Содержание
Введение………………………………………………………………………...........3
- Сущность государственного
долга и методы управления……………………...6
1.1 Государственный бюджет –
понятие, состояние и способы покрытия
дефицита………………………………………………………………..………….6
- Государственный долг – понятие,
сущность, виды………….……….........13
- Управление государственным
долгом: сущность и механизмы….............17
- Государственный долг РФ –
причины появления и современное состояние………………………………………………………………………....22
2.1 История возникновения
Государственного долга в РФ…………...……...22
2.2 Основные показатели используемые
для анализа государственного долга……………………………………………………………………………....29
- Современное состояние Государственного
долга……………….………...32
- Основные проблемы управления
государственным долгом в РФ…………....35
Заключение………………………………………………………………………….41
Библиографический список…………………...…………………………………...43
Приложение……………………………...………………………………………….45
Введение.
В современных условиях государственный
долг находится в центре экономических
проблем, что требует самого пристального
внимания к этой экономической категории
и проблемам, с ней связанными.
Проблема обслуживания государственного
долга - ключ к макроэкономической стабилизации
в стране. От ее решения зависят состояние
федерального бюджета, золотовалютных
резервов, стабильность национальной
валюты, уровень процентных ставок, инфляции,
инвестиционный климат. Кроме того, принимая
во внимание возможность международных
кредиторов, использовать долговую проблему
для политического давления на Россию,
грамотное урегулирование госдолга становится
фактором национальной безопасности и
условием проведения самостоятельной
внешней и внутренней политики.
Наиболее актуальной в настоящее
время является проблема управления государственным
долгом, т.к. в условиях экономического
кризиса 2008 года произошло резкое снижение
бюджетных доходов. Финансовый кризис 1998 года обусловил
переход вопросов управления государственным
долгом России в разряд первостепенных.
Зарубежные инвесторы резко изменили
свои мнения о платежеспособности Российской
Федерации, а также о ценности рекомендаций
международных финансовых организаций
по вложениям в страны с развивающимися
рынками. Введенные экономические санкции
против России в 2014 году лишь усиливают
актуальность проблемы управления государственным
долгом. Поэтому эффективное использование
долга может стать мощным фактором экономического
роста, позволяющим сглаживать экономические
флуктуации, дающим дополнительные финансовые
ресурсы. Устойчивое положение страны
на международном рынке капитала, своевременное
выполнение долговых обязательств способствуют
укреплению ее международного авторитета
и обеспечивают дополнительный приток
инвестиций на более выгодных условиях.
Кроме того, повышается доверие к ее валюте,
укрепляются внешнеторговые связи. С другой
стороны, кризис внешней задолженности
может стать серьезным негативным фактором
не только экономического, но и политического
значения. Непомерно высокие выплаты из
государственного бюджета по долгам отвлекают
средства от финансирования социальных,
экономических, оборонных и прочих программ
правительства. Государственный долг
является составной частью экономической
системы, оказывая прямое и косвенное
воздействие на многие ее элементы, в частности,
на государственный бюджет, денежно-кредитную
и валютную системы, уровень инфляции,
внутренние и внешние сбережения, иностранные
инвестиции и так далее. Таким образом,
государственный долг влияет на экономику
страны в целом, а возможности его эффективного
использования во многом определяются
общим уровнем развития экономики, и затрагивает
практически все элементы экономической
системы.
Величина государственного
долга (особенно в отношении к ВВП) является
важным показателем экономики страны,
так как обслуживание государственного
долга требует средств из бюджета и тем
самым диктует необходимость сокращения
расходов, как правило, на социальные нужды,
что отражается на жизненном уровне населения.
Поэтому грамотное управление размерами
и структурой государственного долга
важная социально-экономическая задача.
Разрешение проблемы государственного
долга является задачей стратегического
характера. Без её решения практически
невозможно обеспечить необходимые условия
для долгосрочного экономического подъёма
и поддержания устойчивости всей социально-экономической
системы страны.
Учитывая актуальность и действительную
потребность изучения проблем управления
государственным долгом, мной была поставлена
следующая цель:
Идентификация государственного
долга как проблемного экономического
феномена.
Для достижения указанной цели
в работе поставлены следующие задачи:
- рассмотреть содержание и основные
формы государственного долга;
- показать роль государственного
долга в рыночной экономике;
- отразить динамику государственного
внутреннего и внешнего долга и проанализировать
сложившуюся ситуацию;
дать характеристику основных
методов и форм управления государственным
долгом, а также раскрыть современные
проблемы в области управления государственным
внутренним и внешним долгом;
предложить пути повышения
эффективности управления государственным
долгом России.
