Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Ноября 2013 в 15:58, курсовая работа
Целью данной курсовой работы является определение понятия, экономического содержания категории «государственный долг», причин и последствий его образования, степени влияния государственного долга на экономику и особенностей его регулирования, а также характеристика государственного долга Республики Беларусь, анализ динамики и тенденций его развития.
Введение 5
1.Понятие государственного долга 6
1.1 Государственный долг и его виды 6
1.2 Управление государственным долгом 9
2 Анализ государственного долга Республики Беларусь 13
2.1 Состав государственного долга Республики Беларусь и его законодательное регулирование 13
2.2 Динамика внешнего долга Республики Беларусь 15
3. Направления совершенствования управления государственным долгом Республики Беларусь и его перспективы 20
Заключение 25
Список использованных источников 27
Курсовая работа: 28 с., 1 табл., 2 рис., 19 источников.
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ДОЛГ, БЮДЖЕТНЫЙ ДЕФИЦИТ, ВНУТРЕН-НИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ДОЛГ, ВНЕШНИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ДОЛГ, УПРАВЛЕНИЕ ГОСУДАРСТВЕННЫМ ДОЛГОМ.
Объект исследования - государственный долг Республики Беларусь.
Предмет исследования - внешний и внутренний государственный долг Республики Беларусь.
Цель работы: анализ внешнего и внутреннего государственного долга как важнейшего элемента финансовой системы государства.
Методы исследования: описания, систематизации, классификации, аналитический метод, статистический метод, метод сравнительного анализа.
Исследования и разработки: проведен анализ государственного долга Республики Беларусь.
Элементы научной новизны: определены направления совершенствования управления государственным долгом.
Социально-экономическая значимость: изучение государственного долга является весьма актуальным в современных условиях, так как величина государственного долга в значительной степени влияет на экономическую безопасность страны.
Автором работы подтверждается, что приведенный в ней аналитическо-статистический материал правильно и объективно отражает состояние исследуемого процесса, а все заимствованные из литературных и других источников теоретические, методологические и методические положения и концепции сопровождаются ссылками на их авторов.
__________________
Введение 5
1.Понятие государственного долга 6
1.1 Государственный долг и его виды 6
1.2 Управление государственным долгом 9
2 Анализ
государственного долга
2.1 Состав
государственного долга
2.2 Динамика
внешнего долга Республики
3. Направления
совершенствования управления
Заключение 25
Список использованных источников 27
Республика Беларусь, на современном этапе своего развития находится в процессе экономического развития. В связи с этим необходимо уделять особое внимание бюджетной системе государства, а также вопросам внешнего и внутреннего государственного долга, что в свою очередь позволит обеспечить эффективное функционирование экономики государства.
Необходимо отметить, что
бюджет состоит из расходов и доходов.
Когда расходы государства
Система государственного долга позволяет государству получать денежные средства на покрытие бюджетных дефицитов. Она является важным инструментом макроэкономического регулирования. Управляя своей задолженностью, государство влияет на состояние денежно-кредитной сферы, а через нее – на экономику в целом.
В то же время необоснованное использование государственных займов, выбор неподходящих форм и инструментов финансирования бюджетных дефицитов в совокупности с безответственной денежно-кредитной политикой центральных банков имеют серьезные дестабилизирующие последствия для экономического развития стран. Таким образом, растущий государственный долг, с одной стороны, может быть связан с осуществлением государственного регулирования экономики, направленного на обеспечение прогрессивных сдвигов в структуре общественного производства, а с другой - во многих случаях является отражением кризисных процессов, протекающих в экономике, и требует принятия со стороны правительства незамедлительных стабилизационных мер.
Таким образом, в условиях
развития рыночных отношений, углубления
экономического, политического, культурного
сотрудничества государств, существования
внутренних противоречий в системе
государственного вмешательства в
экономику проблема бюджетного дефицита,
государственного долга и его
регулирования перемещается в центр
экономических проблем
Целью данной курсовой работы
является определение понятия, экономического
содержания категории «государственный
долг», причин и последствий его
образования, степени влияния
В случае, когда расходы
правительства превышают
Чаще всего дефицит
отражает кризисные явления в
экономике, ухудшение показателей
финансово-хозяйственной
Обычно выделяют четыре способа финансирования бюджетного дефицита:
Величина бюджетного дефицита
может уменьшаться, если увеличиваются
налоговые доходы государства. К
сожалению, осуществление политики
сбалансированного бюджета
Бюджетный дефицит может быть покрыт за счет денежной эмиссии. Этот способ очевидно влечет за собой ускорение инфляционных процессов. В законодательстве многих стран запрещено или ограничено заимствование у центрального банка страны в целях покрытия дефицита бюджета.
