Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Ноября 2013 в 15:58, курсовая работа
Целью данной курсовой работы является определение понятия, экономического содержания категории «государственный долг», причин и последствий его образования, степени влияния государственного долга на экономику и особенностей его регулирования, а также характеристика государственного долга Республики Беларусь, анализ динамики и тенденций его развития.
Введение 5
1.Понятие государственного долга 6
1.1 Государственный долг и его виды 6
1.2 Управление государственным долгом 9
2 Анализ государственного долга Республики Беларусь 13
2.1 Состав государственного долга Республики Беларусь и его законодательное регулирование 13
2.2 Динамика внешнего долга Республики Беларусь 15
3. Направления совершенствования управления государственным долгом Республики Беларусь и его перспективы 20
Заключение 25
Список использованных источников 27
Главные задачи в области
повышения эффективности
В Республике Беларусь могут также использоваться различные меры и механизмы, позволяющие повысить эффективность управления государственным долгом. К ним можно отнести: разработку стратегии управления государственным долгом, оптимизацию государственных заимствований, обмен внешнего долга на инвестиции, формирование специальных стабилизационных фондов, расширение использования рыночных инструментов внешнего финансирования – долговых ценных бумаг, совершенствование структуры платежного баланса по текущим операциям, проведение более жесткой бюджетной политики и другие меры.
Стратегия управления государственным
долгом в Республике Беларусь должна
базироваться на согласовании динамики
долга с темпами экономического
роста и снижении затрат по его
обслуживанию. Как правило, соблюдение
этих условий позволяет при
В рамках существующей стратегии
управления государственным долгом,
которая заключается в
Новые заимствования будут осуществляться с учетом установленных параметров экономической безопасности при минимально возможном уровне затрат и риска.
Основными проблемами, рассматриваемыми при решении вопросов о новых заимствованиях Республики Беларусь, являются эффективность заимствований, определение допустимых размеров заимствований и источников их покрытия, оценка влияния заимствований на социально-экономическое развитие.
Управление государственным долгом Республики Беларусь должно основываться на оптимизации государственных заимствований. Оптимизационный подход предполагает:
В качестве одного из вариантов уменьшения внешнего долга Республики Беларусь может быть использование методы, предполагающего обмен внешнего долга на инвестиции. Этот метод выглядит следующим образом. В случае достижения договоренности с правительством какой-либо страны инвесторы этой страны получают возможность выкупить часть долга страны-должника. Приобретенные инвестором требования предоставляются уполномоченной структуре государства-должника (например, Министерству финансов). Государство-должник оплачивает эти требования в национальной валюте. Полученные инвестором средства могут быть использованы только в стране-должнике и только на реализацию инвестиционных проектов.
Выгода страны-должника в
том, что платеж в валюте заменяется
платежом в рублях и привлекаются
зарубежные инвестиции. Выгода инвестора
в том, что уменьшается часть
его первоначальных рисков. Основная
проблема данного варианта заключается
в трудности найти такие
В целях более эффективного
управления государственным долгом
могут создаваться
Основной задачей таких
фондов является ответственное и
упорядоченное погашение
Для улучшения управления
государственным долгом в Республике
Беларусь следует расширить
Таким образом, современные условия развития экономики Республики Беларусь требуют разработки эффективной системы управления государственным долгом, которая бы учитывала не только положительный мировой опыт и инновации в этой области, но и особенности развития национальной экономики.
Интенсивное развитие международного обмена, начавшееся во второй половине ХХ в., привело к усилению финансовой взаимозависимости между его сторонами. Одним из основных проявлений такой зависимости стало то, что сегодня в мире практически нет стран, которые бы не имели государственного долга, под которым в общем виде понимают задолженность правительства юридическим и физическим лицам - своим и иностранным, правительствам других стран.
Его образование, прежде всего,
обусловлено противоречиями между
потребностями государства и
его возможностями
Таким образом, государственный долг, представленный долгом внутренним и внешним, обусловлен наличием ряда причин, которые могут влиять на его образование и развитие как обособленно, так и все вместе. Однако основой формирования государственного долга является наличие бюджетного дефицита в стране, источником покрытия которого и является изучаемое в настоящей работе явление.
Вместе с решение проблемы потребности в дополнительных источниках финансирования расходов государства, его долг в тоже время влечет ряд негативных явлений и последствий, связанных с угрозой инфляции в будущем, снижения эффективности экономики и производственного потенциала страны, углубления дефицита бюджета, а также угрозой долгового кризиса.
Для избежания таких проблем необходим постоянный и тщательный контроль, проведение разумной политики в области управления государственным долгом.
В целом проблемы
государственного заимствования лежат
в сфере макроэкономической политики,
проводимой государством. Как следствие
эффективное использование и
погашение привлеченных средств
в долгосрочной перспективе связано
с увеличением экспорта и объема
ВВП, укреплением государственного
бюджета и совершенствованием бюджета
налоговой политики, четким разграничением
полномочий в области управления
государственным долгом на республиканском
и местном уровнях, стабилизацией
ситуации в предпринимательском
секторе, эффективным использованием
привлекаемых ресурсов и своевременным
исполнением обязательств. Кроме
того, в построении своей системы
взаимоотношений в области
Таким образом, государственный
долг, как и любое значимое в
жизни государства явление, понятие
неоднозначное. Тем не менее, оно
может принести экономике весомые
выгоды и стать в определенной
степени катализатором
1. Бюджетная классификация
Республики Беларусь: нормативные
документы. – Минск: ИВЦ
2. Бюджетный кодекс Республики
Беларусь (с изменениями и дополнениями)
[Электронный ресурс] // Национальный правовой
интернет-портал Республики Беларусь.
– Режим доступа: http://pravo.by/main.aspx?
3. Внешний государственный
долг Беларуси [Электронный ресурс].
– Режим доступа: http://news.open.by/economics/
4. Дайнеко А. Внешнеэкономический дисбаланс и рост внешнего долга Беларуси. /А. Дайнеко // Банкаўскі веснік. – 2011. - № 19. – С. 5-11.
5. Дайнеко А. Формирование системы управления внешним долгом Республики Беларусь. /А. Дайнеко// Банкаўскі веснік. – 2011. - № 1. – С. 8-12.
6. Жук И.Н. Внешний долг государства: методология и стратегия управления: моногр. / И.Н. Жук. – Минск: БГЭУ, 2010. – 218 с.
7. Информационный портал Беларуси
"МойBY" [Электронный ресурс]. –
Режим доступа: http://www.moyby.com/news/
8. Кобринский Г.Е. Совершенствование управления государственным долгом в современных условиях экономики Республики Беларусь. /Г.Е. Кобринский // Бухгалтерский учет и анализ. – 2011. - № 9. – С. 35-38.
9. Динамика внешнего долга Беларуси
[Электронный ресурс]. – Режим доступа:. http://newpresidentbelarus.
10. Маркусенко М. Внешний долг Беларуси: тенденции и перспективы. /М. Маркусенко // Финансовый директор. – 2010. - № 6(90). - С. 6-10.
11. «О республиканском бюджете
на 2012 год»: Закон Респ. Беларусь от 20 декабря
2011г. № 331-З [Электронный ресурс]. – Режим
доступа:. http://www.ng.by/ru/issues?
12. Официальный сайт Министерства финансов Республики Беларусь [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://minfin.gov.by. – Дата доступа: 25.11.2012.
13. Попкова, А. Управление государственным долгом в разных странах / А.Попкова // Банкаўскi веснiк. - 2010. - №8. - С. 34-41.
14. Смольский А. Евробонды: что это такое? / А.Смольский // Юрист. – 2011. - № 3. – С.77-81.
15. Теория финансов: учеб. пособие / Н.Е. Заяц, М.К. Фисенко, Т.В. Сорокина и др.; под ред. проф. Н.Е. Заяц, М.К. Фисенко. – Мн.: БГЭУ, 2005. – 351 с.
16. Туманова Е.А., Шагас Н.А. Макроэкономика. Элементы продвинутого подхода: учебник. – М.: ИНФРА-М, 2010. – 400 с.
17. Финансы и финансовый рынок: учеб.пособие/Г.Е. Кобринский [и др.]; под общ.ред. Г.Е. Кобринского,М.К. Фисенко. – Минск: Выш.шк., 2011. – 343 с.
18. Экономическая безопасность: учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по специальностям экономики и управления / [В.А. Богомолов и др.]; под ред. В.А. Богомолова. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2009. – 295 с.
19. Экономическая теория: учеб. пособие / А.В. Бондарь [и др.]; под общ. ред. А.В. Бондаря, В.А. Воробьева. – Минск: БГЭУ, 2011. – 479 с.
http://bdg.by/news/finance/
1 Листинг - это совокупность процедур по включению ценной бумаги в один из котировальных списков фондовой биржи и осуществлению контроля за соответствием ценных бумаг и самого эмитента условиям и требованиям, установленным фондовой биржей.