Государственный долг, проблема управления им

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2012 в 11:54, курсовая работа

Описание работы

Государственный кредит - совокупность экономических отношений, складывающихся между государством, с одной стороны, и юридическими и физическими лицами, иностранными государствами, международными финансовыми организациями - с другой, по поводу движения денежных средств на условиях срочности, возвратности, платности и формирования на этой основе дополнительных финансовых ресурсов участников этих отношений.

Содержание работы

Введение
1 Значение государственного кредита
1.1 Сущность государственного долга
1.2 Государственный внешний долг,его структура
1.3 Государственный внутренний долг
1.4 Анализ расходов на обслуживание государственного долга в России в 2009-20110 гг.
2 Мировая практика управления долгом
2.1Основные проблемы управлением государственным долгом в РФ
Заключение
Библиографический список

Файлы: 1 файл

курсовик правленный 1. .docx

— 789.06 Кб (Скачать файл)

С этой точки  зрения цены большинства предлагаемых "неклассических" средств платежа по сравнению с наличными деньгами, получаемыми властями в качестве традиционных бюджетных доходов являются, во-первых, весьма низкими и, во-вторых, растущими в перспективе (таблица 2).

Одним из примеров очевидного неоптимального использования  государственных активов является предлагаемый обмен части российского  долга на акции российских компаний. В настоящее время акции крупнейших российских компаний в электроэнергетике, топливной промышленности, металлургии, телекоммуникациях ("голубые фишки") по отношению к бумагам аналогичных  компаний развивающихся стран существенно  недооценены. Бумаги компаний "второго  эшелона" в машиностроении, лесной, легкой, пищевой промышленности в  еще большей степени. В то же время  устойчиво действующая тенденция  конвергенции цен российского фондового  рынка и фондовых рынков развивающихся  стран позволяет надеяться на значительное повышение относительной цены акций российских компаний в обозримом будущем.

 

Таблица 2 Относительные цены альтернативных средств платежа

 

1992

1993

1994

1995

1996

1997

1998

1999

2000

2001

 Относительные цены, %: Экспортные поступления (индекс условий торговли в 1999 г. = 100%)

99,8

98,1

119,4

110,9

103,7

97,7

89,1

100,0

148,1

173,2

Государственные ценные бумаги (новый  долг)

-

-

90,7

88,8

93,0

95,9

79,7

69,7

86,8

91,1

Товарные поставки (уровень внутренних цен в России в % к уровню цен ы США)

10,8

22,6

40,9

59,4

76,0

75,6

64,0

40,6

42,1

43,7

Акции российских компаний (удельная рыночная капитализация российских компаний в % к удельной рыночной капитализации компаний развивающихся стран)

-

-

0,9

2,9

4,7

19,1

10,8

5,2

8,8

14,3

Справочно: Спрэд на российские ценные бумаги по сравнению с казначейскими облигациями США, базисные пункты

-

-

1100

1343

797

453

2677

4590

1620

1030


 

Таким образом, использование для целей обслуживания и погашения долга более дешевых  средств платежа при дальнейшем их неизбежном удорожании, к тому же при наличии более дорогих альтернатив, является неоптимальным и ведет к существенным экономическим потерям.

Опираясь  на вышеизложенное, можно сделать следующие выводы:

причинами возникновения государственного долга, как правило, являются тяжелые периоды  для экономики: войны, спады и  т.д.;

понятия внутреннего и внешнего долга  постепенно смыкаются. Этот процесс  ускоряется при использовании такой  формы заимствования, как выпуск ценных бумаг, в том числе номинированных в валюте;

выбор источника  покрытия государственного долга должен быть экономически целесообразен.

 

1.2 Государственный внешний долг, его структура

Внешний долг содержит:

  • Займы международных организаций;
  • Реструктуризированный долг бывшего СССР;
  • Кредиты и займы российских банков;
  • Кредиты и займы российских предприятий;
  • Валютные облигации внутреннего займа;
  • Еврооблигации и субфедеральные внешние займы и кредиты.

Большую часть долга составляют долги, доставшиеся России от СССР, (см. приложение 1 – внешний долг по данным Минфина, приложение 2 – внешний  долг по данным ЦБ по состоянию на 2005г.

