В тесной связи с государственными
займами находится вторая форма государственного
кредита, функционирование которой опосредуется
системой сберегательных учреждений:
обращение части вкладов населения в государственные
займы. В отличие от первой формы государственного
кредита, когда физические и юридические
лица покупают ценные бумаги за счет собственных
временно свободных денежных средств,
сберегательные учреждения предоставляют
кредит государству за счет заемных средств.
Наличие посредника между государством
и населением в лице сберегательных учреждений
и предоставление займа последними государству
за счет заемных средств без ведома их
реального владельца позволяют выделять
эти отношения в качестве особой формы
государственного кредита. Обращение
части вкладов населения в государственные
займы, предназначенные на нужды государства,
осуществляется через покупку особых
ценных бумаг, а также оформление безоблигационных
займов. В нашей стране сейчас это достигается
на основе покупки Сбербанком долговых
обязательств государства. Эта форма государственного
кредита характеризуется тем, что государственные
кредитные учреждения непосредственно
передают часть кредитных ресурсов на
покрытие расходов правительства. Эта
форма государственного кредита функционирует
в тоталитарном обществе. Она способствует
развитию инфляционных процессов, что
особенно опасно в условиях жесткого контроля
за эмиссией денежных знаков. По этому
полная нормализация отношений между
государством и кредитной системой лежит
на пути признания невозможности прямого
заимствования ссудных средств для покрытия
бюджетного дефицита и возмещения государственному
банку долга образовавшегося в предыдущие
годы.
В нашей стране подавляющая
часть государственного долга (93%) сложилась
именно за счет привлечения правительством
средств общегосударственного ссудного
фонда для финансирования бюджетных расходов,
что негативно сказалось на состоянии
государственных финансов и денежного
обращения, отучило правительство заботиться
об укреплении и развитии естественных
источников формирования доходов государственного
бюджета.
Казначейские ссуды как форма
государственного кредита выражают отношения
оказания финансовой помощи предприятиям
и организациям органами государственной
власти и управления за счет бюджетных
средств на условиях срочности, платности
и возвратности. В настоящее время в нашей
стране эта форма государственного кредита
активно не используется. Однако жизнь
все настойчивее ставит вопрос о полном
возрождении казначейских ссуд. Объясняется
это коренной реформой отношений собственности,
сопровождаемой разгосударствлением
и приватизацией хозяйственных структур.
Государство не может нести ответственность
за финансовые результаты деятельности
предприятий и организаций вместо их правомочных
владельцев. Отношения по линии казначейских
ссуд не являются аналогом банковского
кредитования, поскольку в отличие от
хозрасчетных банковских структур органы
государственной власти и управления
оказывают финансовую помощь на иных условиях,
по другим причинам и в иных целях. Казначейские
ссуды выдаются на льготных условиях по
срокам и нормам процента, они возможны
в случае финансовых затруднений предприятий
и хозяйственных организаций ввиду их
особого положения на рынке или ухудшения
экономической ситуации в стране, имеют
коммерческой цели, а являются средством
поддержки жизненно важных для народного
хозяйства экономических структур.
В отдельных случаях правительство
может гарантировать безусловное погашение
займа, выпущенного нижестоящими органами
власти и управления или отдельными хозяйственными
организациями, а также выплату процентов
по нему. В этих условиях речь идет об условном
государственном кредите – гарантированных
займах. По гарантированным займам правительство
реально несет финансовую ответственность
только в случае неплатежеспособности
плательщика. В нашей стране созданы условия
для возрождения гарантированных займов
в связи с предоставлением местным органам
власти, а также отдельным хозяйственным
структурам права проводить операции
по заключению займов.
Таким образом, мы рассмотрели
такие формы государственного кредита,
как государственные займы; обращение
части вкладов населения в государственные
займы; заимствование средств общегосударственного
ссудного фонда; казначейские ссуды; гарантийные
ссуды. И пришли в выводу, что нашей стране
по сей день активно используется государственные
займы.
1.3. Правовое регулирование
государственного кредита
Государственный кредит как
экономическая категория – это система
денежных отношений, возникающих в связи
с привлечением государством на добровольных
основах для использования временно свободных
денежных средств граждан и хозяйствующих
субъектов. Государственный кредит как
правовая категория – это самостоятельный
институт финансового права, представляющий
собой совокупность финансово-правовых
норм, регулирующих общественные отношения,
складывающиеся в процессе привлечения
государством временно свободных денежных
средств юридических и физических лиц
на условиях добровольности, возвратности,
срочности и возмездности в целях покрытия
бюджетного дефицита и регулирования
денежного обращения.
Источником погашения государственных
займов и выплаты процентов по ним выступают
средства бюджета, где ежегодно эти расходы
выделяются в отдельную строку. Однако
в условиях нарастания бюджетного дефицита
государство может прибегнуть к рефинансированию
государственного долга, т.е. погасить
старую государственную задолженность
путем выпуска новых займов.
В целом государственные займы
могут быть классифицированы по следующим
признакам:
1) по срокам действия
долговые обязательства РФ могут
носить краткосрочный характер (до
1 года), среднесрочный характер (от
1 года до 5 лет) и долгосрочный
характер (от 5 до 30 лет). Все долговые
обязательства РФ погашаются
в сроки, определяемые конкретными
условиями займа, но не могут
превышать 30 лет (Закон РФ от 13 ноября
1992 г. "О государственном внутреннем
долге РФ");
2) по праву эмиссии
они делятся на:
а) выпускаемые центральным
правительством;
б) выпускаемые правительствами
национально-государственных и административно-территориальных
образований и органами местного самоуправления,
если это будет предусмотрено законом;
3) по признаку субъектов
– держателей ценных бумаг займы могут
подразделяться на реализуемые:
а) только среди населения;
б) только среди юридических
лиц;
в) как среди юридических лиц,
так и среди населения;
4) по форме выплаты, доходов
займы могут делиться на:
а) процентно-выигрышные, где
владельцы долговых обязательств процентного
займа получают твердый доход ежегодно
путем оплаты купонов или один раз при
погашении займа путем зачисления процента
к начисленному номиналу ценных бумаг
без ежегодных выплат;
б) выигрышные, где получатель
получает доход в форме выигрыша в момент
погашения облигаций, доход выплачивается
только по тем облигациям, которые попали
в тиражи выигрышей. Кроме того, бывают
займы беспроигрышные, однако они сейчас
в РФ не выпускаются;
в) беспроцентные (целевые) займы
предусматривают выплату доходов держателям
облигаций или гарантируют получение
соответствующего товара, спрос на который
в момент выпуска займа не удовлетворяется;
5) по методам размещения
займы делятся на:
а) добровольные;
б) размещаемые по подписке;
в) принудительные.
Сейчас используются только
добровольные займы. Принудительные займы
применяются только в тоталитарных государствах.
Займы по подписке близки к займам принудительным,
поэтому также не применяются;
6) по форме займы могут
быть облигационными и безоблигационными.
Облигационные займы предполагают эмиссию
ценных бумаг. Безоблигационные займы
оформляются подписанием соглашений,
договоров, а также путем записей в долговых
книгах и выдачей особых обязательств.
Все условия межправительственных
займов фиксируются в специальных соглашениях,
где оговариваются уровень процента, валюта
предоставления и погашения займа и другие
условия. Внешние облигационные займы
на иностранных денежных рынках от имени
государства-заемщика размещаются, как
правило, банковскими консорциумами. За
эту услугу они взимают комиссионные.
На банковскую систему возложена
обязанность реализации ценных бумаг.
Причем Центральный банк РФ производит
первичную реализацию государственных
ценных бумаг, а коммерческие банки –
вторичную реализацию. Таким образом,
происходит становление и развитие рынка
ценных бумаг, играющего большую роль
в аккумуляции государством безинфляционных
денежных средств.
Центральный банк и его учреждения
на местах осуществляют операции по размещению
долговых обязательств РФ, их погашению
и выплате доходов в виде процентов по
ним или в иной форме, т.е. Центральный
банк РФ занимается обслуживанием государственного
внутреннего долга России.
Государственный кредит регулировался
Законом РФ от 13 ноября 1992 г. "О государственном
внутреннем долге Российской Федерации".
По этому Закону государственный внутренний
долг РФ – долговые обязательства Правительства
РФ, выраженные в валюте РФ, перед юридическими
и физическими лицами, если иное не установлено
законодательными актами Российской Федерации.
Долговые обязательства бывшего Союза
ССР включаются в государственный внутренний
долг РФ только в части, принятой на себя
РФ.
Государственный внутренний
долг РФ состоит из задолженности прошлых
лет и вновь возникающей задолженности.
Государственный внутренний долг РФ обеспечивается
всеми активами, находящимися в распоряжении
Правительства РФ.
Долговые обязательства РФ
могут быть в форме:
- кредитов, полученных Правительством
РФ;
- государственных займов, осуществляемых
посредством выпуска ценных бумаг от имени
Правительства РФ;
- других долговых обязательств,
гарантированных Правительством РФ.
К государственному долгу Российской
Федерации относятся долговые обязательства
Российской Федерации перед физическими
и юридическими лицами Российской Федерации,
субъектами Российской Федерации, муниципальными
образованиями, иностранными государствами,
международными финансовыми организациями,
иными субъектами международного права,
иностранными физическими и юридическими
лицами, возникшие в результате государственных
заимствований Российской Федерации,
а также долговые обязательства по государственным
гарантиям, предоставленным Российской
Федерацией, и долговые обязательства,
возникшие в результате принятия законодательных
актов Российской Федерации об отнесении
на государственный долг долговых обязательств
третьих лиц, возникших до введения в действие
настоящего Кодекса.
Порядок, условия выпуска (выдачи)
и размещения долговых обязательств РФ
определяются Правительством РФ. Эта деятельность
называется управлением государственным
долгом. Под управлением государственным
внутренним долгом понимается совокупность
мероприятий государства по выплате доходов
кредиторам и погашению займов, а также
порядок, условия выпуска (выдачи) и размещения
долговых обязательств РФ. Обслуживание
государственного внутреннего долга Российской
Федерации производится Центральным банком
РФ и его учреждениями, если иное не установлено
Правительством РФ, и осуществляется с
помощью операций по размещению долговых
обязательств РФ, их погашению и выплате
доходов в виде процентов по ним или в
иной форме. Контроль за состоянием государственного
долга производится представительными
и исполнительными органами государственной
власти.
К основным методам управления
государственным долгом следует отнести
следующее:
- Рефинансирование – погашение старой государственной задолженности путем выпуска новых займов.
- Конверсия – изменение размера доходности займа, например снижение или повышение процентной ставки дохода, выплачиваемого государством своим кредиторам.
- Консолидация – увеличение срока действия уже выпущенных займов.
- Унификация – объединение нескольких займов в один.
- Отсрочка погашения займа проводится
в условиях, когда дальнейшее активное
развитие операций по выпуску новых займов
неэффективно для государства.
- Аннулирование долга – отказ государства от долговых
обязательств.
- Реструктуризация долга – погашение долговых обязательств с одновременным осуществлением заимствований (принятием на себя других долговых обязательств) в объемах погашаемых долговых обязательств с установлением иных условий обслуживания долговых обязательств и сроков их погашения. В Бюджетном кодексе РФ отмечается, что реструктуризация долга может быть осуществлена с частичным списанием (сокращением) суммы основного долга.
В конечном итоге мы рассмотрели
теоретические аспекты государственного
кредитования: сущность и значение, такие
формы государственного кредита, как государственные
займы; обращение части вкладов населения
в государственные займы; заимствование
средств общегосударственного ссудного
фонда; казначейские ссуды; гарантийные
ссуды. Рассмотрели особенности каждой
из формы и правовое регулирование государственного
кредита. Узнали методы погашение государственного
кредита. Так же узнали, что государственный
кредит отличается от частного по форме
предоставления денежных средств и по
участникам сделки.
2. Особенности
и тенденции развития государственного
кредита
в современной России
2.1. Анализ деятельности
России в качестве заемщика, кредитора
и гаранта
Внешний долг России состоит
из 2-х частей:
- Долг бывшего СССР. В 1991 долг был более 70 млрд.$
США. В соответствии с соглашением РФ переходило более 61% внешнего долга СССР. В 1993 году Россия признала себя правопреемницей СССР в связи, с чем унаследовала 100% долга СССР.
- Новый долг РФ. В 1992-1998 годах размер внешнего
долга России не подавался равнозначной оценке. Начиная с 2001 года, внешний долг России сокращается, в том числе за счет досрочного погашения.