Внешнее финансирование
бюджетного дефицита оказывается менее
инфляционным, чем его монетизация, так
как предложение товаров на внутреннем
рынке увеличивается в той мере, в какой
внешние займы способствуют расширению
импорта. При этом, чем более открытой
является переходная экономика и чем более
жестким - ее валютный курс, тем в меньшей
степени внешнее долговое финансирование
окажется инфляционным, но тем сильнее
будет его воздействие на платежный баланс.
Если правительство
выпускает в целях финансирования облигации
внутренних государственных займов, то
спрос на кредитные ресурсы возрастает,
что при стабильной денежной массе приводит
к увеличению средних рыночных ставок
процента. При этом их рост может быть
достаточно большим для того, чтобы отвлечь
банковские кредиты из частного сектора.
В результате частные внутренние инвестиции,
чистый экспорт и частично потребительские
расходы - снижаются, вызывая «эффект вытеснения».
Если же внутренний
рынок капиталов слабо развит, процентные
ставки относительно фиксированы и возможности
размещения облигаций среди населения
ограничены, то растущий частный сектор
внутри страны обычно предъявляет повышенный
спрос на иностранные активы, что неизбежно
нарушает равновесие платежного баланса
по капитальному счету. Более того, если
правительство намерено финансировать
значительную часть своего бюджетного
дефицита через продажу облигаций, то
оно не может одновременно проводить жесткую
финансовую политику, удерживая ставку
процента ниже ожидаемого уровня инфляции.
Облигации будут пользоваться спросом
только при достаточно привлекательном
уровне доходности.
Внутреннее долговое
финансирование бюджетного дефицита нередко
рассматривается как антиинфляционная
альтернатива монетизации. Однако этот
способ финансирования не устраняет угрозы
роста инфляции, а только откладывает
этот рост. При высоком уровне процентных
ставок и значительных размерах дефицита
государственного бюджета со временем
неизбежно происходит резкое увеличение
доли государственного внутреннего долга
в ВВП, особенно при низких темпах экономического
роста.
Таким образом, можно
классифицировать различные эффекты от
методов финансирования бюджетного дефицита
на экономику (Приложение Таблица1.1).
Среди других способов
сокращения бюджетного дефицита следует
упомянуть, что в мировой практике широко
используется привлечение в страну иностранного
капитала в виде инвестиций. С его помощью
решается сразу, несколько задач экономического
характера: сокращаются бюджетные расходы,
предназначенные на финансирование капитальных
вложений, расширяется база для производства
товаров и услуг, появляются новые налогоплательщики,
улучшается состояние платежного баланса.
Согласно Бюджетному
кодексу РФ «источниками финансирования
дефицита федерального бюджета являются:
1) внутренние источники
следующих видов:
- кредиты, полученные
Российской Федерацией от кредитных
организаций в валюте Российской
Федерации;
- государственные
займы, осуществляемые путем выпуска
ценных бумаг от имени Российской
Федерации;
- бюджетные ссуды,
полученные от бюджетов других
уровней бюджетной системы Российской
Федерации;
2) внешние источники
следующих видов:
- государственные
займы, осуществляемые в иностранной
валюте путем выпуска ценных
бумаг от имени Российской
Федерации;
- кредиты правительств
иностранных государств, банков
и фирм, международных финансовых
организаций, предоставленные в
иностранной валюте.
1.2. Государственный
долг – понятие, сущность, виды
Государственный долг - совокупность
дефицита государственного бюджета за
определенный период. Это экономическое
определение государственного долга.
В Бюджетном кодексе Российской Федерации
дано юридическое определение государственного
долга, как долговых обязательств Российской
Федерации перед физическими и юридическими
лицами, иностранными государствами, международными
организациями и иными субъектами международного
права.
Основными причинами образования
государственного долга являются дефицит
бюджета и наличие свободных денежных
средств у физических и юридических лиц.[11,
с. 275]
Государственные долговые обязательства
Российской Федерации могут существовать
в форме:
- кредитных соглашений и договоров,
заключенных от имени Российской Федерации,
как заемщика, с кредитными организациями,
иностранными государствами и международными
финансовыми организациями;
- государственных займов, осуществленных
путем выпуска ценных бумаг от имени Российской
Федерации;
- договоров и соглашений о получении
Российской Федерацией бюджетных кредитов
от бюджетов других уровней бюджетной
системы Российской Федерации;
- договоров о предоставлении
Российской Федерацией государственных
гарантий;
- соглашений и договоров, в том
числе международных, заключенных от имени
Российской Федерации, о пролонгации и реструктуризации долговых
обязательств Российской Федерации прошлых
лет.[1, ст. 98]
Долговые обязательства
Российской Федерации могут быть
краткосрочными (до одного года),
среднесрочными (свыше одного года
до пяти лет) и долгосрочными (свыше
пяти лет и до 30 лет). Срок погашения
долговых обязательств не может
превышать 30 лет. Также не допускается
изменение условий выпущенного
в обращение государственного
займа, в том числе сроков выплаты
и размера процентных платежей,
срока обращения.[1, ст. 98]
Государственный долг можно
классифицировать по различным критериям.
По валютному критерию государственный
долг делится на внешний и внутренний:
рублевые долги относятся к внутреннему
долгу, а валютные – к внешнему. В международной
практике есть и другое определение внешнего
долга - как совокупного долга нерезидентам,
а внутреннего долга – как совокупного
долга резидентам. В объем государственного
внешнего долга Российской Федерации
включаются:
- объем обязательств по государственным
гарантиям, предоставленным Российской
Федерацией;
- объем основного долга по полученным
кредитам правительств иностранных государств,
кредитных организаций, фирм и международных
финансовых организаций.[1, ст. 98]
В объем государственного внутреннего
долга Российской Федерации включаются:
- основная номинальная сумма
долга по государственным ценным бумагам;
- объем основного долга по кредитам;
- объем основного долга по бюджетным
кредитам, полученным от бюджетов других
уровней;
- объем обязательств по государственным
гарантиям, предоставленным Российской
Федерацией.[1, ст. 98]
Государственный долг также
делится на капитальный и текущий.