- Задолженность перед  МВФ

Урегулирование задолженности  перед Международным Валютным Фондом является краеугольным камнем в решении  всей долговой проблемы (фактически урегулирование означает одобрение Фондом текущего экономического курса; устав МВФ  запрещает реструктуризацию задолженности). Высокую цену вопроса определяет крупный размер предстоящих выплат. Позиция МВФ в значительной степени  определяет дальнейшие возможности  России как заемщика. От позиции  МВФ существенным образом зависит  решение вопроса по реструктуризации прочих видов задолженности, в частности  Парижскому и Лондонскому клубам. Согласно существующей практике соглашения клубов с должниками опираются на выводы МВФ. В мировой финансовой истории еще не возникало дефолта  по обязательствам перед Валютным фондом. Прецедент может привести не только к временной финансовой изоляции России, но и способен создать серьезные  проблемы в прочих областях внешнеэкономической  деятельности.

- Еврооблигации

В 1996 г. произошло событие, которое  могло стать поворотным в кредитной  истории страны, Россия выходит на рынок еврооблигаций, впервые с 1917 года заняли деньги на рынке у частных инвесторов, а не у государств под обещания реформ. Несмотря на то, что кредитные рейтинги суверенных еврооблигаций не высоки, вероятность погашения данного вида задолженности своевременно и в полном объеме достаточно высока, даже в случае не самого оптимистичного сценария развития экономической ситуации в России. В мировой финансовой истории случаи дефолта по суверенным евробондам единичны. (Формально еврооблигационные займы не имеют особого статуса по сравнению, например, с двусторонними кредитными соглашениями или долгами международным кредитным организациям, однако кредиторы предпочитали выполнять все свои обязательства по еврооблигациям из-за весьма сложной процедуры ее реструктуризации - они распределены среди значительного числа владельцев.) В то же время вряд ли серьезные реформы сложившейся мировой практики следует ожидать в кратчайшей перспективе.

-  Облигации внутреннего  валютного займа (ОВВЗ)

Есть, еще один вид долговых обязательств России, которые занимают промежуточное  положение, - облигации внутреннего  валютного займа, или вэбовки. По происхождению они относятся к внутреннему долгу, но, как правило, рассматриваются вместе с внешними долгами. Структуру долга в ОВВЗ смотрите в таблице 3.

 

Таблица 3 Структура долга в ОВВЗ                                                   

Выпуски ОВВЗ

Вид обязательств

Номинал (млн. долл. США)

Купон (%)

ОВГВЗ - ОГВЗ

-

-

ОВГВЗ - III

121

3

ОВГВЗ - IV

3462

3

ОВГВЗ - V

2837

3

ОВГВЗ - VI

1750

3

ОВГВЗ - VII

1750

3

ОВГВЗ

864

3

итого по ОВГВЗ / ОГВЗ

10784

-


 

Это старейшие российские облигации, выпущенные еще в 1993 г. в счет погашения  задолженности Внешэкономбанка  СССР перед юридическими лицами-резидентами.

Наиболее вероятна реструктуризация этого вида задолженности с частичным  погашением текущего долга. Параметры  реструктуризации будут существенно  зависеть от результатов переговоров  с Международным валютным Фондом.

С "неформальной" точки зрения среди заложенных в бюджет платежей по валютным обязательствам ОВВЗ имеют  наименьший приоритет (в бюджет также  заложены процентные платежи по еврооблигациям). Этот долг является внутренним (по рублевым внутренним долгам дефолт уже состоялся) и, что самое главное "советским". В 1999-2000 гг. явственно прослеживалась линия Минфина на дифференцированное отношение к долговым обязательствам России и бывшего СССР. /6/

- Задолженность перед  Парижским клубом

Парижский клуб - организация, объединяющая страны кредиторы (в отличие от Лондонского  клуба, в который входят частные  кредиторы). Задолженность России Парижскому клубу не секьюритизирована и фактически представляет собой набор отдельных двусторонних межправительственных договоров с наиболее экономически развитыми странами мира (Европейский союз, США, Япония). Вступление в Парижский клуб в 1997 году способствовало проведению реструктуризации задолженности перед странами - членами клуба, доставшуюся России в наследство от бывшего СССР.

-Коммерческие кредиторы

Коммерческая задолженность бывшего  СССР, образовавшаяся в результате неоплаты поставок товаров и оказанных  услуг по контрактам советских внешнеторговых организаций, заключенным с иностранными фирмами-поставщиками до 04.01.92г., оценивается  примерно в 4 млрд. долларов США (без  учета просроченных процентов), в  том числе на учете во Внешэкономбанке - около 1,8 млрд. долларов США. Проблема затрагивает интересы порядка 3 тысяч кредиторов. Основную часть из них составляют компании и предприятия из большинства развитых стран мира, на долю которых приходится 2/3 суммы задолженности (оставшаяся часть долга выкуплена банками и финансовыми институтами, в т.ч. входящими в Лондонский клуб).В рамках выполнения агентских функций Внешэкономбанком продолжается работа по определению объемов коммерческих обязательств бывшего СССР, подлежащих переоформлению, а также оценке соответствия требований кредиторов критериям Заявления Правительства Российской Федерации от 1 октября 1994г. В настоящее время выверка задолженности осуществляется при посредничестве 14 действующих в различных странах клубов кредиторов, наиболее крупными из которых являются UBS AG/Zurich, HERMES/Hamburg, GML Ltd/London, Eurobank/Paris, EKF/Copenhagen, FIMET/Helsinki, VOSTOK/Praha, MediocreditoCentrale/Rome, TradeCreditorsGroupinJapan/Tokyo.

Необходимо  отметить, что советник президента по экономическим вопросам Андрей Илларионов считает, что реальный внешний государственный долг за последние годы не уменьшился. Как он отметил на пресс-конференции, необходимо изменить его оценку, поскольку внешний госдолг сейчас включает в себя лишь обязательства Минфина, но не внешние обязательства государственных компаний. "Это не правильно, так как это обязательства не частных компаний", - подчеркнул он. Отметим, что, по данным Минфина, последние несколько лет в России наблюдается снижение внешнего долга по отношению к ВВП.

А.Илларионов напомнил, что в текущем году "Роснефть" заняла на внешнем рынке 6 млрд долл. для приобретения "Юганскнефтегаза", а Газпром - 13 млрд долл. для покупки "Сибнефти". Таким образом, реальный государственный внешний долг увеличился на 19 млрд долл. Советник президента указал, что в рамках досрочного погашения части внешнего долга России странам - кредиторам Парижского клуба была выплачена сопоставимая сумма (15 млрд долл.). По словам А.Илларионова, реальные обязательства госсектора - госбюджета и госкомпаний - по существу не изменились. "Общий объем государственного долга за последние годы в лучшем случае не изменился", - заключил советник президента.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.3 Государственный внутренний долг

Внутренний государственный долг регулируется законом “О государственном  долге Российской Федерации” и обслуживается  ЦБ РФ. Он обеспечивается активами, находящимися в распоряжении Правительства РФ и находится на обслуживании в  ЦБ РФ. Российская Федерация не несет  ответственности по долговым обязательствам субъектов РФ и муниципальных  образований, если такие обязательства не были гарантированы РФ.

Внутренние долговые обязательства  можно условно разбить на рыночные, существующие в форме эмиссионных  ценных бумаг, и нерыночные, возникшие  по итогам исполнения федерального бюджета  и выпущенные в счет финансирования образовавшейся задолженности. Если выпуск и обращение первых достаточно регламентированы и включаются в программу внутренних заимствований на очередной финансовый год, то вторые выпускаются регулярно несмотря на принятие соответствующих законодательных актов.

К рыночным инструментам можно отнести  государственные краткосрочные  облигации (ГКО), облигации федерального займа с переменным и постоянными  купонами (ОФЗ), облигации федерального государственного займа (ОГСЗ), облигации  внутреннего валютного займа («  вэбовки»), к нерыночным – векселя Минфина, задолженность центральному банку и пр. В 1996г. внутреннее финансирование дефицита федерального бюджета осуществлялось в основном путем выпуска ГКО. В целях увеличения срока заимствования и уменьшения % ставок в июле 1995г. были введены в обращение облигации федерального займа (ОФЗ). Технология размещения, обращения и погашения этих бумаг полностью совпадает с технологией выпуска ГКО, поэтому недостаток, присущий учету расходов по обслуживанию последних, в полной мере относится и к данному виду ценных бумаг.

Информация о работе Государственный долг, проблема управления им