Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Ноября 2013 в 15:58, курсовая работа
Целью данной курсовой работы является определение понятия, экономического содержания категории «государственный долг», причин и последствий его образования, степени влияния государственного долга на экономику и особенностей его регулирования, а также характеристика государственного долга Республики Беларусь, анализ динамики и тенденций его развития.
Введение 5
1.Понятие государственного долга 6
1.1 Государственный долг и его виды 6
1.2 Управление государственным долгом 9
2 Анализ государственного долга Республики Беларусь 13
2.1 Состав государственного долга Республики Беларусь и его законодательное регулирование 13
2.2 Динамика внешнего долга Республики Беларусь 15
3. Направления совершенствования управления государственным долгом Республики Беларусь и его перспективы 20
Заключение 25
Список использованных источников 27
Кредиты иностранных государств направляются на закупку сельскохозяйственной техники, продовольственного и фуражного зерна, нефти и газа, реконструкцию предприятий химической, нефтеперерабатывающей, металлургической, легкой и пищевой промышленности.
В 2010 году Республика Беларусь
дебютировала на рынке ценных бумаг,
разместив так называемые евробонды.
Евробонды (еврооблигации) – инвестиционный
финансовый инструмент, который представляет
собой среднесрочные и
Республика Беларусь действует
поступательно: сначала – правительственные
кредиты, двусторонние и синдицированные
банковские кредиты, которые не дают
возможности реально оценить
стоимость заемных ресурсов на открытом
рынке, а затем – формирование
публичной кредитной истории
и размещение еврооблигаций с
установлением ценовых
Начиная с 2006 года, стала наблюдаться
тенденция роста валового внешнего
долга Республики Беларусь. Однако
до того, как влияние мирового финансового
кризиса распространилось на республику,
данная тенденция не рассматривалась
как негативная. Рост отрицательного
сальдо торгового баланса в тот
период объяснялся в основном увеличением
цен на российские энергоносители.
При этом темпы роста валового
внешнего долга оставались невысокими,
что позволяло рассматривать
внешние заимствования как
Удорожание внешних
Динамика роста валового
внешнего долга и органов
Рисунок 1 – Динамика валового внешнего долга в Беларуси в 2006-2012 годах
Примечание – Источник: [9]
На 1 июля 2012 года долг органов государственного управления составлял 12,6791 млрд. долларов США. Золотовалютные резервы, рассчитанные по методологии МВФ, на ту же дату составляли 8,3295 млрд. долларов. Как видно, золотовалютных резервов не хватит, чтобы выплатить даже долги только органов государственного управления.
Согласно бюджету Республики
Беларусь на 2012 год, доходы государственного
бюджета должны составить 92,
Мировой финансовый кризис в 2009 году оказал наиболее негативное влияние на экономику Беларуси. Наблюдалось падение экспорта и импорта товаров, вместе с тем отрицательная величина внешнеторгового сальдо продолжала расти, что было обусловлено более быстрыми темпами падения нашего экспорта, нежели импорта.
Наша страна в 2008-2009 годах активно привлекала внешние займы для пополнения международных резервных активов Республики Беларусь. Основным кредитором Беларуси по итогам 2009 года явились Россия и Международный валютный фонд. Кроме того, нашими кредиторами явились также такие страны, как Венесуэла, Китай, Италия. Также страной был получен кредит Всемирного банка.
Как сообщает Министерство финансов, внешний государственный долг по состоянию на 1 августа составил 12 млрд. долларов США при установленном лимите 14,3 млрд. долларов, увеличившись с начала года на 211,7 млн. долларов.
Увеличение внешнего
государственного долга в 2012 году
обусловлено привлечением
Как отмечают в Минфине,
несмотря на получение в июне
2012 года третьего транша
Для сравнения: в большинстве стран с развивающимися экономиками уровень государственного долга ниже среднемирового – 56% ВВП. Таким образом, можно отметить, что, исходя из общемировых показателей, Республика Беларусь выглядит достаточно презентабельно и выдерживает все нормативы. Однако не стоит забывать о том, что наша страна – страна с переходной экономикой, и рост государственного долга может стать непосильным для нас, став причиной замедления экономического роста и структурной перестройки экономики, угрозой экономической безопасности страны.
26 июля 2010 года было объявлено
о выпуске пятилетних
Облигации размещены за пределами Соединенных Штатов Америки в соответствии с Законом США «О ценных бумагах» 1933г. В итоге было размещено еврооблигаций на сумму 600 млн. долл. США с купоном 8,75% годовых (выплаты раз в полугодие и погашением в 2015г.) по цене 99,011% от номинала, что соответствовало текущей доходности 9% годовых.
