Государственный кредит и перспективы его развития в Республике Беларусь

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Мая 2013 в 23:46, курсовая работа

Описание работы

Цель и задачи работы. Цель работы — раскрыть сущность государственного кредита, его необходимость, специфические черты и современное состояние, а также показать его роль в системе экономических отношений.
Для осуществления данной цели были поставлены следующие задачи:
рассмотреть экономическое содержание государственного кредита и раскрыть его роль в макроэкономическом регулировании;
рассмотреть основные формы государственного кредита;
определить современное состояние и выявить тенденции развития государственного кредита в Республике Беларусь;

Файлы: 1 файл

курсовая финансы.docx

— 74.84 Кб (Скачать файл)

ВВЕДЕНИЕ

 

 

Актуальность темы. В настоящее время экономика Республики Беларусь нуждается в эффективном преобразовании, однако собственных средств на это не хватает. В этих условиях наиболее активной и перспективной формой обновления экономики является государственный кредит. Государственный кредит — форма кредитных отношений, предполагающая возможность использовать государственно-кредитные операции внутри страны и в международных экономических отношениях.

С помощью  государственного кредита государство  мобилизует дополнительные финансовые ресурсы для финансирования общегосударственных  расходов и выполнения своих функций. Необходимость использования государственного кредита объясняется противоречиями между растущими потребностями  общества и отставанием возможности  их удовлетворения за счет доходов  бюджета и других государственных  фондов.

Проблема  кредитных отношений является очень  актуальной на данном этапе развития экономики Республики Беларусь, так  как отечественная экономика  ощущает острую необходимость в  ресурсах, а из-за их нехватки невозможно провести должное преобразование экономической  системы нашей страны. В мировой  практике государственный кредит является одним из основных инструментов привлечения  средств, что особенно актуально  для современного этапа экономического развития в Беларуси. В мире нет  ни одного государства, которое в  те или иные периоды своей истории  не сталкивалось бы с проблемой растущей задолженности. Сегодня значительный государственный долг имеют такие  высокоразвитые страны, как США, Япония, Канада, Германия, Великобритания. При  этом основная его часть — это  задолженность, возникшая в последние  два-три десятилетия и связанная  с проведением долгосрочной дефицитной бюджетной политики. Популярность использования  методов дефицитного финансирования самыми различными правительствами, придерживающимися подчас диаметрально противоположных взглядов на роль государства в экономическом процессе, объясняется, прежде всего, тем, что:

1) с помощью  государственного кредита удается  ослабить постоянные противоречия  между величиной необходимых  потребностей общества и возможностями  государства по их удовлетворению  за счет бюджетных средств;

2) как  источник мобилизации дополнительных  ресурсов и увеличения финансовых  возможностей, государственный кредит  может являться важным фактором  ускорения темпов социально-экономического  развития страны;

3) финансирование  дополнительных государственных  расходов посредством государственного  долга связано обычно с меньшими  негативными последствиями как  для функционирования экономики  (например, по сравнению с практикой  использования эмиссионных источников), так и для правящей политической  элиты (позволяя избежать или  отсрочить повышение налоговых  ставок);

4) стратегия  управления государственным кредитом  и адекватная ей стратегия  в области финансирования дефицита  госбюджета выступают главными  элементами, балансирующими всю  схему бюджетной политики в  целом.

В то же время, необоснованное использование  государственных займов, выбор неподходящих форм и инструментов финансирования бюджетных дефицитов в совокупности с безответственной денежно-кредитной  политикой центральных банков имеют серьезные дестабилизирующие последствия для экономического развития стран. Таким образом, растущий государственный долг, с одной стороны, может быть связан с осуществлением государственного регулирования экономики, направленного на обеспечение прогрессивных сдвигов в структуре общественного производства, а с другой — во многих случаях является отражением кризисных процессов, протекающих в экономике, и требует принятия со стороны правительства незамедлительных стабилизационных мер.

Оценка современного состояния  решаемой проблемы. В условиях развития рыночных отношений, углубления экономического, политического, культурного сотрудничества государств, существования внутренних противоречий в системе государственного вмешательства в экономику проблема бюджетного дефицита, государственного долга и его регулирования перемещается в центр экономических проблем современности.

Цель и задачи работы. Цель работы — раскрыть сущность государственного кредита, его необходимость, специфические черты и современное состояние, а также показать его роль в системе экономических отношений.

Для осуществления  данной цели были поставлены следующие  задачи:

  • рассмотреть экономическое содержание государственного кредита и раскрыть его роль в макроэкономическом регулировании;
  • рассмотреть основные формы государственного кредита;
  • определить современное состояние и выявить тенденции развития государственного кредита в Республике Беларусь;

Основные и исходные данные для  разработки темы. Теоретической и информационной основой исследования послужили научные труды отечественных и зарубежных экономистов, а также нормативно-правовые акты Республики Беларусь.

 Исследуемую проблему широко рассмотрели в экономической литературе следующие учёные: Н. Е. Заяц , Т. И. Василевская, Н. Ф. Самсонова, Т. Б. Бердникова, В. Г. Дубовец. В периодических изданиях достаточно глубокие исследования по данной теме проводили следующие авторы: О. В. Бородко, Н. В. Лузгин, А. К. Назаров, С. В. Новик.

Перечень применённых методов  исследования. В процессе исследования применялись общенаучные методы: анализ и синтез, индукция и дедукция, сравнение, системный подход, а также специальные методы и приёмы.

Объём и структура результатов. Курсовая работа состоит из введения, трёх глав, заключения, списка использованных источников. Курсовая работа включает 36 с., 32 источника.

1 гОСУДРСТВЕННЫЙ КРЕДИТ: СУЩНОСТЬ, ЗНАЧЕНИЕ, ФУНКЦИИ

 

 

Л. М. Барсегян считает, что «государственный кредит – это система денежных отношений, связанная с привлечением государством временно свободных денежных средств юридических и физических лиц» [2, с. 100].

Как и  любые другие кредитные отношения, государственный кредит основан  на принципах возвратности, срочности, возмездности и добровольности.

Причина появления государственного кредита  – дефицит государственного бюджета. Развитие государства и расширением  его функций привело к увеличению государственных расходов и недостатку доходов для их покрытия, поэтому  первой и самой распространенной формой государственного кредита являются государственные займы. Но, как будет  показано ниже, в кредитных отношениях государство может выступать  не только как заемщик, но и как  гарант или кредитор.

Государственный кредит выполняет две функции:

– фискальную;

– регулирующую.

Фискальная  функция государственного кредита  заключается во временном изъятии  свободных денежных средств юридических  и физических лиц и аккумуляции  их для финансирования расходов государства. Это позволяет увеличить государственные  расходы без соответствующего увеличения налогообложения.

Регулирующая  функция государственного кредита  заключается в его воздействии  на важнейшие макроэкономические показатели: объем денежной массы, уровень инфляции, величину процентных ставок и др.

Как метод  финансирования расходов государственного бюджета государственный кредит имеет как преимущества, так и  недостатки. Его положительная сторона заключается в более равномерном распределении налогового бремени во времени. С помощью применения данного механизма затраты на осуществление крупных инвестиционных проектов можно распределить между поколениями. С другой стороны, наращивание объема государственного кредита приводит к увеличению спроса на заемные средства, росту ставки процента и снижению инвестиционной активности в экономике.

Государственный кредит является составной частью такого звена финансовой системы Республики Беларусь, как кредит (другую его  часть составляет банковский кредит).

Представители финансово-правовой науки дореволюционной  России (М.Ф. Орлов, М.И. Слуцкий, Л.В. Ходский, А. Тарасов, В. Яроцкий, А. Исаев, Е. Ламанский, и др.) выделяли и другие, актуальные и сейчас различия между государственным и банковским кредитом. Эти различия заключаются в следующем:

1. В отношениях  по государственному кредиту  всегда имеется верховенство  государства, несмотря на то, что  государство является заемщиком  (должником), а не кредитором. При  банковском кредите, наоборот, кредитор (банк) обладает всей полнотой  прав по применению мер принуждения,  предоставляемых ему законом  в случае неисправности должника.

2. Учитывая  особую роль государства, оно  заключает долгосрочные займы  без обеспечения их каким-либо  залогом, тогда как при заключении  договоров долгосрочных банковских  ссуд необходимо предоставление  залога.

3. При  банковском кредите договор банковской  ссуды заключается, как и любой  гражданско-правовой договор, на  условиях равенства сторон. Применение  принципа диспозитивности, в регулировании  отношений по банковскому кредиту  абсолютно несовместимо с элементом  принуждения при заключении кредитной  сделки. При государственном же  кредите принуждение «имеет иногда место при заключении займа».

Государственный кредит представляет отношения вторичного распределения стоимости валового внутреннего продукта и части  национального богатства. В сферу его применения попадает часть доходов и фондов, сформированных на стадии первичного распределения стоимости. Через государственный кредит перераспределяются средства, направляемые в фонды потребления. Обычно ими являются временно свободные денежные средства населения предприятий и организаций, не предназначенные для текущего потребления. Но при определенных экономических и политических ситуациях население и хозорганы могут идти на сознательное ограничение потребления и в сферу государственного кредита втягиваются средства, предназначенные для текущих производственных или социальных нужд (в истории были примеры, когда подобное ограничение потребностей происходило по принуждению государства – подписка на государственные займы).

Формирование  посредством госкредитных отношений дополнительных финансовых ресурсов отражает одну сторону сущности государственного кредита как особой формы движения стоимости (ссудного фонда). Второй стороной выступают отношения, обусловленные возвратностью и платностью ресурсов, мобилизуемых с помощью государственного кредита. Государство гарантирует возврат средств с уплатой кредиторам установленного дохода в виде процентов. Госкредитные отношения и налоговые не подменяют друг друга и являются самостоятельными финансовыми инструментами. Отношения по возврату средств и выплате вознаграждения также имеют перераспределительный характер.

Государственный кредит – одна из форм кредитных  отношений, имеющая следующие признаки кредита: наличие кредитора и  заемщика как юридически самостоятельных  субъектов кредитной сделки; аккумуляции  свободных денежных средств населения, предприятий и организаций на принципах возвратности срочности  и платности (в исключительных случаях  допускается беспроцентный заем ресурсов); возможность использования  госкредитных операций внутри страны и в международных отношениях.

С помощью  государственного кредита государство  мобилизует дополнительные финансовые ресурсы для финансирования общегосударственных расходов и выполнения своих функций. Объективная необходимость использования государственного кредита объясняется противоречиями между растущими потребностями общества с возможностью их удовлетворения за счет доходов бюджета. По своей экономической природе госбюджет перераспределяет часть национального дохода страны. Выбранные Республикой Беларусь приоритеты развития общества предполагают сокращение доли средств, централизуемых в общегосударственном фонде.

Объем доходной части бюджета ограничен уровнем  налогообложения, установленном действующим законодательством с учетом общего состояния экономики и платежеспособности субъектов хозяйствования. Таким образом, в сферу бюджетного распределения не попадают значительные объемы ресурсов, находящихся в распоряжении хозяйствующих субъектов, и личные доходы граждан. Между тем бюджетная нагрузка на расходы растет. Структурная перестройка и регулирование экономики социальная политика государства, расходы по обороне страны, участие в международной деятельности требуют больших средств.

В периоды  экономического кризиса (который имеет  место на сегодняшний день и в  Республики Беларусь), коренных изменений  в хозяйственном механизме, нарушения  сбалансированности бюджета государство  испытывает острый недостаток финансовых ресурсов. Главным способом получения  дополнительных финансовых ресурсов становится государственный кредит. В период экономического подъема, напротив, потребность  в государственном кредите сокращается и сфера его применения сужается.

Государственный кредит – это совокупность экономических  отношений, возникающих в процессе формирования государством финансовых ресурсов для финансирования бюджетных  расходов и других государственных программ.

Как показывает опыт стран с рыночной экономикой, использование государственного кредита для покрытия дефицита бюджета является эффективным и разумным средством по сравнению с монетарными приемами.

Информация о работе Государственный кредит и перспективы его развития в Республике Беларусь