- Сущность
государственного долга и методы
управления
- Государственный
бюджет – понятие,
состояние и способы покрытия дефицита
Рассмотрение государственного
долга требует изучения понятия государственного
бюджета. Государственный бюджет представляет
собой структуру расходов и доходов государства,
утвержденных в законном порядке. При
этом под расходами понимают государственные
закупки и трансферты. Доходы государственного
бюджета в основном состоят из налогов,
государственных займов и поступлений
из внебюджетных фондов (целевых фондов).
Ситуация, когда доходы
правительства превосходят его расходы
за данный год, называется бюджетным профицитом,
однако чаще экономическая история сталкивается
с противоположным явлением, а именно
с дефицитом бюджета. Большинство правительств,
как развитых, так и развивающихся стран
не могут покрыть доходами своих расходов,
сводя государственный бюджет с дефицитом.
В теории финансов
выделяются следующие основные виды бюджетных
дефицитов:
1. Циклический дефицит
госбюджета – результат действия
встроенных стабилизаторов экономики.
Под «встроенным» (автоматическим)
стабилизатором понимается экономический
механизм, позволяющий снизить амплитуду
циклических колебаний уровней занятости
и выпуска, не прибегая к частым изменениям
экономической политики. В качестве таких
стабилизаторов в развитых странах обычно
выступают прогрессивная система налогообложения,
система государственных трансфертов
и система участия в прибылях.
2. Структурный дефицит
госбюджета – разность между
расходами и доходами бюджета
в условиях полной занятости.
Оценки структурного дефицита
используются в основном в
развитых странах, где размеры
бюджетных дефицитов определяются в большей
степени циклическими колебаниями, а не
бюджетной политикой государства.
3. Первичный дефицит
госбюджета – разность между
величиной общего дефицита и
всей суммой выплат по долгу. Наличие первичного
дефицита является основным фактором
увеличения долгового бремени - и основной
суммы долга, и коэффициентов его обслуживания,
что и приводит к самовозрастанию задолженности.
4. Квазифискальный
(квазибюджетный) дефицит госбюджета –
существующий наряду с измеряемым (официальным)
скрытый дефицит госбюджета, обусловленный
квазифискальной деятельностью государства.
К такого рода деятельности
можно отнести:
- финансирование государственными
предприятиями избыточной занятости в
государственном секторе и выплата ими
заработной платы по ставкам выше рыночных
за счет банковских ссуд или путем накопления
взаимной задолженности;
- накопление в коммерческих
банках большого портфеля недействующих
ссуд, которые в итоге выплачиваются в
основном за счет льготных кредитов Центрального
Банка;
- финансирование Центральным
Банком убытков от мероприятий по стабилизации
обменного курса валюты, беспроцентных
и льготных кредитов правительству; рефинансирование
Центральным Банком сельскохозяйственных,
промышленных и жилищных программ правительств
по льготным ставкам и т.д.
Бюджетный дефицит
не относится к разряду чрезвычайных событий
для государства. В общем случае существуют
три причины возникновения дефицита бюджета:
- дефицит может быть связан с
необходимостью осуществления крупных
государственных вложений в развитие
экономики;
- дефициты может возникнуть
в результате чрезвычайных обстоятельств
(войны, крупных стихийных бедствий);
- дефицит бюджета может отражать
кризисные явления в экономике.
В России дефицит бюджета
законодательно устанавливается в Федеральном
Законе о государственном бюджете на предстоящий
год. Например, предельный размер дефицита
федерального бюджета на 2014 год, согласно
Федеральному закону от 02.12.2013 г. № 349-ФЗ
«О федеральном бюджете на 2014 год и на
плановый период 2015 и 2016 годов», был установлен
в сумме 389 593 865,8 тыс. рублей.
В случае принятия
бюджета на очередной финансовый год с
дефицитом законом об этом бюджете утверждаются
источники финансирования дефицита бюджета.
Финансирование
дефицита государственного бюджета.
Существует три основных
способа финансирования дефицита бюджета
в экономике рыночного типа: монетизация
дефицита, внешнее и внутреннее долговое
финансирование. Кроме того, мировая практика
регулирования бюджетного дефицита в
качестве одного из методов решения данной
проблемы предлагает увеличение доходной
или снижение расходной частей бюджета.
