Государственный долг, проблема управления им

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2012 в 11:54, курсовая работа

Описание работы

Государственный кредит - совокупность экономических отношений, складывающихся между государством, с одной стороны, и юридическими и физическими лицами, иностранными государствами, международными финансовыми организациями - с другой, по поводу движения денежных средств на условиях срочности, возвратности, платности и формирования на этой основе дополнительных финансовых ресурсов участников этих отношений.

Содержание работы

Введение
1 Значение государственного кредита
1.1 Сущность государственного долга
1.2 Государственный внешний долг,его структура
1.3 Государственный внутренний долг
1.4 Анализ расходов на обслуживание государственного долга в России в 2009-20110 гг.
2 Мировая практика управления долгом
2.1Основные проблемы управлением государственным долгом в РФ
Заключение
Библиографический список

Файлы: 1 файл

курсовик правленный 1. .docx

— 789.06 Кб (Скачать файл)

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

 

по дисциплине: « финансы »

тема: «Государственный долг, проблема управлением им»

 

 

 

 

 

Выполнил студент:

 

Проверил:

2012г.

 

Введение

1  Значение государственного кредита

1.1 Сущность государственного долга

1.2 Государственный внешний долг,его структура

1.3 Государственный внутренний долг

1.4 Анализ расходов на обслуживание государственного долга в России в 2009-20110 гг.

2  Мировая  практика управления долгом

2.1Основные  проблемы управлением государственным  долгом в РФ

Заключение

Библиографический список

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Большое внимание в последние годы уделяется дефициту бюджета и  государственному долгу.  Бюджетный  дефицит - это та сумма, на которую  в данный год расходы правительства  превосходят его доходы; национальный или государственный долг - это  общая сумма накопленных положительных  сальдо бюджета за вычетом дефицитов, имевших место в стране. В общеупотребительном  смысле термин "государственный  долг" означает совокупность обязательств государства перед иностранными и внутренними кредиторами.

Лет 15 тому назад вряд ли кто-нибудь мог предположить, что Россия окажется в весьма неприглядном положении  ненадежного должника, вынужденного просить отсрочки по непосильным  для нее долговым платежам, и что  проблема управления внешним долгом станет постоянной заботой ее экономических  и финансовых органов. С одной  стороны, подтвердились опасения ненадежной платежеспособности наших должников  из развивающихся стран и стран  СЭВ, а с другой — по ряду причин оказалось невозможным избежать быстрого нарастания валютной задолженности  западным кредиторам. Связано это  было в основном с дефицитностью  платежного баланса и государственного бюджета, ухудшением ценовых условий  внешней торговли, общим сокращением  товарного экспорта и поставок военной  техники.

Что необходимо предпринять  для того чтобы вытащить наше государство из долговой ямы? Думаю, этот вопрос ставил перед собой  не один кабинет министров Российской Федерации. И грамотные эксперты не один год решают данную проблему. Тем не менее, только недавно Правительством России стали предприниматься  меры  к  решению этой острейшей проблемы. Возможно, внешний долг не так сильно заботит россиян сегодня, когда  перед нами все признаки кризисной  экономики: инфляция, безработица, спад производства, тяжелое положение  в социальной сфере. Но уже теперь ясно, что этот ряд будет пополнен не менее серьезной проблемой.

Я выбрал эту тему, потому что уже несколько  лет меня беспокоит возрастающий долг  нашей страны, потому что  отдавать его придется мне, моим сверстникам, нашему поколению. А проблему решать всегда легче, когда основательно вникнешь в ее суть. Целью работы я не ставил поиск или разработку путей выхода из «долгового» кризиса, так как  этим занимается ни одна тысяча экспертов, и мой вклад был бы более  чем скромным. Но в работе будет  четко определена ситуация с долговыми  обязательствами России, будут приведены  мнения специалистов и  их видение  выхода из создавшегося положения. При  написании работы я использовал  материалы, подготовленные  специалистами  и экспертами в области экономики  и государственного долга в частности. В работе будут освещены история  государственного долга России, современные долговые обязательства, взятые нашей страной,   методы управления государственным долгом, и все понятия, тесно переплетающиеся с этим вопросом.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1 ЗНАЧЕНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО КРЕДИТА

Государственный кредит - совокупность экономических отношений, складывающихся между государством, с одной стороны, и юридическими и физическими лицами, иностранными государствами, международными финансовыми организациями - с другой, по поводу движения денежных средств на условиях срочности, возвратности, платности и формирования на этой основе дополнительных финансовых ресурсов участников этих отношений.

Государственный кредит как экономическая  категория является важнейшим существенным элементом финансов и проявлением  системы финансовых отношений.

