Государственный долг Республики Беларусь: способы, варианты и перспективы погашения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Ноября 2013 в 15:58, курсовая работа

Описание работы

Целью данной курсовой работы является определение понятия, экономического содержания категории «государственный долг», причин и последствий его образования, степени влияния государственного долга на экономику и особенностей его регулирования, а также характеристика государственного долга Республики Беларусь, анализ динамики и тенденций его развития.

Содержание работы

Введение 5
1.Понятие государственного долга 6
1.1 Государственный долг и его виды 6
1.2 Управление государственным долгом 9
2 Анализ государственного долга Республики Беларусь 13
2.1 Состав государственного долга Республики Беларусь и его законодательное регулирование 13
2.2 Динамика внешнего долга Республики Беларусь 15
3. Направления совершенствования управления государственным долгом Республики Беларусь и его перспективы 20
Заключение 25
Список использованных источников 27

Файлы: 1 файл

1].docx

— 98.33 Кб (Скачать файл)

Главные задачи в области  повышения эффективности использования  бюджетных средств:

    • постепенное внедрение программно-целевых методов бюджетного планирования, чтобы обеспечить прямую связь между выделением бюджетных ресурсов и достижением конкретных результатов деятельности государственных органов и бюджетных организаций;
    • переход к среднесрочному бюджетному планированию, позволяющий повысить качество принимаемых решений о государственных расходах и предсказуемость структуры бюджетных расходов;
    • приоритетное использование бюджетных средств на развитие социальной сферы;
    • ориентация бюджетной политики на обеспечение сбалансированности бюджетов всех уровней и удержание дефицита республиканского бюджета на уровне, не превышающем 1,5% ВВП.

В Республике Беларусь могут  также использоваться различные  меры и механизмы, позволяющие повысить эффективность управления государственным  долгом. К ним можно отнести: разработку стратегии управления государственным  долгом, оптимизацию государственных  заимствований, обмен внешнего долга  на инвестиции, формирование специальных  стабилизационных фондов, расширение использования рыночных инструментов внешнего финансирования – долговых ценных бумаг, совершенствование структуры  платежного баланса по текущим операциям, проведение более жесткой бюджетной  политики и другие меры.

Стратегия управления государственным  долгом в Республике Беларусь должна базироваться на согласовании динамики долга с темпами экономического роста и снижении затрат по его  обслуживанию. Как правило, соблюдение этих условий позволяет при увеличении абсолютных масштабов заимствования  сохранять примерно на одном уровне отношение государственного долга  к ВВП, не допуская ситуации, при  которой начинает проявляться негативное воздействие государственного долга  на экономику.

В рамках существующей стратегии  управления государственным долгом, которая заключается в удовлетворении потребности государства в финансовых ресурсах для обеспечения устойчивого  экономического роста при сохранении объема государственного долга на экономически безопасном уровне, предполагается выполнение следующих задач:

    • диверсификация финансовых инструментов заимствования;
    • оптимизация портфеля государственного долга по сроку, валюте и долговым инструментам;
    • развитие внутреннего рынка государственных заимствований;
    • повышение эффективности использования государственных займов.

Новые заимствования будут  осуществляться с учетом установленных  параметров экономической безопасности при минимально возможном уровне затрат и риска.

Основными проблемами, рассматриваемыми при решении вопросов о новых  заимствованиях Республики Беларусь, являются эффективность заимствований, определение допустимых размеров заимствований  и источников их покрытия, оценка влияния  заимствований на социально-экономическое  развитие.

Управление государственным  долгом Республики Беларусь должно основываться на оптимизации государственных  заимствований. Оптимизационный подход предполагает:

  1. балансирование поступления налоговых и неналоговых доходов и эмиссионной деятельности с увеличением государственного долга и расходов по его обслуживанию;
  2. стабилизацию размеров государственного долга в увязке с инвестированием;
  3. разработку и реализацию мер по ограничению и возможному уменьшению государственного долга;
  4. обесценение государственного долга в силу инфляционных процессов.

В качестве одного из вариантов  уменьшения внешнего долга Республики Беларусь может быть использование  методы, предполагающего обмен внешнего долга на инвестиции. Этот метод  выглядит следующим образом. В случае достижения договоренности с правительством какой-либо страны инвесторы этой страны получают возможность выкупить часть  долга страны-должника. Приобретенные  инвестором требования предоставляются  уполномоченной структуре государства-должника (например, Министерству финансов). Государство-должник  оплачивает эти требования в национальной валюте. Полученные инвестором средства могут быть использованы только в  стране-должнике и только на реализацию инвестиционных проектов.