1) Монетизация дефицита
– это представляет собой процесс
эмиссии (внутреннее банковское
финансирование). Это дает возможность
государству получать сеньораж -
доход от печатания денег. Это ситуация,
когда денежные власти эмитируют деньги
и успевают с помощью новой эмиссии увеличивать
государственные закупки до тех пор, пока
цены не выросли настолько, что деньги
обесценились. Сеньораж является следствием
превышения темпа роста денежной массы
над темпом роста реального ВВП, что приводит
к повышению среднего уровня цен, в развитых
странах он занимает 1- 2 % ВВП. В результате
часть доходов всех экономических агентов
перераспределяется в пользу государства
через возросшие цены.
Вместе с тем в условиях
повышения уровня инфляции возникает
так называемый «эффект Танзи – Оливера»
- сознательное затягивание налогоплательщиками
сроков внесения налоговых отчислений
в государственный бюджет. Нарастание
инфляционного напряжения создает экономические
стимулы для «откладывания» уплаты налогов,
так как происходит обесценение денег,
в результате которого выигрывает налогоплательщик.
В итоге дефицит государственного бюджета
и общая неустойчивость финансовой системы
могут возрасти.
Монетизация дефицита
государственного бюджета может не сопровождаться
непосредственно эмиссией наличности,
а осуществляется в других формах - например,
в виде расширения кредитов Центрального
Банка государственным предприятиям по
льготным ставкам или в форме отсроченных
платежей.
Отсроченные платежи
- это способ финансирования бюджетного
дефицита, при котором правительство покупает
товары и услуги, не оплачивая их в срок.
Если закупки осуществляются в частном
секторе, то производители заранее увеличивают
цены, чтобы застраховаться от возможных
неплатежей. Это приводит к повышению
общего уровня цен и уровня инфляции.
Монетизация дефицита
государственного бюджета обычно используется
в тех случаях, когда имеется значительный
внешний долг, и это исключает льготное
финансирование из иностранных источников,
а возможности внутреннего долгового
финансирования также практически исчерпаны,
что часто является главной причиной высоких
внутренних процентных ставок. Этот способ
финансирования целесообразен, если официальные
валютные резервы Центрального банка
истощены, в силу чего урегулирование
платежного баланса остается первостепенной
задачей.
При непосредственном
финансировании Центральным банком дефицита
госбюджета происходит рост предложения
денег, и на руках у населения накапливается
избыток наличных средств. Он неизбежно
порождает увеличение спроса на отечественные
и импортные товары и различные финансовые
активы, что приводит к росту цен и создает
давление на платежный баланс. Курс национальной
валюты при этом снижается.
Монетизация дефицита
государственного бюджета вызывает тем
меньшее повышение уровня внутренней
инфляции, чем более открытой является
экономика и чем больше валютных резервов
Центральный банк может истратить на поддержку
относительно фиксированного обменного
курса национальной валюты и восстановление
равновесия платежного баланса.
2) Использование
внешнего долгового финансирования
бюджетного дефицита оказывается
относительно эффективным, когда
уровень внутренних процентных
ставок превышает среднемировой
и имеется возможность относительно
стабилизировать валютный курс.
Внутренние ставки процента поднимаются
особенно значительно в том
случае, когда стимулирующая фискальная
политика правительства сопровождается
ограничением предложения денег
Центральным банком в целях
снижения уровня инфляции. В этих
условиях зарубежный спрос на
ценные бумаги данной страны
увеличивается, что вызывает приток
капитала.
Возросший зарубежный
спрос на отечественные ценные бумаги
сопровождается повышением общемирового
спроса на национальную валюту, необходимую
для их приобретения. В результате обменный
курс национальной валюты проявляет тенденцию
к повышению, что способствует снижению
экспорта и увеличению импорта.
Если не удается поддержать
валютный курс относительно стабильным,
то сокращение чистого экспорта оказывает
сдерживающее воздействие на национальную
экономику: в экспортных и импортозамещающих
отраслях снижаются занятость и выпуск,
возрастает уровень безработицы. Поэтому
первоначальное стимулирующее воздействие
бюджетного дефицита может быть ослаблено
не только за счет «эффекта вытеснения»,
но и за счет отрицательного «эффекта
чистого экспорта», ухудшающего состояние
платежного баланса страны по счету текущих
операций. Но одновременно с этим приток
капитала увеличивает внутренние ресурсы
и способствует относительному снижению
внутренних процентных ставок. В итоге
масштабы «эффекта вытеснения» относительно
сокращаются, но внешняя задолженность
увеличивается.