетных расходов на период до 2012 года, в основу которой  положены программно-целевые принципы деятельности органов исполнительной власти всех уровней, включая расширение их самостоятельности и усиление ответственности за принятые решения. С 2012 года значительная часть федерального бюджета должна быть представлена в виде комплекса долгосрочных государственных программ.

На повышение доступности  и качества  государственных и  муниципальных услуг нацелены изменения  в правовом положении государственных  и муниципальных учреждений (соответствующий  федеральный закон вступает в  силу с 1 января 2011 г. с переходным периодом до  1 июля 2012 г.).

Практическая реализация этих решений позволит, наконец, уйти от платы только за сам факт существования  учреждения, вне зависимости от результатов  его работы.

Правительство Российской Федерации, региональные и местные администрации  обязаны обеспечить планомерное  введение новых принципов деятельности государственных и муниципальных  учреждений, ее реальную отдачу для  граждан.

Четвертое. Разработка и внедрение инструментов поддержки инноваций.

Нужно начинать работу по постепенному сворачиванию вынужденных антикризисных  мер. В период кризиса государство  оказало серьезную поддержку  многим отраслям экономики и конкретным предприятиям, различные меры этой поддержки продолжают осуществляться и сегодня. Однако государственная  поддержка на прежних льготных условиях не может предоставляться длительное время.

Государство не должно подменять  собой частный сектор или выбирать за него перспективные направления  развития. Учитывая это, предпочтительной формой поддержки должно стать со финансирование тех или иных проектов либо стимулирование видов деятельности, способствующих модернизации, в рамках государственно-частного партнерства.

В ближайшие три года необходимо обеспечить комплексный подход к  формированию инновационной системы  и инвестиционной среды в целом, создать условия для полного  цикла развития инноваций, в том  числе путем обеспечения макроэкономической стабильности, защиты конкуренции и  прав собственности, устранения административных барьеров.

Одновременно необходимо разработать и реализовать на практике конкретные механизмы внедрения  и поддержки инновационных технологий, прежде всего в рамках проектов в  таких областях, как энергоэффективность, медицинская техника и фармацевтика, космос и телекоммуникации, ядерные технологии, стратегические компьютерные технологии и программное обеспечение.

Проектный подход к реализации модернизац

ионной стратегии должен найти отражение в деятельности инновационного центра «Сколково», в отношении которого необходимо в кратчайшие сроки обеспечить создание особого правового режима осуществления научной, предпринимательской и иной деятельности, максимально облегчающего условия реализации инновационных разработок для участников этого проекта.

В то же время поддержка  инноваций не должна ограничиваться осуществлением отдельных проектов. Каждая государственная программа  должна соответствовать требованиям  к созданию инновационной среды, включая развитие человеческого  капитала, формирование государственного спроса на инновационную продукцию, улучшение инвестиционного климата.

Необходимо повысить эффективность  использования государственных  инвестиций. Наряду с задачами,  за решение которых полностью отвечает государство, они должны стать катализатором  для вложения средств частного сектора  в те сферы и проекты, где одновременно с использованием  бюджетных средств  возможно и целесообразно привлечение  внебюджетных ресурсов. При этом стоит  более интенсивно использовать механизмы  государственно-частного партнерства.

Следует активнее проводить  приватизацию федерального имущества, в том числе за счет крупных  инвестиционно привлекательных  компаний. Цель состоит не только в  увеличении поступления средств в бюджет, но и в обеспечении поддержки конкуренции и благоприятного инвестиционного климата, без которых не приходится рассчитывать на масштабные улучшения в области модернизации и инновационного развития экономики.

Для повышения конкурентоспособности  российской продукции на внешнем  рынке необходимо активно использовать потенциал торговых представительств, совершенствовать систему предоставления экспортного кредитования, экспортного  страхования и государственных  гарантий. В первую очередь это  касается экспорта продукции высокотехнологичных  отраслей, атомного и энергетического  машиностроения, а также военной  техники.

