Государственный бюджет

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Марта 2013 в 08:37, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является рассмотрение бюджетной системы, в общем, и государственного бюджета, в частности, как важнейшего элемента финансовой системы страны, выражающего экономические отношения в обществе.
Основными задачами данной курсовой работы являются:
ознакомление о состояние бюджета на данный момент;
раскрытие содержания государственного бюджета, его функций;
рассмотрение доходов и расходов бюджета;
определение роли государственного бюджета как финансовой базы социально-экономического развития общества;
назначение и специфика целевых бюджетных фондов.

Содержание работы

Ведение………………………………………………………………………………………..2
Государственный бюджет как экономическая категория…………………...5 - 10
Сущность и принципы государственного бюджета……………………………………….5
Организационно-правовые формы проявления категории «государственный бюджет», их характеристика……………………………………………………………………………….8
Эволюция взглядов отечественных экономистов на сущность государственного бюджета……………………………………………………………………………………….9
Государственный бюджет как экономический инструмент………………11 - 21
Бюджетный механизм, его роль в реализации бюджетной политики…………………....11
Основные цели и задачи бюджетной политики на 2011–2013 годы и дальнейшую перспективу…………………………………………………………………………………..13
Роль бюджета в социально - экономическом развитии общества………………………...17
Целевые бюджетные фонды………………………………………………….22 – 24
Проблемы бюджета РФ………………………………………………………...25 - 27
Заключение……………………………………………………………………………………28
Список литературы……………………………………………………………………….......30

Файлы: 1 файл

Курсовая работа по Финансам.docx

— 70.97 Кб (Скачать файл)

1) прогнозируемый общий  объем доходов федерального бюджета  на 2012 год в сумме 9 503 469 245,0 тыс.  рублей и на 2013 год в сумме 10 379 889 320,0 тыс. рублей;

2) общий объем расходов  федерального бюджета на 2012 год  в сумме 11 237 919 245,0 тыс. рублей, в том числе условно утвержденные  расходы в сумме 419 333 628,0 тыс.  рублей, и на 2013 год в сумме  12 175 569 320,0 тыс. рублей, в том числе  условно утвержденные расходы  в сумме 798 330 723,2 тыс. рублей;

3) верхний предел государственного  внутреннего долга Российской  Федерации на 1 января 2013 года в  сумме 6 976 386 792,2 тыс. рублей и  на 1 января 2014 года в сумме 8 826 270 310,2 тыс. рублей;

4) верхний предел государственного  внешнего долга Российской Федерации  на 1 января 2013 года в сумме 65,2 млрд. долларов США, или 52,1 млрд. евро, и на 1 января 2014 года в сумме  75,6 млрд. долларов США, или 58,2 млрд. евро;

5) дефицит федерального  бюджета на 2012 год в сумме 1 734 450 000,0 тыс. рублей и на 2013 год  в сумме 1 795 680 000,0 тыс. рублей.

 

 

 

3.ЦЕЛЕВЫЕ БЮДЖЕТНЫЕ  ФОНДЫ

Целевые бюджетные фонды  появились в бюджетной системе  РФ в 1995 году для финансирования некоторых  государственных расходов, направленных на специальные цели.

Целевые бюджетные фонды  – один из элементов бюджетной  системы, создаются в бюджетах для  направленного финансирования наиболее приоритетных отраслей народного хозяйства, государственных программ или конкретных регионов. Целевые бюджетные фонды, образуются в основном на федеральном уровне в силу Закона РФ о

Федеральном бюджете на предстоящий финансовый год.

Положение об этих фондах устанавливается  Правительством РФ. Возможно создание аналогичных фондов на уровне субъектов  РФ административно-территориальных  образований. Особенностью целевых бюджетных фондов является то, что они, как и бюджет, действуют в течении одного года, после чего создаются вновь или прекращают свое существование. Источники формирования – специальные налоги, средства бюджета, целевые государственные займы, казначейские векселя и т.д.

Целевые бюджетные фонды  – это промежуточная ступень  между бюджетной формой перераспределения  средств и внебюджетной. Понятие  целевые бюджетные фонды появились  в 1995 году, когда подобный статус был  закреплен за некоторыми ранее внебюджетными  фондами, создаваемыми в качестве целевого источника финансирования отдельных  государственных расходов, и отдельными бюджетными статьями с целевыми поступлениями  средств.

С внебюджетными фондами  их сближают целевые источники и  целевое расходование средств, принадлежность к бюджету определяет все прочие характеристики эти фондов.

Включение целевых фондов в бюджет придает им формальные признаки бюджетных средств, не меняя их сущность как ограниченной формы перераспределения определенной части вновь созданной стоимости.

Иными словами, выделение  целевого фонда в бюджете более  существенно с позиции изменения  перераспределительной роли, чем его перемещение за рамки бюджета или консолидации в бюджет.

