Государственный долг Республики Беларусь: способы, варианты и перспективы погашения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Ноября 2013 в 15:58, курсовая работа

Описание работы

Целью данной курсовой работы является определение понятия, экономического содержания категории «государственный долг», причин и последствий его образования, степени влияния государственного долга на экономику и особенностей его регулирования, а также характеристика государственного долга Республики Беларусь, анализ динамики и тенденций его развития.

Содержание работы

Введение 5
1.Понятие государственного долга 6
1.1 Государственный долг и его виды 6
1.2 Управление государственным долгом 9
2 Анализ государственного долга Республики Беларусь 13
2.1 Состав государственного долга Республики Беларусь и его законодательное регулирование 13
2.2 Динамика внешнего долга Республики Беларусь 15
3. Направления совершенствования управления государственным долгом Республики Беларусь и его перспективы 20
Заключение 25
Список использованных источников 27

Файлы: 1 файл

1].docx

— 98.33 Кб (Скачать файл)

Кредиты иностранных государств направляются на закупку сельскохозяйственной техники, продовольственного и фуражного  зерна, нефти и газа, реконструкцию  предприятий химической, нефтеперерабатывающей, металлургической, легкой и пищевой  промышленности.

В 2010 году Республика Беларусь дебютировала на рынке ценных бумаг, разместив так называемые евробонды. Евробонды (еврооблигации) – инвестиционный финансовый инструмент, который представляет собой среднесрочные и долгосрочные облигации крупных эмитентов (государств, компаний и банков), номинированные в валюте, являющейся, как правило, иностранной для эмитента, размещаемые  среди зарубежных инвесторов, для  которых данная валюта также,  как  правило, является иностранной. Работа по выпуску еврооблигаций проводилась  в рамках Указа Президента Республики Беларусь от 13.05.2010 № 245 «О выпуске государственных  облигаций Республики Беларусь»  и постановления Совета Министров  Республики Беларусь от 20.05.2010 № 758 «О выпуске  государственных долгосрочных облигаций  в 2010 году». Размещение еврооблигаций  имеет ряд преимуществ перед  получением государственного кредита:

  1. отсутствуют ограничения по объемам заимствования, связанные, например, с риском на одного заемщика для банка;
  2. предоставляемые ресурсы не являются связанными, то есть эмитент не несет конкретных обязательств по их освоению внутри страны;
  3. формируется публичная кредитная история эмитента, что означает возможность в будущем занимать на более длительные сроки под более низкий процент;
  4. с выходом суверенного заемщика (государства) на финансовый рынок возможность заимствовать на открытом рынке появляется и у корпоративных заемщиков данного государства.

Республика Беларусь действует  поступательно: сначала – правительственные  кредиты, двусторонние и синдицированные  банковские кредиты, которые не дают возможности реально оценить  стоимость заемных ресурсов на открытом рынке, а затем – формирование публичной кредитной истории  и размещение еврооблигаций с  установлением ценовых ориентиров для дальнейших заимствований.

 

2.2 Динамика внешнего долга Республики  Беларусь

Начиная с 2006 года, стала наблюдаться  тенденция роста валового внешнего долга Республики Беларусь. Однако до того, как влияние мирового финансового  кризиса распространилось на республику, данная тенденция не рассматривалась  как негативная. Рост отрицательного сальдо торгового баланса в тот  период объяснялся в основном увеличением  цен на российские энергоносители. При этом темпы роста валового внешнего долга оставались невысокими, что позволяло рассматривать  внешние заимствования как благоприятный  фактор, обеспечивающий стабильное развитие национальной экономики.

Удорожание внешних заимствований  во второй половине 2008г. Не остановило увеличение внешнего долга государства. Валовой внешний долг страны увеличился с 12,5 млрд. долл. США на 01.01.2008 до 15,1 млрд. долл. США на 01.01.2009 до 22 млрд. долл. США  на 01.01.2010 и до 28,4 млрд. долл. США на 01.01.2011

Динамика роста валового внешнего долга и органов государственного управления Республики Беларусь с 2006 по 2012 годы представлена на рисунке 1. Как видно, долг органов государственного управления растёт с 2007 года. Особенно сильно он вырос в 2009 году - почти на 5 млрд. долларов США.

 

Рисунок 1 – Динамика валового внешнего долга в Беларуси в 2006-2012 годах

Примечание – Источник: [9]

 

На 1 июля 2012 года долг органов  государственного управления составлял 12,6791 млрд. долларов США. Золотовалютные резервы, рассчитанные по методологии  МВФ, на ту же дату составляли 8,3295 млрд. долларов. Как видно, золотовалютных резервов не хватит, чтобы выплатить  даже долги только органов государственного управления.

