Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Февраля 2015 в 23:11, курсовая работа
Описание работы
В последнее время интерес финансистов к проблемам дефицита федерального бюджета значительно возрос. Причины этого очевидны. Стремительный рост объемов государственного долга, критическая величина расходов на его обслуживание при, казалось бы, приемлемом с макроэкономической точки зрения размере бюджетного дефицита в последние три года заставляют искать первопричины подобной неблагоприятной динамики.
Содержание работы
Введение 3 1. Понятие государственного долга и методы управления им 8 1.1. Понятие и значение государственного долга 5 1.2. Классификация государственного долга 8 1.3. Методы управления государственным долгом 14 2. Проблемы регулирования государственного долга в России и пути их решения 20 2.1. Регулирование государственного долга и его основные проблемы в России 20 2.2. Основные задачи и методы управления государственным долгом в России 23 2.3. Последствия долговой политики для экономики страны 25 Заключение 28 Список используемой литературы 30
1. Понятие государственного
долга и методы управления
им 8
1.1. Понятие и значение
государственного долга 5
1.2. Классификация государственного
долга 8
1.3. Методы управления государственным
долгом 14
2. Проблемы регулирования
государственного долга в России
и пути их решения 20
2.1. Регулирование государственного
долга и его основные проблемы
в России 20
2.2. Основные задачи и
методы управления государственным
долгом в России 23
2.3. Последствия долговой
политики для экономики страны
25
Заключение 28
Список используемой литературы
30
Приложения 32
Введение
В последнее время интерес финансистов
к проблемам дефицита федерального бюджета
значительно возрос. Причины этого очевидны.
Стремительный рост объемов государственного
долга, критическая величина расходов
на его обслуживание при, казалось бы,
приемлемом с макроэкономической точки
зрения размере бюджетного дефицита в
последние три года заставляют искать
первопричины подобной неблагоприятной
динамики. В большинстве аналитических
работ в данной связи отмечаются три ключевых
фактора: высокая доля государственных
расходов; неточный финансовый счет бюджетного
дефицита, приводящий к его двукратному
занижению (к этому приводят: во-первых,
различия, существующие между российской
методикой расчета дефицита бюджета и
методикой, используемой МВФ; во-вторых
накопление текущей бюджетной задолженности
в процессе исполнения бюджета.); высокая
доходность государственных ценных бумаг.
Таким образом, актуальность данной работы
состоит в том, что величина государственного
долга (особенно в отношении к ВВП) является
важным показателем экономики страны,
так как обслуживание государственного
долга требует средств из бюджета и тем
самым диктует необходимость сокращения
расходов как правило на социальные нужды,
что отражается на жизненном уровне населения.
Поэтому грамотное управление размерами
и структурой государственного долга
важная социально-экономическая задача.
Бюджетная, долговая и валютная
политика государства неразрывно связаны
между собой: государственный долг влияет
на экономический рост, денежное обращение,
уровень инфляции, ставки рефинансирования,
занятости, объема инвестиций в экономику
страны в целом и реальный сектор экономики,
приводит к сокращению инвестиционных
ресурсов в экономике, нарушению воспроизводственных
процессов, снижению экономического роста.
Рано или поздно заимствования выходят
за рамки возможностей государства, что
вызывает необходимость сокращения расходов
на социальные, инвестиционные и другие
цели, не связанные с погашением и обслуживанием
долга. Необоснованная бюджетная, денежно-кредитная
и курсовая политика государства вызывает
неуверенность на финансовых рынках в
отношении инвестиционного климата, побуждая
инвесторов к выдвижению требований более
высокой премии за риск. Это особенно касается
стран, развивающих и формирующих рынки
ценных бумаг, где заемщики и кредиторы
могут воздержаться от принятия долгосрочных
обязательств, что может негативно отразиться
на развитии финансовых рынков и экономическом
росте. Чрезмерный рост государственного
долга несет в себе угрозу для экономической
безопасности страны и стабильности бюджетной
системы.
Цель данной курсовой работы
– раскрытие вопросов о проблемах регулирования
и методах управления государственным
долгом России.
Государственный долг – это сумма задолженностей
по выпущенным и непогашенным долговым
обязательствам государства, включая
начисленные по ним проценты.
Задачами данной работы являются
следующие: изучение роли и значения государственного
долга Российской Федерации, его видов,
а также проблем регулирования и управления
государственным долгом.
1. Понятие
государственного долга и методы
управления им
1.1 Понятие
и значение государственного
долга
Основную массу денежных ресурсов,
предназначенных для финансирования общегосударственных
нужд, государство получает в виде налогов
и обязательных платежей. В условиях дестабилизации
финансового состояния народного хозяйства,
снижения государственных доходов государство
вынужденно привлекать для покрытия своих
расходов средства из других источников.
Основной формой государственных заимствований
является государственный кредит.
Государственный кредит представляет
собой совокупность кредитных отношений,
в которых заемщиком выступает государство
в лице его органов, а кредиторами – физические
и юридические лица. В сфере международных
отношений государство выступает одновременно
и кредитором, и заемщиком.
Как один из видов кредита государственный
кредит предоставляется на началах вероятности
и платности; однако государственный кредит
отличается от банковского и коммерческого
кредитов.
Во – первых, аккумулируемые
посредством государственного кредита
дополнительные финансовые ресурсы не
участвуют в кругообороте производительного
капитала, в производстве материальных
ценностей, а используются для покрытия
бюджетных дефицитов.
Банковский кредит – это движение
ссудного капитала, предоставляемого
банками предприятиям и организациям
для обеспечения непрерывности процесса
расширенного воспроизводства и повышения
его эффективности. Целью предоставления
такого кредита служит получение прибыли
в виде ссудного процента, поэтому кредитор
заинтересован в эффективном использовании
ссужаемых средств. Кроме того, производительное
использование кредита гарантирует возврат
заимствованных ресурсов. Таким образом,
мобилизация временно свободных ресурсов
кредитором в силу его экономических интересов
носит производительный характер.
Во – вторых, при предоставлении
банковского кредита в качестве обеспечения
могут выступать какие-то конкретные материальные
и финансовые ценности – товары (товарораспорядительные
документы), ценные бумаги и др. При заимствовании
средств государством обеспечением кредита
является все имущество находящееся в
его собственности.
Функционирование государственного
кредита ведет к образованию государственного
долга.
Государственный долг делится
на основной и текущий в зависимости от
срока погашения. Основным государственным
долгом называется вся сумма задолженности
государства, по которой не наступил срок
платежа и которая не может быть предъявлена
к оплате в течении данного периода. Текущим
государственным долгом называется задолженность
государства по обязательствам, по которым
наступил срок платежа.
В современных условиях исполнительной
власти для покрытия огромных государственных
расходов не хватает налоговых поступлений,
а денежная эмиссия ведет к инфляции. Отказ
правительства от использования на эти
цели кредитов Центрального банка РФ привел
к тому, что их место заняли займы внутри
страны и за рубежом. В результате резкого
увеличения дефицита бюджета и растущих
заимствований существенно возрос государственный
долг России, как внутренний, так и внешний.
Значительные размеры государственного
долга отражают кризисное состояние экономики
России. Увеличение заимствований на финансовом
рынке и у зарубежных кредиторов приводит
к росту расходов на обслуживание и погашение
государственного долга и уменьшению
государственных расходов по другим направлениям.
Обслуживание государственного
внутреннего долга возложено на Центральный
банк РФ.
В федеральный долг не включаются
долговые обязательства национально-
государственных и административно- территориальных
образований РФ, т.е. муниципальных займов,
если они не гарантированы Правительством
РФ. Ответственность по муниципальным
займам несут органы, их выпустившие.
Государственный внутренний
долг обеспечивается активами, находящимися
в распоряжении Правительства РФ.
Выплата доходов по займам и
их погашение являются одной из главных
статей бюджетных расходов. В условиях.
когда государственный долг достигает
такого уровня, при котором страна не в
состоянии своевременно выполнять свои
долговые обязательства, правительство
вынуждено прибегать к их пролонгации,
т.е. удлинению сроков погашения, или конверсии
– уменьшению размеров выплачиваемых
процентов по займам.
Основная цель выпуска займов
в сегодняшней России – это покрытие дефицита
бюджета и рефинансирование предыдущих
займов. Это означает, что на ту сумму задолженности,
которая должна быть погашена в данном
году, осуществляется выпуск новых займов.
Рост государственных расходов влечет
за собой увеличение займов и долга, поэтому
государственный внутренний долг тесно
связан с государственным бюджетом как
фактом своего происхождения.
Ведущими методами финансирования
государственного долга являются денежно-
кредитная эмиссия и выпуск государственных
займов.
Наиболее целесообразным является
выпуск государственных ценных бумаг,
но в этом случае перед государством возникает
серьезнейшая задача, связанная с поиском
оптимального сочетания видов государственных
ценных бумаг по срокам обращения, уровням
доходности и другим качествам. Даже в
странах со стабильной экономикой используются
различные подходы. Так, долгое время в
США предпочтение отдавалось долгосрочным
ценным бумагам; в Германии, Японии, Франции,
Англии – среднесрочным. Доля краткосрочных
ценных бумаг в этих странах незначительна.
1.2. Классификация
государственного долга
Сложность объекта требует выработки
определенного подхода к классификации
состава долга. При этом возможно использование
двух подходов: во-первых, использование
принятой бюджетной классификации; во-вторых,
использование укрупненных долговых статей,
близких по функциональному назначению,
и в этом случае преобладают институциональные
признаки долговых статей.
Основополагающим для всех классификаций
долга является деление его на внешний
и внутренний долг. Внутренний и внешний
долги имеют существенные отличия: Внешний
долг – это совокупный объем финансовых
средств, взятый в долг у кредитно-финансовых
организаций других стран. Внутренний
долг государственный – финансовые обязательства
государства, возникающие в связи с привлечением
для выполнения государственных программ
и заказов средств негосударственных
организаций и населения страны.
В соответствии с рекомендациями
Международного валютного фонда в качестве
внутреннего долга рассматриваются обязательства
органов государственного управления,
выраженные как в национальной, так и в
иностранной валюте, держателями которых
являются резиденты. Внешним долгом считается
государственная задолженность перед
нерезидентами. Практически факт отнесения
владельцев долговых обязательств к резидентам
или нерезидентам имеет первостепенное
значение при определении структуры государственного
долга.
Данная ключевая классификация
на практике дополняется еще рядом классификационных
схем, к которым относятся: классификация
долга по типу кредитора и по типу долгового
обязательства. Классификация долга по
типу кредитора играет важную роль при
анализе государственной задолженности
на функционирование всей экономики и
ее отдельных сегментов. Так, при распространении
операций с государственными долговыми
обязательствами на вторичном финансовом
рынке их распределение по категориям
владельцев определяется как спецификой
государственного заимствования, так
и условиями функционирования кредитно-банковской
системы (спрос на банковские ссуды, величина
резервов банков, портфель государственных
ценных бумаг и др.).
Принципиальная классификация
государственного долга по типу кредитора
имеет следующий вид:
- долг органам кредитно-денежного
регулирования, коммерческим банкам,
другим членам государственного
сектора, прочим финансовым учреждениям;
- долг международным организациям,
органам управления зарубежных
государств, прочая внешняя задолженность,
включая банковские ссуды и
авансы, кредиты поставщиков.
Классификация долга по типу
долгового обязательства имеет важное
аналитическое значение, так как она выявляет
типы долговых активов и характеризует
типы активов, которым располагают кредиторы/
Внутренний долг включает в
себя: долгосрочные облигации, краткосрочные
облигации и векселя, долгосрочные ссуды,
не отнесенные к другим категориям, краткосрочные
ссуды и векселя, не отнесенные к другим
категориям; внешний долг включает в себя
аналогичный список.
Величина государственного
долга в национальной части внешней задолженности
зависит от динамики обменного курса.
Если в период между датами определения
величин задолженности обменный курс
изменился, то переоценка суммы внешнего
долга, выраженного в иностранной валюте,
в рубли служит одним из факторов изменения
общей величины государственного долга.
Это особенно важно в связи с тем, что структурно
государственный долг складывается из
двух частей: основной долг (капитальный)
и непогашенный долг (текущий), включающий
кроме основного еще и проценты на долговые
суммы. К этому надо добавить, что государственный
долг – это не только объем заимствований
госорганов, но и долги внебюджетных фондов
всех уровней государственного управления.
Капитальный включает в себя всю совокупность
долговых обязательств государства на
определенную дату; текущий состоит из
платежей по обязательствам, которые заемщик
обязан погасить в отчетном периоде.
Необходимо также учитывать
и федерально-региональную структуру
государственного долга. На практике различают
государственный долг, образовавшийся
в результате бюджетной задолженности
федерального правительства. Собственно
этот долг и фигурирует во всех оценках
ситуации с госзаимствованиями. Но более
правильно было бы говорить о консолидированном,
государственном долге, включающем задолженность
региональных и муниципальных органов
власти.
Наибольшие проблемы связаны
со структурой государственного внутреннего
долга. Так, укрупненная разбивка внутреннего
долга имеет следующий вид:
- рыночные долговые обязательства
в виде эмиссионных ценных
бумаг;
- нерыночные обязательства,
связанные с исполнением федерального
бюджета и выпущенные для финансирования
образовавшихся задолженностей.