Государственный бюджет

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Марта 2013 в 08:37, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является рассмотрение бюджетной системы, в общем, и государственного бюджета, в частности, как важнейшего элемента финансовой системы страны, выражающего экономические отношения в обществе.
Основными задачами данной курсовой работы являются:
ознакомление о состояние бюджета на данный момент;
раскрытие содержания государственного бюджета, его функций;
рассмотрение доходов и расходов бюджета;
определение роли государственного бюджета как финансовой базы социально-экономического развития общества;
назначение и специфика целевых бюджетных фондов.

Содержание работы

Ведение………………………………………………………………………………………..2
Государственный бюджет как экономическая категория…………………...5 - 10
Сущность и принципы государственного бюджета……………………………………….5
Организационно-правовые формы проявления категории «государственный бюджет», их характеристика……………………………………………………………………………….8
Эволюция взглядов отечественных экономистов на сущность государственного бюджета……………………………………………………………………………………….9
Государственный бюджет как экономический инструмент………………11 - 21
Бюджетный механизм, его роль в реализации бюджетной политики…………………....11
Основные цели и задачи бюджетной политики на 2011–2013 годы и дальнейшую перспективу…………………………………………………………………………………..13
Роль бюджета в социально - экономическом развитии общества………………………...17
Целевые бюджетные фонды………………………………………………….22 – 24
Проблемы бюджета РФ………………………………………………………...25 - 27
Заключение……………………………………………………………………………………28
Список литературы……………………………………………………………………….......30

Файлы: 1 файл

Курсовая работа по Финансам.docx

— 70.97 Кб (Скачать файл)

Бюджет муниципального образования (местный бюджет) - форма образования  и расходования денежных средств в расчете на финансовый год, предназначенных для исполнения расходных обязательств соответствующего муниципального образования.

 

Эволюция  взглядов отечественных экономистов  на сущность государственного бюджета

В финансовой науке первоначально  совокупность финансовых отношений, которая  была связана с централизацией финансовых ресурсов в руках государства  и органов местного самоуправления, не рассматривалась как экономическая  категория. Долгое время в связи  с этим государственный бюджет применялся для обозначения финансового  документа, который применялся в  то время, так же как и сейчас в  форме закона на очередной финансовый год. Таким образом и в учебной, и в научной литературе до середины 40 гг. государственный бюджет трактовался только как плановый финансовый документ. Такая трактовка государственного бюджета была распространена до 50-60 гг. по аналогии с трактовкой самих финансов.

В период времени до конца 40 гг. постепенно завоевывает признание  трактовка государственного бюджета как централизованного фонда денежных средств, который аккумулируется государством для реализации своих функций и полномочий.

В 50-60гг. постепенно некоторыми учеными стала признаваться иная трактовка сущности государственного бюджета - как экономической категории, собственно та интерпретация, которая сейчас придается данному термину в литературе.

Формированию этого взгляда  способствовало два обстоятельства: во-первых, это переход к трактовке  экономических отношений, во-вторых, отказ от так называемой бюджетной  концепции развития финансов.

Согласно бюджетной концепции, которая до сер. 60гг. преобладала  в нашей стране, финансы  трактовались как денежные отношения, связанные  с формированием у государства  денежных фондов и их использованием, т.е. по сути своей все финансовые отношения сводились к бюджетным. Из-за этого концепция финансов была названа бюджетной.

Однако постепенно было доказано, что финансовые отношения не сводятся исключительно бюджетным. Формирование денежных фондов происходит не только в руках государства и органов  местного самоуправления, но с у предприятий. Постепенно появляется понятие финансов предприятий. Это привело к тому, что понятие финансов расширилось, и от бюджетной концепции сущности финансов ученые отошли. В связи с этим появилась трактовка гос бюджета как экономической категории, как определенной совокупности экономических отношений.

Таким образом, можно говорить о том, что уже в тех условиях стало формироваться несколько  подходов интерпретации понятия  государственного бюджета: во-первых, это как и раньше финансовый план страны, а во-вторых, это совокупность финансовых отношений, связанных с формированием и использованием централизованного фонда денежных средств государства. Такая двух аспектная трактовка государственного бюджета сохранялась до конца 50гг. и была отражена во многих  энциклопедических, научных и учебных изданиях. С 50гг., можно сказать, что    трактовка государственного бюджета как экономической категории завоевала всеобщее признание, и этот вопрос более не обсуждался в научных кругах.