Пятое. Повышение качества человеческого капитала.

Никакая модернизация не возможна без квалифицированных специалистов, талантливых ученых, без качественного  образования и постоянного профессионального  обучения.

Необходимо стремиться к  росту научного потенциала нашей  страны, накоплению объектов интеллектуальной собственности, обеспечению в этих целях преемственности поколений  в сфере научных исследований и технологических разработок, привлечения  и закрепления в ней молодежи.

Помимо развития собственных  научных школ, следует уделять  внимание привлечению высококвалифицированных  иностранных специалистов, а также  способствовать повышению квалификации российских специалистов в зарубежных учебных заведениях.

Серьезнейшее внимание должно быть уделено как образованию, так  и улучшению здоровья граждан, формированию здорового образа жизни, созданию условий  для повышения трудовой и творческой активности.

В рамках формируемых государственных  программ должна быть продолжена работа по приоритетным национальным проектам, механизмы реализации которых доказали свою эффективность.

 

Роль  бюджета в социально - экономическом  развитии общества

Мощным инструментом в  руках государства является бюджет, который может и должен стать  более действенным стимулом экономического роста в России. В системе финансового механизма государства бюджет играет ведущую роль в распределении и перераспределении национального дохода. Объективная необходимость бюджета обусловлена наличием государства, выполнением им организационно-хозяйственных функций.

Как экономическая категория  государственный бюджет является категорией общественного воспроизводства  и в силу этого выступает носителем  соответствующих производственных отношений. По своей же экономической  природе он носит общегосударственный  характер. Активная роль бюджета проявляется  не только в покрытии непосредственных расходов, связанных с развитием  производства, но и с финансированием  тех затрат, которые опосредованно  влияют на расширение и повышение  эффективности экономики. В этой связи  и расходы бюджета на социально - культурные мероприятия  следует рассматривать как элемент  производительных расходов.

Роль государственного бюджета  в общественном воспроизводстве  определяется  в первую очередь  тем, что с помощью государственною  бюджета (расходной  части) распределяется и перераспределяется около 30% национального  дохода,  20%  - валового внутреннего  продукта, 10% -  валового  общественного  продукта.  Он распределяет денежные  средства  между  различными  отраслями  национального хозяйства,  секторами  производства,  сферами   общественной   деятельности, экономическими районами и территориями страны.

В бюджете  страны  аккумулируется  значительная  часть  вновь  созданной  стоимости  (национального  дохода,  распределяемого  и   используемого   в соответствии с рыночными законами общественного развития (закона  стоимости, закона спроса и предложения, закона повышающейся  производительности  труда, закона    возрастания    потребностей)    для    обеспечения    расширенного воспроизводства  и удовлетворения общегосударственных  потребностей.

В  условиях  рыночных  отношений  распределение   национального   дохода производится  посредством   образования,   распределения   и   использования денежных доходов  и накоплений.  К  числу  таких  доходов  относятся,  прежде всего, государственные доходы, доходы предприятий и  объединений,  различных коммерческих структур, финансовых групп, банков, а также доходы населения.

Значительная часть национального  дохода поступает в бюджет путем  прямого распределения (налогообложения  государственных,  частных  и  коммерческих предприятий.  Часть чистого дохода  населения перечисляется в бюджет  в порядке перераспределения.

Распределение части национального  дохода  через  государственный  бюджет обусловлено  необходимостью  создания   централизованного   фонда   денежных средств для  расширенного воспроизводства и  удовлетворения других  совокупных потребностей  общества,  путем  перераспределения  средств  между  отраслями производственной и непроизводственной  сфер  жизнедеятельности  общества,  а также между экономическими районами страны:  государственного  регулирования денежных накоплений в  отдельных  отраслях  народного  хозяйства,  отдельных предприятиях, объединениях и корпорациях, в сельскохозяйственном секторе,  в торговле и т.д.

