Государственный долг Российской Федерации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Сентября 2012 в 18:24, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является изучение основных аспектов категории «государ-ственный долг РФ».
Задачи работы:
- рассмотреть понятие, сущность и структуру государственного долга РФ;
- выявить органы управления государственным долгом РФ;
- проанализировать динамику, состав и структуру внешнего государственного дол-га РФ;
- проанализировать динамику, состав и структуру внутреннего государственного долга РФ;
- дать общую оценку государственного долга РФ;
- рассмотреть формы управления государственным долгом РФ.

Содержание работы

Введение 3
1. Теоретические основы государственного долга 4
1.1. Государственный долг: понятие, сущность, структура 4
1.2. Органы управления государственным долгом РФ 7
2. Анализ состояния и динамики государственного долга РФ 11
2.1. Состав и структура государственного внешнего долга РФ, его динамика 11
2.2. Состав и структура государственного внутреннего долга РФ, его динамика 13
2.3. Общая оценка долга РФ 15
3. Формы управления государственным долгом РФ 21
Заключение 23
Список литературы 24

Файлы: 1 файл

Курсовая работа ФИНАНСЫ.doc

— 537.00 Кб (Скачать файл)

Положительно можно  оценить тот факт, что уровень долга РФ к ВВП снижается: внешнего до 2,82%, внутреннего – до 3,64%.

Россия с 2009 года начала постепенно наращивать государственный  долг, что было вызвано дефицитом  бюджета после кризиса. Правительство  приняло решение занимать как  на внутреннем, так и на внешнем рынке. В апреле Россия впервые за 10 лет выпустила облигации внешнего долга на 5,5 миллиарда долларов. [11]

Общая сумма внешней  задолженности государства на 1 августа 2009 года составляла около 41,6 миллиарда долларов (более 1,2 триллиона рублей). Основная часть долгов (чуть менее 31 миллиарда) приходилась на еврооблигационные займы.

Структура государственного долга на 2010 год представлена на рисунке 5.

Рис. 5. Структура государственного долга РФ на 2010 г., млрд. руб.

Рис. 6. График выплат по внешнему долгу РФ [11]

Совокупный внешний  долг к выплате в I квартале 2010 года (долг плюс проценты) вырос с 21 млрд до 42 млрд долларов. Цифры выплат по IV кварталу также существенно выросли - с 25,7 млрд (старая оценка) до 35,2 млрд долларов (новая). Изменения внутри года не столь значительны. Всего же оценки выплат по внешнему долгу на 2010 год выросли с 90,8 млрд до 131,8 млрд долларов - прирост составляет 40 млрд. Большая часть «добавленной» суммы внешнего долга приходится на небанковский сектор: это 24 млрд долларов новых обязательств компаний. [3]

По внутреннему долгу  планируется выплатить в качестве погашения долга в 2010 гг 40,64 млрд. руб., в качестве процентов – 20,88 млрд. руб.

В последнее время  обозначились негативные тенденции в области совокупного (государственного и корпоративного) внешнего и внутреннего долга (СНД). К наиболее существенным трансформациям СНД следует отнести: резкий рост совокупного внешнего государственного долга и долга корпораций и ухудшение его структуры. В 1997-1998 гг. он составлял более 170 млрд долларов США. Из них на собственно госдолг приходилось 91- 94 процента, а на долю госкорпораций - 6 - 9 процентов. В 2002-2005 гг. он составлял уже 120 - 140 млрд. В настоящее время он приближается к 190 млрд долларов. Причем в совокупном внешнем госдолге доля менее надежного корпоративного долга составляет 79 процентов, из них 43,9% - доля госпредприятий и 31% - доля банков, в которых органы государственного управления, денежно-кредитного регулирования и госкомпаний владеют 50 и более процентами капитала.

Внутренняя корпоративная  задолженность по отношению к  ВВП возросла в 2002-2007 годах в 3 раза и в настоящее время превышает 40% ВВП. За тот же период долг российских предприятий и банков нерезидентам увеличился с 35 млрд до 400 млрд. При этом наблюдается тенденция к резкому увеличению темпов роста внешнего корпоративного долга. Только за 2007 год задолженность банков и предприятий перед нерезидентами выросла почти на 146 млрд долларов, то есть более чем в 1,5 раза.

Особо следует обратить внимание на быстрый рост всего совокупного  национального долга - федерального, муниципального, корпоративного. В соответствии с проектом федерального бюджета РФ на 2008-2010 гг. внешний и внутренний государственный долг составил в 2008, 2009, 2010 гг. соответственно 8,3%, 8,4%, 8,7% ВВП. Корпоративный внутренний долг, учитывая прирост банковских активов в 2006 - 2007 гг. - соответственно на 44,05% и 44,11% и почти 2,5-кратное увеличение емкости рынка корпоративных облигаций за этот период, составит в 2008, 2009, 2010 гг. соответственно 54%, 61%, 68% ВВП. С учетом корпоративного долга нерезидентам совокупный национальный долг достигнет в 2008, 2009, 2010 гг. - 102,3%, 117,4%, 133,7% ВВП. При этом качество совокупного национального долга ухудшится за счет трансформации внешнего госдолга в менее надежный корпоративный долг нерезидентам. [3]

Оценка трансформации  совокупного долга России за последние  годы позволяет сделать вывод, что  в этой области сформировался  комплекс угроз экономической безопасности страны. На трех крупнейших заемщиков – «Роснефть», «Газпром» и группу ВТБ - приходится около 22% долгов. В настоящее время сложилось положение, когда ряд российских корпораций по объему своих долгов нерезидентам превысили пороговые значения экономической безопасности, разработанные Маастрихтским соглашением, имеющим общий рекомендательный характер. А ведь помимо долгов перед нерезидентами эти же корпорации имеют крупные долги перед российскими банками.

Какие обстоятельства ухудшают негативный фон совокупной задолженности:

- усиление сырьевой  направленности развития экономики  в связи с тем, что крупнейшими заемщиками у нерезидентов являются нефтегазовые компании;

- наличие у иностранных  инвесторов российских долговых  обязательств на сумму более чем 120 млрд долларов. Это создает угрозу дестабилизации рынка ценных бумаг и бюджетной системы страны при кризисных явлениях на внешних рынках;

- ухудшение структуры  внешних облигационных займов. В  2001-2003 гг. в структуре этих займов доминировали государственные ценные бумаги - еврооблигации и ОВВЗ. В настоящее время свыше 70% приходится на корпоративные еврооблигации. Между тем долги по этим обязательствам менее надежны, чем государственные ценные бумаги, а также чем кредитная задолженность, так как котировки евробондов испытывают в последние годы существенные перепады;

- в настоящее время  происходит интенсивное строительство  новой пирамиды ценных бумаг - корпоративных еврооблигаций. Сегодня она превышает 90 млрд долларов (из которых свыше 50% приходится на государственные компании и банки), что существенно выше пирамиды госбумаг (ГКО - ОФЗ) перед дефолтом 1998 г.;

- чрезмерно высокая  концентрация корпоративных еврооблигационных  займов. На 15 крупнейших заемщиков  приходится около 71 процента всего объема корпоративных еврооблигаций. Ресурсная база для погашения корпоративных еврооблигационных долгов необычайно низка по сравнению с ресурсной базой для погашения внутреннего корпоративного долга, долга по рублевым облигациям, внешнего (кредиты и займы) корпоративного долга;

- рост всего совокупного  национального долга, наиболее  динамичной составляющей которого является внешний корпоративный долг. В 2010 году СНД приблизится к 134% ВВП, что будет заметно выше всех финансовых резервов государства.