       Согласно бюджету Республики  Беларусь на 2012 год, доходы государственного  бюджета должны составить 92,771972225 трлн. рублей. По официальному курсу  доллара к белорусскому рублю  на 1 января 2012г. в 8350 рублей за  доллар эта сумма эквивалентна 11,11 млрд. долларов. Таким образом,  внешний долг органов государственного  управления превышает размер  доходов госбюджета.[9]

Мировой финансовый кризис в 2009 году оказал наиболее негативное влияние  на экономику Беларуси. Наблюдалось  падение экспорта и импорта товаров, вместе с тем отрицательная величина внешнеторгового сальдо продолжала расти, что было обусловлено более  быстрыми темпами падения нашего экспорта, нежели импорта.

Наша страна в 2008-2009 годах  активно привлекала внешние займы  для пополнения международных резервных  активов Республики Беларусь. Основным кредитором Беларуси по итогам 2009 года явились Россия и Международный  валютный фонд. Кроме того, нашими кредиторами  явились также такие страны, как  Венесуэла, Китай, Италия. Также страной  был получен кредит Всемирного банка.

Как сообщает Министерство финансов, внешний государственный долг по состоянию на 1 августа составил 12 млрд. долларов США при установленном лимите 14,3 млрд. долларов, увеличившись с начала года на 211,7 млн. долларов.

 Увеличение внешнего  государственного долга в 2012 году  обусловлено привлечением кредитов  Всемирного банка, АКФ ЕврАзЭС  и банков Китая. 

 Как отмечают в Минфине,  несмотря на получение в июне 2012 года третьего транша финансового  кредита Антикризисного фонда  ЕврАзЭС (440 млн. долларов), увеличение  госдолга по сравнению с началом  года незначительно. Это обусловлено  погашением части основного долга  по кредиту стэнд - бай МВФ в апреле 2012 (100,3 млн. долларов) и в июле 2012 года (97,8 млн. долларов), а также укреплением курса национальной валюты по сравнению с 1 января 2012 года.[3]

 Для сравнения: в большинстве стран с развивающимися экономиками уровень государственного долга ниже среднемирового – 56% ВВП. Таким образом, можно отметить, что, исходя из общемировых показателей, Республика Беларусь выглядит достаточно презентабельно и выдерживает все нормативы. Однако не стоит забывать о том, что наша страна – страна с переходной экономикой, и рост государственного долга может стать непосильным для нас, став причиной замедления экономического роста и структурной перестройки экономики, угрозой экономической безопасности страны.

26 июля 2010 года было объявлено  о выпуске пятилетних облигаций  Республики Беларусь и начала  формироваться книга заявок. Выпуск  привлек внимание широкого круга  инвесторов из разных регионов  мира и был переподписан в  три раза. Заявки на участие  в размещении были получены  от 145 инвесторов на общую сумму  1,5 млрд. долл. США.

Облигации размещены за пределами  Соединенных Штатов Америки  в  соответствии с Законом США «О ценных бумагах» 1933г. В итоге было размещено еврооблигаций на сумму 600 млн. долл. США с купоном 8,75% годовых (выплаты раз в полугодие и погашением в 2015г.) по цене 99,011% от номинала, что соответствовало текущей доходности 9% годовых.

Необходимо отметить широкий  географический интерес к еврооблигациям. Европейские инвесторы купили 28% выпуска, оффшорные инвесторы США  – 27%, России – 22%, Великобритании – 20%.

Еврооблигации прошли процедуру  листинга1 на Люксембургской фондовой бирже. Им присвоены рейтинги В1 (Moody’s)/В+ (S&P).

Сделка была завершена 03.08.2010, и в тот же день средства от размещения бумаг поступили в республику.

С момента завершения дебютного  выпуска на вторичном рынке наблюдалась  высокая активная торговля ценными  бумагами Республики Беларусь, которые  реализовывались по цене на 1-2% выше их номинальной стоимости, а доходность с 9% снизилась до 8,12%.  [14, с. 78]

Согласно статье 13 закона «О республиканском бюджете на 2012 год» утверждены лимиты государственного долга Республики Беларусь на 2012 год:

    • лимит внутреннего государственного долга Республики Беларусь в размере 34 трлн. рублей;
    • лимит внутреннего долга, гарантированного Республикой Беларусь, в размере 20 трлн. рублей;
    • лимит внешнего государственного долга Республики Беларусь в размере 14.3  млрд. долларов США;
    • лимит внешнего долга, гарантированного Республикой Беларусь, в размере 5 млрд. долларов США.[11]

В 2011 году на обслуживание внешнего долга Министерство финансов выделило  862 млн. долл. США, в том числе на выплату процентов – 695 млн. и  на погашение основного долга  – 167 млн. (с учетом облигаций, выпущенных на европейском и российском фондовом рынке). В основном крупные выплаты  по внешнему государственному долгу  Беларуси начались с 2012 года, из-за необходимости  погасить кредиты по программе Международного валютного фонда (460,3 млн. США). А в 2013 году придется погасить кредиты  Международного валютного фонда  на 1.734,9 млн. США.

