Государственный долг Российской Федерации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Сентября 2012 в 18:24, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является изучение основных аспектов категории «государ-ственный долг РФ».
Задачи работы:
- рассмотреть понятие, сущность и структуру государственного долга РФ;
- выявить органы управления государственным долгом РФ;
- проанализировать динамику, состав и структуру внешнего государственного дол-га РФ;
- проанализировать динамику, состав и структуру внутреннего государственного долга РФ;
- дать общую оценку государственного долга РФ;
- рассмотреть формы управления государственным долгом РФ.

Содержание работы

Введение 3
1. Теоретические основы государственного долга 4
1.1. Государственный долг: понятие, сущность, структура 4
1.2. Органы управления государственным долгом РФ 7
2. Анализ состояния и динамики государственного долга РФ 11
2.1. Состав и структура государственного внешнего долга РФ, его динамика 11
2.2. Состав и структура государственного внутреннего долга РФ, его динамика 13
2.3. Общая оценка долга РФ 15
3. Формы управления государственным долгом РФ 21
Заключение 23
Список литературы 24

Файлы: 1 файл

Курсовая работа ФИНАНСЫ.doc

— 537.00 Кб (Скачать файл)

ФГОБУ ВПО «Финансовый университет  при Правительстве РФ»

 

Заочная форма обучения (дистанционные  технологии)

 

Кафедра «Финансы»

 

 

 

 

 

 

 

Курсовая работа

 

 

 

По дисциплине «Финансы»

 

 

Тема «Государственный долг Российской Федерации»

 

 

 

 

 

 

 

Выполнил:

 

гр. 09102DFR Т.Н.Дудина

 

Проверил:

 

Доцент  М.Л.Седова

 

 

 

 

 

Москва 2010 г. 
Содержание

 

 

Введение

 

Основную  массу  денежных  ресурсов,  предназначенных   для   финансирования общегосударственных  нужд,   государство   получает   в   виде   налогов   и обязательных  платежей.  В  условиях  дестабилизации  финансового  состояния народного хозяйства, снижения государственных доходов государство  вынуждено привлекать для  покрытия  своих  расходов  средства  из  других  источников.

В современном мире нет  ни одного государства, которое не воспользовалось  бы долговым методом финансирования своих расходов, но несмотря на это дискуссии о государственном долге, о его оправданности и влиянии на состояние экономики страны продолжаются. Для России в силу сложившейся ситуации вопросы, касающиеся государственной задолженности, имеют важное значение. Особую остроту данная проблема приобрела в связи с финансовым кризисом, который негативно отразился на экономике в целом и привел к отказу государства от выполнения своих обязательств по долгу и принудительной реструктуризации этого долга. Все это придает исследованию теории государственного долга и механизма его регулирования в российской экономической практике особую актуальность.

Целью курсовой работы является изучение основных аспектов категории  «государственный долг РФ».

Задачи работы:

- рассмотреть понятие, сущность и структуру государственного долга РФ;

- выявить органы управления  государственным долгом РФ;

- проанализировать динамику, состав и структуру внешнего  государственного долга РФ;

- проанализировать динамику, состав и структуру внутреннего государственного долга РФ;

- дать общую оценку  государственного долга РФ;

- рассмотреть формы  управления государственным долгом  РФ.

Объектом исследования в работ является государственный  долг РФ, предметом – причины его формирования, состав и структура, методы управления.

 

  1. Теоретические основы государственного долга

    1. Государственный долг: понятие, сущность, структура

 

Проблема долговой зависимости  государства и, прежде всего перед  иностранными кредиторами, во все времена  имела актуальное значение, поскольку полная реализация суверенитета государства возможна лишь при определенной экономической его независимости.

В Бюджетном  кодексе Российской Федерации сказано, что к государственному долгу Российской Федерации относятся долговые обязательства Российской Федерации перед физическими и юридическими лицами Российской Федерации, субъектами Российской Федерации, муниципальными образованиями, иностранными государствами, международными финансовыми организациями, иными субъектами международного права, иностранными физическими и юридическими лицами, возникшее в результате государственных заимствований Российской Федерации, а также долговые обязательства по государственным гарантиям, предоставленным Российской Федерации, и долговые обязательства, возникшее в результате принятия законодательных актов Российской Федерации об отнесении на государственный долг долговых обязательств третьих лиц. [1]

Первое основание возникновения государственного долга – это государственные и муниципальные заимствования, с помощью которых обеспечивается формирование государственного долга, а также покрытие дефицита бюджета.

Вторым основанием формирования государственного долга Российской Федерации, субъектов РФ и муниципалитетов являются кредитные соглашения и договоры, которые могут заключаться от имени Российской Федерации, с кредитными организациями, иностранными государствами и международными финансовыми организациями, в пользу указанных кредиторов  

Третьим основанием выступает предоставление государственных гарантий и поручительств. В этом случае государство выступает не как заемщик, а как гарант погашения обязательств за других заемщиков.  

Четвертым основанием являются факты, когда государство или муниципалитеты принимают на себя обязательства третьих лиц.  

Пятым основанием возникновения долговых обязательств государственного и муниципального долга в Бюджетном кодексе названы соглашения и договоры (в том числе международные), заключенные от имени Российской Федерации или субъекта РФ, о пролонгации и реструктуризации долговых обязательств Российской Федерации или субъекта РФ прошлых лет.

Закон РФ «О государственном  внутреннем долге Российской Федерации», принятый в 1992 г., закрепил деление государственного долга на внутренний и внешний, проводимое по валютному критерию. Таким образом, в настоящее время заимствования делятся на внутренние и внешние в соответствии с валютой возникающих обязательств, рублевые долги относятся к внутреннему долгу, а валютные - к внешнему. [2]

В зависимости от формы  выплаты доходов займы делятся  на процентные, выигрышные, процентно-выигрышные, беспроцентные (целевые), беспроигрышные, дисконтные, процентно-дисконтные, твердодоходные.

Владельцы облигаций процентного займа получают доход (ежегодно, раз в полугодие или квартал) путем оплаты купонов или при погашении займа путем начисления процентов к номиналу без промежуточных выплат.

По выигрышным займам весь доход держатели облигаций получают в форме выигрышей в момент погашения облигаций, доход выплачивается не по всем облигациям, а только по тем, которые попали в тиражи выигрышей.

Условиями выпуска процентно-выигрышных займов предусматривается выплата части дохода по купонам, а другой части — в форме выигрышей.

Беспроцентные выпуски займов гарантируют получение соответствующего товара, строительство в определенной местности моста, дороги, социально-культурного объекта, но не предусматривают выплату доходов инвесторам. Беспроигрышные займы предусматривают выплату выигрыша по каждой облигации в течение срока их обращения.

По дисконтному займу доход составляет разницу между ценой погашения (продажи) и ценой покупки облигаций.

Если кроме дисконта по займу предусмотрена и выплата  процентного дохода, то это процентно-дисконтный заем.

По твердодоходному займу доход устанавливается в абсолютной сумме на каждую облигацию. [4]

 Согласно Бюджетному кодексу РФ, внешний долг - это обязательства, возникающие в иностранной валюте. Под государственным внутренним долгом понимаются долговые обязательства федерального правительства, возникающие в валюте Российской Федерации. Долговые обязательства федерального правительства обеспечиваются всеми активами, находящимися в его распоряжении. [1]

Любое государство в  выборе форм долговых обязательств стремится  к тому, чтобы основным кредитором было население своей страны и  чтобы как можно меньше зависеть от иностранных кредиторов, поскольку это ослабляет не только экономическую самостоятельность страны, но и его суверенитет.

По структуре государственный  долг РФ состоит из нескольких групп  долговых обязательств:

  • задолженности владельцам ГКО-ОФЗ;
  • задолженности Минфина перед ЦБ по кредитам на финансирование дефицита бюджета;
  • задолженности, появившейся вследствие взятого на себя государством обязательства по восстановлению сбережений граждан;
  • внешней задолженности бывшего СССР, принятой на себя РФ;
  • вновь возникшая задолженность РФ перед иностранными государствами, международными организациями и фирмами.

В соответствии с законодательством  Российской Федерации в состав государственного долга включаются:

  • кредитные соглашения и договоры, заключенные от имени Российской Федерации, как заемщика, с кредитными организациями, иностранными государствами и международными финансовыми организациями;
  • государственные займы, осуществляемые путем выпуска ценных бумаг от имени Российской Федерации;
  • договоры и соглашения о получении Российской Федерацией бюджетных ссуд и бюджетных кредитов от бюджетов других уровней бюджетной системы Российской Федерации;
  • договоры о предоставлении Российской Федерацией государственных гарантий;
  • соглашения и договоры, в т.ч. международные, заключенные от имени Российской Федерации, о пролонгации и реструктуризации долговых обязательств Российской Федерации прошлых лет. [1]

Предоставляя для Российской Федерации право приобретения обязательств в режиме внутреннего и внешнего долга, Бюджетный кодекс устанавливает при этом порядок определения количественных пределов таких обязательств и порядок их выполнения.

Дефицит бюджета покрывается  разными способами: с помощью  денежной эмиссии в форме прямых кредитов Центрального банка, заимствований на внутреннем и внешнем рынках.

    1. Органы управления государственным долгом РФ

 

Государственный долг, как  и финансы, может являться инструментом и объектом управления. В качестве инструмента управления государственный долг обеспечивает возможность органам власти оказывать влияние на денежное обращение, финансовый рынок, инвестиции, производство, занятость, организацию населением своих сбережений и многие другие экономические процессы.

Одновременно государственный  долг выступает в качестве объекта управления. Субъектом в этом случае выступает государство. При этом государство определяет все необходимые правила формирования и обслуживания государственного долга:

·   соотношение между различными видами долговой деятельности (государственные заимствования, кредиты, гарантии);

·   структуру видов долговой деятельности по срокам и доходности;

·   механизм построения конкретных государственных займов, кредитов и гарантий;

·   порядок выпуска и обращения государственных займов;

·   порядок предоставления и возврата государственных кредитов;

·   порядок предоставления государственных гарантий и выполнения финансовых обязательств по ним;

·   другие необходимые практические аспекты функционирования государственного долга. [9]

В этой связи принято  говорить об управлении государственным долгом. Под управлением государственным долгом понимается совокупность мер по регулированию объема и структуры долга, определению условий и осуществлению новых заимствований, изменению условий уже выпущенных займов, погашению и обслуживанию долга, регулированию рынка государственных заимствований, определению условий и предоставлению государственных кредитов и государственных гарантий и контролю за их целевым использованием.

Бюджетный кодекс РФ не дает законодательного толкования понятия «управление долгом». Статья 101 лишь определяет органы власти, полномочные осуществлять такую деятельность. Управление государственным долгом Российской Федерации осуществляется Правительством Российской Федерации. [1]

В процессе управления государственным долгом решаются следующие задачи:

·    удержание величины внутреннего и внешнего государственного долга на уровне, обеспечивающем сохранение экономической безопасности страны, выполнение органами власти взятых на себя долговых обязательств без значительного ущерба финансированию программ социально-экономического развития;

·    минимизация стоимости долга на основе удлинения срока заимствований и снижения доходности государственных ценных бумаг, перехода на другие рынки и переключения внимания на другие группы инвесторов;

· сохранение у российского государства репутации первоклассного заемщика на основе безупречного выполнения финансовых обязательств перед инвесторами;

· поддержание стабильности и предсказуемости рынка государственного долга;

· достижение эффективного и целевого использования заимствованных средств, государственных кредитов и гарантированных займов;

· обеспечение своевременного возврата государственных кредитов и уплаты процентов по ним;

· диверсификация долговых обязательств по срокам заимствований, доходности, формам выплаты дохода и другим параметрам для удовлетворения потребностей различных групп инвесторов;

· координация действий федеральных органов, органов субъектов Федерации и местного самоуправления на рынке государственных долговых обязательств.

Управление государственным  долгом можно условно разделить  на стратегическое и оперативное. Перспективные вопросы развития государственного долга находятся в компетенции Федерального Собрания, Президента РФ и Правительства РФ, законодательных (представительных) и исполнительных органов власти субъектов РФ. Исполнительные органы готовят проекты федеральных и региональных законов (законодательной инициативой обладают также Федеральное Собрание и Президент РФ, законодательные органы и главы администраций субъектов РФ), Федеральное Собрание РФ и законодательные органы субъектов РФ их принимают, а Президент РФ и главы региональных администраций их отклоняют или подписывают. [9]

Информация о работе Государственный долг Российской Федерации