Для покрытия бюджетного дефицита государство может осуществлять продажу земли, предприятий государственного сектора (в процессе их приватизации), золота и т.п. К этому способу финансирования прибегают достаточно редко, так как в противном случае в конце концов будут распроданы все имеющиеся активы. В результате в будущем доходы государства уменьшатся.
Правительство, обычно посредством центрального банка, осуществляет продажу долговых обязательств (облигаций) населению и коммерческим банкам. Долговое финансирование осуществляется также с помощью внешних займов, получаемых, как правило, в виде кредитов иностранных государств или международных валютных организаций. Такое финансирование приводит к возрастанию величины государственного долга. [16, с. 83-84]
Государственный долг – это сумма задолженности (включая проценты по ней) по обязательствам государства перед физическими и юридическими лицами-резидентами, иностранными государствами, международными организациями и иными субъектами международного права. [15, с. 286]
Большинство экономистов
считает бюджетный дефицит и
сопровождающий его государственный
долг серьезнейшей экономической проблемой.
Существует и альтернативная точка
зрения: некоторые экономисты полагают,
что бюджетный дефицит и
В соответствии с традиционным
взглядом накопление государственного
долга – это политика ухудшения
благосостояния текущего поколения
за счет будущего. Положительный эффект
политики долгового финансирования
состоит в краткосрочном
Часть экономистов не разделяет традиционный взгляд на государственный долг. Они полагают, что бюджетный дефицит, финансируемый за счет долга, не оказывает существенного влияния на экономику. Аргументы в поддержку подобной точки зрения впервые были отмечены Д. Рикардо. В настоящее время его идеи развил представитель новой классической школы Р. Барро. Согласно гипотезе Барро - Рикардо финансирование государственных расходов за счет долга и за счет налогов приведет к одинаковым последствиям для экономики. Гипотеза опирается на взгляды Ф.Модильяни и М.Фридмана, которые полагали, что потребители в своих решениях относительно объема текущего потребления:
а) руководствуются не только текущими доходами, но и доходами, ожидаемыми в будущем;
б) стараются обеспечить одинаковый уровень потребления в течение всей жизни;
в) сберегают случайные приросты дохода, чтобы сгладить потребление при временном его снижении.
Идея Р. Барро состоит
в следующем. Если государство сегодня
продает облигации для
Сторонники традиционной точки зрения опровергают утверждение о нейтральности долга для экономики. Критика рикардианского подхода с их стороны основана на доказательствах невыполнимости в действительности его ключевых предпосылок относительно поведения потребителей. Так, наиболее часто подвергаются сомнению предпосылки о рациональности потребителей, совершенном предвидении, неискажающих налогах и совершенстве финансовой системы.
Причинами возникновения государственного долга обычно являются:
Государственный долг включает капитальный и текущий долги. Капитальный государственный долг представляет собой всю сумму выпущенных и непогашенных долговых обязательств государства на определенную дату, включая начисленные проценты. Текущий государственный долг составляют расходы по выплате причитающихся кредиторам доходов по всем долговым обязательствам государства и погашению обязательств по наступившим в отчетном периоде срокам оплаты.
По сроку заимствования выделяют:
По источнику заимствования различают внешний и внутренний государственный долг.
Внешний долг – задолженность государства иностранным государствам, организациям и отдельным лицам других стран. При наличии внешнего долга нация вынуждена отдавать в погашение и оплату процентов по долгу ценные бумаги и услуги. Большой внешний долг снижает международный авторитет страны. Страна-кредитор, предоставляя заем, может потребовать выполнения ряда условий, невыгодных заемщику. В связи с негативными последствиями внешнего долга в развитых странах обычно устанавливается его лимит. Абсолютная сумма долга малопоказательна для экономического анализа, поэтому внешний долг оценивают по доле внешнего долга в ВНП, отношению годового объема выплат к объему валютных поступлений за год. Последний показатель не должен превышать 25%.
Внутренний долг – это долг государства населению, предприятиям, организациям своей страны. Он может иметь форму кредитов, государственных займов, других долговых обязательств, гарантированных правительством. В качестве положительного момента отмечают, что при внутреннем долге не происходит утечки товаров и услуг за границу. Однако при этом возникает ряд других проблем: