Государственный долг Республики Беларусь: способы, варианты и перспективы погашения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Ноября 2013 в 15:58, курсовая работа

Описание работы

Целью данной курсовой работы является определение понятия, экономического содержания категории «государственный долг», причин и последствий его образования, степени влияния государственного долга на экономику и особенностей его регулирования, а также характеристика государственного долга Республики Беларусь, анализ динамики и тенденций его развития.

Содержание работы

Введение 5
1.Понятие государственного долга 6
1.1 Государственный долг и его виды 6
1.2 Управление государственным долгом 9
2 Анализ государственного долга Республики Беларусь 13
2.1 Состав государственного долга Республики Беларусь и его законодательное регулирование 13
2.2 Динамика внешнего долга Республики Беларусь 15
3. Направления совершенствования управления государственным долгом Республики Беларусь и его перспективы 20
Заключение 25
Список использованных источников 27

Файлы: 1 файл

1].docx

— 98.33 Кб (Скачать файл)
    • выплата процентов по долгу увеличивает неравенство в доходах, поскольку покупка государственных ценных бумаг доступна только наиболее обеспеченным слоям населения, а налоги, за счет которых финансируются проценты, платят все;
    • чтобы погашать долг и выплачивать проценты, правительство вынуждено поднимать ставки налогов, что уменьшает стимулы к инвестициям и замедляет развитие экономики;
    • большой внутренний долг препятствует привлечению иностранных инвесторов и способствует появлению у населения страны неуверенности в будущем.

Внешняя задолженность государства  имеет специфические особенности, отличающие ее от внутреннего долга. Внутренний долг, или долг государства  перед своими же гражданами, означает внутренний трансферт между ними в пределах своей страны. Внешний  же долг является чистым бременем для  экономики, так как выплачивается  иностранцам и поэтому может  рассматриваться как чистый трансферт  из страны (внешний трансферт). Кроме  того, внешний долг не может быть погашен с помощью денежного  финансирования, так как исчисляется  в иностранной валюте. Это устраняет  стимул к использованию эмиссионного способа погашения долга.

Страны со свободно конвертируемой валютой не разделяют государственный  долг на внешний и внутренний.

Таким образом, государственный  долг можно классифицировать по различным  признакам, и каждый вид имеет  свои особенности. 

 

1.2 Управление государственным долгом

Чтобы не допускать негативного  воздействия государственного долга  на экономику, необходимо грамотно управлять  государственным кредитом и контролировать формирование и погашение государственного долга.

Под управлением государственным  долгом понимается совокупность мероприятий  государства по выплате доходов  кредиторам и погашению займов, изменению  условий уже выпущенных займов, определение  условий выпуска новых государственных  ценных бумаг. [17, с. 71]

Целью управления государственным  долгом является оптимизация затрат, связанных с финансированием  дефицита государственного бюджета.

Успех управления зависит  от соблюдения ряда принципов:

    • безусловное выполнение государством обязательств перед кредиторами;
    • единство учета всех видов эмитированных обязательств;
    • снижение рисков влияния колебаний конъюнктуры мирового рынка капиталов и спекулятивных тенденций рынка ценных бумаг на рынок государственных ценных бумаг;
    • оптимальность структуры долговых обязательств государства по срокам их обращения и погашения;
    • сохранение финансовой независимости путем поддержания оптимальной структуры долговых обязательств государства между заимодавцами – резидентами и нерезидентами;
    • открытость (прозрачность) выпуска займов, доступность достоверной информации об экономическом положении страны для международных рейтинговых агентств. [15, с. 290]

В процессе управления государственным  долгом используются различные методы его регулирования. К основным из них относятся:

    • аннулирование государственного долга – мера, в результате которой государство полностью отказывается от обязательств по выпущенным займам (внутренним, внешним или по всему государственному долгу в целом). Аннулирование государственного долга может объявляться в основном по двум причинам: во-первых, в случае финансовой несостоятельности государства, то есть его банкротства, и, во-вторых, в результате прихода к власти в стране новых политических сил, не желающих по экономическим соображениям признать финансовые обязательства предыдущих властей;
    • рефинансирование – погашение старой государственной задолженности путем выпуска новых займов. Оно применяется обычно в условиях роста государственной задолженности и не снижающегося дефицита государственного бюджета страны. Рефинансирование широко используется в операциях по обслуживанию внешнего государственного долга. При этом важным условием предоставления новых займов является хорошая репутация страны-должника в кругах международного финансового рынка, ее экономическая и политическая стабильность;
    • новация – соглашение между заемщиком и кредиторами по замене обязательства по данному кредиту другим обязательством;
    • конверсия – изменение стоимости займов. Государство может предусматривать как уменьшение, так и увеличение доходности государственных ценных бумаг. Однако чаще всего государство снижает размер выплачиваемых процентов в целях уменьшения расходов по обслуживанию государственного долга;
    • консолидация – увеличение сроков действия уже выпущенных государственных займов. Возможна также и обратная операция;
    • унификация – объединение нескольких займов в один, когда облигации ранее выпущенных займов обмениваются на облигации нового займа. Такая мера предусматривает уменьшение количества видов обращающихся одновременно ценных бумаг, что упрощает работу и экономит расходы государства;
    • отсрочка погашения займа: проводится правительством в случаях, когда дальнейшее развитие операций по выпуску новых займов становится финансово неэффективным в связи с тем, что большая часть поступлений от новых займов направляется на выплату процентов и погашение ранее выпущенных займов. Отсрочка погашения займов отличается от консолидации тем, что при отсрочке не только отодвигаются сроки погашения, но и прекращается выплата доходов. Во время консолидации займов владельцы облигаций продолжают получать по ним свой доход. [8, с.  72-73]

Под погашением государственного долга понимается уплата, выкуп или  иное изъятие из обращения долговых обязательств в части основного  долга.

Под обслуживанием государственного долга понимается уплата процентов  или иного вознаграждения кредитору, штрафов и прочих платежей по государственным  займам.

Для оценки долгового бремени  того или иного государства в  международной практике используются различные методы. Например, Всемирный  банк определяет уровень кредитоспособности страны через систему показателей, а именно отношение:

  1. приведенной стоимости платежей по внешнему долгу к ВВП;
  2. приведенной стоимости платежей по внешнему долгу к экспорту товаров и услуг;
  3. внешнего долга к ВВП;
  4. внешнего долга к экспорту товаров и услуг;
  5. годовых платежей по обслуживанию внешнего долга к экспорту товаров и услуг.

Под приведенной стоимостью платежей по внешнему долгу понимается сумма всех платежей по погашению  и обслуживанию иностранных кредитов, включая платежи по погашению  основного долга и уплате процентов, с поправкой на коэффициент дисконтирования, который определяется с учетом альтернативных способов использования предоставляемых  кредитов.

Важным при управлении государственным долгом является вопрос платежеспособности государства. Платежеспособность в наиболее общем смысле означает способность расплачиваться по долгам, не прибегая бесконечно к новым заимствованиям. С этой точки зрения можно говорить о платежеспособности государства  по внешнему или внутреннему долгу, если оно обладает ликвидными ресурсами, достаточными для обслуживания накопленного на данный момент долга. Актуальность проблемы государственного долга зависит  от величины накопленного долга. Начиная  с некоторого уровня долгового бремени  поддержание платежеспособности становится специальной задачей макроэкономической политики. Накопленный долг в соответствии с традиционным взглядом рассматривается  как бремя для национальной экономики, которое приводит к сдерживанию  экономического роста и снижению благосостояния.

В этих условиях страна заинтересована в максимальном снижении долга, что  может привести к дефолту перед  внешними или внутренними кредиторами.

Однако по ряду причин, из которых главной является поддержание  репутации в мире и доверия  своих граждан, государство, как  правило, выплачивает долги, а не отказывается от них.

Теория платежеспособности, занимающаяся одним из главных направлений  исследований по управлению государственным  долгом, изучает ресурсные возможности  страны по выплате долга. Анализируется  бюджетное ограничение государства  при заданной динамике долга. Теория платежеспособности отвечает на вопрос, какой должна быть государственная  политика, чтобы избежать кризиса, связанного с неограниченным возрастанием государственного долга и невозможностью государства  расплатиться по нему.

Управление государственным  долгом имеет огромное значение, так  как именно от его эффективности  зависит финансовое положение государства.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2 Анализ государственного долга  Республики Беларусь

2.1 Состав государственного долга  Республики Беларусь и его  законодательное регулирование

Основным нормативно-правовым актом, регламентирующим положение  о государственном долге Республики Беларусь, является Бюджетный кодекс Республики Беларусь. Этим документом определены понятие, состав государственного долга страны, порядок его обслуживания, сроки погашения.  Бюджетная классификация  видов государственного долга Республики Беларусь представлена в таблице 1.

 

Таблица 1 – Классификация видов государственного долга Республики Беларусь

 

Код

Наименование

100

Внутренний государственный долг Республики Беларусь

110

Обязательства Правительства Республики Беларусь, оформленные как внутренний государственный долг

120

Государственные ценные бумаги, ценные бумаги, выпускаемые органами местного управления и самоуправления (до погашения)

121

государственные краткосрочные облигации

122

государственные долгосрочные облигации

123

векселя, выданные от имени Республики Беларусь

124

прочие государственные ценные бумаги

125

ценные бумаги, выпускаемые органами местного управления и самоуправления

130

Обязательства по заемным средствам, привлеченным Правительством Республики Беларусь, органами местного управления и самоуправления

131

обязательства по заемным средствам, привлеченным Правительством Республики Беларусь

132

Обязательства по заемным средствам, привлеченным органами местного управления

140

Гарантии Правительства Республики Беларусь, органов местного управления

141

гарантии Правительства Республики Беларусь

142

гарантии органов местного управления и самоуправления

150

Прочие обязательства Правительства  Республики Беларусь, органов местного управления и самоуправления

151

прочие обязательства Правительства  Республики Беларусь

151

прочие обязательства органов  местного управления и самоуправления

200

Внешний государственный долг Республики Беларусь

210

Внешний государственный долг Республики Беларусь по займам, полученным от:

211

международных финансовых организаций

212

иностранных государств и иных иностранных  кредиторов

220

Внешний государственный долг Республики Беларусь по обязательства:

221

Правительства Республики Беларусь

222

резидентов Республики Беларусь под  гарантии Правительства Республики Беларусь


Примечание  – Источник: [1, с.90-91]

Кроме этого, государственно-кредитные  экономические отношения регулируются такими законодательно-правовыми документами, как законы «О государственном внутреннем долге Республики Беларусь», «О внешнем  государственном долге Республики Беларусь», о бюджете на очередной  финансовый год.

Внутренний государственный  долг в Беларуси может выступать  в виде: займов, выпускаемых в  форме ценных бумаг от лица Совета Министров Республики Беларусь; кредитов Национального банка Республики Беларусь; других долговых обязательств, гарантированных Советом Министров  Республики Беларусь.

Условия выпуска и обращения  государственных долговых обязательств регулируются постановлениями Совета Министров Республики Беларусь.

Право привлечения заемных  средств у юридических и физических лиц от лица Совета Министров Республики Беларусь принадлежит только Министерству финансов Республики Беларусь.

Советом Министров Республики Беларусь либо по его решению Министерством  финансов Республики Беларусь ведется  реестр внутреннего государственного долг, а также реестр долгов местных  органов власти.

Законом о бюджете страны на очередной год устанавливается  определенный лимит внутреннего  государственного долга.

Внешний государственный  долг Республики Беларусь – это  общая сумма основного долга  страны по внешним государственным  займам на определенный период времени. Республика Беларусь несет безусловные  обязательства по погашению внешнего государственного долга.

Размер внешнего государственного долга постоянно изменяется в  результате ежегодных операций по получению  новых кредитов, изменения условий  их предоставления, а также погашения  ранее полученных средств, уплаты дохода по долговым обязательствам. С целью  ограничения государственного долга  ежегодно в законе о государственном  бюджете на очередной год устанавливается  лимит внешнего долга.

Важнейшими источниками  погашения внешнего государственного долга Республики Беларусь являются, во-первых, увеличение экспорта продукции  в зарубежные страны и получение  валютной выручки в свободно конвертируемой валюте, и, во-вторых, возврат государственного долга Беларуси другими странами.

В Беларуси платежи по погашению  и обслуживанию внешнего государственного долга отвечают требованиям защищенности и первоочередности по отношению  к другим статьям расходов при  исполнении республиканского бюджета. Кредиты международных финансовых организаций предоставляются республике в основном на развитие экономических реформ и используются на поддержание курса валют, создание объектов социальной сферы. Под государственные гарантии выдаются кредиты на реализацию инвестиционных проектов. По условиям расчетов к ним приравниваются кредиты, которые предоставлялись Республике Беларусь, но были переуступлены внутренним заемщикам, и те должны самостоятельно рассчитываться по кредитам за счет собственных средств.

Информация о работе Государственный долг Республики Беларусь: способы, варианты и перспективы погашения