К концу 70 гг. уже был сформирован  общий взгляд на бюджет. Ученые рассматривали  государственный бюджет как экономическую категорию, как финансовый плана, а также появилось мнение о третьем аспекте, т.е. как о законе, документе.

Таким образом, одно и то же понятие интерпретируется в экономической литературе в разных аспектах:

  1. по экономическому содержанию – это экономическая категория, так же как и финансы;
  2. по материальной сущности бюджет рассматривается как фонд денежных средств, который называется бюджетом, используется один и тот же термин;
  3. как плановый документ бюджета формируется баланс в виде свода доходов и расходов;
  4. юридический аспект бюджета представляет собой закон на очередной финансовый год с одноименным названием.

Это и есть четыре трактовки  сущности понятия государственного бюджета.

 

 

 

 

 

 

2. ГОСУДАРСТВЕННЫЙ  БЮДЖЕТ КАК ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ИНСТРУМЕНТ

Бюджетный механизм, его роль в реализации бюджетной политики

Бюджетная политика государства — это совокупность мероприятий в сфере организации бюджетных отношений с целью обеспечения его денежными средствами для выполнения своих функций.

Бюджетная политика предполагает определение целей и задач  в области государственных финансов, разработку механизма мобилизации  денежных средств в бюджет, выбор направлений использования бюджетных средств, управление государственными финансами, налоговой и бюджетной системой, организацию с помощью фискальных инструментов регулирования экономических и социальных процессов. В соответствии с намеченными целями формируются задачи, которые определяют стратегические направления и ориентиры бюджетной политики:

• концентрация финансовых ресурсов на решении приоритетных вопросов;

• снижение налоговой нагрузки на экономику;

• упорядочивание государственных  обязательств;

• создание эффективной  системы межбюджетных отношений  и управления государственными финансами.

Основными инструментами  проведения государственной бюджетной  политики выступают, прежде всего такие фискальные рычаги воздействия, как налоги, государственные расходы, трансферты, госзакупки и госзаймы.

Бюджетная политика государства  как часть налоговой политики находит свое выражение в видах  применяемых налогов, величинах  налоговых ставок, установлении круга  налогоплательщиков и объектов налогообложения, в налоговых льготах. Ориентируется  в основном на достижение уравновешенного  бюджета, сбалансированного по государственным  доходам и расходам.

Бюджетная политика на очередной  финансовый год определяется Бюджетным  посланием Президента РФ, направляемом Федеральному Собранию в начале (не позднее марта) предшествующего  года. Согласно Бюджетному кодексу РФ Бюджетное послание Президента РФ Федеральному Собранию РФ о бюджетной политике на очередной год является неотъемлемым элементом процедуры подготовки федерального бюджета. Бюджетное послание задает стратегические и краткосрочные ориентиры бюджетной политики, согласованные с общими целями и задачами экономической политики государства, которые являются определяющими в среднесрочном бюджетном планировании и при составлении проекта федерального бюджета на очередной финансовый год.

Проводимая бюджетная  политика в РФ ориентирована на достижение стратегических целей развития страны, повышение благосостояния населения  и уменьшение бедности на основе динамичного  и устойчивого экономического роста  и повышения конкурентоспособности  страны. Осуществляется реализация приоритетных национальных проектов. Создается основа для решения назревших проблем, повышения качества образования, улучшения  здоровья населения, обеспечение граждан  доступным и комфортным жильем, формирование доступных условий жизни на селе и развития агропромышленного производства.

Бюджетная политика РФ на долгосрочную перспективу должна формироваться  исходя из необходимости улучшения  качества жизни населения, создания условий для обеспечения позитивных структурных изменений в экономике  и социальной сфере, решения проблем  макроэкономической сбалансированности, повышение эффективности и прозрачности управления общественными финансами.

Таким образом, бюджетная  политика является ядром экономической  политики государства и отражает все его финансовые взаимоотношения  с общественными институтами  и гражданами. Данная политика содействует  достижению устойчивых темпов экономического роста и повышению уровня народного  благосостояния.

