Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Марта 2013 в 08:37, курсовая работа
Целью курсовой работы является рассмотрение бюджетной системы, в общем, и государственного бюджета, в частности, как важнейшего элемента финансовой системы страны, выражающего экономические отношения в обществе.
Основными задачами данной курсовой работы являются:
ознакомление о состояние бюджета на данный момент;
раскрытие содержания государственного бюджета, его функций;
рассмотрение доходов и расходов бюджета;
определение роли государственного бюджета как финансовой базы социально-экономического развития общества;
назначение и специфика целевых бюджетных фондов.
Ведение………………………………………………………………………………………..2
Государственный бюджет как экономическая категория…………………...5 - 10
Сущность и принципы государственного бюджета……………………………………….5
Организационно-правовые формы проявления категории «государственный бюджет», их характеристика……………………………………………………………………………….8
Эволюция взглядов отечественных экономистов на сущность государственного бюджета……………………………………………………………………………………….9
Государственный бюджет как экономический инструмент………………11 - 21
Бюджетный механизм, его роль в реализации бюджетной политики…………………....11
Основные цели и задачи бюджетной политики на 2011–2013 годы и дальнейшую перспективу…………………………………………………………………………………..13
Роль бюджета в социально - экономическом развитии общества………………………...17
Целевые бюджетные фонды………………………………………………….22 – 24
Проблемы бюджета РФ………………………………………………………...25 - 27
Заключение……………………………………………………………………………………28
Список литературы……………………………………………………………………….......30
1) прогнозируемый общий
объем доходов федерального
2) общий объем расходов
федерального бюджета на 2012 год
в сумме 11 237 919 245,0 тыс. рублей,
в том числе условно
3) верхний предел
4) верхний предел
5) дефицит федерального бюджета на 2012 год в сумме 1 734 450 000,0 тыс. рублей и на 2013 год в сумме 1 795 680 000,0 тыс. рублей.
3.ЦЕЛЕВЫЕ БЮДЖЕТНЫЕ ФОНДЫ
Целевые бюджетные фонды появились в бюджетной системе РФ в 1995 году для финансирования некоторых государственных расходов, направленных на специальные цели.
Целевые бюджетные фонды – один из элементов бюджетной системы, создаются в бюджетах для направленного финансирования наиболее приоритетных отраслей народного хозяйства, государственных программ или конкретных регионов. Целевые бюджетные фонды, образуются в основном на федеральном уровне в силу Закона РФ о
Федеральном бюджете на предстоящий финансовый год.
Положение об этих фондах устанавливается
Правительством РФ. Возможно создание
аналогичных фондов на уровне субъектов
РФ административно-
Целевые бюджетные фонды
– это промежуточная ступень
между бюджетной формой перераспределения
средств и внебюджетной. Понятие
целевые бюджетные фонды
С внебюджетными фондами их сближают целевые источники и целевое расходование средств, принадлежность к бюджету определяет все прочие характеристики эти фондов.
Включение целевых фондов в бюджет придает им формальные признаки бюджетных средств, не меняя их сущность как ограниченной формы перераспределения определенной части вновь созданной стоимости.
Иными словами, выделение
целевого фонда в бюджете более
существенно с позиции
В соответствии с Бюджетным кодексом РФ целевой бюджетный фонд это денежные средства в составе бюджета, того уровня государственной власти, который его образовал за счет доходов целевого назначения. Средства целевого бюджетного фонда не могут быть использованы на цели, не соответствующие назначению целевого бюджетного фонда.
К 2001 году произошло значительное падение доли доходов целевых бюджетных фондов
в федеральном бюджете, связанное с упразднением большого их числа. Если в 1998 году в федеральный бюджет были консолидированы такие фонда как: Федеральный дорожный фонд, Федеральный экологический фонд, Государственный фонд борьбы с преступностью, Фонд воспроизводства минерально - сырьевой базы, Фонд развития федеральной пограничной службы, Фонд развития таможенной системы РФ и Фонд Министерства РФ по атомной энергии, то к 2001 году в федеральном бюджете остался только последний. Упразднение бюджетных фондов было связанно с необходимостью централизации бюджетных средств и сложностями при осуществлении казначейского контроля за их использованием, что привело к неэффективности расходования средств целевых бюджетных фондов.
Анализ некоторых внебюджетных
фондов выявил ряд недостатков, и
прежде всего таких, как распыление
государственных средств и
Так, большие разногласия вызывает, например, целесообразность консолидации в бюджеты дорожных фондов. Причина тому – нецелевое использование их средств при самом плачевном состоянии российских дорог.
Представляется, что использование всех трех форм организации государственных финансов: бюджетной, ограниченно бюджетной в виде целевых бюджетных фондов и внебюджетной – в динамично меняющихся условиях переходного периода весьма актуально, а несоблюдение финансового законодательства не должно быть фактором, определяющим форму функционирования государственных финансов.
Состав целевых бюджетных фондов в федеральном бюджете не постоянен.
Операции по средствам этих фондов(за исключением средств дорожного фонда), включённых в состав федерального бюджета, проводятся только через органы Главного управления Федерального казначейства Министерства финансов РФ. Для учета доходов и расходов целевых бюджетных фондов в Главном управлении Федерального казначейства открываются специальные бюджетные счета, управление которыми осуществляют уполномоченные государственные органы.
Средства целевого бюджетного фонда не могут быть использованы на цели, не соответствующие назначению целевого бюджетного фонда.
