Государственный долг РФ – причины появления и современное состояние

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2015 в 19:32, курсовая работа

Описание работы

Идентификация государственного долга как проблемного экономического феномена.
Для достижения указанной цели в работе поставлены следующие задачи:
рассмотреть содержание и основные формы государственного долга;
показать роль государственного долга в рыночной экономике;
отразить динамику государственного внутреннего и внешнего долга и проанализировать сложившуюся ситуацию;

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………...........3
Сущность государственного долга и методы управления……………………...6
1.1 Государственный бюджет – понятие, состояние и способы покрытия дефицита………………………………………………………………..………….6
Государственный долг – понятие, сущность, виды………….……….........13
Управление государственным долгом: сущность и механизмы….............17
Государственный долг РФ – причины появления и современное состояние………………………………………………………………………....22
2.1 История возникновения Государственного долга в РФ…………...……...22
2.2 Основные показатели используемые для анализа государственного долга……………………………………………………………………………....29
Современное состояние Государственного долга……………….………...32
Основные проблемы управления государственным долгом в РФ…………....35
Заключение………………………………………………………………………….41
Библиографический список…………………...……………………

Файлы: 1 файл

Мой вариант.docx

— 88.89 Кб (Скачать файл)

Тем не менее, учитывая высокую зависимость российской экономики и состояния федерального бюджета от конъюнктуры мировых сырьевых рынков, поддержание умеренной долговой нагрузки является стратегической задачей. Ее решение будет означать сохранение важнейшего конкурентного преимущества нашей страны. Разумная заемная политика будет создавать условия для роста возможностей в частном секторе, обеспечит инвестиционную привлекательность национальной экономики в целом.

 
3. Основные проблемы управления государственным долгом в РФ

В этой заключительной главе я подниму проблемы погашения государственной задолженности РФ и расскажу о перспективах его погашения.

В последние годы наметились качественно новые тенденции в сфере управления госдолгом. Главные черты новых тенденций - мобилизация ресурсов с помощью займов и других государственных обязательств, использование налоговой системы, активных методов реструктуризации заимствований и организации обслуживания долга. 

Система управления госдолгом должна иметь два режима функционирования:

  • Управление в нормальном режиме воспроизводственного процесса;
  • Кризисное управление в условиях обостряющегося дефицита бюджета, спада производства, сокращение возможностей привлечения новых заимствований.

Разница между этими режимами лежит в плоскости оценки ключевых составляющих государственных заимствований: накопление госдолга, система платежей, тенденции новых заимствований.

Нормальный режим связан, во-первых, с обеспечением стабилизации долговых параметров; во-вторых, с наличием дефицитного бюджета (нулевой первичный дефицит); в-третьих, с созданием условий для сближения усредненной реальной ставки процента по долгу и темпу прироста ВВП; в-четвертых, с нормализацией процесса сокращения краткосрочных обязательств по долгу, по отношению к среднесрочным и долгосрочным обязательствам.

Кризисное управление госдолгом связано с функционированием экономики на грани дефолта, что мы имели с конца 1998г. Причем проблема госдолга возникает не тогда, когда он уже образуется и существует, а тогда когда рост долга становится неуправляемым, а процесс его выплаты начинает затрудняться, оказывая давление на весь процесс функционирования государства, процессы поддержания экономики страны в нормальном состоянии. 

В этом случае возникает необходимость в поиске решения следующих проблем:

    1. Общая оценка эффективности политики заимствований государством средств, особенно в связи с нарастанием напряженности в обслуживании долга;
    2. Определение предельно допустимых размеров госдолга с учетом особенностей данного этапа развития экономики и предела размеров долга с учетом этих особенностей;
    3. Анализ и оценка методов финансирования бюджетного дефицита и возможных источников его покрытия.

При определении направлений и мер по стабилизации размеров государственного долга, необходимо оценить его влияние на перспективы развития экономики страны, поэтому нужно учитывать общие трудности реформирования.

Государственный долг представляет собой сложное экономико-финансовое образование, особый финансовый механизм, требующий использования системы методов для его регулирования. К ним можно отнести: стабилизационные инструменты в государственном долге, управление динамикой долга, уменьшение государственного внутреннего долга, реструктуризация задолженностей экономических субъектов (предприятий и организаций) бюджету, контроль за заимствованиями субъектами РФ, сокращение государственного долга путем недофинансирования бюджетной сферы, снижение стоимости обслуживания госдолга.

Основным методом управления госдолгом является оптимизация государственных заимствований. Данный подход выходит за рамки понятия «метод регулирования», представляя собой практически программу по оптимизации заимствований, в рамках которой осуществляется маневр внешними и внутренними займами.

Оптимизационный подход касается как формирования долга, так и его обслуживания, включая следующие меры: обесценение эквивалентности текущих долгов и будущих налогов; сохранение баланса в эмиссионной деятельности и сборе налогов с процессом наращивания долга и размерами его обслуживания; реализация политики стабилизации долга в увязке с процессом инвестирования; проведение мер по трансформации политики роста долга в ограничительную политику, стабилизирующую рост долга.

Эффективным методом управления госдолгом является удлинение государственного долга. Он является одним из ключевых и связан с процессом замещения «коротких» и «дорогих» долгов на «длинные» и «дешевые». 

Организационная подсистема управлением госдолгом включает:

    • Федеральную службу по управлению госдолгом;
    • функционально-ориентированные структурные подразделения по управлению госдолгом в Минфине РФ и ЦБ РФ;
    • организационно-методическое обеспечение управления госдолгом, включающие разработки по прогнозированию госдолга, организации системы учета госдолга (в рамках государственных финансов), методических разработок по структуре долга, расчетных систем обслуживания долга.

В компетенцию Федеральной службы по управлению государственным долгом входят: установление норм и правил, регулирующих рынки инструментов долга; определение первичных дилеров; регулирующие и координирующие функции по отношению к регионам, которые осуществляют эмиссию обязательств на внешних и внутренних рынках; подготовка предложений по увеличению государственного долга (объемам выплате процентов); подготовка аналитических материалов по оценке состояния долга; подготовка нормативно-методических материалов по работе с долгом. Важнейшим направлением деятельности службы по управлению государственным долгом является управление и контроль за процентными выплатами по долгу; регулирование ликвидности рынка долговых инструментов; координация функций по формированию валютной структуры долга; управление кассовыми потоками. 

Пути погашения государственной задолженности.

Основными причинами образования государственного долга являются дефицит бюджета и наличие свободных денежных средств у физических и юридических лиц.

Долговые проблемы России многоплановы: страна одновременно является крупным должником и кредитором, например такое двойственное положение Россия занимает в Парижском клубе. В силу своего уникального положения Россия стремится к комплексному решению проблемы международной задолженности при соблюдении баланса интересов кредиторов и заемщиков.

Политика в области государственного долга Российской Федерации на 2014 - 2016 годы будет направлена на достижение следующих целей:

- обеспечение сбалансированности  федерального бюджета при сохранении достигнутой в последние годы высокой степени долговой устойчивости;

- развитие и модернизацию  инфраструктуры национального рынка  капитала для превращения его  в стабильный источник финансирования  возрастающих потребностей бюджета;

- уменьшение стоимости  государственных заимствований (обслуживания  государственного долга) с учетом  сроков заимствований и фактически  складывающихся условий размещения  внутренних и внешних займов;

- поддержание высокого  уровня кредитных рейтингов России  инвестиционной категории с перспективой  повышения рейтингов до категории "А";

- расширение круга инвесторов, осуществляющих покупку государственных  ценных бумаг;

- сохранение присутствия  России как суверенного заемщика  на международных рынках капитала  в результате осуществления регулярных  заимствований в иностранной  валюте путем выпуска облигационных  займов Российской Федерации  в умеренных объемах;

- поддержание репрезентативной  кривой доходности по государственным  долговым обязательствам Российской  Федерации в иностранной валюте, необходимой для формирования  адекватных ориентиров для российских  заемщиков;

- повышение эффективности  реализации программы заимствований  путем поддержания регулярного  взаимодействия с участниками  рынка.

Соотношение между внутренними и внешними займами определяется с учетом приоритета заимствований на национальном рынке капитала в зависимости от конъюнктуры финансовых рынков. Также учитывается необходимость развития внутреннего рынка государственного долга и сохранения благоприятной макроэкономической ситуации в России, характеризующейся сравнительно низким уровнем инфляции.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Финансовые отношения по поводу формирования, обслуживания и погашения государственного долга оказывают значительное влияние на состояние государственных финансов, денежного обращения, инвестиционного климата, структуру потребления, развитие международного сотрудничества и на многие другие элементы социально-экономической жизни общества. Этим объясняется существенная и многогранная роль государственного долга в развитии страны.

С самого начала экономических реформ государство имело устойчивую склонность тратить средств больше, чем оно в реальности располагало. Если тратится больше, чем имеется, то непременно должен быть источник, откуда черпается недостающее. Поначалу в соответствии с привычками недавнего советского прошлого припадали к печатному станку. Ценой этому была кратная годовая инфляция и в итоге «черный вторник» октября 1994 г., заставивший, наконец, осознать ядовитую сущность эмиссионного родника. Из других источников природа могла предложить только один - брать в долг. После «дефолта»1998 года, тяжелое финансовое положение страны и невозможность в срок выполнять свои обязательства привели к неспособности государства выплачивать долги. Дальнейший рост основного долга обуславливался неспособностью выплачивать как основную сумму долга, так и нарастанием долга уже по процентам. 

Чем обременительнее для страны накопленный долг, тем в большей мере его обслуживание вовлекается во взаимодействие с функционированием всей национальной экономики и ее финансовой сферы.

Ограничителем размеров долговых заимствований может служить установка на поддержание в определенных пределах показателей долговой зависимости, используемых в мировой практике, в том числе на основе сопоставления задолженности и долговых платежей с ВВП и экспортом.

 

 

Можно сделать вывод:

  • понятие и сущность государственного долга тесно переплетаются с бюджетной сферой и кредитными отношениями;
  • понятие внутреннего и внешнего долга постепенно смыкаются. Этот процесс ускоряется при использовании такой формы заимствования, как выпуск ценных бумаг, в том числе номинированных в валюте;
  • причинами возникновения государственного долга, как правило, являются тяжелые периоды для экономики: войны, спады и т.д.;
  • большую часть российского долга (в том числе долга СССР) составляют краткосрочные заимствования, именно из-за этого на протяжении последних десяти лет так часто возникал вопрос о реструктуризации задолженности;
  • погашению и обслуживанию долга в настоящее время уделяется приоритетное значение;

Государственный долг в условиях рыночных отношений выступает важным макроэкономическим фактором, оказывающим значительное воздействие на состояние национальной экономики. Научиться правильно, управлять государственным долгом — одна из главных задач современной России. В управлении государственным долгом важно соблюдать сбалансированность бюджетной и долговой политики государства, т.е. не допускать чрезмерного роста дефицитного финансирования и гарантировать нормальное обслуживание сложившейся задолженности. Реструктуризация и упорядочение государственного долга помогут встать России на путь экономического подъема. 

 

 
 

 

 

 

Библиографический список

  1. «Бюджетный Кодекс Российской Федерации от 31.07.1998 №145-ФЗ (ред. От 21.07.2014 с изменениями вступившими в силу 01.09.2014)
  1. О внесении изменений в федеральный закон “О бюджетной классификации и РФ” и Бюджетный кодекс РФ: Федеральный закон от 22.12.05 №176-ФЗ//Российская газета- 2005-27 декабря

  1.  Гарант.Справочно-правовая система //www.garant.ru 
  1. Дадашев А.З., Черник Д.Г. Финансовая система России: Учеб. пособие. – М.: ИНФРА-М, 1997. – 248 с.

  1.  Финансы. Денежное обращение. Кредит: учебник для вузов/ Под ред. проф. Л.А. Дробозиной. – М.: Финансы, ЮНИТИ, 1997.С-306
  2. Астапов К.Л. Управление внешним и внутренним долгом в России/ К.Л. Астапов// Мировая экономика и международные отношения.-2003.-№2.С-28.
  3. Агапова Т.А., Серегина С.Ф. Макроэкономика: Учебник. / Под ред. А.В. Сидоровича. – М.: МГУ, издательство «ДИС», 1997.С-366
  1. Златкис Б.И. Ситуация с госдолгом нуждается в аналитиках. // Финансы. – 2000. - № 7. – С. 10 – 15. 37

  1. Воронин Ю.С. Управление государственным долгом/ Ю.С. Воронин// Экономист.-2006-№1.С-61. 
  2. Гайгер, Линвуд Т. Макроэкономическая теория и переходная экономика. – М: ИНФРА-М, 1996.С-58.
  3. Колпакова Г. М. Финансы. Денежное обращение. Кредит: Учеб. пособие/ Ред. Колпакова Г. М.- 2-е изд., переработ. и доп.- М.: Финансы и статистика, 2003.- 496 с.
  1. Лебедев А. И. Управление внешним долгом в России/А. И. Лебедев //Проблемы теории и практики управления-2004- №3-С.37-40

Информация о работе Государственный долг РФ – причины появления и современное состояние