Государственный кредит является важным звеном централизованных (общественных) финансов. Как экономическая категория  он охватывает совокупность финансовых отношений между государством в  лице его органов власти и управления, с одной стороны, и физических и юридических лиц – с другой, при которых государство выступает  в качестве заёмщика, кредитора или  гаранта.

На практике государственный кредит, как правило, характеризует кредитные  отношения по поводу мобилизации  государством временно свободных денежных средств предприятий, организаций и населения на условиях возвратности для финансирования государственных расходов, и эта деятельность государства в качестве заёмщика получила наибольшее развитие во всём мире. Как и любой другой заёмщик, государство привлекает средства на заранее определённый срок: до одного года, от одного до пяти лет, от пяти до тридцати лет. Так, Бюджетный кодекс РФ (№ -145 ФЗ от 31 июля 1998 г.) предусматривает, что любые долговые обязательства Российской Федерации погашаются в сроки, которые определены конкретными условиями займа, но не могут превышать 30 лет.

Государственный кредит характеризует  также отношения государства  с экономическими субъектами, в ходе которых государство может выступать  как кредитор или гарант. Как кредитор государство выступает в случае выдачи кредитов за счёт бюджетных средств. Кредиты предоставляются экономическим субъектам, региональным и местным органам власти, иностранным государствам, международным организациям. Предоставление государственных кредитов ведёт к формированию долга перед государством.

Как гарант государство даёт поручительства по займам (кредитам), получаемым на финансовом рынке другими лицами. Следовательно, государство гарантирует безусловное  погашение займов и кредитов, а  также выплату процентов по ним  в случае неплатёжеспособности заёмщика. Если должник своевременно и в  полном объёме рассчитался по своим  обязательствам, то гарант не несёт  каких-либо дополнительных затрат. Однако обычно достаточно надёжные заёмщики не нуждаются в государственных  гарантиях. Они в состоянии привлечь средства на кредитном рынке самостоятельно. В связи с этим государственные  гарантии традиционно распространяются на недостаточно надёжных заёмщиков  и соответственно влекут за собой  рост расходов бюджетных средств.

Как экономическая категория государственный  кредит находится на стыке двух видов  денежных отношений – финансов и  кредита - и несёт признаки как  тех, так и других. В качестве финансовой системы он обслуживает формирование и использование централизованных денежных фондов государства, т.е. бюджета  и внебюджетных фондов, и является вторым по величине после доходов  источником формирования финансовых ресурсов государства и местных органов  самоуправления. В то же время процесс  формирования и использования осуществляется в специфической форме - привлечение  денежных средств на временной и, как правило, на возмездной основе. Связь государственного кредита  с финансами заключается также  в том, что, во-первых, это распределительные  отношения, отношения вторичного распределения  части ВВП; во-вторых, одним из участников отношений неизменно является государство  – субъект с особыми правами, которые, как правило, используются при заимствованиях; в-третьих, целью этих отношений является привлечение государством дополнительных финансовых ресурсов.

Как один из видов кредита, государственный  кредит имеет ряд особенностей, отличающих его от классических финансовых категорий, например налогов. В отличие от налогов  он имеет добровольный характер, хотя в истории нашего государства  известны случаи отхода от принципа добровольности при размещении займов. Если налоги движутся только в одном направлении: от плательщика в централизованные денежные фонды (обратное движение возможно только в случае возврата переплаченных  или ошибочно взысканных сумм), то основой  государственного кредита является его возвратность и платность. Платность  означает, что через определённый период времени внесённая сумма  возвращается с процентами.

Государственный кредит является составной  частью такого звена финансовой системы  Российской Федерации, как кредит (другую его часть составляет банковский кредит). В этом случае государственный  кредит имеет следующие признаки кредита:

1. Наличие кредитора и заемщика  как юридически самостоятельных  субъектов кредитной сделки;

2. Аккумуляции свободных денежных  средств населения, предприятий  и организаций на принципах  возвратности срочности и платности  (в исключительных случаях допускается  беспроцентный заем ресурсов);

3. Возможность использования госкредитных операций внутри страны и в международных отношениях.

Государственный кредит характеризует  движение ссудного капитала. Выступая одной из форм кредита, государственный  кредит имеет некоторые отличия  от банковского кредита. Так, средства, полученные государством путём размещения займов, практически не участвуют  в кругообороте производительного  капитала. В этом случае ссудный  капитал используется как платёжное  и покупательное средство, не вкладывается в производство, не производится и  не самовозрастает.

Характерной чертой банковского кредита является производительное использование ссудного фонда. Это позволяет не только погашать кредит, но и выплачивать вознаграждение за пользование ссудой за счет увеличения в процессе производства прибавочной стоимости. В отношениях банковского кредита участвуют две стороны: банк - в роли кредитора (заимодавца), юридические и физические лица - в роли заемщиков. При государственном кредите заемщиком, как правило, всегда является государство.

