Государственный кредит и перспективы его развития в Республике Беларусь

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Мая 2013 в 23:46, курсовая работа

Описание работы

Цель и задачи работы. Цель работы — раскрыть сущность государственного кредита, его необходимость, специфические черты и современное состояние, а также показать его роль в системе экономических отношений.
Для осуществления данной цели были поставлены следующие задачи:
рассмотреть экономическое содержание государственного кредита и раскрыть его роль в макроэкономическом регулировании;
рассмотреть основные формы государственного кредита;
определить современное состояние и выявить тенденции развития государственного кредита в Республике Беларусь;

Файлы: 1 файл

курсовая финансы.docx

— 74.84 Кб (Скачать файл)

Государственный кредит как самостоятельная форма  кредитных отношений отличается от банковского кредита рядом  особенностей.

1. Причины  возникновения потребности государства  в кредите.

Возникает у государства при финансовых затруднениях, необходимости урегулировать  разрыв между денежной массой в обращении  и товарными ресурсами. Государственный  кредит используется прежде всего на покрытие бюджетного дефицита. Потребность в банковском кредите возникает в связи с неравномерностью движения стоимости в процессе производства и обмена. Банковский кредит включен в кругооборот средств хозяйствующих субъектов и используется для поддержки бесперебойности процесса расширенного воспроизводства и повышения его эффективности, а также для социального развития производственных коллективов. Банковский кредит могут получать и частные лица на цели, установленные законодательством.

2. Условия  сделки.

Условием  сделки банковского кредита является совпадение экономических интересов  кредитора и заемщика, при государственном  кредите экономические интересы участников обособлены, поэтому нужно  обеспечить экономическую заинтересованность кредиторам для добровольной передачи денежных средств в пользование заемщика. Для этого государство берет на себя обязательство выплачивать кредиторам определенный доход. В отличие от банковского процента за кредит, где он выступает как механизм воздействия на хозяйственную и коммерческую деятельность заемщиков, вознаграждение кредиторов при государственном кредите выступает как стимул реализации обособленных экономических интересов кредиторов и заемщиков.

3. Целевое  назначение.

Банковский  кредит имеет строго целевое назначение, используется прежде всего для обеспечения своевременности денежного оборота, опосредующего движение материально-вещественных элементов производственного процесса и реализации товаров. Государственный кредит используется глобально и опосредует платежи товарного и нетоварного назначения. Ресурсы, мобилизуемые с помощью государственного кредита, расходуются государством в соответствии с текущими потребностями народного хозяйства и для финансирования чрезвычайных расходов.

4. Срок  возврата ссуды. 

При банковском кредитовании срок возврата ссуды строго регламентирован. Его нарушение  влечет экономические санкции, повышенные проценты за кредит. В государственном  кредите такой регламентации  нет. Отношения между участниками  строятся добровольно.

5. Способность  увеличивать или сокращать денежную  массу. 

С помощью  банковского кредита создаются деньги и при не продуманной кредитной политике банковский кредит может служить фактором проявления и роста избыточной денежной массы. Государственный кредит, напротив, всегда является средством сокращения денег в обращении. Государственный кредит при правильной его ориентации оказывает позитивное воздействие на экономику. Мобилизация государством временно свободных денежных средств населения, предприятий и организаций способствует нормализации и укреплению денежного обращения в стране и одновременно служит источником доходов для держателей государственных ценных бумаг.

Государственный кредит при правильной его ориентации оказывает позитивное воздействие  на экономику. Мобилизация государством временно свободных денежных средств  населения, предприятий и организаций  способствует нормализации и укреплению денежного обращения в стране и одновременно служит источником доходов  для держателей государственных  ценных бумаг.

Государственный кредит как финансовая категория  выполняет три функции: распределительную, регулирующую, контрольную.

