Государственный кредит и перспективы его развития в Республике Беларусь

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Мая 2013 в 23:46, курсовая работа

Описание работы

Цель и задачи работы. Цель работы — раскрыть сущность государственного кредита, его необходимость, специфические черты и современное состояние, а также показать его роль в системе экономических отношений.
Для осуществления данной цели были поставлены следующие задачи:
рассмотреть экономическое содержание государственного кредита и раскрыть его роль в макроэкономическом регулировании;
рассмотреть основные формы государственного кредита;
определить современное состояние и выявить тенденции развития государственного кредита в Республике Беларусь;

Файлы: 1 файл

курсовая финансы.docx

— 74.84 Кб (Скачать файл)

В Республике Беларусь в первой половине 90-х годов  для покрытия дефицита бюджета, укрепления позиций белорусского рубля и  модернизации производства широко использовалось привлечение иностранных кредитов. Однако затем произошло значительное сокращение заемной деятельности белорусского правительства на внешних финансовых рынках. Это имеет как позитивное (уменьшение заимствования не способствует росту государственного внешнего долга), так и негативное значение, поскольку  внутренних накоплений в республике недостаточно для коренной структурной  перестройки экономики.

В настоящее  время масштабы прямого государственного кредитования стали незначительными  в связи с развитием деятельности Международного валютного фонда, Всемирного банка и других международных  финансовых институтов. Государственные  кредиты предоставляются в основном развивающимся странам (на льготных условиях). Для беднейших стран, не имеющих возможности привлекать частные инвестиции, они до сих  пор остаются важным источником внешнего финансирования.

Таким образом, государственный кредит представляет собой совокупность достаточно разнообразных  форм и методов финансовых отношений.

Такой подход направлен на создание благоприятных  условий для привлечения средств как для государства, так и для ее кредитов. Разнообразие форм позволяет максимально учитывать разносторонние интересы юридических и физических лиц.

3. СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО КРЕДИТА В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ

 

Кредитные отношения представляют собой сложный  процесс, требующий тщательного  анализа и детальной разработки. Поэтому государственный кредит на пути своего развития сталкивается с множеством проблем, требующих  незамедлительного разрешения. Несмотря на это государственный кредит обладает множеством преимуществ, что выделяет его среди других источников финансирования государственного бюджета.

Государственный кредит является одним из источников финансирования государственного бюджета. С его помощью формируется  денежный фонд государства, средства которого идут на благоустройство городских  и сельских районов, строительство, реконструкцию объектов здравоохранения, культурного, просветительского, жилищно-бытового назначения.

Республика  Беларусь является членом трех крупнейших международных финансово-кредитных  организаций – Международного банка  реконструкции и развития (МБРР), Международной финансовой корпорации и Многостороннего агентства по гарантированию инвестиций, Международного валютного фонда (МВФ) и Европейского банка реконструкции и развития (ЕБРР) с 1992 г. Помимо престижа на международной арене со вступлением в эти организации Республика Беларусь получила возможность привлечения кредитов. Общим положительным моментом предоставленных средств является льготный характер кредитного финансирования: срок кредитов – 10-20 лет, мораторий на выплату основного долга – до 5 лет, процентная ставка – около 8 % у МБРР, у МВФ в зависимости от типа представляемого займа – 2,5-7,27 %. Предоплаты и платежных гарантий не требуется. Но МВФ оказывает своим членам финансовую помощь, продавая им свободные денежные средства или валюту других государств-членов Фонда в обмен на собственную валюту стран, получающих эти ресурсы, которую они обязаны выкупить через определенный промежуток времени.

Международный государственный кредит способствует ускорению социально-экономического развития и укреплению финансового  положения страны — получателя средств, позитивно влияет на международное  сотрудничество и взаимопонимание  между странами. Иностранные заимствования  позволяют странам превышать  в процессе инвестирования и потребления  пределы, определяемые текущим внутренним производством, и финансировать  капитальные вложения за счет внутренних сбережений и сбережений стран, обладающих избытком капитала. Таким образом, иностранные  заимствования способствуют ускорению  темпов экономического роста.

Кредиты иностранных государств направляются на закупку сельскохозяйственной техники, продовольственного и фуражного  зерна, нефти и газа, реконструкцию  предприятий химической, нефтеперерабатывающей, металлургической, легкой и пищевой промышленности.

Государственный долг Республики Беларусь на 1 августа 2012 года составил 116,8 трлн. рублей и увеличился по сравнению  с началом 2012 года на 436 млрд. рублей, или на 0,4%.

