Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Сентября 2012 в 18:24, курсовая работа
Целью курсовой работы является изучение основных аспектов категории «государ-ственный долг РФ».
Задачи работы:
- рассмотреть понятие, сущность и структуру государственного долга РФ;
- выявить органы управления государственным долгом РФ;
- проанализировать динамику, состав и структуру внешнего государственного дол-га РФ;
- проанализировать динамику, состав и структуру внутреннего государственного долга РФ;
- дать общую оценку государственного долга РФ;
- рассмотреть формы управления государственным долгом РФ.
Введение 3
1. Теоретические основы государственного долга 4
1.1. Государственный долг: понятие, сущность, структура 4
1.2. Органы управления государственным долгом РФ 7
2. Анализ состояния и динамики государственного долга РФ 11
2.1. Состав и структура государственного внешнего долга РФ, его динамика 11
2.2. Состав и структура государственного внутреннего долга РФ, его динамика 13
2.3. Общая оценка долга РФ 15
3. Формы управления государственным долгом РФ 21
Заключение 23
Список литературы 24
Прежде всего, ежегодно в законе о федеральном бюджете Федеральное Собрание и Президент РФ устанавливают:
· предельные объемы государственного внутреннего и внешнего долгов;
· источники внутреннего финансирования бюджетного дефицита, включая доходы от эмиссии государственных ценных бумаг;
· предельный размер внешних заимствований;
· предельные размеры государственных кредитов иностранным государствам и государствам – участникам СНГ;
· направления использования, условия предоставления и предельные размеры бюджетных кредитов (ссуд) юридическим лицам и субъектам РФ;
· верхние пределы государственных внутренних и внешних гарантий.
В Бюджетном кодексе РФ говорится, что предельный объем заимствований Российской Федерации в текущем финансовом году не должен превышать сумму, направляемую в текущем финансовом году на финансирование дефицита бюджета и (или) погашение долговых обязательств бюджета.
Бюджетный дефицит представляет
собой разницу между
Предельный объем
Кроме того, по представлению Правительства РФ Государственная Дума утверждает программу государственных внешних заимствований и предоставляемых Россией государственных кредитов и программу предоставления гарантий Правительства РФ.
Президент РФ и Правительство РФ разрабатывают и утверждают социально-экономические программы, которые напрямую могут затрагивать различные аспекты развития государственного долга.
Оперативное управление государственным долгом осуществляют Правительство РФ и его специальный орган – Министерство финансов РФ, а также Центральный банк РФ и Внешэкономбанк как агенты Минфина РФ. Эти органы определяют
· генеральные условия выпуска отдельных займов;
· порядок эмиссии и обращения долговых обязательств;
· время выпуска очередного займа и условия его функционирования;
· организуют первичное размещение и вторичный рынок государственных ценных бумаг;
· организуют и осуществляют выплату доходов и погашение долговых обязательств;
· организуют и осуществляют выдачу государственных (бюджетных) кредитов и государственных гарантий;
· осуществляют контрольные действия и другие мероприятия по оперативному управлению государственным долгом.
Обслуживание и погашение государственного внутреннего долга осуществляет Центральный банк РФ. Банк проводит свою работу на основе специальных соглашений с Минфином РФ. Обслуживание государственного долга субъекта РФ осуществляется в соответствии с федеральным и региональным законодательством. Вопросы обслуживания внутреннего долга освещены в статье 119 Бюджетного кодекса. [1]
Экономическая классификация расходов бюджетов Российской Федерации является группировкой расходов бюджетов всех уровней бюджетной системы по их экономическому содержанию и отражает виды финансовых операций, с помощью которых государство выполняет свои функции как внутри страны, так и во взаимоотношениях с другими странами.
В категорию «Текущие расходы» (100000) в том числе включаются (120000) выплаты процентов. В группу "Выплаты процентов" включаются предметные статьи: 120100 - выплаты процентов по государственному внутреннему долгу; 120200 - прочие расходы, связанные с обслуживанием внутреннего долга; 120400 - выплаты процентов по государственному внешнему долгу. [4]
Динамика государственного долга РФ представлена в таблице 2.1 и рис. 1.
Таблица 2.1 – Динамика внешнего долга РФ 1998 – 2010 гг.
Дата |
Сумма, млрд долл. США |
1998, 31 декабря |
123,5 |
2000, 1 января |
158,7 |
2001, 1 января |
143,7 |
2002, 1 января |
133,5 |
2003, 1 января |
125,7 |
2004, 1 января |
121,7 |
2005, 1 января |
114,1 |
2006, 1 января |
76,5 |
2007, 1 января |
52 |
2008, 1 января |
44,9 |
2009, 1 января |
40,6 |
2010, 1 января |
37,6 |
Составлено по [11]
Рис. 1. Динамика внешнего долга РФ
В 2004—2008 годах, по поручению
бывшего в то время президентом В. В. Путина
Пик российского государственного долга пришёлся на 1998 год (146,4 % ВВП). На 1 января 2000 года, внешний долг достиг 158,7 млрд долларов (а суммарный внешний и внутренний государственный долг составлял 84 % ВВП).
Для сравнения, по данным МВФ за 2009 г, государственный долг Великобритании составлял 68,2 % ВВП, Германии — 72,5 %, Франции — 77,4 %, Канады — 81,6 %, США — 83,2 %, Италии — 115,8 %, Японии — 217,6 %.
Структура государственного внешнего долга по состоянию на 1 января 2010 года представлена в таблице 2.2. (рис. 2).