Первые негативные результаты быстрого роста долгового бремени уже проявились. В августе 2007 года нерезиденты в связи с кризисом на рынке недвижимости США вывели из России 9,2 млрд долларов. Это сильнее всего сказалось на находящемся в состоянии крайнего перенапряжения долговом рынке. Кредитные ставки взлетели вверх. Сильнее всего это проявилось на межбанковском рынке - в середине июля ставки по краткосрочным МБК установились на уровне 2,9 - 3%, а в конце августа они достигли 8,6%, т.е. выросли почти в 3 раза. Центробанк вынужден был принять экстренные меры по стабилизации положения. Были проведены крупномасштабные интервенции на валютном рынке. С 10 по 24 августа впервые за последние годы золотовалютные резервы снизились почти на 7 млрд долларов. [3]

Валютный рынок удалось успокоить, но паника на долговом рынке продолжалась. Спрос на кредиты overnight возрос почти в 9 раз - с 235,8 млн рублей до 1957,4 млн рублей. Спрос на ломбардные кредиты (в основном однодневные кредиты под залог ОФЗ и корпоративных облигаций) возрос с 48,4 млн рублей до 2416 млн рублей - в 50 раз!

Дестабилизировался и  рынок государственных (впервые  после дефолта) и корпоративных долговых обязательств. Это привело к небывалому ажиотажу в области операций репо. До 15 августа аукционы репо заканчивались, как правило, безрезультатно в связи с отсутствием заявок от коммерческих банков, считавших ставку репо чрезмерно завышенной. С середины же августа сделок репо было проведено более чем на 1,8 трлн рублей.

Банк России предпринял невиданные за весь постдефолтовский период меры по стабилизации финансового рынка. По всем источникам рефинансирования ЦБ выдал: в спокойном июле 2007 г. - 5,5 млрд рублей; в августе - 1,9 трлн рублей; в сентябре - 469 млрд рублей; в первой половине октября - 553,9 млрд рублей. Одновременно в октябре возобновился чистый приток иностранного капитала. Только за первую половину октября он превысил 8 млрд долларов.

В итоге положение  на долговом рынке вновь стабилизировалось. Однако в ноябре возникла третья волна  кризиса банковской ликвидности. Объемы рефинансирования коммерческих банков установили новый рекордный уровень. Банк России предоставлял банкам кредиты на невиданном уровне - до 300 млрд рублей в день. Положение на рынке вновь стабилизировалось.

В марте 2008 г. возник новый  кризис ликвидности. В начале февраля 2008 г. средняя процентная ставка по межбанковским кредитам на один день составляла 2,5% годовых. Через месяц она поднялась до 7%. Объем сделок с репо вырос почти до 120 млрд рублей в день (пик - 5 марта). Недостаток ликвидности ударил прежде всего по голубым фишкам среди корпоративных облигаций. Их доходность выросла с 6,5 - 7,0% до 9,0 - 10,0%. Рост объемов рефинансирования Банком России коммерческих банков и расширение списка облигаций, принимаемых в залог Центробанком, снял остроту с банковской ликвидностью. Однако доходность корпоративных облигаций так и не снизилась.

Чтобы устранить угрозы экономической безопасности страны, прежде всего необходимо установить пороговые значения в области внешнего корпоративного долга. При этом необходимо ориентироваться не на отдельные пороговые значения, а на систему индикаторов экономической безопасности в сфере совокупного национального долга.

Основой такой системы  являются существующие на базе Маастрихтских  соглашений пороговые значения экономической безопасности в области государственного внешнего и внутреннего долга. К ним относятся:

- объем государственного  внутреннего долга в процентах  к ВВП - 30%;

- объем государственного  внешнего долга в процентах  к ВВП - 30%.

 

3. Формы управления государственным долгом РФ

 

Основными методами регулирования  государственного долга являются: реструктуризация, конверсия, пролонгация и уступка права требования, а также некоторые другие.