В соответствии с Бюджетным  кодексом РФ целевой бюджетный фонд это денежные средства в составе  бюджета, того уровня государственной  власти, который его образовал  за счет доходов целевого назначения. Средства целевого бюджетного фонда не могут быть использованы на цели, не соответствующие назначению целевого бюджетного фонда.

К 2001 году произошло значительное падение доли доходов целевых  бюджетных фондов

в федеральном бюджете, связанное с упразднением большого их числа. Если в 1998 году в федеральный бюджет были консолидированы такие фонда как: Федеральный дорожный фонд, Федеральный экологический фонд, Государственный фонд борьбы с преступностью, Фонд воспроизводства минерально - сырьевой базы, Фонд развития  федеральной пограничной службы, Фонд развития таможенной системы РФ и Фонд Министерства РФ по атомной энергии, то к 2001 году в федеральном бюджете остался только последний. Упразднение бюджетных фондов было связанно с необходимостью централизации бюджетных средств и сложностями  при осуществлении казначейского контроля за их использованием, что привело к неэффективности расходования средств целевых бюджетных фондов. 

Анализ некоторых внебюджетных фондов выявил ряд недостатков, и  прежде всего таких, как распыление государственных средств и ослабление государственного финансового контроля за их целевым использованием. Правда, случай нецелевого использования средств является не редким и для бюджетных средств.

Так, большие разногласия  вызывает, например, целесообразность консолидации в бюджеты дорожных фондов. Причина тому – нецелевое использование их средств при самом плачевном состоянии российских дорог.

Представляется, что использование  всех трех форм организации государственных  финансов: бюджетной, ограниченно бюджетной  в виде целевых бюджетных фондов и внебюджетной – в динамично  меняющихся условиях переходного периода  весьма актуально, а несоблюдение финансового  законодательства не должно быть фактором, определяющим форму функционирования государственных финансов.

Состав целевых бюджетных  фондов в федеральном бюджете  не постоянен.

Операции по средствам  этих фондов(за исключением средств дорожного фонда), включённых в состав федерального бюджета, проводятся только через органы Главного управления  Федерального казначейства Министерства финансов РФ. Для учета доходов и расходов целевых бюджетных фондов в Главном управлении Федерального казначейства открываются специальные бюджетные счета, управление которыми осуществляют уполномоченные государственные органы. 

Средства целевого бюджетного фонда не могут быть использованы на цели, не соответствующие назначению целевого бюджетного фонда.

В настоящий момент в состав целевых бюджетных фондов входит только фонд Министерства РФ по атомной энергии.

Фонд образуется за счет валютной выручки, приходящей на стоимость  работ разделения за поставляемый в  США низкообогащённый уран в рамках исполнения обязательств РФ

В области разоружения  и контроля над вооружением. 

Расходование средств производится по следующим направлениям:

  1. осуществление компенсации расходов предприятиями и организациями, в том числе и внешнеторговым, участвующим в исполнении принятых РФ обязательств в области разоружения  и контроля над вооружением;
  2. финансовое обеспечение мероприятий по повышению ядерной радиационной безопасности, экологических программ и поддержки фундаментальной и прикладной науки, а также других расходов связанных с реструктуризацией и конверсией предприятий и организаций ядерного комплекса.

Наиболее устойчивые фонды  образуются в тех случаях когда источники и финансирование нося целевой и корреспондирующий друг другу характер. При этом соответствие имеет не только количественный но и содержательный характер.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4.Проблемы бюджета РФ

  1. В Бюджетном послании Президента Российской Федерации поставлена задача снизить дефицит федерального бюджета в 2013 году в два раза по сравнению с кризисным 2009 годом.

Правительство Российской Федерации  определило ориентиром достижение бездефицитного бюджета в 2015 году при текущей  цене на нефть в 76 долларов за баррель. В представленном консервативном сценарии прогноза Минэкономразвития России от 9 июня 2010 г. прогнозируется снижение цены на нефть с 75 долларов США за баррель до 62 долларов США в 2013 году, что сохраняет риски для формирования бюджетных доходов. При неблагоприятном, но, тем не менее, возможном сценарии снижения среднегодовой цены на нефть  до уровня 50 долларов США за баррель  дефицит федерального бюджета может  составить порядка 6,1% к ВВП в 2011 году, в 2012 году – 5,6% к ВВП, в 2013 году – 5,2% к ВВП.

  1. Динамика основных параметров бюджетной системы Российской Федерации на 2011 год и плановый период 2012 и 2013 годов характеризуется некоторой стабилизацией, после существенного снижения в 2009 году, доходов на уровне 35,0-32,8%% к ВВП, снижением общего объема расходов с 38,7% до 35,2% к ВВП и дефицита с 3,7% до 2,4% к ВВП (таблица 1).

Прогнозируется рост доли доходов бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации в общем объеме доходов бюджетной системы Российской Федерации с 16,1% в 2010 году до 20,3% в 2013 году. Доля расходов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации в общем объеме расходов бюджетной системы возрастет с 28,5 % в 2010 году до 30,6% в 2013 году.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Таблица 1

 

Основные параметры бюджетной  системы Российской Федерации

млрд. рублей

 

Показатель

2009 год

2010 год

2011 год

2012 год

2013 год

Доходы, всего

13 552,5

14 994,1

17 392,8

18 756,9

20 271,6

%% к ВВП

34,7

33,4

35,0

34,0

32,8

Федеральный бюджет

7 337,8

7 783,8

8 617,8

9 131,7

9 983,9

Бюджеты государственных внебюджетных фондов РФ

3 789,2

5 251,1

5 884,7

6 440,3

7 049,3

- в том  числе доходы без учета межбюджетных  трансфертов

1 656,4

2 409,3

3 416,1

3 740,2

4 114,2

Консолидированные бюджеты субъектов РФ

5 923,6

5 832,0

6 157,7

6 428,6

6 963,0

- в том  числе доходы без учета межбюджетных  трансфертов

4 437,5

4 665,1

4 965,2

5 438,9

6 024,5

Территориальные фонды обязательного медицинского страхования

479,1

502,8

789,7

850,2

915,4

- в том  числе доходы без учета межбюджетных  трансфертов

120,8

135,9

393,7

446,1

149,0

Расходы, всего

16 330,6

17 575,7

19 217,9

20 441,2

21 762,3

%% к ВВП

41,8

39,1

38,7

37,0

35,2

Федеральный бюджет

9 660,1

10 212,4

10 385,1

10 844,6

11 749,1

- в том  числе расходы без учета межбюджетных  трансфертов

6 386,7

6 290,3

6 759,8

7 198,2

7 913,0

Бюджеты государственных внебюджетных фондов РФ

3 587,2

5 000,7

5 579,8

6 090,5

6 652,5

- в том  числе расходы без учета межбюджетных  трансфертов

3 478,6

4 897,5

5 476,1

5 985,8

6 281,5

Консолидированные бюджеты субъектов РФ

6 252,9

6 166,3

6 502,6

6 725,4

7 070,8

- в том  числе расходы без учета межбюджетных  трансфертов

5 986,2

5 885,1

6 192,3

6 407,0

6 652,4

Территориальные фонды обязательного медицинского страхования

479,1

502,8

789,7

850,2

915,4

Дефицит (-)/профицит (+), всего

-2 778,1

-2 581,6

-1 825,1

-1 684,3

-1 490,7

%% к ВВП

-7,1

-5,7

-3,7

-3,0

-2,4


 

 

  1. В 2011-2013 годах предполагается снижение доходов федерального бюджета с 17,3% к ВВП в 2010 году, до 16,5% в 2012 году, с дальнейшим снижением в 2013 году до 16,1% к ВВП. Такая динамика обусловлена снижением нефтегазовых доходов федерального бюджета с 8,3% к ВВП в 2010 году до 6,9% к ВВП в 2013 году, при этом не нефтегазовые доходы увеличиваются на 0,2% к ВВП.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

      В  курсовой  работе  были  рассмотрены основные   вопросы, раскрывающие сущность государственного бюджета.

      При   написании  работы  были  поставлены  задачи:  раскрыть  содержание государственного бюджета как экономической категории, изложить его  основные свойства,  функции;  рассмотреть  источники   формирования   и   направления расходования   средств    государственного    бюджета;    определить    роль государственного  бюджета  как  финансовой   базы   социально-экономического развития общества, бюджетный механизм, современное состояние бюджета и целевые бюджетные фонды.

Государственный бюджет, как  основное звено бюджетной системы  является  одним из  наиболее  важных  инструментов,  позволяющих  государству осуществлять экономическое и социальное регулирование.

Бюджет, являясь всего лишь комплексом документов, разрабатываемых одной ветвью власти и утверждаемых другой, выполняет довольно утилитарную функцию - фиксирует избранный государством стиль осуществления управления страной.

Кроме того, государственный  бюджет по отношению к осуществляемой властью экономической политике является производным продуктом, он полностью зависит от избранного варианта развития общества и самостоятельной  роли не играет.

Однако именно бюджет, показывая  размеры необходимых государству  финансовых ресурсов и реально имеющихся  резервов, определяет налоговый климат страны, именно бюджет, фиксируя конкретные направления расходования средств, процентное соотношение расходов по отраслям и территориям, является конкретным выражением экономической политики государства. Через бюджет происходит перераспределение национального  дохода и валового внутреннего продукта.

Также, бюджет выступает  инструментом регулирования и стимулирования инвестиционной активности, повышения  эффективности производства, именно через бюджет осуществляется социальная политика.

Таким образом, бюджет, объединяя  в себе основные финансовые категории (налоги, государственный кредит, государственные  расходы), является ведущим звеном финансовой системы любого государства и  играет как важную экономическую, так  и политическую роль в любом современном  обществе.

Информация о работе Государственный бюджет