Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Марта 2013 в 08:37, курсовая работа
Целью курсовой работы является рассмотрение бюджетной системы, в общем, и государственного бюджета, в частности, как важнейшего элемента финансовой системы страны, выражающего экономические отношения в обществе.
Основными задачами данной курсовой работы являются:
ознакомление о состояние бюджета на данный момент;
раскрытие содержания государственного бюджета, его функций;
рассмотрение доходов и расходов бюджета;
определение роли государственного бюджета как финансовой базы социально-экономического развития общества;
назначение и специфика целевых бюджетных фондов.
Ведение………………………………………………………………………………………..2
Государственный бюджет как экономическая категория…………………...5 - 10
Сущность и принципы государственного бюджета……………………………………….5
Организационно-правовые формы проявления категории «государственный бюджет», их характеристика……………………………………………………………………………….8
Эволюция взглядов отечественных экономистов на сущность государственного бюджета……………………………………………………………………………………….9
Государственный бюджет как экономический инструмент………………11 - 21
Бюджетный механизм, его роль в реализации бюджетной политики…………………....11
Основные цели и задачи бюджетной политики на 2011–2013 годы и дальнейшую перспективу…………………………………………………………………………………..13
Роль бюджета в социально - экономическом развитии общества………………………...17
Целевые бюджетные фонды………………………………………………….22 – 24
Проблемы бюджета РФ………………………………………………………...25 - 27
Заключение……………………………………………………………………………………28
Список литературы……………………………………………………………………….......30
Бюджет муниципального образования (местный бюджет) - форма образования и расходования денежных средств в расчете на финансовый год, предназначенных для исполнения расходных обязательств соответствующего муниципального образования.
Эволюция взглядов отечественных экономистов на сущность государственного бюджета
В финансовой науке первоначально
совокупность финансовых отношений, которая
была связана с централизацией финансовых
ресурсов в руках государства
и органов местного самоуправления,
не рассматривалась как
В период времени до конца 40 гг. постепенно завоевывает признание трактовка государственного бюджета как централизованного фонда денежных средств, который аккумулируется государством для реализации своих функций и полномочий.
В 50-60гг. постепенно некоторыми учеными стала признаваться иная трактовка сущности государственного бюджета - как экономической категории, собственно та интерпретация, которая сейчас придается данному термину в литературе.
Формированию этого взгляда способствовало два обстоятельства: во-первых, это переход к трактовке экономических отношений, во-вторых, отказ от так называемой бюджетной концепции развития финансов.
Согласно бюджетной концепции, которая до сер. 60гг. преобладала в нашей стране, финансы трактовались как денежные отношения, связанные с формированием у государства денежных фондов и их использованием, т.е. по сути своей все финансовые отношения сводились к бюджетным. Из-за этого концепция финансов была названа бюджетной.
Однако постепенно было доказано, что финансовые отношения не сводятся исключительно бюджетным. Формирование денежных фондов происходит не только в руках государства и органов местного самоуправления, но с у предприятий. Постепенно появляется понятие финансов предприятий. Это привело к тому, что понятие финансов расширилось, и от бюджетной концепции сущности финансов ученые отошли. В связи с этим появилась трактовка гос бюджета как экономической категории, как определенной совокупности экономических отношений.
Таким образом, можно говорить о том, что уже в тех условиях стало формироваться несколько подходов интерпретации понятия государственного бюджета: во-первых, это как и раньше финансовый план страны, а во-вторых, это совокупность финансовых отношений, связанных с формированием и использованием централизованного фонда денежных средств государства. Такая двух аспектная трактовка государственного бюджета сохранялась до конца 50гг. и была отражена во многих энциклопедических, научных и учебных изданиях. С 50гг., можно сказать, что трактовка государственного бюджета как экономической категории завоевала всеобщее признание, и этот вопрос более не обсуждался в научных кругах.
К концу 70 гг. уже был сформирован общий взгляд на бюджет. Ученые рассматривали государственный бюджет как экономическую категорию, как финансовый плана, а также появилось мнение о третьем аспекте, т.е. как о законе, документе.
Таким образом, одно и то же понятие интерпретируется в экономической литературе в разных аспектах:
Это и есть четыре трактовки сущности понятия государственного бюджета.
2. ГОСУДАРСТВЕННЫЙ
БЮДЖЕТ КАК ЭКОНОМИЧЕСКИЙ
Бюджетный механизм, его роль в реализации бюджетной политики
Бюджетная политика государства — это совокупность мероприятий в сфере организации бюджетных отношений с целью обеспечения его денежными средствами для выполнения своих функций.
Бюджетная политика предполагает
определение целей и задач
в области государственных
• концентрация финансовых ресурсов на решении приоритетных вопросов;
• снижение налоговой нагрузки на экономику;
• упорядочивание государственных обязательств;
• создание эффективной системы межбюджетных отношений и управления государственными финансами.
Основными инструментами проведения государственной бюджетной политики выступают, прежде всего такие фискальные рычаги воздействия, как налоги, государственные расходы, трансферты, госзакупки и госзаймы.