Таким образом, разница между государственным  и банковским кредитом также состоит  в том, что отношения банковского  кредита имеют своим следствием заключение между сторонами договора банковской ссуды, относящегося к объекту гражданско-правовых отношений, а результатом государственных кредитных операций выступает внутренний государственный долг, являющийся объектом финансовых правоотношений.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

    1. Сущность государственного долга                              

Государственный долг подразделяется на капитальный и текущий. Капитальный государственный долг - вся сумма выпущенных и непогашенных долговых обязательств государства, включая начисленные проценты, которые должны быть выплачены по этим обязательствам. Текущий долг включает расходы государства по выплате доходов кредиторам и погашению обязательств, срок которых наступил.

Согласно  действующему законодательству, следует  выделять  государственный и общегосударственный долг. Последнее понятие более широкое и включает задолженность не только Правительства РФ, но и органов управления республиками, входящими в состав Российской Федерации, местных органов власти. В данной работе рассматривается первое понятие, то есть просто государственный долг.

Хроническая дефицитность государственного и местных  бюджетов и высокий государственный  долг характерны на современном этапе для большинства промышленно развитых стран. Государство, широко используя свои возможности для привлечения дополнительных финансовых ресурсов в целях своевременного финансирования бюджетных расходов, постепенно накапливает задолженность как внутреннюю, так и иностранным кредиторам.  Это ведет к росту государственного долга - внутреннего и внешнего.

Согласно  Бюджетному кодексу РФ, внешний долг - это обязательства, возникающие в иностранной валюте. Под государственным внутренним долгом понимаются  долговые обязательства федерального правительства,  возникающие в валюте  Российской Федерации. Долговые обязательства федерального правительства обеспечиваются всеми активами, находящимися в его распоряжении.

Государственный долг – это общая сумма всех выпущенных, но еще не погашенных займов государственных и не выплаченных  по ним процентов. Государственный  долг образуется вследствие возникновения  дефицитов бюджета государства, т.е. вследствие превышения расходов правительства над его доходами. Основными способами покрытия бюджетного дефицита являются эмиссия денег и государственные займы. Последние осуществляются путем выпуска и размещения среди населения и кредитно-финансовых учреждений различного рода государственных ценных бумаг (прежде всего казначейских векселей и облигации), являющихся долговыми обязательствами государства по отношению к купившим их физическим и юридическим лицам – это и есть приблизительное определение внутреннего долга. Если пользоваться более «сухими» терминами, внутренний долг по одной из классификаций – это способ пополнения государственной казны за счет заема средств у населения и юридических лиц, зарегистрированных на территории государства, и платящих налоги в казну данного государства, под государственные гарантии путем выпуска государственных ценных бумаг. Проценты по государственному долгу зависят от общего уровня процентных ставок в стране, темпов инфляции, величины дефицита государственного бюджета и др. Обычно, говоря о государственном долге, не подразумевают финансы местных органов власти, так как последние могут работать с положительным сальдо при постоянном росте дефицита государственного бюджета. Внешний долг - это задолженность государства гражданам или организациям или правительствам других стран в национальной и иностранной валюте.. Внешний долг может образовываться когда государство берет кредит у другого государства, либо прибегает к услугам международных кредитных организаций. Самой влиятельной из них является Международный валютный фонд (InternationalMonetaryFund).  Вердикт именно этой организации может стать своего рода зеленым светом для государства, желающего стать кредитором какой-нибудь страны, или красным – когда государство, желающее получить кредит, не является кредитоспособным по мнению специалистов из МВФ.     Отрицательные последствия государственного долга связаны с тем, что выплаты процентов по внутреннему долгу увеличивают неравенство в доходах и требуют повышения налогов, что подрывает экономические стимулы развития производства, а также могут повышать общий уровень процентных ставок и вытеснять частное инвестиционное финансирование. Наибольшим бременем на страну ложится внешний долг, так как в этом случае страна вынуждена отдавать наиболее ценные товары, оказывать определенные услуги, чтобы оплатить проценты и погасить долг. Кроме того, получение зарубежных займов и кредитов связано обычно с выполнением определенных условий, диктуемых кредитором. Однако от бремени государственного долга страдают в большей степени слаборазвитые страны. В преуспевающей экономике, по мнению многих зарубежных теоретиков, долг, как частный, так и государственный, играет в целом положительную роль. Я считаю, что в России государственный долг  не играет положительную роль. Важно отметить существенные недостатки в  классификации внутреннего и внешнего долга. Внутренний долг классифицируется по инструментальному и институциональному признакам, в то время как внешний долг - по истории возникновения и типу кредиторов.

Информация о работе Государственный долг, проблема управления им