Необходимо отметить широкий географический интерес к еврооблигациям. Европейские инвесторы купили 28% выпуска, оффшорные инвесторы США – 27%, России – 22%, Великобритании – 20%.
Еврооблигации прошли процедуру листинга1 на Люксембургской фондовой бирже. Им присвоены рейтинги В1 (Moody’s)/В+ (S&P).
Сделка была завершена 03.08.2010, и в тот же день средства от размещения бумаг поступили в республику.
С момента завершения дебютного выпуска на вторичном рынке наблюдалась высокая активная торговля ценными бумагами Республики Беларусь, которые реализовывались по цене на 1-2% выше их номинальной стоимости, а доходность с 9% снизилась до 8,12%. [14, с. 78]
Согласно статье 13 закона «О республиканском бюджете на 2012 год» утверждены лимиты государственного долга Республики Беларусь на 2012 год:
В 2011 году на обслуживание внешнего долга Министерство финансов выделило 862 млн. долл. США, в том числе на выплату процентов – 695 млн. и на погашение основного долга – 167 млн. (с учетом облигаций, выпущенных на европейском и российском фондовом рынке). В основном крупные выплаты по внешнему государственному долгу Беларуси начались с 2012 года, из-за необходимости погасить кредиты по программе Международного валютного фонда (460,3 млн. США). А в 2013 году придется погасить кредиты Международного валютного фонда на 1.734,9 млн. США.
Таким образом, можно сделать
вывод о том, что несмотря
на то, что Республика Беларусь
весьма активно прибегает к
использованию внешних
Начиная с 1995г. в Республике Беларусь наблюдается двенадцатикратный рост отрицательного сальдо внешнеторгового баланса, опережение темпов роста импорта над экспортом, что создает напряженное положение в платежном балансе страны и не позволяет сформировать надежные золотовалютные резервы. Объем экспорта товаров на душу населения в европейских странах, по населению близких к Беларуси, на порядок выше.
Все это свидетельствует
о том, что современное состояние
внешнеэкономической
В последние годы в Республике Беларусь наблюдается устойчивая тенденция роста как государственного, так и совокупного внешнего долга. Более того, по оценке Международного валютного фонда валовой внешний долг Беларуси вырос в 2011г. до 57% ВВП, в 2012г. до 62%, а в 2016г. достигнет 75% ВВП.[15, с. 38]
Внешний государственный долг Беларуси по состоянию на 1 апреля 2012 года составил 11,9 млрд. США при установленном лимите 14,3 млрд. США, увеличившись с начала года на 75,3 млн. США, что обусловлено получением в 2012 году средств по кредитам Московского Банка Реконструкции и Развития (МБРР) и банков Китайской Народной Республики (КНР). Как сообщает Министерство финансов Беларуси, внутренний государственный долг с начала 2012 года уменьшился на 0,4 трлн. рублей, по состоянию на 1 апреля 2012 года составив 17,5 трлн. рублей при установленном лимите 34 трлн. рублей.
Уменьшение внутреннего государственного долга в 2012 году обусловлено погашением государственных ценных бумаг и укреплением курса национальной валюты.
Общий госдолг Республики Беларусь на 1 апреля составил 112,7 трлн. рублей и уменьшился по сравнению с началом 2012 года на 3,7 трлн. рублей, или на 3,2%.
Уменьшение госдолга в
белорусских рублях в первую очередь
обусловлено переоценкой
Кроме того, следует
отметить, что в 2012-2013 гг. ожидается
увеличение выплат Беларусью
по кредиту Международного
Рисунок 2 – Расходы по обслуживанию и погашению внешнего государственного долга (млн. долл. США)
Примечание – Источник: собственная разработка на основании [8, с. 36]
В этих суммах не учитываются
возможные новые заимствования.
Планы правительства на 2012-2015 гг. предполагают среднегодовой прирост ВВП на уровне 10-11%, что эквивалентно 6-7 млрд. долл. США в год. По расчетам получается, что треть прироста уйдет на обслуживание внешнего долга, что, в свою очередь, сокращает возможности инвестирования в дальнейшее развитие экономики.
Таким образом, сложившаяся ситуация требует совершенствования бюджетной политики и мер по управлению государственным долгом.
Бюджетная политика в настоящее
время направлена на оптимизацию
государственных обязательств, повышение
эффективности и