Государственный кредит в современной России: особенности и тенденции развития
Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Февраля 2015 в 08:11, курсовая работа
Описание работы
Под управлением государственным кредитом в узком смысле понимается совокупность действий, связанных с подготовкой к выпуску и размещению долговых обязательств государства, регулированию рынка государственных ценных бумаг, обслуживанию и погашению государственного долга, предоставлению ссуд и гарантий.
Содержание работы
Введение……………………………………………………………….………3 1. Теоретические аспекты государственного кредитования……………….5 1.1 Сущность и значение государственного кредита……………………….5 1.2 Формы государственного кредита……………………………………….8 1.3. Правовое регулирование государственного кредита…………………12 2. Особенности и тенденции развития государственного кредита в современной России……………………………………………………….18 2.1. Анализ деятельности России в качестве заемщика, кредитора и гаранта……………………………………………………………………………….18 2.2. Оценка современного состояния и урегулирования государственного долга России……………………………………………...21 2.3. Тенденции развития государственного кредита в России…………….29 Выводы и предложения…...………………………………………………….35 Список использование литературой………
Структура внешнего долга РФ
на 1 декабря 2015 г. представлена в таблице
1.
Таблица 1
Структура внешнего
долга РФ
Категория долга
Млрд $
Общий долг
53
Задолженность перед Парижским клубом
46,6
Перед официальными кредиторами – не
членами Парижского клуба
0,92
Задолженность перед официальными кредиторами
бывшими странами СЭВ
0,87
Коммерческая задолженность бывшего
СССР
20,8
Задолженность перед международными
финансовыми организациями
1,2
Задолженность по внешним облигационным
займам
39
Госгарантии
РФ в иностранной валюте
11,6
Изначально государственные
ценные бумаги распространялись в добровольно-принудительном
порядке. Банки, страховые компании и инвестиционные
фонды обязаны хранить часть своих резервов
в государственных ценных бумагах. Кроме
того государственные облигации находятся
на фондовом рынке ценных бумаг. Начиная
с 2002 года, внутренний долг России резко
увеличивается и составляет к 2015 году
2,7 трлн. руб.
СССР был экспортером капитала.
В период холодной войны СССР и США активно
раздавали кредиты. Кредиты предоставлялись
наибеднейшим странам мира, получить средства,
от которых обратно невозможно. Россия
ежегодно предоставляет новые кредиты
развивающимся странам, в том числе кредиты
странам СНГ на покупку российского газа.
Однако ежегодно задолженность третьих
стран перед РФ снижается. Россия на первом
месте по списанию задолженности развивающимся
странам относительно ВВП страны. Обычно
списывается 80-90% долга. Долг иностранных
государств перед Россией составлял на
1.01.2008 год более 74 млрд. $. C 2008 года информация
о вновь предоставленных кредитах развивающимся
странам и о их задолженности перед РФ
является секретной. России должны такие
страны, как страны СНГ, Индия, Вьетнам,
Алжир, Монако, Куба, Монголия, Сирия, Иран,
Китай и другие. Также правительство РФ
предоставляет кредиты отечественным
предприятиям, испытывающим определенные
трудности.
Правительство предоставляет
гарантии по кредитам, привлекаемым отечественными
предприятиями от российских и иностранных
банков, а также международным финансовым
организациям.
Таблица 2
Объем государственного
внутреннего долга Российской Федерации
(млрд. рублей)
Наименование показателя
по состоянию на
01.12.2014
Объем государственного внутреннего
долга Российской Федерации - всего, в том
числе
5759199,6
государственные гарантии Российской
Федерации в валюте Российской Федерации
1332061,1
Бюджетный кодекс РФ признает
государственные и муниципальные гарантии
как способ обеспечения гражданско-правовых
обязательств, в силу которых соответственно
РФ, субъект РФ или муниципальное образование
как гарант дает письменное обязательство
полностью или частично отвечать за исполнение
лицом, которому дается государственная
или муниципальная гарантия, обязательства
перед третьими лицами (ст. 115 Бюджетного
кодекса РФ).
