Государственный кредит и перспективы его развития в Республике Беларусь

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Мая 2013 в 23:46, курсовая работа

Описание работы

Цель и задачи работы. Цель работы — раскрыть сущность государственного кредита, его необходимость, специфические черты и современное состояние, а также показать его роль в системе экономических отношений.
Для осуществления данной цели были поставлены следующие задачи:
рассмотреть экономическое содержание государственного кредита и раскрыть его роль в макроэкономическом регулировании;
рассмотреть основные формы государственного кредита;
определить современное состояние и выявить тенденции развития государственного кредита в Республике Беларусь;

Файлы: 1 файл

курсовая финансы.docx

— 74.84 Кб (Скачать файл)

Оформление  государственных займов может осуществляться двумя видами ценных бумаг – облигациями  и казначейскими обязательствами (векселями).

По мнению А. А. Килячкова, «… облигации представляют собой долговое обязательство государства, по которому в установленные сроки возвращается долг и выплачивается доход в форме процента или выигрыша» [13, с.78].

Могут быть:

  • обезличенными (для покрытия бюджетного дефицита);
  • целевыми (под конкретные проекты).

Облигация имеет номинальную стоимость (обозначенную сумму долга) и курсовую цену, по которой она продается и перепродается  в зависимости от ее доходности, надежности и ликвидности. Разница  между курсовой ценою и номинальной  стоимостью представляет собой курсовую разницу.

Т. Б. Бердникова считает, что «…казначейские обязательства (векселя), имеют характер долгового  обязательства, направленного только на покрытие бюджетного дефицита. Выплата  дохода осуществляется в форме процентов» [4, c.120].

В зависимости  от места размещения займов их подразделяют на внутренние – на внутреннем финансовом рынке (представляются юридическими и  физическими лицами данной страны и  нерезидентами) – и внешние –  поступают извне от правительств, юридических и физических лиц, других государств, международных организаций  и финансовых институтов.

По праву  эмиссии подразделяют на:

  • государственные;
  • местные займы.

Государственные займы выпускаются центральными органами управления. Поступления по ним направляются в Государственный  бюджет. Местные займы выпускаются местными органами управления и направляются в соответствующие местные бюджеты.

По характеру  использования ценных бумаг бывают:

  • рыночные;
  • нерыночные займы.

Облигации (казначейские обязательства) рыночных займов свободно покупаются, продаются  и перепродаются на рынке ценных бумаг.

Нерыночные  займы не допускают выхода ценных бумаг на рынок, то есть их владельцы  не могут их перепродавать.

В зависимости  от установления обеспеченности Т. Б. Бердникова делит государственные займы  на:

  • залоговые;
  • беззалоговые.

Залоговые займы отражают один из основных принципов  кредитования – материальной обеспеченности — государственным имуществом или  конкретными доходами. Беззалоговые не имеют конкретного материального обеспечения. Их надежность определяется авторитетом государства [4, с.115].

В зависимости  от срока погашения задолженности  подразделяют на :

  • краткосрочные (срок погашения до одного года);
  • среднесрочные (от 1 до 5 лет);
  • долгосрочные (свыше 5 лет).

По характеру  выплаты дохода бывают:

  • процентные;
  • выигрышные;
  • дисконтные (с нулевым купоном).

Возникновение и существование государственного кредита непосредственно связано  с тем, что государство как  субъект экономических отношений  для покрытия своих расходов привлекает не только доходы государственного бюджета, которые в основном состоят из налоговых поступлений, но и дополнительные, сформированные на заемной основе, временно свободные финансовые ресурсы и средства населения и хозяйствования. Уникальным способом получение этих финансовых ресурсов выступает государственный кредит, выражающий отношение между государством и многочисленными физическими и юридическими лицами по поводу формирования дополнительного денежного фонда (наряду с бюджетом) в руках государства. Для кредиторов государственный кредит — форма сбережения, инвестирования средств в ценные бумаги, приносящие дополнительный доход. Велика и гарантия выполнения условий кредитной сделки со стороны государства. Рынок государственных ценных бумаг представляет первичным инвесторам (кредиторам) ряд уникальных возможностей, таких как гарантия полноты и своевременности платежей; возможность единовременного размещения практически неограниченных сумм денежных средств; высокая ликвидность; относительно высокая доходность; наличие эффективной системы безналичных расчетов по бумагам и т.д.

С. В. Новик  считает, что государственный кредит «…делится на виды, отражающие специфику  отношений и влияния ряда факторов. Виды государственного кредита определяются: составом заемщиков и кредиторов; конкретными причинами появления  потребности у государства мобилизации  средств; местом получения кредита; формой его оформления; методами привлечения  денежных ресурсов и способами их возврата; сроками погашения государством своих обязательств; степенью риска  кредитора и заемщика»[17, с.112]

Государственный кредит формирует часть государственного долга (внутреннего). Значительная доля государственного долга состоит  из внешних займов, которые связаны  с развитием международного кредита.

В зависимости от характера операций различают три формы государственного кредита:

  • государственное заимствование;
  • государственная гарантия;
  • государственный кредит.

Государственное заимствование осуществляется в виде государственных займов и  прямых кредитов. Государственный займ — это привлечение временно свободных денежных средств физических и юридических лиц путем выпуска и реализации государственных ценных бумаг. Прямые кредиты — это привлечение средств инвесторов без продажи им ценных бумаг. Прямое заимствование осуществляется у банков, международных финансовых организаций, правительств других государств.

Государственные гарантии предоставляются по займам и кредитам, осуществляемым местными органами власти и субъектами хозяйствования. Государство гарантирует не только безусловное погашение займов и  кредитов, но и выплату процентов  по ним путем резервирования средств  на погашение гарантированного займа  или кредита.

Государственные кредиты предоставляются за счет бюджетных средств субъектам  хозяйствования, местным органам  власти, другим государствам, международным  организациям.

В зависимости  от категории заемщика различают:

  • бюджетные;
  • государственные кредиты.

Бюджетные кредиты — это средства, предоставляемые  на возвратной основе юридическими лицами своей страны или местными органами власти. Государственные кредиты  — это средства, предоставляемые  на возвратной основе другим государствам, их юридическим лицам и международным организациям.

По мнению О. Тимошенко, государственное заимствование  может осуществляться «…как на внутреннем, так и на внешнем рынках. Вследствие чего выделяют внутренний и внешний (международный) государственный кредит. Внутри Республики Беларусь, при осуществлении государственного кредитования, государство, как правило, выступает в роли заемщика временно свободных средств физических и юридических лиц, а население, предприятия, организации - в роли кредиторов. В международном отношении государство может выступать как в роли заемщика, так и в роли кредиторов. В государственные кредитные отношения включается также условный кредит, когда государство выступает в роли гаранта выполнения условий по кредитам»[17, с.77].

Внутренний государственный кредит может выступать в следующих  формах:

  • государственные займы;
  • обращение части вкладов населения в государственные займы;
  • заимствование средств общегосударственного ссудного фонда;
  • казначейские ссуды (бюджетные ссуды);
  • гарантированные займы.

Государственные займы характеризуются тем, что  временно свободные денежные средства населения, предприятий и организаций  привлекаются на финансирование общественных потребностей путем выпуска и  реализации облигаций, казначейских обязательств и других видов государственных  ценных бумаг.

Заимствование средств общегосударственного ссудного фонда характеризуется тем, что  государственные кредитные учреждения непосредственно передают часть  кредитных ресурсов на покрытие расходов правительства. Это форма способствует развитию инфляционных процессов.

Казначейские  обязательства отличаются от облигаций  в целях выпуска, в форме выплаты  дохода и свободе обращения. Средства, поступающие от продажи облигаций, направляются на пополнение бюджетного фонда; внебюджетных фондов или на специально оговоренные цели. Средства от реализации казначейских обязательств государства  направляются только на накопление бюджета.

Гарантированные займы характеризуются тем, что  правительство гарантирует безусловное  погашение займа выпущенного  нижестоящим органам власти и  управления или отдельными хозяйственными организациями, а также гарантирует  выплату процентов по займу. По гарантированному займу правительство реально  несет финансовую ответственность  только в случае неплатежеспособности плательщика.

Международный государственный кредит представляет собой отношения, при которых  государство выступает на мировом  финансовом рынке в роли заемщика или кредитора. Эти отношения  принимают форму государственных  внешних займов. Как и внутренние займы, они предоставляются на условиях возвратности, срочности и платности. Получателями внешних займов могут  выступать центральные правительства  и местные органы власти. Кредиторами  являются правительства, финансово-кредитные  учреждения, а также международные  организации.

По мнению О. В. Бородко, международный кредит — «…это движение ссудного капитала в сфере международных экономических отношений, связанное с предоставлением валютных и товарных ресурсов во временное пользование на условиях их платности, срочности, гарантии погашения, целенаправленности.

Объективной основой развития международных  отношений явились: выход производства за национальные рамки, усиление мирохозяйственных  связей, углубление международного разделения труда, международное обобществление капитала, специализация и кооперирование производства.

Субъектами  кредитных отношений выступают  государства, банки, международные  и региональные валютно-кредитные  и финансовые организации, отдельные  юридические лица. Международный  кредит предоставляется за счет средств  государства, фирм, предприятий, коллективных ссудных фондов, аккумулированных в  международных валютно-кредитных  и финансовых организациях.

Для межгосударственного  кредита характерно то, что субъектами кредитных отношений выступают  отдельные государства, а объектом перераспределения – их национальный доход» [5, с. 44].

Международный государственный кредит может предоставляться  в форме прямых кредитов правительства  одной страны правительству другой страны. Такие кредиты носят по большей части долгосрочный характер и выдаются как на двухсторонней, так и на многосторонней основе. Их условия определяются заключаемыми межправительственными соглашениями. Целью получения государственного кредита страной-заемщиком является, как правило, финансирование дефицита государственного бюджета, импорт товаров стратегического характера, реализация инвестиционных проектов или регулирование сальдо платежного баланса. Если страна-кредитор очень заинтересована в реализации на мировом рынке определенных национальных товаров, она может предоставлять технические кредиты для их закупки. Страна-заемщик погашает такие кредиты встречными поставками товаров или оформляет их как государственный долг.

В качестве кредиторов выступают главным образом  развитые страны, которые при выдаче государственных кредитов чаще всего  исходят из своих политических и  экономических интересов, желания  расширить сферу геополитического влияния (например, получить доступ к  источникам сырья, обеспечить проникновение  в кредитуемую страну частного национального  капитала и т.д.). В Республику Беларусь привлекаются иностранные кредиты (на основе соглашений между правительством Республики Беларусь и правительством других государств) для поддержания экономических реформ, перехода к рыночной экономике, решения проблем, связанных с осуществлением структурной перестройки экономики, технического перевооружения и модернизации промышленности и сельского хозяйства, внедряя современные технологии, а также развития экспортного потенциала, насыщения внутреннего рынка товарами народного потребления, развития малого и среднего бизнеса и др.

Решения о привлечении и последующем  использовании иностранных кредитов, формирующих внешнюю задолженность  Республики Беларусь, а также о  предоставлении правительственных  гарантий в отношении иностранных  кредитов принимаются Советом Министров  Республики Беларусь по согласованию с Президентом Республики Беларусь на основании предложений валютно-кредитной  комиссии Совета Министров Республики Беларусь.

Международный государственный кредит предоставляется  также путем покупки правительством государственных ценных бумаг, выпущенных в другой стране. Например, государство  может часть доходов от внешнеэкономической  или другой деятельности разместить с целью обеспечения их сохранности  в государственные ценные бумаги высокоразвитой страны с устойчивой свободно конвертируемой валютой, выполняющей  функции резервной.

Информация о работе Государственный кредит и перспективы его развития в Республике Беларусь