Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Мая 2013 в 23:46, курсовая работа
Цель и задачи работы. Цель работы — раскрыть сущность государственного кредита, его необходимость, специфические черты и современное состояние, а также показать его роль в системе экономических отношений.
Для осуществления данной цели были поставлены следующие задачи:
рассмотреть экономическое содержание государственного кредита и раскрыть его роль в макроэкономическом регулировании;
рассмотреть основные формы государственного кредита;
определить современное состояние и выявить тенденции развития государственного кредита в Республике Беларусь;
В Республике
Беларусь в первой половине 90-х годов
для покрытия дефицита бюджета, укрепления
позиций белорусского рубля и
модернизации производства широко использовалось
привлечение иностранных
В настоящее
время масштабы прямого государственного
кредитования стали незначительными
в связи с развитием
Таким образом, государственный кредит представляет собой совокупность достаточно разнообразных форм и методов финансовых отношений.
Такой подход
направлен на создание благоприятных
условий для привлечения
3. СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО КРЕДИТА В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ
Кредитные
отношения представляют собой сложный
процесс, требующий тщательного
анализа и детальной
Государственный кредит является одним из источников финансирования государственного бюджета. С его помощью формируется денежный фонд государства, средства которого идут на благоустройство городских и сельских районов, строительство, реконструкцию объектов здравоохранения, культурного, просветительского, жилищно-бытового назначения.
Республика
Беларусь является членом трех крупнейших
международных финансово-
Международный государственный кредит
способствует ускорению социально-
Кредиты иностранных государств направляются на закупку сельскохозяйственной техники, продовольственного и фуражного зерна, нефти и газа, реконструкцию предприятий химической, нефтеперерабатывающей, металлургической, легкой и пищевой промышленности.
Государственный долг Республики Беларусь на 1 августа 2012 года составил 116,8 трлн. рублей и увеличился по сравнению с началом 2012 года на 436 млрд. рублей, или на 0,4%.
Несмотря на получение в июне 2012 года третьего транша финансового кредита Антикризисного фонда ЕврАзЭС (440 млн. долларов США), увеличение государственного долга по сравнению с началом года незначительно, что обусловлено погашением части основного долга по кредиту «стэнд-бай» МВФ в апреле 2012 (100,3 млн. долларов США) и в июле 2012 года (97,8 млн. долларов США), а также укреплением курса национальной валюты по сравнению с 1 января 2012 года.
Внутренний государственный долг с начала 2012 года уменьшился на 130,4 млрд. рублей, по состоянию на 1 августа 2012 года составив 17,7 трлн. рублей при установленном лимите 34 трлн. рублей.
Уменьшение внутреннего
Внешний государственный долг по состоянию на 1 августа 2012 года составил 12,0 млрд. долларов США при установленном лимите 14,3 млрд. долларов США, увеличившись с начала года на 211,7 млн. долларов США.
Увеличение внешнего государственного долга в 2012 году обусловлено привлечением кредитов МБРР, АКФ ЕврАзЭС и банков Китая.
Внешний государственный долг Республики Беларусь по состоянию на 1 января 2011 года составил 9687,2 млн. долларов США при установленном лимите на 2010 год 11,0 млрд. долларов США (таблица 2.3).
Таблица 3.1 – Внешний государственный долг Республики Беларусь (млн. долл. США)
Внешний государственный долг Республики Беларусь (млн. долл. США) | ||
01.01.2010 г. |
01.01.2011 г. | |
Кредиты, привлеченные Республикой Беларусь (Правительством Республики Беларусь). |
7 778,8 |
9 486,2 |
Кредиты, привлеченные резидентами под гарантии Правительства Республики Беларусь. |
112,6 |
201,0 |
Всего |
7 891,4 |
9 687 ,2 |
Показатели кредитоспособности по внешнему государственному долгу (согласно нормативам, рекомендуемым МБРР), свидетельствуют о том, что Республика Беларусь относится к группе стран с низким уровнем задолженности (таблица 3.2.).