Таблица 2.2 - Структура государственного внешнего долга по состоянию на 1 января 2010 года [13]
Наименование |
Сумма, млн. долларов США |
Сумма, млн. ЕВРО |
Структура, % |
Задолженность перед официальными кредиторами — членами Парижского клуба |
999,8 |
696,9 |
2,66 |
Задолженность перед официальными кредиторами — не членами Парижского клуба |
1 820,40 |
1 268,90 |
4,84 |
Задолженность бывшим странам СЭВ |
1 300,10 |
906,2 |
3,45 |
Коммерческая задолженность бывшего СССР |
830,5 |
578,9 |
2,21 |
Задолженность перед международными финансовыми организациями |
3 793,90 |
2 644,60 |
10,08 |
Задолженность по еврооблигационным займам |
26 239,60 |
18 290,50 |
69,71 |
Задолженность по ОВГВЗ (облигации внутреннего государственного валютного займа) |
1 775,30 |
1 237,50 |
4,72 |
Задолженность по гарантиям Российской Федерации в иностранной валюте |
881,4 |
614,4 |
2,34 |
Государственный внешний долг Российской Федерации (включая обязательства бывшего СССР, принятые Российской Федерацией) |
37 641,00 |
26 237,90 |
100,00 |
Наибольший удельный вес в структуре внешнего долга занимает задолженность по еврооблигационным займам – 69,71%. Россия долгое время не участвовала в рынке внешних заимствований, в 2010 году наша страна впервые разместила евробонды на внешнем рынке из-за необходимости пополнения бюджетных средств, а также сложившихся благоприятных условий для получения займа.
Рис. 2. Структура внешнего долга РФ на 2010 г.
Также стоит отметить, что в последнее время на внешнем рынке активную работу ведут крупные российские эмитенты, для которых Министерство финансов старается создать определенные правила игры.
По данным агентства Deals Intelligence, общий объем российских облигаций, размещенных на внешних рынках, составил около 30 миллиардов долларов. Кроме российского правительства, крупнейшими заемщиками на внешнем рынке являются банк ВТБ24, который разместил долговые бумаги на сумму в 1,25 миллиарда долларов и Сбербанк, который разместил долговые бумаги на сумму в 2,75 миллиарда долларов.
В последнее время на внешние кредитные рынки вышли «Номос-банк» и Московский кредитный банк, которые планирует размещение ценных бумаг на внешнем рынке на сумму в 300 миллионов долларов.
На азиатские рынки
старается выйти «
Динамика государственного внутреннего долга РФ представлена в таблице 2.3. (рис. 3).
Таблица 2.3 - Объем государственного внутреннего долга Российской Федерации, млрд. руб.
Период |
Сумма, млрд. руб. |
на 01.01.1998 |
451,05 |
на 01.01.1999 |
493,82 |
на 01.01.2000 |
529,90 |
на 01.01.2001 |
531,83 |
на 01.01.2002 |
511,05 |
на 01.01.2003 |
654,71 |
на 01.01.2004 |
663,67 |
на 01.01.2005 |
756,82 |
на 01.01.2006 |
851,15 |
на 01.01.2007 |
1 028,06 |
на 01.01.2008 |
1 248,89 |
на 01.01.2009 |
1 421,47 |
на 01.01.2010 |
1 837,17 |
Составлено по [11]
Рис. 3. Динамика внутреннего государственного долга РФ
Российский внутренний долг, выраженный в государственных ценных бумагах, вырос за прошлый год на 29,3%. На 1 января 2010 года долг составил 1,837 трлн рублей против 1,421 трлн на 1 января 2009 года. [12]
В 2010 году предельный объем внутреннего долга вдвое превысил объем заимствований в 2009 году. Предельный объем государственного внутреннего долга страны в 2010 году был установлен на уровне 869,295 млрд рублей. Это вдвое превышает объем заимствований в 2009 году. Планка внутренних займов была поднята для снижения внешних займов за рубежом. На эту сумму Минфином выпущены государственные ценные бумаги. Самая большая часть занятых денег — до 343,6 млрд рублей — пойдет на покрытие дефицита бюджета.
Структура внутреннего государственного долга РФ на 2010 г. представлена на рисунке 4.
Рис. 4. Структура внутреннего государственного долга РФ, 2010 г.
Российский внутренний долг, выраженный в государственных ценных бумагах, вырос за 2009 год на 29,3% и составил на 1 января 2010 года 1,837 триллиона рублей против 1,421 триллиона рублей на 1 января 2009 года.
На начало 2010 года большую
часть внутреннего долга состав
Динамика отношения государственного долга к ВВП РФ за 1998 – 2009 гг. представлена в таблице 2.4.
Таблица 2.4 – Динамика отношения государственного долга к ВВП РФ за 1998 – 2009 гг.
Год |
ВВП, млрд. руб. |
Внешний долг к ВВП, % |
Внутренний долг к ВВП, % |
1998 |
2629,6 |
137,70 |
17,15 |
1999 |
4823,2 |
96,47 |
10,24 |
2000 |
7305,6 |
57,67 |
7,25 |
2001 |
8943,6 |
43,77 |
5,95 |
2002 |
10830,5 |
34,03 |
4,72 |
2003 |
13243,2 |
26,94 |
4,94 |
2004 |
17048,1 |
19,62 |
3,89 |
2005 |
21 609,80 |
10,38 |
3,50 |
2006 |
26 917,20 |
5,66 |
3,16 |
2007 |
33 247,50 |
3,96 |
3,09 |
2008 |
41 428,60 |
2,87 |
3,01 |
2009 |
39100,7 |
2,82 |
3,64 |
Информация о работе Государственный долг Российской Федерации