Бюджетный механизм является активным инструментом реализации бюджетной  политики государства. Для благоприятного воздействия бюджета на общественные процессы в условиях становления  рыночных отношений создаются определенные предпосылки и соблюдаются основополагающие принципы бюджетного регулирования. К  ним можно отнести устойчивость денежного обращения в стране, наличие законодательных актов, определяющих рамки и содержание бюджетного процесса в стране, обязанности, права и взаимоотношения его  участников.

Бюджетный механизм используется для воздействия на конкретные отрасли  экономики через:

1) формы организации отношений  в бюджетной сфере; 

2) методы концентрации  бюджетных средств; 

3) принципы расходования  бюджетных средств; 

4) объем средств бюджета,  которые используются государством, регионами, органами местного  самоуправления.

В структуре бюджетного механизма  определены три звена:

1) концентрация денежных  средств в бюджеты различных уровней;

2) использование денежных  средств бюджета юридическими  и физическими лицами;

3) распределение бюджетных  средств между бюджетами различных  уровней. 

Данные звенья бюджетного механизма функционируют при  взаимодействии методов, способов, условий, объемов, движений бюджетных средств.

Основные  цели и задачи бюджетной политики на 2011–2013 годы и дальнейшую перспективу

Бюджетная политика как составная  часть экономической политики должна быть нацелена на проведение всесторонней модернизации экономики, создание условий  для повышения ее эффективности  и конкурентоспособности, долгосрочного  устойчивого развития, на улучшение  инвестиционного климата, достижение конкретных результатов.

Необходимо ясное понимание  последствий реализации любых мер  бюджетной политики с точки зрения их влияния на темпы продвижения  к достижению поставленных целей.

Новые расходные обязательства  должны приниматься только на основе тщательной оценки их эффективности  и при наличии ресурсов для  их гарантированного исполнения в пределах принятых бюджетных ограничений.

Исходя из этого, необходимо решение следующих задач.

Первое. Обеспечение макроэкономической стабильности, которая предусматривает в том числе сбалансированный бюджет, последовательное снижение бюджетного дефицита, предсказуемые параметры инфляции.  Уже в предыдущем бюджетном послании ставилась задача ограничения и последовательного снижения размеров дефицита. Она остается актуальной, тем более в условиях, когда цены на нефть находятся на достаточно высоком уровне, а экономика демонстрирует некоторые признаки восстановления.

Предлагаю исходить из необходимости  сокращения в 2013 году дефицита федерального бюджета не менее чем в два  раза по сравнению  с уровнем 2009 года

В среднесрочной перспективе  следует ограничить использование  нефтегазовых доходов, ориентируясь на обеспечение сбалансированности федерального бюджета при разумных прогнозных оценках стоимости нефти.

Второе. Координация долгосрочного стратегического и бюджетного планирования.

Стратегическое планирование остается слабо увязанным с бюджетным  планированием, отсутствует достоверная  оценка всего набора инструментов (бюджетных, налоговых, тарифных, таможенных, нормативного регулирования) во взаимосвязи с  их ролью в достижении поставленных целей государственной политики, а также оценка всех длящихся расходных  обязательств.

Предстоит трезво оценить  приоритетность стратегических задач, сопоставив их с реальными возможностями. Только комплексный подход к принятию стратегических решений, в полной мере учитывающий уроки кризиса, новые  внутренние и внешние условия  развития российской экономики, позволит перераспределить ресурсы в пользу эффективных направлений государственной  политики.

В кризисный период задача составления долгосрочных планов финансового  развития отошла на второй план. С нормализацией  экономической жизни следует  вернуться к разработке долгосрочных планов экономического развития, которые  должны предусматривать в том числе и сценарии возможного повторного ухудшения экономической конъюнктуры.

Для разработки долгосрочной бюджетной стратегии потребуется  расширение горизонта и повышение  надежности экономических прогнозов, которые должны быть основаны на разумных оценках конъюнктурных параметров и макроэкономических показателей, зависящих от бюджетных расходов.

Нужно ввести четкие правила  оценки объема действующих расходных  обязательств и процедуры принятия новых расходных обязательств, предусмотрев повышение ответственности за достоверность  их финансово-экономических обоснований.

Информация о работе Государственный бюджет