Таблица 3.2 – Показатели кредитоспособности по внешнему государственному долгу Республики Беларусь
Показатели кредитоспособности по внешнему государственному долгу Республики Беларусь | |||
Показатели кредитоспособности |
Норматив МБРР |
01.01.2010 г. |
01.01.2011г. |
Отношение внешнего гос. долга к экспорту товаров и услуг, % |
220% |
31,8 |
32,5 |
Отношение внешнего гос. долга к валовому внутреннему продукту, % |
50% |
16,5 |
17,8 |
Отношение платежей по внешнему гос. долгу к экспорту товаров и услуг, % |
25% |
1,3 |
2,6 |
Министерство
финансов разрабатывает стратегию
управления государственным долгом
на кратко– и среднесрочный
В условиях
мирового финансового кризиса основными
факторами, оказывающими влияние на
стоимость заемных ресурсов, являются
наличие достаточной
В настоящее
время по классификации Организации
экономического сотрудничества и развития
Республика Беларусь отнесена к последней
7-й группе риска, что обязывает
агентства страхования
Действия правительства, направленные на улучшение бизнес-климата, уже приносят реальные результаты. Согласно ежегодному отчету Всемирного банка "Ведение бизнеса-2010", опубликованному в сентябре, в итоговом рейтинге всех исследуемых стран Беларусь поднялась на 27 позиций и теперь занимает 58-е место. Перевод Республики Беларусь в 6-ю группу по классификации ОЭСР позволит удешевить стоимость кредитных ресурсов. Для достижения этой цели Министерством финансов совместно с МИД и другими заинтересованными ведомствами ведется целенаправленная работа по информированию официальных органов стран – членов ОЭСР об устойчивом финансовом положении и стабильном экономическом развитии страны. Параллельно прикладываются значительные усилия по линии взаимодействия со страховыми экспортными агентствами зарубежных государств.
Подводя итог проведенному анализу, следует отметить, что к основным странам и международным финансовым организациям, предоставившим наибольшие кредитные ресурсы Республике Беларусь, относятся Россия, Германия, КНР, МВФ, ЕБРР, МБРР, Чехия. Кроме специализированных международных кредитных институтов, кредитными партнерами Беларуси являются и иностранные банки в соответствии с рамочными кредитными соглашениями. Такими банками являются «Сабадель» (Испания), "Медиобанк" (Италия), Банк Хандлевы в Варшаве СА, БРЕ Банк СА. (Польша), Чешский экспортный банк (Чехия) и др. Заемные средства, привлекаемые в Республику Беларусь, используются в основном для закупки технологического оборудования в рамках реализуемых ими экспортоориентированных или импортозамещающих проектов, а также частично для пополнения оборотных средств. В то же время ряд проектов является социально-значимыми и их реализация направлена на удовлетворение потребностей республики в товарах критического импорта. Показатели кредитной безопасности Беларуси имеют значительный запас прочности и далеки от критических, что свидетельствует о потенциальных возможностях выполнения ранее принятых долговых обязательств и получения новых кредитов.
Условно можно выделить два периода в истории белорусского внешнего кредитования. До 1996 года республике удавалось ежегодно привлекать в свою экономику от 327,5 до 583,7 млн. долл. США иностранных кредитных средств, при этом ежегодное погашение основного долга не превышало 50% от привлекаемых в том же году средств. Начиная с конца 1996 – начала 1997 года начался второй этап в развитии внешнедолговой ситуации в республике. Участие международных финансовых организаций в инвестиционных процессах Республики Беларусь ограничились, в основном, технической и консультационной помощью, новые займы практически не предоставлялись. В это же время обострилось положение с обслуживанием предприятиями ранее привлеченных кредитов, сузился круг стран, которые предоставляют Республике Беларусь новые займы.
Республика Беларусь своевременно и в полном объеме исполняет свои обязательства как по прямым, так и по гарантированным займам. Положительная платежная история республики свидетельствует не только о взвешенной политике внешних заимствований, но и о той ответственности, с которой правительство Республики Беларусь относится к выполнению своих долговых обязательств и недопущению просроченной задолженности.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
При написании курсовой работы по данной теме можно прийти к следующим выводам:
Назначение
государственного кредита проявляется
в первую очередь в том, что
он является средством мобилизации
в руках государства
3. Под формой кредита понимается внешнее проявление содержания тех экономических отношений, которые выражает кредит.
Выделяются
следующие формы
4. Особенности
государственного кредита
Информация о работе Государственный кредит и перспективы его развития в Республике Беларусь