Реструктуризация означает основанное на соглашении сторон прекращение долговых обязательств, составляющих государственный долг, с заменой указанных долговых обязательств иными долговыми обязательствами, предусматривающими другие условия обслуживания и погашения. В процессе реструктуризации может быть осуществлено частичное списание суммы основного долга (ст. 105 Бюджетного кодекса РФ). [1]

В условиях долгового  кризиса реструктуризация задолженности  становится одним из первичных механизмов управления государственным долгом, поскольку предоставляет должнику возможность отсрочки выплаты долга, изменения графика погашения или обслуживания эмитированных ценных бумаг. Промежуточным итогом реструктуризации является предоставление должнику льготного периода, в течение которого выплачиваются только проценты по долговым обязательствам. Предоставление льготного периода выгодно не только должнику, но и кредитору, поскольку за это время заемщик может мобилизовать дополнительные финансовые ресурсы для поднятия внутренней экономики и создания тем самым благоприятных условий погашения государственного долга. В частности, в 1996 г. внутренний долг Российской Федерации в иностранной валюте был переоформлен в государственные облигации.

6 октября 1997 года Россия  подписала с Лондонским клубом  кредиторов соглашение о реструктуризации задолженности бывшего СССР членам клуба. Долг в 24 млрд. долларов реструктурируется на 25 лет, а выплата начинается с 2002 года равными долями.

Условия проведения реструктуризации внутреннего долга определены БК РФ и заключаются в погашении долговых обязательств путем выпуска новых долговых обязательств в объеме погашаемых с одновременным установлением новых условий обслуживания и сроков погашения размещаемого долга. [13]

Реструктуризация внешнего долга возможна, как правило, с  согласия международных финансовых организаций - кредиторов при наличии условий, выработанных международной финансово-кредитной практикой. 

Одним из основных условий  реструктуризации внешнего долга выступает  нахождение государства-должника на грани банкротства. В частности, внешние кредиторы могут предложить государству-должнику принять программу финансовой стабилизации, разработанную и финансируемую Международным валютным фондом, программу совершенствования системы государственного управления, программу повышения эффективности экономической политики, разработанные и финансируемые Международным банком реконструкции и развития.

Конверсия государственного долга означает совокупность финансово-правовых механизмов, направленных на сокращение долга. В результате конверсии происходит замена внешнего долга на другие виды обязательств, как финансово-правовые, так и гражданско-правовые. Так, возможен перевод государственного долга в инвестиции промышленности государства-кредитора, погашение долга товарными поставками, выкуп собственного долга на особых условиях, обмен долга на долговые обязательства государств, не являющихся первоначальными сторонами в кредитном договоре, и др.

В отличие от реструктуризации конверсия направлена не на отсрочку платежей, а на сокращение денежного  объема государственного долга.

Новация может коснуться  и других элементов обязательства, включая саму его сущность. Так, возможен переход в заемное обязательство  долга, возникшего из любого другого  основания, например купли-продажи, аренды имущества, и наоборот. В частности, в 1993 г. государства - бывшие республики Союза ССР погашали свои государственные долги перед Российской Федерацией в имущественной форме: поставками товаров, передачей собственности, пакетов акций ключевых производственных объектов; в 1995 - 1996 гг. государственный долг Российской Федерации перед странами - членами бывшего Совета экономической взаимопомощи погашался поставками российских товаров. [13]

Пролонгация государственного долга означает продление срока  действия долгового обязательства.

Уступка права требования представляет собой замену одного кредитора другим. Данный метод регулирования государственного долга может выражаться в продаже государством своей дебиторской задолженности третьим лицам.

Секьюритизация –  переоформление нерыночных займов в  ценные бумаги, свободно обращающиеся на финансовых рынках.

Аннулирование – отказ  от всех обязательств по ранее выпущенным займам. Но применение этого метода ведет к нанесению непоправимого  ущерба репутации государства как заемщика среди потенциальных инвесторов и кредиторов.

Информация о работе Государственный долг Российской Федерации