Выгода страны-должника в  том, что платеж в валюте заменяется платежом в рублях и привлекаются зарубежные инвестиции. Выгода инвестора  в том, что уменьшается часть  его первоначальных рисков. Основная проблема данного варианта заключается  в трудности найти такие проекты  и условия их реализации, которые  устраивали бы как инвесторов, так  и государство-заемщика.

В целях более эффективного управления государственным долгом могут создаваться стабилизационные фонды (государственные фонды погашения  долга). Под стабилизационным фондом понимается фонд, формируемый за счет отчислений органов государственного управления в государствах, имеющих  большой государственный долг, в  целях обеспечения возможностей относительно безболезненных выплат в  пиковые периоды и постепенного погашения задолженности.

Основной задачей таких  фондов является ответственное и  упорядоченное погашение государственного долга. Вместе с тем фонды могут  иметь инвестиционный портфель, используемый для управления ликвидностью и максимизации доходов по ценным бумагам. Управление фондом может осуществляться самостоятельной  структурой, независимой от Министерства финансов и центрального банка.  Функционирование такого фонда способствует возникновению атмосферы доверия  к государству-должнику и содействует  нормальному функционированию рынка  государственных ценных бумаг.

Для улучшения управления государственным долгом в Республике Беларусь следует расширить использование  рыночных инструментов внешнего финансирования – долговых ценных бумаг, широко используемых в мировой практике. Их преимущество – принципиально иные объемы и  гибкое управление долгом (возможности  дополнительных эмиссий, выкупа и конвертации), более широкая база инвесторов (не только банки, но и инвестиционные фонды, крупные частные инвесторы), а  главное, несколько меньшая стоимость  привлечения.

Таким образом, современные  условия развития экономики Республики Беларусь требуют разработки эффективной  системы управления государственным  долгом, которая бы учитывала не только положительный мировой опыт и инновации в этой области, но и особенности развития национальной экономики.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Интенсивное развитие международного обмена, начавшееся во второй половине ХХ в., привело к усилению финансовой взаимозависимости между его  сторонами. Одним из основных проявлений такой зависимости стало то, что  сегодня в мире практически нет  стран, которые бы не имели государственного долга, под которым в общем  виде понимают задолженность правительства  юридическим и физическим лицам - своим и иностранным, правительствам других стран.

Его образование, прежде всего, обусловлено противоречиями между  потребностями государства и  его возможностями финансирования их. Изменения в структуре собственности  в последние десятилетия привели  к перераспределению источников доходов, в т.ч. государственных. Они  стали более разнообразными, а  поступление денежных средств в  централизованные фонды государства  многоступенчатыми. Несмотря на увеличение источников доходов, в то же время  поступающие средства не обеспечивают потребности в них государства. Последнее всегда испытывало недостаток в финансовых ресурсах для выполнения своих функций, следствием чего является образование дефицита бюджета, а вместе с ним и госдолга. Перед государством поэтому встает проблема, с одной стороны, поиска дополнительных источников средств, а с другой - эффективного и действенного их использования. Такими источниками традиционно для всех стран являются внутренние и внешние заимствования, формирующие государственный долг.

Таким образом, государственный  долг, представленный долгом внутренним и внешним, обусловлен наличием ряда причин, которые могут влиять на его образование и развитие как  обособленно, так и все вместе. Однако основой формирования государственного долга является наличие бюджетного дефицита в стране, источником покрытия которого и является изучаемое в  настоящей работе явление.

Вместе с решение проблемы потребности в дополнительных источниках финансирования расходов государства, его долг в тоже время влечет ряд  негативных явлений и последствий, связанных с угрозой инфляции в будущем, снижения эффективности  экономики и производственного  потенциала страны, углубления дефицита бюджета, а также угрозой долгового  кризиса.

Для избежания таких проблем  необходим постоянный и тщательный контроль, проведение разумной политики в области управления государственным  долгом.

В целом проблемы государственного заимствования лежат  в сфере макроэкономической политики, проводимой государством. Как следствие  эффективное использование и  погашение привлеченных средств  в долгосрочной перспективе связано  с увеличением экспорта и объема ВВП, укреплением государственного бюджета и совершенствованием бюджета  налоговой политики, четким разграничением полномочий в области управления государственным долгом на республиканском  и местном уровнях, стабилизацией  ситуации в предпринимательском  секторе, эффективным использованием привлекаемых ресурсов и своевременным  исполнением обязательств. Кроме  того, в построении своей системы  взаимоотношений в области регулирования  и управления госдолгом, следовало  бы использовать опыт зарубежных стран - как положительный, так и отрицательный (для того, чтобы избежать ошибок).

Таким образом, государственный  долг, как и любое значимое в  жизни государства явление, понятие  неоднозначное. Тем не менее, оно  может принести экономике весомые  выгоды и стать в определенной степени катализатором экономического развития, но для этого требуется  ответственное и профессиональное управление им.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                 СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1. Бюджетная классификация  Республики Беларусь: нормативные  документы. – Минск: ИВЦ Минфина, 2009. – 208 с.

2. Бюджетный кодекс Республики  Беларусь (с изменениями и дополнениями) [Электронный ресурс] // Национальный правовой интернет-портал Республики Беларусь. – Режим доступа: http://pravo.by/main.aspx?guid=3871&p0=hk0800412&p2={NRPA}. – Дата доступа: 23.11.2012.

3. Внешний государственный  долг Беларуси [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://news.open.by/economics/88106 - Дата доступа: 28.11.2012.       

4. Дайнеко А. Внешнеэкономический дисбаланс и рост внешнего долга Беларуси. /А. Дайнеко // Банкаўскі веснік. – 2011. - № 19. – С. 5-11.

5. Дайнеко А. Формирование системы управления внешним долгом Республики Беларусь. /А. Дайнеко// Банкаўскі веснік. – 2011. - № 1. – С. 8-12.

6. Жук И.Н. Внешний долг государства: методология и стратегия управления: моногр. / И.Н. Жук. – Минск: БГЭУ, 2010. – 218 с.

7. Информационный портал Беларуси "МойBY"  [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.moyby.com/news/77684 - Дата доступа: 26.11.2012. 

8. Кобринский Г.Е. Совершенствование управления государственным долгом в современных условиях экономики Республики Беларусь. /Г.Е. Кобринский // Бухгалтерский учет и анализ. – 2011. - № 9. – С. 35-38.

9. Динамика внешнего долга Беларуси [Электронный ресурс]. – Режим доступа:.  http://newpresidentbelarus.com/Home/ViewArticle/91 - Дата доступа: 25.11.2012.

10. Маркусенко М. Внешний долг Беларуси: тенденции и перспективы. /М. Маркусенко // Финансовый директор. – 2010. - № 6(90).  - С. 6-10.

11. «О республиканском бюджете на 2012 год»: Закон Респ. Беларусь от 20 декабря 2011г. № 331-З [Электронный ресурс]. – Режим доступа:. http://www.ng.by/ru/issues?art_id=62739  - Дата доступа: 25.11.2012.

12. Официальный сайт Министерства финансов Республики Беларусь [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://minfin.gov.by. – Дата доступа: 25.11.2012.

13. Попкова, А. Управление государственным долгом в разных странах / А.Попкова // Банкаўскi веснiк. - 2010. - №8. - С. 34-41.

14. Смольский А. Евробонды:  что это такое? / А.Смольский // Юрист. – 2011. - № 3. – С.77-81.

15. Теория финансов: учеб. пособие / Н.Е. Заяц, М.К. Фисенко, Т.В. Сорокина и др.; под ред. проф. Н.Е. Заяц, М.К. Фисенко. – Мн.: БГЭУ, 2005. – 351 с.

16. Туманова Е.А., Шагас Н.А. Макроэкономика. Элементы продвинутого подхода: учебник. – М.: ИНФРА-М, 2010. – 400 с.

17. Финансы и финансовый рынок: учеб.пособие/Г.Е. Кобринский [и др.]; под общ.ред. Г.Е. Кобринского,М.К. Фисенко. – Минск: Выш.шк., 2011. – 343 с. 

18. Экономическая безопасность: учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по специальностям экономики и управления / [В.А. Богомолов и др.]; под ред. В.А. Богомолова. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2009. – 295 с.

19. Экономическая теория: учеб. пособие / А.В. Бондарь [и др.]; под общ. ред. А.В. Бондаря, В.А. Воробьева. – Минск: БГЭУ, 2011. – 479 с.

 

 

 

 

 

http://bdg.by/news/finance/14148.html

1 Листинг - это совокупность процедур по включению ценной бумаги в один из котировальных списков фондовой биржи и осуществлению контроля за соответствием ценных бумаг и самого эмитента условиям и требованиям, установленным фондовой биржей.

 

 


Информация о работе Государственный долг Республики Беларусь: способы, варианты и перспективы погашения