В гарантии, которая обязательно
дается в письменной форме, должны быть
указаны сведения о гаранте (РФ, субъект
РФ, муниципальное образование), наименование
органа, выдавшего гарантию, сумма гарантии.
Срок гарантии определяется сроком исполнения
обязательств, по которым предоставлена
гарантия. При этом гарант несет субсидиарную
ответственность по гарантированному
им обязательству: если основной должник
отказался удовлетворить требования кредитора
или не ответил на требование кредитора,
то это требование может быть предъявлено
гаранту.
Исполнение государственных
и муниципальных гарантий в обязательном
порядке отражается в составе расходов
соответствующих бюджетов как предоставление
кредитов.
Государственные гарантии РФ
предоставляются Правительством РФ. На
переговорах о предоставлении государственных
гарантий РФ от имени Правительства РФ
выступает Минфин РФ либо иной уполномоченный
орган. В обязательном порядке проводится
проверка финансового состояния получателя
государственной гарантии. Государственные
гарантии РФ на сумму, превышающую 1 000
000 рублей, утверждаются федеральным законом
о бюджете.
Государственные гарантии предоставляются
соответствующим органом исполнительной
власти. В случае предоставления государственной
гарантии соответствующий финансовый
орган обязан провести проверку финансового
состояния получателя указанной гарантии,
кроме того, представительный орган соответствующего
уровня может поручить контрольному органу
субъекта Федерации провести проверку
финансового состояния получателя государственной
гарантии.
Таким образом, внутренний долг
России составляет в 2014 году 5,7 трлн. руб.
При этом Россия полностью унаследовала
долг бывшего СССР. Долг иностранных государств
перед Россией составлял более 74 млрд.
$. Россия выступая в роли гаранта, выдает
гарантии по кредитам, т.е. она гарантирует,
что долг будет выплачен.
2.2. Оценка современного
состояния и урегулирования
государственного долга России
Рынок внутреннего долга не
может считаться уникальным явлением
в мировой практике – почти все страны
мира выпускают государственные ценные
бумаги. Учреждение российского рынка
внутреннего долга было призвано ликвидировать
практику прямого (эмиссионного) кредитования
ЦБ РФ. Решалась задача создания значительного
по размерам рынка государственных ценных
бумаг, который характеризовался бы высокой
ликвидностью и низкими рисками федеральных
облигаций. Развитие российского рынка
внутреннего долга было непосредственно
связано с эволюцией национальной финансовой
сферы, действиями денежных властей, как
в области макроэкономической политики,
так и в проведении чисто рыночных преобразований.
В результате структура совокупного денежного
предложения стала менее ликвидной, снизились
темпы инфляции, прочие сегменты национального
рынка интенсивно развивались.
Структура современного внутреннего
долга РФ состоит:
Государственных бескупонных
краткосрочных облигаций (ГКО);
Облигаций федерального займа
с переменным купоном (ОФЗ-ПК), с постоянным
купонным доходом (ОФЗ-ПД), с фиксированным
купоном (ОФЗ-ФК) и с амортизацией долга (ОФЗ-АД).
ГКО эмитируются с мая 1993г. Гарантом
функционирования ГКО выступает ЦБ России,
который обеспечивает размещение, сбережение
и погашение облигаций. Покупателями могут
выступать юридические и физические лица.
Эмиссия ГКО осуществляется в форме отдельных
выпусков на срок 3, 6, 9 и 12 месяцев. Облигации
существуют в виде записи на счетах. До
августа 1998г. государство ни разу не нарушило
сроков погашения по ГКО и обязательств
по выплате процентов. После внутреннего
дефолта (17 августа 1998г.) расчеты с держателями
ГКО были приостановлены. Впоследствии
была проведена реструктуризация этой
задолженности путем проведения новации.
Работы по реструктуризации ГКО регулировались
Распоряжениями Правительства РФ от 12.12.98
№ 1787-р «О новации по государственным
ценным бумагам» и от 20.11.99 № 1904-р.
