Государственный долг Республики Беларусь: способы, варианты и перспективы погашения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Ноября 2013 в 15:58, курсовая работа

Описание работы

Целью данной курсовой работы является определение понятия, экономического содержания категории «государственный долг», причин и последствий его образования, степени влияния государственного долга на экономику и особенностей его регулирования, а также характеристика государственного долга Республики Беларусь, анализ динамики и тенденций его развития.

Содержание работы

Введение 5
1.Понятие государственного долга 6
1.1 Государственный долг и его виды 6
1.2 Управление государственным долгом 9
2 Анализ государственного долга Республики Беларусь 13
2.1 Состав государственного долга Республики Беларусь и его законодательное регулирование 13
2.2 Динамика внешнего долга Республики Беларусь 15
3. Направления совершенствования управления государственным долгом Республики Беларусь и его перспективы 20
Заключение 25
Список использованных источников 27

Файлы: 1 файл

1].docx

— 98.33 Кб (Скачать файл)

РЕФЕРАТ

Курсовая работа: 28 с., 1 табл., 2 рис., 19 источников.

 

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ДОЛГ, БЮДЖЕТНЫЙ  ДЕФИЦИТ, ВНУТРЕН-НИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ДОЛГ, ВНЕШНИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ДОЛГ,  УПРАВЛЕНИЕ ГОСУДАРСТВЕННЫМ ДОЛГОМ.

 

Объект исследования - государственный долг Республики Беларусь.

Предмет исследования - внешний и внутренний государственный долг Республики Беларусь.

Цель работы: анализ внешнего и внутреннего государственного долга как важнейшего элемента финансовой системы государства.

Методы исследования: описания, систематизации, классификации, аналитический метод, статистический метод, метод сравнительного анализа.

Исследования и разработки: проведен анализ государственного долга Республики Беларусь.

Элементы научной новизны: определены направления совершенствования управления государственным долгом.

Социально-экономическая значимость: изучение государственного долга является весьма актуальным в современных условиях, так как величина государственного долга в значительной степени влияет на экономическую безопасность страны.

Автором работы подтверждается, что приведенный в ней аналитическо-статистический материал правильно и объективно отражает состояние исследуемого процесса, а все заимствованные из литературных и других источников теоретические, методологические и методические положения и концепции сопровождаются ссылками на их авторов.    

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                                                    _________________

                                                                                           (подпись студента)

ABSTRACT

Course work: 28 sec., 1 tab., 2 fig., 19 sources.

PUBLIC DEBT, BUDGET DEFICIT, DOMESTIC PUBLIC DEBT, FOREIGN DEBT, PUBLIC DEBT MANAGEMENT.

The object of research - the public debt of the Republic of Belarus.

The subject of research - the external and internal public debt of the Republic of Belarus.

Work Objective: To analyze the external and domestic public debt as a key element of the financial system of the state.

Research Methods: describe, organize, classify, analytical method, statistical method, the comparative analysis.

Research and development: an analysis of the public debt of the Republic of Belarus.

Elements of scientific innovation: the directions of improving the management of public debt.

Socio-economic importance: the study of the public debt is very relevant in today, because the value of public debt has a significant impact on the economic security of the country.

The author of the study confirms that the analytical and statistical material depicted in the study reflects the condition of investigated process correctly and objectively. All theoretical, methodological, and methodical terms and concepts, used from literature and other sources, are referenced.

__________________

                                                                                              (student signature) 
 

                                                     СОДЕРЖАНИЕ

Введение 5

1.Понятие  государственного долга 6

1.1 Государственный  долг и его виды 6

1.2 Управление  государственным долгом 9

2 Анализ  государственного долга Республики  Беларусь 13

2.1 Состав  государственного долга Республики  Беларусь и его законодательное  регулирование 13

2.2 Динамика  внешнего долга Республики Беларусь 15

3. Направления  совершенствования управления государственным  долгом Республики Беларусь и  его перспективы 20

Заключение 25

Список использованных источников 27

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                       ВВЕДЕНИЕ

Республика Беларусь, на современном  этапе своего развития находится  в процессе экономического развития. В связи с этим необходимо уделять особое внимание бюджетной системе государства, а также вопросам внешнего и внутреннего государственного долга, что в свою очередь позволит обеспечить эффективное функционирование экономики государства.

Необходимо отметить, что  бюджет состоит из расходов и доходов. Когда расходы государства превосходят  доходы за отчетный год, государство  сталкивается с бюджетным дефицитом. Накопленные в предшествующие периоды  времени суммы бюджетных дефицитов образуют государственный долг, который может быть как внутренним, так и внешним.