1. Через  распределительную функцию государственного  кредита осуществляется формирование  централизованных денежных фондов  государства или их использование на принципах срочности, платности и возвратности. Выступая в качестве заемщика, государство обеспечивает дополнительные средства для финансирования своих расходов. В промышленно развитых странах государственные займы являются основным источником финансирования бюджетного дефицита. В современных условиях поступления от государственных займов стали вторым после налогов методом финансирования расходов бюджета. Последнее объясняется более быстрым темпом роста расходов по сравнению с увеличением налоговых поступлений.

Финансирование  расходов капитального характера за счет позаимствованных средств в  определенных пределах имеет положительное  значение. Школа или библиотека обеспечивают потребности не одного поколения, поскольку  служат тридцать – пятьдесят лет. Почему же тогда их строительство  должно быть оплачено в течение нескольких лет за счет налогов с тех, кто, возможно, даже не успеет воспользоваться  их услугами. Гораздо разумнее переложить финансирование таких объектов на все  поколения, которые будут ими  пользоваться. Такое растяжение источников финансирования во времени и обеспечивается выпуском займов на соответствующий  срок. В последнем случае поколение, строящее школу, несет аналогичное  финансовое бремя, что и последующие  поколения, за счет налогов, с которых  погашается как основной долг, так  и проценты по нему.

Таким образом, положительное воздействие распределительной  функции государственного кредита  заключается в том, что с ее помощью налоговое бремя более  равномерно распределяется во времени. Налоги, которые взимаются в период финансирования расходов за счет государственного займа, не увеличиваются (что пришлось бы сделать в противном случае). Зато потом, когда кредиты погашаются, налоги взимаются не только для их уплаты, но и для погашения процентов  по задолженности.

Налоги  являются основным, но не единственным источником финансирования расходов, связанных с обслуживанием и  погашением государственного долга. Источники  финансирования этих расходов зависят  от направления использования средств. В случае производительного вложения мобилизованных капиталов построенный объект после вступления в действие начинает приносить прибыль, за счет которой и погашается заем. Никакого усиления налогового бремени в этом случае не происходит.

При непроизводительном использовании мобилизованных в  результате государственных займов капиталов, например, финансирования за их счет военных или социальных расходов, единственным источником их погашения  становятся налоги либо новые займы. Размещение новых государственных  займов для погашения задолженности  по уже выпущенным называется рефинансированием государственного долга.

Усиление  тяжести налогового бремени, вызванное  заимствованиями государства, зависит  от их срока и процентов по кредиту, уплачиваемых заемщиком. Чем выше доходность государственного займа для инвестора, тем большую часть налогов  вынуждено направлять государство  на их погашение. Чем больше величина долга, тем выше доля средств, направляемая на его обслуживание при прочих равных условиях.

2. Регулирующая  функция государственного кредита:  вступая в кредитные отношения,  государство вольно или невольно  воздействует на состояние денежного  обращения, уровень процентных  ставок на рынке денег и  капиталов, на производство и  занятость. Сознательно используя  государственный кредит как инструмент  регулирования экономики, государство  может проводить ту или иную финансовую политику.

Государство регулирует денежное обращение, размещая займы среди различных групп  инвесторов. Мобилизуя средства физических лиц, государство уменьшает их платежеспособный спрос. Тогда, если за счет кредита профинансируются производственные затраты, например, инвестиции, произойдет абсолютное сокращение наличной денежной массы в обращении. В случае финансирования затрат на оплату труда, например, преподавателей и врачей, количество наличной денежной массы в обращении останется без изменений, хотя возможно изменение структуры платежеспособного спроса.

Операции  по купле-продаже государственных  ценных бумаг или выдача кредитов под их залог, проводимые центральным  банком, являются важным инструментом регулирования ликвидности коммерческих банков в стране. Кредиты под залог  высоко ликвидных государственных  ценных бумаг стали предоставляться  Национальным Банком с 1996г.

Выступая  на финансовом рынке в качестве заемщика, государство увеличивает спрос  на заемные средства и тем самым  способствует росту цены кредита. Чем  выше спрос государства, тем выше при прочих равных условиях уровень  ссудного процента, тем более дорогим  становится кредит для предпринимателей. Дороговизна заемных средств  вынуждает бизнесменов сокращать  инвестиции в сферу производства, в тоже время она стимулирует  накопления в виде приобретения государственных  ценных бумаг.

До определенных пределов этот процесс не оказывает  существенного негативного влияния  на производство. В том случае, если в стране достаточно свободных капиталов, негативное воздействие будет равняться  нулю до их полного поглощения. Только после этого активность государства  на финансовым рынке выразится в росте ссудного процента, а отвлечение значительной доли денежных накоплений для непроизводительного использования существенно замедлит темпы экономического роста.

Положительное воздействие на производство и занятость  государство оказывает, предъявляя спрос на товары национального производства за счет позаимствованных за рубежом  средств, выступая в качестве кредитора  и гранта. В промышленно развитых странах распространена система  поддержки малого бизнеса, экспорта продукции или производства в  отдельных районах, испытывающих спад, путем гарантирования государством кредитом, предоставляемых банками  согласно соответствующим программам.

Поддержка малого бизнеса предполагает, что  государство берет на себя погашение  задолженности банкам по кредитам, предоставленным мелким предпринимателям, в случае их банкротства. В большинстве  промышленно развитых стран функционируют  государственные или полугосударственные  компании, которые по низким ставкам страхуют риск неплатежа экспортерам национальных товаров. Тем самым поощряется освоение новых рынков сбыта отечественной продукции.

Большую роль в стимулировании развития производства и занятости играют кредиты, предоставляемые  за счет бюджетов территорий или внебюджетных фондов. С их помощью обеспечивается ускоренное развитие определенных районов  или необходимых направлений  экономики той или иной территории.

3. Контрольная  функция государственного кредита  органически вплетается в контрольную  функцию финансов. Однако она  имеет свои специфические особенности,  порожденными особенностями этой  категории:

– тесно  связана с деятельностью государства и состоянием централизованного фонда денежных средств;

– охватывает движение стоимости в двустороннем порядке поскольку предполагает возвратность и возмездность получения средств;

– осуществляется не только финансовыми структурами, но и кредитными институтами.

В основном контролируется целевое использование  средств, сроки их возврата и своевременность  уплаты процентов.

В зависимости  от целей, инструментов, методов осуществления  государственный кредит может оказывать  либо положительное, либо отрицательное  влияние на общеэкономическое и  социальное развитие государства.

 

 

 

 

 

 

 

2. ОСНОВНЫЕ ФОРМЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО КРЕДИТА

 

 

Под формой кредита понимается внешнее проявление содержания тех экономических отношений, которые выражает кредит.

Государственный кредит может иметь две формы: сберегательное дело и государственные  займы.

Сберегательное  дело принадлежит к государственному кредиту если привлеченные средства направляются в доходы бюджета. Однако, как правило, сберегательные банки, независимо от формы собственности действуют на коммерческой основе и мобилизированные средства формируют их кредитные ресурсы. Часть этих ресурсов может направляться на приобретение государственных ценных бумаг и таким образом принадлежать к государственному кредиту.

Согласно  Закона «О внутреннем государственном долге Республики Беларусь» государственные займы являются «…основной формой государственного кредита. Внутренний государственный кредит может выступать в формах государственных займов, кредитов Национального банка на покрытие дефицита и других краткосрочных и долгосрочных обязательств»[19]. Право привлекать заемные средства у юридических и физических лиц от лица Совета Министров принадлежит Министерству Финансов Республики Беларусь.

По мнению А. В. Антонова, государственные займы  характеризуются тем, «…что временно свободные денежные средств, имеющиеся  у физических и юридических лиц, привлекаются для финансирования общественных потребностей путем выпуска и  реализации облигаций и других государственных  бумаг» [1, c.16].

По правовому  оформлению подразделяют государственные  займы, которые предоставляются  на основании правительственных  соглашений и обеспечиваются выпуском ценных бумаг. Соглашениями оформляются, как правило, кредиты от правительств других государств, Международных организаций и финансовых институтов. С помощью ценных бумаг мобилизируются средства на финансовом рынке.

Информация о работе Государственный кредит и перспективы его развития в Республике Беларусь