Согласно Распоряжению Правительства
№ 1787-р держатели ГКО и ОФЗ со сроками
погашения до 31.12.1999 г., были разделены
на 3 категории. Держатели 1 категории,
к которой были отнесены почти все юридические
лица-резиденты и держатели ГКО-ОФЗ, которым
федеральными органами исполнительной
власти устанавливался норматив вложения
средств в государственные ценные бумаги
(негосударственные пенсионные фонды),
получили 30% от дисконтированной номинальной
стоимости облигаций денежными средствами,
50% - новыми ОФЗ-ПД, по которым доходы выплачиваются
два раза в месяц; 20% - ОФЗ-ПД бездоходными.
Держатели 2 категории, к которым были
отнесены физические лица, получили возможность
выбора между применением к ним тех же
правил, что и к держателям 1 категории,
и выплатой всей дисконтированной номинальной
стоимости облигации в полной сумме. Держатели
3 категории, представленной нерезидентами,
как физическими, так и юридическими лицами,
10% задолженности получили деньгами, 20%
- в виде бескупонных бездоходных бумаг,
70% - купонные облигации ОФЗ-ПД с погашением
через 4-5 лет. Даже в рублевой форме новые
обязательства перед нерезидентами фактически
имеют характер внешнего долга, достигнута
договоренность о порядке перевода кредиторами
получаемых в результате реструктуризации
средств за границу. Новация по государственным
ценным бумагам, «замороженным» решениями
от 17 августа 1998 года, была завершена на
1 июля 2000 года. На новацию согласились
все инвесторы (99,9%).
Облигации федерального займа
(ОФЗ) – среднесрочные купонные облигации.
ОФЗ с переменным купоном были выпущены
в обращение 14 июня 1996г. в соответствии
с Генеральными условиями выпуска и обращения
облигаций федерального займа, утвержденными
Постановлением Правительства РФ от 15
мая 1995г. № 458. Эмитентом их является Минфин
России. Эмиссия ОФЗ с переменным купоном
осуществляется в форме отдельных выпусков,
условия каждого выпуска утверждаются
Минфином РФ. Срок обращения ОФЗ устанавливался
от 1 до 5 лет. Размещались эти бумаги в
1995-1998 гг. через аукционы, вторичные торги
велись на бирже. Доход по ОФЗ зависел
от доходности по ГКО и устанавливался
в виде процента от номинала. Накопленный
купонный доход рассчитывался пропорционально
числу дней от даты предшествующей выплаты
до даты продажи ОФЗ. В 1999г. Минфин РФ начал
выпуск облигаций федерального займа
с фиксированным купонным доходом в процентах
от номинала (1000 рублей).
В 2002 году Минфин разместил
ОФЗ с амортизацией долга (ОФЗ-АД) на 6,67
млрд. руб. по номиналу со сроком обращения
9,5 лет по доходности 12,94% годовых. ОФЗ-АД
– это облигации федерального займа с
амортизацией долга, погашение основной
суммы по которым происходит не единовременно,
а частями (погашение купонов). Размещение
на рынке бумаг с длительным сроком обращения
по доходности менее 13% годовых является
достижением Минфина. Доходность по этим
бумагам станет теперь ориентиром доходности
долгосрочных финансовых инструментов
на российском рынке. Основное увеличение
внутреннего долга произошло в период
1993-98гг., когда бурно рос рынок государственных
ценных бумаг, выпускаемых для покрытия
дефицита бюджета. Тогда же задолженность
различных кредиторов перед Банком России
(в том числе возникших до распада СССР)
принималась на внутренний госдолг. Последовавшее
за кризисом 1998г. некоторое снижение в
росте государственных заимствований
сменилось их активным ростом начиная
с 2003г. Внутренний долг за последние 6 лет
увеличился на 62,3% или на 321,3 млрд. руб.