Система государственного долга позволяет государству  получать денежные средства на покрытие бюджетных дефицитов. Она является важным инструментом макроэкономического  регулирования. Управляя своей задолженностью, государство влияет на состояние  денежно-кредитной сферы, а через  нее – на экономику в целом.

 В то же время необоснованное использование государственных займов, выбор неподходящих форм и инструментов финансирования бюджетных дефицитов в совокупности с безответственной денежно-кредитной политикой центральных банков имеют серьезные дестабилизирующие последствия для экономического развития стран. Таким образом, растущий государственный долг, с одной стороны, может быть связан с осуществлением государственного регулирования экономики, направленного на обеспечение прогрессивных сдвигов в структуре общественного производства, а с другой - во многих случаях является отражением кризисных процессов, протекающих в экономике, и требует принятия со стороны правительства незамедлительных стабилизационных мер.

Таким образом, в условиях развития рыночных отношений, углубления экономического, политического, культурного  сотрудничества государств, существования  внутренних противоречий в системе  государственного вмешательства в  экономику проблема бюджетного дефицита, государственного долга и его  регулирования перемещается в центр  экономических проблем современности.                                  

Целью данной курсовой работы является определение понятия, экономического содержания категории «государственный долг», причин и последствий его  образования, степени влияния государственного долга на экономику и особенностей его регулирования, а также характеристика государственного долга Республики Беларусь, анализ динамики и тенденций его развития.

              1 Понятие государственного долга

1.1 Государственный долг и его  виды

В случае, когда расходы  правительства превышают налоговые  поступления, возникает бюджетный  дефицит. К основным причинам бюджетного дефицита можно отнести:

  • рост государственных расходов как следствие крупных инвестиционных вложений государства в развитие экономики страны. В этом случае дефицит отражает государственное регулирование экономических процессов;
  • чрезвычайные обстоятельства (войны, стихийные бедствия);
  • экономический кризис.

Чаще всего дефицит  отражает кризисные явления в  экономике, ухудшение показателей  финансово-хозяйственной деятельности, нарушение экономических связей, неэффективность налоговой системы  и т.д. В этом случае требуется  принятие срочных мер по стабилизации экономики, оздоровлению финансового  состояния субъектов хозяйствования, реформированию финансово-кредитной  системы.

Обычно выделяют четыре способа  финансирования бюджетного дефицита:

  1. Финансирование за счет налогов.

Величина бюджетного дефицита может уменьшаться, если увеличиваются  налоговые доходы государства. К  сожалению, осуществление политики сбалансированного бюджета наталкивается  на ряд трудностей социального, политического  и экономического характера. Кроме  того, существую объективные границы  увеличения налоговых доходов.

  1. Денежное финансирование.

Бюджетный дефицит может  быть покрыт за счет денежной эмиссии. Этот способ очевидно влечет за собой  ускорение инфляционных процессов. В законодательстве многих стран запрещено или ограничено заимствование у центрального банка страны в целях покрытия дефицита бюджета.

  1. Продажа активов.

Для покрытия бюджетного дефицита государство может осуществлять продажу земли, предприятий государственного сектора (в процессе их приватизации), золота и т.п. К этому способу  финансирования прибегают достаточно редко, так как в противном  случае в конце концов будут распроданы все имеющиеся активы. В результате в будущем доходы государства уменьшатся.

  1. Долговое финансирование.

Правительство, обычно посредством  центрального банка, осуществляет продажу  долговых обязательств (облигаций) населению  и коммерческим банкам. Долговое финансирование осуществляется также с помощью  внешних займов, получаемых, как  правило, в виде кредитов иностранных  государств или международных валютных организаций. Такое финансирование приводит к возрастанию величины государственного долга. [16, с. 83-84]

Государственный долг – это сумма задолженности (включая проценты по ней) по обязательствам государства перед физическими и юридическими лицами-резидентами, иностранными государствами, международными организациями и иными субъектами международного права. [15, с. 286]

Большинство экономистов  считает бюджетный дефицит и  сопровождающий его государственный  долг серьезнейшей экономической проблемой. Существует и альтернативная точка  зрения: некоторые экономисты полагают, что бюджетный дефицит и государственный  долг не имеют большого значения.

В соответствии с традиционным взглядом накопление государственного долга – это политика ухудшения  благосостояния текущего поколения  за счет будущего. Положительный эффект политики долгового финансирования состоит в краткосрочном стимулировании экономики, сопровождающимся частичным  вытеснением инвестиций и чистого  экспорта. Отрицательный эффект –  долгосрочное вытеснение инвестиций и  чистого экспорта, уменьшенный запас  капитала, достающийся будущим поколениям.

Часть экономистов не разделяет традиционный взгляд на государственный долг. Они полагают, что бюджетный дефицит, финансируемый за счет долга, не оказывает существенного влияния на экономику. Аргументы в поддержку подобной точки зрения впервые были отмечены Д. Рикардо. В настоящее время его идеи развил представитель новой классической школы Р. Барро. Согласно гипотезе Барро - Рикардо финансирование государственных расходов за счет долга и за счет налогов приведет к одинаковым последствиям для экономики. Гипотеза опирается на взгляды Ф.Модильяни и М.Фридмана, которые полагали, что потребители в своих решениях относительно объема текущего потребления:

а) руководствуются не только текущими доходами, но и доходами, ожидаемыми в будущем;

б) стараются обеспечить одинаковый уровень потребления в течение  всей жизни;

в) сберегают случайные  приросты дохода, чтобы сгладить потребление  при временном его снижении.

Идея Р. Барро состоит  в следующем. Если государство сегодня  продает облигации для финансирования бюджетного дефицита, возникшего, например, из-за снижения налогов, то в будущем  оно увеличит налоги, чтобы выплатить  образовавшийся долг.  Рациональный потребитель понимает, что снижение налогов сегодня означает их увеличение в будущем, т.е. рассматривает возникшее  увеличение дохода как временное  и поэтому не увеличивает потребление, а сберегает образовавшийся излишек  для выплаты в будущем возросшего налога. Таким образом, снижение государственных  сбережений будет в точности компенсировано увеличением частных сбережений, текущее потребление и национальные сбережения не изменятся, поэтому никакого влияния на экономику снижение налогов  не окажет. [16, с.  87-88]

Сторонники традиционной точки зрения опровергают утверждение  о нейтральности долга для  экономики. Критика рикардианского подхода с их стороны основана на доказательствах невыполнимости в действительности его ключевых предпосылок относительно поведения  потребителей. Так, наиболее часто подвергаются сомнению предпосылки о рациональности потребителей, совершенном предвидении, неискажающих налогах и совершенстве финансовой системы.

Причинами возникновения  государственного долга обычно являются:

    • нехватка финансовых ресурсов в национальной валюте из-за низкой эффективности народного хозяйства (низкой производительности труда, высокой себестоимости продукции, убыточной деятельности предприятий и т.п.);
    • нехватка финансовых ресурсов в свободно конвертируемой валюте для расчетов с другими государствами.

Государственный долг включает капитальный и текущий долги. Капитальный государственный долг представляет собой всю сумму выпущенных и непогашенных долговых обязательств государства на определенную дату, включая начисленные проценты. Текущий государственный долг составляют расходы по выплате причитающихся кредиторам доходов по всем долговым обязательствам государства и погашению обязательств по наступившим в отчетном периоде срокам оплаты.

По сроку заимствования  выделяют:

    • краткосрочный (до 1 года);
    • среднесрочный (от 1 до 5 лет);
    • долгосрочный (от 5 до 30 лет) государственный долг.

По источнику заимствования  различают внешний и внутренний государственный долг.

Внешний долг – задолженность государства иностранным государствам, организациям и отдельным лицам других стран. При наличии внешнего долга нация вынуждена отдавать в погашение и оплату процентов по долгу ценные бумаги и услуги. Большой внешний долг снижает международный авторитет страны. Страна-кредитор, предоставляя заем, может потребовать выполнения ряда условий, невыгодных заемщику. В связи с негативными последствиями внешнего долга в развитых странах обычно устанавливается его лимит. Абсолютная сумма долга малопоказательна для экономического анализа, поэтому внешний долг оценивают по доле внешнего долга в ВНП, отношению годового объема выплат к объему валютных поступлений за год. Последний показатель не должен превышать 25%.

Внутренний долг – это долг государства населению, предприятиям, организациям своей страны.  Он может иметь форму кредитов, государственных займов, других долговых обязательств, гарантированных правительством.  В качестве положительного момента отмечают, что при внутреннем долге не происходит утечки товаров и услуг за границу. Однако при этом возникает ряд других проблем:

Информация о работе Государственный долг Республики Беларусь: способы, варианты и перспективы погашения