Несмотря на получение в июне 2012 года третьего транша финансового  кредита Антикризисного фонда ЕврАзЭС (440 млн. долларов США), увеличение государственного долга по сравнению с началом года незначительно, что обусловлено погашением части основного долга по кредиту «стэнд-бай» МВФ в апреле 2012 (100,3 млн. долларов США) и в июле 2012 года (97,8 млн. долларов США), а также укреплением курса национальной валюты по сравнению с 1 января 2012 года.

Внутренний государственный  долг с начала 2012 года уменьшился на 130,4 млрд. рублей, по состоянию на 1 августа 2012 года составив 17,7 трлн. рублей при установленном лимите 34 трлн. рублей.

Уменьшение внутреннего государственного долга в 2012 году обусловлено погашением государственных ценных бумаг и  укреплением курса национальной валюты.

Внешний государственный  долг по состоянию на 1 августа 2012 года составил 12,0 млрд. долларов США при установленном лимите 14,3 млрд. долларов США, увеличившись с начала года на 211,7 млн. долларов США.

Увеличение внешнего государственного долга в 2012 году обусловлено привлечением кредитов МБРР, АКФ ЕврАзЭС и банков Китая.

Внешний государственный долг Республики Беларусь по состоянию на 1 января 2011 года составил 9687,2 млн. долларов США при установленном лимите на 2010 год 11,0 млрд. долларов США (таблица 2.3).

 

Таблица 3.1 – Внешний государственный долг Республики Беларусь (млн. долл. США)

Внешний государственный  долг Республики Беларусь (млн. долл. США)

 

01.01.2010 г.

01.01.2011 г.

Кредиты, привлеченные Республикой  Беларусь (Правительством Республики Беларусь).

7 778,8

9 486,2

Кредиты, привлеченные резидентами  под гарантии Правительства Республики Беларусь.

112,6

201,0

Всего

7 891,4

9 687 ,2


 

Показатели  кредитоспособности по внешнему государственному долгу (согласно нормативам, рекомендуемым  МБРР), свидетельствуют о том, что  Республика Беларусь относится к  группе стран с низким уровнем  задолженности (таблица 3.2.).

Таблица 3.2 – Показатели кредитоспособности по внешнему государственному долгу  Республики Беларусь

 

Показатели кредитоспособности по внешнему государственному долгу Республики Беларусь

Показатели кредитоспособности

Норматив МБРР

01.01.2010 г.

01.01.2011г.

Отношение внешнего гос. долга к экспорту товаров и услуг, %

220%

31,8

32,5

Отношение внешнего гос. долга к валовому внутреннему продукту, %

50%

16,5

17,8

Отношение платежей по внешнему гос. долгу к экспорту товаров и услуг, %

25%

1,3

2,6


 

Министерство  финансов разрабатывает стратегию  управления государственным долгом на кратко– и среднесрочный период. Основная ее цель – выработка политики государственных заимствований  для обеспечения потребностей страны с учетом стоимости кредитных  ресурсов и на основании анализа  рисков кредитного портфеля. При этом особое внимание уделяется поддержанию  устойчивости государственного долга  и сохранению показателей кредитной  безопасности в установленных пределах.

В условиях мирового финансового кризиса основными  факторами, оказывающими влияние на стоимость заемных ресурсов, являются наличие достаточной ликвидности  на мировом рынке капитала, макроэкономическая ситуация в стране, сложившиеся международные  отношения, своевременное исполнение обязательств по долгам, уровень внешней  задолженности, наличие суверенного  кредитного рейтинга и странового рейтинга страны-импортера по классификации Организации экономического сотрудничества и развития.

В настоящее  время по классификации Организации  экономического сотрудничества и развития Республика Беларусь отнесена к последней 7-й группе риска, что обязывает  агентства страхования экспортных кредитов применять самую высокую  ставку страхования кредитов для  Республики Беларусь (9-10% при 5-летнем сроке  возврата кредита). Это существенно  удорожает среднесрочные и долгосрочные кредиты, ограничивает их эффективность  и экономическую целесообразность привлечения. В этой связи республика предпринимает значительные усилия по улучшению делового климата в стране, созданию благоприятных условий для привлечения прямых иностранных инвестиций. Среди прогрессивных изменений – отмена "золотой акции", упрощение ряда административных процедур в части регистрации нового бизнеса и другие. Взят курс на модернизацию налоговой системы как в части сокращения числа налогов и упрощения процедур налогового администрирования, так и в части снижения налоговой нагрузки на экономику. Кроме того, планируется сокращение числа товаров, подлежащих ценовому регулированию, а также сокращение субсидий государственным предприятиям, что должно способствовать повышению эффективности в масштабах всей экономики.