и к 2005 году достиг почти 27% в общей структуре
долга. [19]
Можно выделить пять этапов
развития российского рынка внутреннего
долга. 1 этап связан с переходом российских
денежных властей от прямого финансирования
ЦБ РФ дефицита федерального бюджета к
созданию рынка федеральных облигаций.
Этап 2 обусловлен возникновением ресурсных
ограничений для дальнейшего развития
рынка внутреннего долга и его открытием
для внешних инвесторов. 3 этап определяется
системным финансовым кризисом, 4 этап
– характеризуется постепенным преодолением.
5 – представляет современное развитие
рынка внутреннего долга.
На рынке государственных ценных
бумаг за последние годы произошли позитивные
изменения: проведена новация по государственным
ценным бумагам, восстановлено доверие
участников рынка, отлажена инфраструктура
и нормативное регулирование рынка государственных
ценных бумаг. Благодаря эффективной долговой
и макроэкономической политике удалось
полностью восстановить доверие инвесторов
к рынку внутренних заимствований, что
привело к значительному увеличению ликвидности
рынка и объемов размещаемых на нем финансовых
инструментов. Значительно улучшились
качественные характеристики рынка:
снижен уровень доходности
по государственным облигациям;
стратегия формирования портфеля
государственных внутренних обязательств,
основанная на предложении разнообразных
финансовых инструментов, была положительно
воспринята инвесторами;
значительно увеличились ликвидность
рынка и ежедневный оборот по государственным
облигациям.
На 3 апреля 2006 года объем внутреннего
долга, выраженного в государственных
бумагах, составил 880 572,443 млн. руб., тогда
как по состоянию на 1 января 2005 года он
составлял 756820,0 млн. рублей. Таким образом,
увеличение государственного внутреннего
долга за этот период составило 14,5 % или
123752,443 млн. руб.
За 2005 год доли облигаций нерыночного
займа, краткосрочных облигаций и ОФЗ
с переменным купонным доходом отсутствовали
на рынке внутреннего долга, при этом на
9 % увеличился удельный вес ОФЗ с постоянным
купонным доходом, а доля ОФЗ с фиксированным
купонным доходом снизилась на 8 %. Соответственно
прирост удельного веса ОФЗ с амортизацией
долга составил 1 %. Увеличение внутреннего
долга, наблюдающееся на протяжении последних
лет, происходит в основном за счет прироста
объема задолженности выраженной ОФЗ-АД,
которая является, можно сказать, единственным
инструментом на рынке, обладающим хорошей
ликвидностью.
Благоприятная внешнеэкономическая
конъюнктура способствовала снижению
объема долга в виде ГКО, поскольку необходимость
финансирования временных кассовых разрывов
практически отсутствует. Соответственное
снижение объема долга произошло и в виде
ОФЗ-ПК, так как расчет переменной купонной
ставки привязан к доходности ГКО.
В структуре погашения долга
относительно ровная кривая складывается
после 2022 года. Часть, относящаяся к 2020-2030
гг., - это портфель ЦБ, который переоформили
в ОФЗ. Минфин практически не допускает
платежных пиков и считает, что до 2010г.
объем погашения не превысит 100-110 млрд.
руб. В условиях такого исполнения бюджета
годовое погашение значительно меньше
месячного поступления дохода в федеральный
бюджет. Это позволяет говорить практически
об отсутствии кредитных рисков. Рассмотрим
подробнее стратегию правительства в
сфере внутреннего долга.
В апреле 2005г. Правительство
РФ рассмотрело долговую стратегию на
2006-2008 гг., госдолг РФ и совокупный государственный
долг должен уменьшаться по отношению
к ВВП, при этом доля государственного
внутреннего долга должна расти. Следующая
позиция – развитие национального рынка
государственных ценных бумаг и сохранение
консервативной политики в области государственных
заимствований, позволяющей не только
привлекать средства на рынке, но и использовать
ресурсы стабфонда для погашения текущего
внешнего долга. Меняется структура долга.
Правительство постепенно приближаемся
цели: привести соотношение внутреннего
и внешнего долга к значениям 50/50.