Перераспределение национального  дохода между отраслями, объединениями  и фирмами   через   государственный   бюджет   обусловлено   главным   образом необходимостью передачи части  чистого дохода из одной  отрасли  в  другую  в соответствии с  планами  экономического  и  социального  развития  страны,  с программами   радикальных   экономических   преобразований   общества,   для осуществления перестройки  структуры общественного производства и т.д.

Такое перераспределение  в значительной степени вызвано  различным уровнем технического   оснащения,   энерго и фондовооруженности объединений, предприятий и отраслей;  неравномерностью  размещения  и выявления новых природных богатств; действующей системой  ценообразования и тем,  что при переходе к рыночным отношениям необходима поддержка со  стороны государства перспективных отраслей производства. Перераспределение национального дохода как между отраслями,  так и внутри   отраслей   происходит   посредством государственных инвестиций и приоритетного финансирования  отдельных видов производств,   высоких   технологий,   инновационных    процессов.    Важным направлением  перераспределения национального дохода   является  выделение части средств, идущих на  развитие  непроизводственной  сферы.   В условиях рыночных отношений это прежде всего относится к поддержанию государством таких сфер жизнедеятельности общества,  как здравоохранение, образование, наука и культура. Значительное место в структуре перераспределяемой  части национального   дохода  отводится    содержанию    аппарата    управления, правоохранительных органов и т.д.

Влияние бюджета на развитие общественного производства проявляются  по двум направлениям: первое – формирование его доходной базы и второе –  использование средств бюджета. Следует указать и на то, что  государственный бюджет выступает  необходимым экономическим инструментом и источником финансового обеспечения  ускоренного развития приоритетных отраслей народного хозяйства и  отраслей промышленности.

Есть основания говорить, что отдача от государственных денежных средств, распределяемых и перераспределяемых государством, определяет скорость и  качество экономического роста. Именно более эффективное перераспределение прежде всего бюджетных средств через соответствующую систему говорит об эффективности управленческой деятельности государства, свидетельствует о степени эффективности использования государственной собственности.

Большое влияние на экономику  страны способен оказывать бюджет благодаря  тому, что он может использоваться в интересах ускорения научно - технического прогресса. Создание принципиально нового механизма бюджетного финансирования науки, совершенствование государственной системы подготовки и переподготовки кадров, использование льготного налогового режима в части обложения прибыли от реализации новых видов продукции и тому подобные бюджетные меры призваны стимулировать научные открытия и новые технические достижения, сокращать сроки их внедрения в производство, а в итоге - служить катализатором ускорения научно-технического прогресса.

Основные  характеристики федерального бюджета  на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов

1. Утвердить основные характеристики федерального бюджета на 2011 год, определенные исходя из прогнозируемого объема валового внутреннего продукта в размере 50 389,0 млрд. рублей и уровня инфляции, не превышающего 6,5 процента (декабрь 2011 года к декабрю 2010 года):

1) прогнозируемый общий  объем доходов федерального бюджета  в сумме 8 844 554 761,0 тыс. рублей;

2) общий объем расходов  федерального бюджета в сумме 10 658 558 761,0 тыс. рублей;

3) верхний предел государственного  внутреннего долга Российской  Федерации на 1 января 2012 года в  сумме 5 148 390 316,9 тыс. рублей;

4) верхний предел государственного  внешнего долга Российской Федерации  на 1 января 2012 года в сумме 55,6 млрд. долларов США, или 44,9 млрд. евро;

5) дефицит федерального  бюджета в сумме 1 814 004 000,0 тыс. рублей.

2. Утвердить основные характеристики федерального бюджета на 2012 год и на 2013 год, определенные исходя из прогнозируемого объема валового внутреннего продукта в размере соответственно 55 950,0 млрд. рублей и 61 920,0 млрд. рублей и уровня инфляции, не превышающего соответственно 6,0 процента (декабрь 2012 года к декабрю 2011 года) и 5,5 процента (декабрь 2013 года к декабрю 2012 года):

Информация о работе Государственный бюджет