В настоящий момент в состав целевых бюджетных фондов входит только фонд Министерства РФ по атомной энергии.
Фонд образуется за счет валютной выручки, приходящей на стоимость работ разделения за поставляемый в США низкообогащённый уран в рамках исполнения обязательств РФ
В области разоружения и контроля над вооружением.
Расходование средств производится по следующим направлениям:
Наиболее устойчивые фонды образуются в тех случаях когда источники и финансирование нося целевой и корреспондирующий друг другу характер. При этом соответствие имеет не только количественный но и содержательный характер.
4.Проблемы бюджета РФ
Правительство Российской Федерации
определило ориентиром достижение бездефицитного
бюджета в 2015 году при текущей
цене на нефть в 76 долларов за баррель.
В представленном консервативном сценарии
прогноза Минэкономразвития России
от 9 июня 2010 г. прогнозируется снижение
цены на нефть с 75 долларов США за
баррель до 62 долларов США в 2013 году,
что сохраняет риски для
Прогнозируется рост доли доходов бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации в общем объеме доходов бюджетной системы Российской Федерации с 16,1% в 2010 году до 20,3% в 2013 году. Доля расходов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации в общем объеме расходов бюджетной системы возрастет с 28,5 % в 2010 году до 30,6% в 2013 году.
Таблица 1
Основные параметры бюджетной системы Российской Федерации
млрд. рублей
Показатель |
2009 год |
2010 год |
2011 год |
2012 год |
2013 год |
Доходы, всего |
13 552,5 |
14 994,1 |
17 392,8 |
18 756,9 |
20 271,6 |
%% к ВВП |
34,7 |
33,4 |
35,0 |
34,0 |
32,8 |
Федеральный бюджет |
7 337,8 |
7 783,8 |
8 617,8 |
9 131,7 |
9 983,9 |
Бюджеты государственных внебюджетных фондов РФ |
3 789,2 |
5 251,1 |
5 884,7 |
6 440,3 |
7 049,3 |
- в том
числе доходы без учета |
1 656,4 |
2 409,3 |
3 416,1 |
3 740,2 |
4 114,2 |
Консолидированные бюджеты субъектов РФ |
5 923,6 |
5 832,0 |
6 157,7 |
6 428,6 |
6 963,0 |
- в том
числе доходы без учета |
4 437,5 |
4 665,1 |
4 965,2 |
5 438,9 |
6 024,5 |
Территориальные
фонды обязательного |
479,1 |
502,8 |
789,7 |
850,2 |
915,4 |
- в том
числе доходы без учета |
120,8 |
135,9 |
393,7 |
446,1 |
149,0 |
Расходы, всего |
16 330,6 |
17 575,7 |
19 217,9 |
20 441,2 |
21 762,3 |
%% к ВВП |
41,8 |
39,1 |
38,7 |
37,0 |
35,2 |
Федеральный бюджет |
9 660,1 |
10 212,4 |
10 385,1 |
10 844,6 |
11 749,1 |
- в том
числе расходы без учета |
6 386,7 |
6 290,3 |
6 759,8 |
7 198,2 |
7 913,0 |
Бюджеты государственных внебюджетных фондов РФ |
3 587,2 |
5 000,7 |
5 579,8 |
6 090,5 |
6 652,5 |
- в том
числе расходы без учета |
3 478,6 |
4 897,5 |
5 476,1 |
5 985,8 |
6 281,5 |
Консолидированные бюджеты субъектов РФ |
6 252,9 |
6 166,3 |
6 502,6 |
6 725,4 |
7 070,8 |
- в том
числе расходы без учета |
5 986,2 |
5 885,1 |
6 192,3 |
6 407,0 |
6 652,4 |
Территориальные
фонды обязательного |
479,1 |
502,8 |
789,7 |
850,2 |
915,4 |
Дефицит (-)/профицит (+), всего |
-2 778,1 |
-2 581,6 |
-1 825,1 |
-1 684,3 |
-1 490,7 |
%% к ВВП |
-7,1 |
-5,7 |
-3,7 |
-3,0 |
-2,4 |
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В курсовой работе были рассмотрены основные вопросы, раскрывающие сущность государственного бюджета.
При написании работы были поставлены задачи: раскрыть содержание государственного бюджета как экономической категории, изложить его основные свойства, функции; рассмотреть источники формирования и направления расходования средств государственного бюджета; определить роль государственного бюджета как финансовой базы социально-экономического развития общества, бюджетный механизм, современное состояние бюджета и целевые бюджетные фонды.
Государственный бюджет, как основное звено бюджетной системы является одним из наиболее важных инструментов, позволяющих государству осуществлять экономическое и социальное регулирование.
Бюджет, являясь всего лишь комплексом документов, разрабатываемых одной ветвью власти и утверждаемых другой, выполняет довольно утилитарную функцию - фиксирует избранный государством стиль осуществления управления страной.
Кроме того, государственный бюджет по отношению к осуществляемой властью экономической политике является производным продуктом, он полностью зависит от избранного варианта развития общества и самостоятельной роли не играет.
Однако именно бюджет, показывая
размеры необходимых
Также, бюджет выступает инструментом регулирования и стимулирования инвестиционной активности, повышения эффективности производства, именно через бюджет осуществляется социальная политика.
Таким образом, бюджет, объединяя в себе основные финансовые категории (налоги, государственный кредит, государственные расходы), является ведущим звеном финансовой системы любого государства и играет как важную экономическую, так и политическую роль в любом современном обществе.