Действия  правительства, направленные на улучшение  бизнес-климата, уже приносят реальные результаты. Согласно ежегодному отчету Всемирного банка "Ведение бизнеса-2010", опубликованному в сентябре, в итоговом рейтинге всех исследуемых стран Беларусь поднялась на 27 позиций и теперь занимает 58-е место. Перевод Республики Беларусь в 6-ю группу по классификации ОЭСР позволит удешевить стоимость кредитных ресурсов. Для достижения этой цели Министерством финансов совместно с МИД и другими заинтересованными ведомствами ведется целенаправленная работа по информированию официальных органов стран – членов ОЭСР об устойчивом финансовом положении и стабильном экономическом развитии страны. Параллельно прикладываются значительные усилия по линии взаимодействия со страховыми экспортными агентствами зарубежных государств.

Подводя итог проведенному анализу, следует  отметить, что к основным странам  и международным финансовым организациям, предоставившим наибольшие кредитные  ресурсы Республике Беларусь, относятся  Россия, Германия, КНР, МВФ, ЕБРР, МБРР, Чехия. Кроме специализированных международных  кредитных институтов, кредитными партнерами Беларуси являются и иностранные  банки в соответствии с рамочными  кредитными соглашениями. Такими банками  являются «Сабадель» (Испания), "Медиобанк" (Италия), Банк Хандлевы в Варшаве СА, БРЕ Банк СА. (Польша), Чешский экспортный банк (Чехия) и др. Заемные средства, привлекаемые в Республику Беларусь, используются в основном для закупки технологического оборудования в рамках реализуемых ими экспортоориентированных или импортозамещающих проектов, а также частично для пополнения оборотных средств. В то же время ряд проектов является социально-значимыми и их реализация направлена на удовлетворение потребностей республики в товарах критического импорта. Показатели кредитной безопасности Беларуси имеют значительный запас прочности и далеки от критических, что свидетельствует о потенциальных возможностях выполнения ранее принятых долговых обязательств и получения новых кредитов.

Условно можно выделить два периода в  истории белорусского внешнего кредитования. До 1996 года республике удавалось ежегодно привлекать в свою экономику от 327,5 до 583,7 млн. долл. США иностранных  кредитных средств, при этом ежегодное  погашение основного долга не превышало 50% от привлекаемых в том  же году средств. Начиная с конца 1996 – начала 1997 года начался второй этап в развитии внешнедолговой ситуации в республике. Участие международных финансовых организаций в инвестиционных процессах Республики Беларусь ограничились, в основном, технической и консультационной помощью, новые займы практически не предоставлялись. В это же время обострилось положение с обслуживанием предприятиями ранее привлеченных кредитов, сузился круг стран, которые предоставляют Республике Беларусь новые займы.

Республика  Беларусь своевременно и в полном объеме исполняет свои обязательства как по прямым, так и по гарантированным займам. Положительная платежная история республики свидетельствует не только о взвешенной политике внешних заимствований, но и о той ответственности, с которой правительство Республики Беларусь относится к выполнению своих долговых обязательств и недопущению просроченной задолженности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

 

При написании  курсовой работы по данной теме можно  прийти к следующим выводам:

  1. Государственный кредит – самостоятельное звено финансовой системы государства, и в этом качестве он обслуживает формирование и использование централизованных денежных фондов государства;
  2. Государственный кредит – одна из форм кредитных отношений, имеющая следующие признаки кредита: наличие кредитора и заемщика; аккумуляцию свободных денежных средств населения, предприятий и организаций на принципах возвратности, срочности и платности, возможность использовать государственно-кредитные операции внутри страны и в международных экономических отношениях;

Назначение  государственного кредита проявляется  в первую очередь в том, что  он является средством мобилизации  в руках государства дополнительных финансовых ресурсов. В случае дефицитности государственного бюджета дополнительно мобилизуемые финансовые ресурсы направляются на покрытие разницы между бюджетными расходами и доходами. При положительном бюджетном сальдо мобилизуемые с помощью государственного кредита средства прямо используются для финансирования экономических и социальных программ. Это означает, что государственный кредит, являясь средством увеличения финансовых возможностей государства, может выступать важным фактором ускорения социально-экономического развития страны.

3. Под формой кредита понимается внешнее проявление содержания тех экономических отношений, которые выражает кредит.

Выделяются  следующие формы государственного кредита: внутренний, внешний; государственные  займы, обращение части вкладов  населения в государственные  займы, заимствование средств общегосударственного ссудного фонда, казначейские ссуды (бюджетные ссуды), гарантированные займы, государственное заимствование, государственная гарантия, государственный кредит;

4. Особенности  государственного кредита обусловлены  его функциями: распределительная,  регулирующая и контрольная;

Информация о работе Государственный кредит и перспективы его развития в Республике Беларусь