        Таким образом, можно сделать  вывод о том, что несмотря  на то, что Республика Беларусь  весьма активно прибегает к  использованию внешних источников  заимствования, по объему внешнего  государственного она относится  к странам с низким уровнем  задолженности. При этом по  величине совокупного валового  внешнего долга Беларусь вплотную  приблизилась к границе безопасного  для страны уровня внешней  задолженности. Кроме того, следует  помнить о том, что внешний  долг придется возвращать в  свободно конвертируемой валюте. Это потребует или получения  новых внешних займов, или соответствующего  роста экспорта как основного  источника получения конвертируемой  валюты.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3 Направления совершенствования  управления государственным долгом  Республики Беларусь и его  перспективы

 

Начиная с 1995г. в Республике Беларусь наблюдается двенадцатикратный  рост отрицательного сальдо внешнеторгового  баланса, опережение темпов роста импорта  над экспортом, что создает напряженное  положение в платежном балансе  страны и не позволяет сформировать надежные золотовалютные резервы. Объем  экспорта товаров на душу населения  в европейских странах, по населению  близких к Беларуси, на порядок  выше.

Все это свидетельствует  о том, что современное состояние  внешнеэкономической деятельности Беларуси не соответствует ее потенциальным  возможностям, многие факторы задействованы  не в полной мере, что в конечном итоге сказывается на развитии национальной экономики, создает угрозу экономической  безопасности страны.  В данной связи  необходимо значительное увеличение темпов роста экспорта в 2012-2015 гг. и достижение положительного сальдо торгового баланса, повышение эффективности внешнеэкономической деятельности Республики Беларусь, поиск резервов в данной сфере и их увязка с реальными экономическими условиями и задачами.

В последние годы в Республике Беларусь наблюдается устойчивая тенденция  роста как государственного, так  и совокупного внешнего долга. Более  того, по оценке Международного валютного  фонда валовой внешний долг Беларуси вырос в 2011г. до 57% ВВП, в 2012г. до 62%, а  в 2016г. достигнет 75% ВВП.[15, с. 38]

Внешний государственный  долг Беларуси по состоянию на 1 апреля 2012 года составил 11,9 млрд. США при  установленном лимите 14,3 млрд. США, увеличившись с начала года на 75,3 млн. США, что обусловлено получением в 2012 году средств по кредитам Московского Банка Реконструкции и Развития (МБРР) и банков Китайской Народной Республики (КНР). Как сообщает Министерство финансов Беларуси, внутренний государственный долг с начала 2012 года уменьшился на 0,4 трлн. рублей, по состоянию на 1 апреля 2012 года составив 17,5 трлн. рублей при установленном лимите 34 трлн. рублей.

Уменьшение внутреннего  государственного долга в 2012 году обусловлено  погашением государственных ценных бумаг и укреплением курса  национальной валюты.

Общий госдолг Республики Беларусь на 1 апреля составил 112,7 трлн. рублей и уменьшился по сравнению  с началом 2012 года на 3,7 трлн. рублей, или на 3,2%. 

Уменьшение госдолга в  белорусских рублях в первую очередь  обусловлено переоценкой внешнего государственного долга вследствие укрепления национальной валюты в январе—марте 2012 года.[18]

 Кроме того, следует  отметить, что в 2012-2013 гг. ожидается  увеличение выплат Беларусью  по кредиту Международного валютного  фонда и начинается погашение  ранее привлеченных российских  государственных кредитов. На рисунке 2 представлены предполагаемые объемы обслуживания и погашения внешнего государственного долга в 2012-2015 годах:

 

 

Рисунок 2 – Расходы по обслуживанию и погашению внешнего государственного долга (млн. долл. США)

Примечание – Источник: собственная  разработка на основании [8, с. 36]

 

В этих суммах не учитываются  возможные новые заимствования.  Следовательно, на 2013-2014 годы придется пик погашения внешнего государственного долга. Он может оказаться весьма обременительным для страны, особенно если не удастся решить проблемы дефицита внешней торговли.

Планы правительства на 2012-2015 гг. предполагают среднегодовой прирост ВВП на уровне 10-11%, что эквивалентно 6-7 млрд. долл. США в год. По расчетам получается, что треть прироста уйдет на обслуживание внешнего долга, что, в свою очередь, сокращает возможности инвестирования в дальнейшее развитие экономики.

Таким образом, сложившаяся  ситуация требует совершенствования  бюджетной политики и мер по управлению государственным долгом. 

Бюджетная политика в настоящее  время направлена на оптимизацию  государственных обязательств, повышение  эффективности и результативности бюджетных расходов на основе совершенствования  форм и процедур их финансирования. Основные направления работы по созданию эффективной системы управления государственными финансами:

    • совершенствование межбюджетных отношений и организации бюджетного процесса на основе разработки и принятия Бюджетного кодекса Республики Беларусь;
    • расширение сферы охвата системой государственного казначейства объема финансовых операций государственного сектора;
    • оптимизация состава распорядителей бюджетными средствами исходя из выполнения ими государственных функций; исключение дублирования этих функций, эффективное использование бюджетных средств;
    • реализация принципа общего (совокупного) покрытия расходов: все расходы бюджета должны обеспечиваться общей суммой доходов бюджета и поступлений из источников финансирования его дефицита.

Информация о работе Государственный долг Республики Беларусь: способы, варианты и перспективы погашения