Бюджетная политика государства как часть налоговой политики находит свое выражение в видах применяемых налогов, величинах налоговых ставок, установлении круга налогоплательщиков и объектов налогообложения, в налоговых льготах. Ориентируется в основном на достижение уравновешенного бюджета, сбалансированного по государственным доходам и расходам.
Бюджетная политика на очередной финансовый год определяется Бюджетным посланием Президента РФ, направляемом Федеральному Собранию в начале (не позднее марта) предшествующего года. Согласно Бюджетному кодексу РФ Бюджетное послание Президента РФ Федеральному Собранию РФ о бюджетной политике на очередной год является неотъемлемым элементом процедуры подготовки федерального бюджета. Бюджетное послание задает стратегические и краткосрочные ориентиры бюджетной политики, согласованные с общими целями и задачами экономической политики государства, которые являются определяющими в среднесрочном бюджетном планировании и при составлении проекта федерального бюджета на очередной финансовый год.
Проводимая бюджетная
политика в РФ ориентирована на достижение
стратегических целей развития страны,
повышение благосостояния населения
и уменьшение бедности на основе динамичного
и устойчивого экономического роста
и повышения
Бюджетная политика РФ на долгосрочную
перспективу должна формироваться
исходя из необходимости улучшения
качества жизни населения, создания
условий для обеспечения
Таким образом, бюджетная политика является ядром экономической политики государства и отражает все его финансовые взаимоотношения с общественными институтами и гражданами. Данная политика содействует достижению устойчивых темпов экономического роста и повышению уровня народного благосостояния.
Бюджетный механизм является
активным инструментом реализации бюджетной
политики государства. Для благоприятного
воздействия бюджета на общественные
процессы в условиях становления
рыночных отношений создаются
Бюджетный механизм используется для воздействия на конкретные отрасли экономики через:
1) формы организации отношений в бюджетной сфере;
2) методы концентрации бюджетных средств;
3) принципы расходования бюджетных средств;
4) объем средств бюджета,
которые используются
В структуре бюджетного механизма определены три звена:
1) концентрация денежных средств в бюджеты различных уровней;
2) использование денежных средств бюджета юридическими и физическими лицами;
3) распределение бюджетных
средств между бюджетами
Данные звенья бюджетного механизма функционируют при взаимодействии методов, способов, условий, объемов, движений бюджетных средств.
Основные цели и задачи бюджетной политики на 2011–2013 годы и дальнейшую перспективу
Бюджетная политика как составная часть экономической политики должна быть нацелена на проведение всесторонней модернизации экономики, создание условий для повышения ее эффективности и конкурентоспособности, долгосрочного устойчивого развития, на улучшение инвестиционного климата, достижение конкретных результатов.
Необходимо ясное понимание последствий реализации любых мер бюджетной политики с точки зрения их влияния на темпы продвижения к достижению поставленных целей.
Новые расходные обязательства должны приниматься только на основе тщательной оценки их эффективности и при наличии ресурсов для их гарантированного исполнения в пределах принятых бюджетных ограничений.
Исходя из этого, необходимо решение следующих задач.
Первое. Обеспечение макроэкономической стабильности, которая предусматривает в том числе сбалансированный бюджет, последовательное снижение бюджетного дефицита, предсказуемые параметры инфляции. Уже в предыдущем бюджетном послании ставилась задача ограничения и последовательного снижения размеров дефицита. Она остается актуальной, тем более в условиях, когда цены на нефть находятся на достаточно высоком уровне, а экономика демонстрирует некоторые признаки восстановления.
Предлагаю исходить из необходимости сокращения в 2013 году дефицита федерального бюджета не менее чем в два раза по сравнению с уровнем 2009 года
В среднесрочной перспективе следует ограничить использование нефтегазовых доходов, ориентируясь на обеспечение сбалансированности федерального бюджета при разумных прогнозных оценках стоимости нефти.
Второе. Координация долгосрочного стратегического и бюджетного планирования.
Стратегическое планирование
остается слабо увязанным с бюджетным
планированием, отсутствует достоверная
оценка всего набора инструментов (бюджетных,
налоговых, тарифных, таможенных, нормативного
регулирования) во взаимосвязи с
их ролью в достижении поставленных
целей государственной
Предстоит трезво оценить
приоритетность стратегических задач,
сопоставив их с реальными возможностями.
Только комплексный подход к принятию
стратегических решений, в полной мере
учитывающий уроки кризиса, новые
внутренние и внешние условия
развития российской экономики, позволит
перераспределить ресурсы в пользу
эффективных направлений
В кризисный период задача составления долгосрочных планов финансового развития отошла на второй план. С нормализацией экономической жизни следует вернуться к разработке долгосрочных планов экономического развития, которые должны предусматривать в том числе и сценарии возможного повторного ухудшения экономической конъюнктуры.
Для разработки долгосрочной
бюджетной стратегии
Нужно ввести четкие правила
оценки объема действующих расходных
обязательств и процедуры принятия
новых расходных обязательств, предусмотрев
повышение ответственности за достоверность
их финансово-экономических