Капитальный долг- вся сумма
выпущенных и непогашенных долговых обязательств
государства, включая проценты.
Текущий долг- это расходы по
выплате доходов и погашению обязательств.[11,
с.276]
По уровню управления
государственный долг делится на:
- государственный долг Российской
Федерации;
государственный долг субъекта
Российской Федерации (представляет собой
совокупность долговых обязательств субъекта);
муниципальный государственный
долг (представляет собой совокупность
долговых обязательств муниципального
образования).
Размеры и структура
государственного внутреннего долга
даны в программе государственных
внутренних заимствований Российской
Федерации, субъектов Федерации
и муниципальных образований. Программа
входит в число документов, представляемых
одновременно с проектом бюджета
на очередной финансовый год.
Предельные объемы внутреннего
долга утверждаются законом о бюджете
на соответствующий финансовый год (федеральным
законом, законом субъекта федерации или
местным органом власти). Предельный объем
может быть превышен правительством РФ,
если это снижает расходы по обслуживанию
государственного долга. В законе о бюджете
утверждается также предельный объем
заемных средств, направляемых Россией,
субъектами Федерации или муниципальными
образованиями на финансирование бюджета
соответствующего уровня.
Для субъекта Федерации этот
предел не должен превышать 30% доходов
бюджета на текущий финансовый год без
учета финансовой помощи из федерального
бюджета и заемных средств, привлеченных
в текущем году. Для муниципальных образований
он не должен превышать 15% доходов местного
бюджета без участия финансовой помощи
вышестоящих бюджетов и заемных средств
в текущем году.
Предельный размер расходов
на обслуживание государственного
долга субъекта РФ или муниципального
долга не должно превышать 15% объема расходов
бюджета соответствующего уровня. Если
эти расходы превышают 15%, то могут быть
применены следующие санкции:
- ревизия бюджета субъекта Федерации;
- передача исполнения бюджета
субъекта РФ под контроль министерства
финансов, или местного бюджета под контроль
органа, исполняющего бюджет субъекта;
- иные меры[11, с.278].
В России действует
единая система учета и регистрации
государственного долга. Субъекты
Федерации и муниципальные образования
регистрируют свои долговые обязательства
в Министерстве финансов РФ, которое
ведет государственную долговую
книгу.
Внутренние долговые обязательства
можно разбить на две группы:
- рыночные, существующие в форме
эмиссионных ценных бумаг(ГКО, ОФЗ, и др.);
- нерыночные, выпущенные в счет
финансирования образовавшейся задолженности
бюджета (векселя Министерства финансов
РФ, задолженность перед Банком России).[11,
с. 279].
Далее рассмотрим подробнее
государственный внешний долг.
Размер и структура внешнего
долга России отражены в программе внешних
заимствований РФ и предоставляемых Россией
государственных кредитов. Эта программа
входит в состав документов, предоставляемых
одновременно с бюджетом на следующий
финансовый год. В ней дается перечень
внешних заимствований на очередной финансовый
год с указанием цели, источников, сроков
возврата, объема заимствований. Программа
отражает все займы и гарантии, величина
которых превышает 10 млн. долл. на весь
срок займа. Она утверждается Федеральным
собрание РФ.
Правительство РФ может
осуществлять внешние займы, не
включенные в программу, если
это приводит к сокращению
расходов по обслуживанию внешнего
долга. В нее включаются соглашения о займах,
заключенные в предыдущие годы.
Предельный объем внешнего
государственного долга, пределы внешних
заимствований России на очередной финансовый
год утверждается федеральным законом
о федеральном бюджете на соответствующий
год.
Предельный размер
государственных внешних заимствований
не должен превышать годовой
объем платежей по обслуживанию
и погашению внешнего долга
РФ. Правительство может превышать
размер внешних заимствований, если
это ведет к сокращению расходов
по обслуживанию внешнего долга.[11,
с. 283]
Нынешние российские долги
западным странам включают в себя следующие
категории:
- долги перед коммерческими
банками западных стран, которые предоставляют
средства в займы под гарантии правительств
или при условии страхования кредитов
в государственных структурах. Такую задолженность
регулирует Парижский клуб, который состоит
из официальных представителей стран- кредиторов;
- кредиты, предоставляемые коммерческими
банками западных стран самостоятельно,
без государственных гарантий. Эту задолженность
регулирует Лондонский клуб, объединяющий
банкиров-кредиторов на неофициальной
основе;
- задолженность различным коммерческим
структурам по фирменным кредитам, связанным
с поставкой товаров и оплатой услуг;
- долги международным валютным
финансовым организациям.[11, с.285]
1.3 Управление государственным
долгом: сущность и механизмы
Существование государственного
долга автоматически подразумевает наличие
обязанности государства по его управлению.
Процесс управления госдолгом — это совокупность
действий, связанных с подготовкой к выпуску
и размещению долговых обязательств государства,
регулирование рынка государственных
ценных бумаг, обслуживание и погашение
государственного долга, предоставление
ссуд и гарантий.
Понятие и содержание
управления государственной задолженностью
может быть определено достаточно многомерно.
Управление ею можно рассматривать как
в широком, так и в узком смысле. Под управлением
государственным долгом в широком смысле
понимается формирование одного из направлений
экономической политики государства,
связанной с его деятельностью в качестве
заемщика. Этот процесс включает: