Государственный кредит в современной России: особенности и тенденции развития

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Февраля 2015 в 08:11, курсовая работа

Описание работы

Под управлением государственным кредитом в узком смысле понимается совокупность действий, связанных с подготовкой к выпуску и размещению долговых обязательств государства, регулированию рынка государственных ценных бумаг, обслуживанию и погашению государственного долга, предоставлению ссуд и гарантий.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………….………3
1. Теоретические аспекты государственного кредитования……………….5
1.1 Сущность и значение государственного кредита……………………….5
1.2 Формы государственного кредита……………………………………….8
1.3. Правовое регулирование государственного кредита…………………12
2. Особенности и тенденции развития государственного кредита
в современной России……………………………………………………….18
2.1. Анализ деятельности России в качестве заемщика, кредитора и гаранта……………………………………………………………………………….18
2.2. Оценка современного состояния и урегулирования
государственного долга России……………………………………………...21
2.3. Тенденции развития государственного кредита в России…………….29
Выводы и предложения…...………………………………………………….35
Список использование литературой………

Файлы: 1 файл

курсовая готовая.docx

— 62.04 Кб (Скачать файл)

 

 

ЧОУ ВПО Институт экономики, управления и права (г. Казань)

Набережночелнинский филиал

 

 

Экономический факультет

 

 

 

Кафедра «Финансы и кредит»

 

 

 

Государственный кредит в современной России: особенности и тенденции развития

(курсовая работа по дисциплине «Финансы»)

 

 

 

 

 

 

 

Исполнитель: студент VI курса группы 191 з _________Мустафина Э.М.

Научный руководитель: ст.преп.   ___________ Аблизина Н.Н.

 

 

 

 

Набережные Челны – 2015Содержание

Введение……………………………………………………………….………3

1. Теоретические аспекты государственного кредитования……………….5

1.1 Сущность и значение  государственного кредита……………………….5

1.2 Формы государственного  кредита……………………………………….8

1.3. Правовое регулирование государственного кредита…………………12

2. Особенности и тенденции  развития государственного кредита 
в современной России……………………………………………………….18

2.1. Анализ деятельности  России в качестве заемщика, кредитора  и гаранта……………………………………………………………………………….18

2.2. Оценка современного  состояния и урегулирования  
государственного долга России……………………………………………...21

2.3. Тенденции развития  государственного кредита в России…………….29

Выводы и предложения…...………………………………………………….35

Список использование литературой…………………………………………36

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Управление государственным кредитом может рассматриваться в узком и в широком смысле. Под управлением государственным кредитом в широком смысле понимается формирование одного из направлений финансовой политики государства, связанной с его деятельностью в качестве заемщика, кредитора и гаранта. Управление государственным кредитом в широком смысле как одно их направлений финансовой политики находится в руках органов власти и управления государством. Именно они определяют общий объем бюджетного дефицита и, следовательно, объемов займов, необходимых для его финансирования, основные направления и цели воздействия на денежное обращение, кредит, производство, занятость целесообразность осуществления общегосударственных программ по поддержке малого бизнеса отдельных районов страны. Хроническая дефицитность государственного и местных бюджетов, высокий государственный долг характерны на современном этапе для большинства промышленно развитых государств. В результате кредитной экспансии государства прочие заемщики вытесняются с финансового рынка, сохраняются высокие ставки на кредит. Огромные расходы по обслуживанию государственного долга поглощают все большую долю налоговых поступлений. Поэтому сокращение бюджетного дефицита и государственного долга расценивается органами управления США и стран Европейского Союза как одна из наиболее актуальных задач.

Под управлением государственным кредитом в узком смысле понимается совокупность действий, связанных с подготовкой к выпуску и размещению долговых обязательств государства, регулированию рынка государственных ценных бумаг, обслуживанию и погашению государственного долга, предоставлению ссуд и гарантий.

В процессе управления государственным кредитом решаются следующие задачи:

  • минимизация стоимости долга для заемщика;
  • недопущение переполнения рынка заемными обязательствами государства и резкого колебания их курса;
  • эффективное использование мобилизованных средств и контроль за целевым использованием выделенных кредитов;
  • обеспечение своевременного возврата кредитов;
  • максимальное решение задач, определенных финансовой политикой.

Специфика категории государственного кредита определяет и особенности оперативного управления им. Обычно оно возлагается совместно на Министерство финансов и Центральный Банк.

Целью курсовой работы – рассмотрение особенностей и выявление тенденций развития государственного кредита в России.

Задачи курсовой работы:

1. Рассмотреть особенности государственного кредита в России.

2. Выявить тенденции развития государственного кредита в России.

Предмет исследования – система отношений по государственному кредитованию и погашению долговых обязательств.

Объект исследования – государственный кредит современной России.

В первой главе рассматривается сущность и значение государственного кредита, формы и правовое регулирование государственного кредита.

Во второй главе проводится анализ деятельности России в качестве заемщика, кредитора и гаранта и выявление тенденций развития государственного кредита в России.

При написании работы использовались материалы следующих авторов Стахович Л.В., Шабалин А., Шенаев В.П., Карташов A.B., В.В. Ковалева, а также КонсультантПлюс, Бюджетный кодекс и другие.

 

1. Теоретические аспекты государственного кредитования

 

1.1 Сущность и  значение государственного кредита

В настоящее время огромное значение для нормального функционирования всей экономической системы в целом имеет государственный кредит. Государственным кредитом называют совокупность кредитных отношений, в которых заемщиком или кредитором выступают государство, местные органы власти по отношению к гражданам и юридическим лицам. Государственный кредит выражает отношения в денежной форме между государством с одной стороны, и физическими или юридическими лицами с другой, чаще всего с банками, страховыми компаниями и предпринимателями. Кредит будет государственным в том случае, когда в качестве участника ссудной сделки выступают центральное правительство или местные органы власти. В этом смысле его можно сравнить с другими формами кредита, в первую очередь с банковским, где обязательным участником ссудной сделки является банк.

По утверждению В.С. Волынского: «нельзя смешивать такие понятия, как частный и государственный кредит». Он выделяет следующие различия между этими формами кредита:

Во-первых, "государственный кредит отличается от частного участниками сделки". Государство обычно выступает в качестве заемщика, а кредитодателями - различные учреждения, предприятия и частные лица.

Во-вторых, "заемщик и кредиторы в сфере государственного кредита могут меняться местами".

В-третьих, так как ссудная сделка сопровождается покупкой облигаций и казначейских векселей, которые имеют свой рыночный курс, продаются на рынке ценных бумаг, то "государственный кредит представляет собой не просто форму движения ссудного капитала, а базируется на сочетании ссудного и фиктивного капитала".

В то же время сходство данных форм кредита связано с тем, что они имеют единый источник образования.

В сфере государственного кредита центральное правительство, а также местные органы власти традиционно выступают в качестве заемщиков, привлекая денежные средства для покрытия бюджетных дефицитов. Главной формой привлечения денежных средств является выпуск облигаций государственного займа и прочих видов ценных бумаг. Облигация представляет собой обязательство эмитента, который должен впоследствии возместить владельцу ценной бумаги сумму основного долга и процента. Владельцы свободных денежных средств, покупая облигации, выступают фактическими кредиторами государства. В отличие от банковского кредита, кредиторами выступают не только банки, но и страховые компании, предприятия и частные лица. Нужно отметить, что половина активных операций страховых компаний развитых стран приходится на покупку ценных бумаг.

В настоящее время государство стало выступать в качестве кредитора, оказывать кредитную помощь тем отраслям, в развитии которых заинтересовано национальное хозяйство в целом. Финансирование жилищного строительства, создание инфраструктуры, экспортного производства осуществляется во многих странах на льготных условиях с широким использованием привлеченных средств. Причины активного участия государства как кредитора различны: нежелание частного капитала развивать отрасли инфраструктуры из-за отсутствия или недостатка высокой прибыли, оказание помощи национальным экспертам в борьбе с иностранными конкурентами на международном рынке. Волынский отмечает, что "сочетание кредитора и заемщика в лице современного государства может рассматриваться как новое явление в кредитно - финансовой сфере".

Движение капитала в сфере международных экономических отношений, связанное с предоставлением валютных и товарных ресурсов на условиях возвратности, срочности и уплаты процентов, называют международным кредитом. В качестве кредиторов и заемщиков выступают банки, предприятия, государства, международные и региональные организации.

Государственный кредит тесно связан с категорией государственного долга. Увеличение заимствований государством ведет к росту государственного долга. Под государственным долгом Российской Федерации понимаются ее долговые обязательства перед юридическими и физическими лицами, иностранными государствами, международными организациями и иными субъектами международного права. Государственный долг обеспечивается всем находящимся в собственности государства имуществом, составляющим государственную казну. Под государственным долгом субъекта Российской Федерации понимают совокупность его долговых обязательств, которые обеспечиваются всем находящимся в собственности субъекта РФ имуществом, составляющим его казну.

Государственный кредит независимо от формы его существования имеет, как правило, добровольный характер. Пример отклонения от добровольного характера - обязательная подписка на государственные облигации в годы после Великой Отечественной войны в СССР, предназначенные для сбора средств на восстановление народного хозяйства после войны.

Государственный кредит используется государством для решения различных задач:

    • поиск финансовых ресурсов для финансирования государственных расходов, увязки доходов и расходов;
    • регулирование макро- и микроэкономических процессов;
    • воздействие на социальную и денежно-кредитную политику.

Таким образом, исходя из выше изложенного, можно сделать вывод, что государственный кредит отличается от частного по форме предоставления денежных средств и по участникам сделки

1.2 Формы государственного  кредита

Внутренний государственный кредит может выступать в следующих формах: государственные займы; обращение части вкладов населения в государственные займы; заимствование средств общегосударственного ссудного фонда; казначейские ссуды; гарантийные ссуды.

Государственные займы можно квалифицировать по ряду признаков:

1. По субъектам заемных отношений – займы, размещаемые центральными и территориальными органами управления.

2. По месту размещения – внутренние и внешние.

3. По обращению на рынке – рыночные и нерыночные. Рыночные займы свободно продаются и покупаются. При финансировании бюджетного дефицита они являются основными. Нерыночные не могут свободно менять своих владельцев и не подлежат обращению на рынке ценных бумаг. Они обычно выпускаются государством, чтобы привлечь определенных инвесторов, специфическим интересам которых и отвечают.

4. В зависимости от  срока привлечения средств – краткосрочные, среднесрочные, долгосрочные. Краткосрочные займы используются для финансирования временных резервов в поступлении доходов и осуществлении расходов. Обычно в этих целях выступает вексель. Центральное правительство выпускает казначейские векселя, местные органы власти – муниципальные.

5. По обеспеченности долговых  обязательств – закладные и беззакладные. Закладные облигации обеспечиваются конкретным залогом, например, определенным имуществом. Наиболее часто их выпускают местные органы власти. Обеспечением беззакладных облигаций служит все имущество государства или данного муниципалитета. Центральные органы управления обычно выпускают беззакладные облигации. Их надежность исключительно высока и поэтому инвесторы, не нуждаются ни в каких дополнительных гарантиях.

6. По характеру выплачиваемого дохода долговые обязательства делятся на выигрышные, процентные, с нулевым купоном. Выплата дохода по выигрышным облигациям осуществляется на основе тиражей выигрышей. Эти облигации не пользуются большим спросом. Поэтому основной вид – процентные облигации, доход по которым выплачивается 1, 2 или 4 раза в год на основе купонов. Краткосрочные заемные инструменты государства не имеют купонов. Они продаются со скидкой с номинала, а выкупаются по номиналу. Не имеют также купонов и некоторые долгосрочные долговые обязательства. Весь доход по ним выплачиваются вместе с суммой основного долга. Как и краткосрочные, они продаются со скидкой с номинала, а выкупаются по номиналу. Такие облигации получили название облигаций с нулевым купоном.

7. По методу определения  дохода долговые обязательства  государства бывают с твердым  или плавающим доходом. В ряде  случаев фиксированная ставка  по ценным бумагам является  причиной роста расходов государства  на выплату процентов, в других  случаях она может отпугнуть  инвесторов, ожидающих повышение  процента.

8. В зависимости от обязанности заемщика твердо соблюдать сроки погашения займа, установленные при его выпуске, заемные инструменты делятся на обязательства: с правом досрочного погашения и без права досрочного погашения. Вопрос о досрочном погашении долговых обязательств становится актуальным тогда, когда на финансовом рынке происходят существенные изменения. Например, заемщик выпустил, облигации с ежегодным фиксированным доходом 12%, а через год ставка упала и составила 6%. В этом случае заемщик терпит существенные потери, тогда как инвестор получает значительный выигрыш. Если облигации были выпущены с правом досрочного погашения, инвестор может уменьшить свои потери, выпустив и разместив новый заём, и погасив старый. Различают два варианта погашения задолженности: единовременно и частями. Если заём гасится частями, в зависимости от распределения суммы долга по срокам погашения выделяются 3 варианта:

  • заём погашается равными частями в течение определенного срока.
  • возрастающими долями.
  • снижающимися долями.

Информация о работе Государственный кредит в современной России: особенности и тенденции развития