Государственный кредит

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Октября 2013 в 22:52, курсовая работа

Описание работы

Устойчивое экономическое положение любого государства определяется, прежде всего, стабильным финансовым состоянием. Развитие рыночных отношений в Республике Беларусь не может быть осуществлен без создания полноценного финансового рынка, одним из инструментов которого является государственный кредит. Задачи повышения эффективности кредитной системы в современных условиях приобретают особое значение. Необходимо отметить, что проблемам устойчивого функционирования кредитной системы отводится одно из центральных мест в экономическом анализе любого государства.

Файлы: 1 файл

все.docx

— 73.19 Кб (Скачать файл)

Регулирующая  функция государственного кредита проявляется, прежде всего, тогда, когда государство, вступая в кредитные отношения воздействует на состояние денежного обращения, уровень процентных ставок на рынке денег и капиталов, на производство и занятость. Сознательно используя государственный кредит как инструмент регулирования экономики, государство может проводить ту или иную финансовую политику.

Государство регулирует денежное обращение, размещая займы среди различных групп инвесторов. Мобилизуя средства физических лиц, оно снижает их платежеспособный спрос. Если за счет кредита будут профинансированы производственные затраты, например, инвестиции, то произойдет абсолютное сокращение наличной денежной массы в обращении. В случае финансирования затрат на оплату труда, например, учителей и врачей, количество денежной массы в обращении останется без изменений, хотя возможно изменение структуры платежеспособного спроса.

Выступая  на финансовом рынке в качестве заемщика, государство увеличивает спрос на заемные средства и тем самым способствует росту цены кредита, т.е. ссудного процента. Чем выше спрос государства, тем выше, при прочих равных условиях, уровень ссудного процента, тем более дорогим становится кредит для предпринимателей. Дороговизна заемных средств вынуждает предпринимателей сокращать инвестиции в сферу производства, в то же время она стимулирует накопления в виде приобретения ценных государственных бумаг. Если в стране достаточно свободных капиталов, то негативное воздействии на производство будет несущественным. Чрезмерно же высокая активность государства на финансовом рынке обычно содействует отвлечению значительной части финансовых ресурсов от производительного использования, существенно замедляет темпы экономического развития, приводит к росту государственного долга [20, c.141].

Положительное воздействие государство оказывает  на производство и занятость населения, формируя спрос на товары отечественного производства за счет внешних заимствований, т.е. зарубежных кредитов, выступая в качестве кредитора и гаранта. В частности, это может выражаться в поддержке малого бизнеса, экспорта или производства в отдельных регионах, испытывающих спад, путем гарантирования государством кредитов, предоставляемых банками согласно соответствующим программам, путем погашения задолженности банкам по кредитам, предоставленным мелким предпринимателям, в случае их банкротства, при помощи страхования риска по низким ставкам экспортерам национальных товаров и другими способами.

Большую роль в стимулировании развития производства и занятости населения играют кредиты, предоставляемые за счет бюджета территорий или внебюджетных фондов. Эти кредиты обеспечивают ускоренное развитие определенных районов или необходимых направлений экономики того или иного региона.

В последние годы усилилась активность Республики Беларусь как кредитора  на внутреннем рынке. Это, в частности, проявляется и в том, что государство стало более широко обеспечивать сохранность вкладов населения в коммерческих банках, компенсируя разорившимся банкам, потери, при их банкротстве.

 Контрольная функция государственного кредита органически вплетается в контрольную функцию финансов. Однако она имеет свои специфические особенности, порождённые особенностями этой категории:

- очень тесно связана с деятельностью государства и состоянием централизованного фонда денежных средств, и, прежде всего – государственного бюджета ;

- охватывает движение стоимости в двухстороннем порядке, поскольку предполагает срочность, возвратность и платность получения средств;

- осуществляется не только финансовыми структурами, но и кредитными институтами [20,c.141-143].

Как отмечалось выше, между экономистами нет единого мнения по вопросу  функций государственного кредита. Отдельные экономисты считают, что государственному кредиту свойственны две функции – фискальная и регулирующая.

Через фискальную функцию  государственного кредита осуществляются формирование централизованных денежных фондов государства  и их использование на принципах срочности, платности и возвратности. Выступая в качестве заемщика, государство обеспечивает дополнительные средства для финансирования своих расходов — это одна сторона государственных кредитных отношений. Другая их сторона — финансовые связи, обусловленные возвратностью и платностью дополнительно мобилизованных средств. При этом выплата доходов кредиторам обеспечивается за счет бюджетных поступлений, а круг налогоплательщиков не совпадает с кругом держателей государственных ценных бумаг, как и размер вносимых в бюджет налогов каждым владельцем ценных бумаг — с величиной получаемых им доходов от государственно-кредитных операций. Это означает, что и вторая сторона государственно-кредитных отношений имеет перераспределительный характер.

  В современных условиях поступления от государственных займов стали вторым после налогов методом финансирования расходов бюджета. Последнее объясняется более быстрым темпом роста расходов по сравнению с увеличением налоговых поступлений.

  Финансирование расходов капитального характера за счет заимствованных средств в определенных пределах имеет положительное значение. Растяжение источников финансирования во времени путем выпуска займов на соответствующий срок позволяет переложить платежи по основному кредиту и процентов по нему на все последующие поколения, которые, будут пользоваться услугами объектов, построенных нынешним поколением.

Из  вышесказанного следует, положительное воздействие фискальной функции государственного кредита заключается в том, что с ее помощью налоговое бремя более равномерно  распределяется во времени [12, c.379].

Таким образом, государственный кредит является важной самостоятельной экономической категорией и при правильной его ориентации оказывает позитивное воздействие на экономику. Государственный кредит играет важную роль в мобилизации и перераспределении финансовых ресурсов между сферами производства и обращения, а также обеспечивает максимально эффективное использование государственных средств.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Формы государственного кредита

 

 

    1.   Характеристика внутреннего и внешнего государственного кредита

 

 

Государственный кредит может быть внутренним и внешним. Основная доля государственных расходов осуществляется в национальной валюте, именно поэтому наибольшее распространение получает внутренний государственный кредит. Тем не менее, широкое международное разделение труда, обмен технологиями и научно-техническими идеями, оказание финансовой помощи иностранными государствами - все это обусловливает интенсивное использование международного государственного кредита.

Внутренний государственный кредит представляет собой привлекаемые органами власти временно свободные денежные средства юридических и физических лиц на внутреннем рынке на добровольной, платной и возвратной основах для финансирования дефицитов бюджетной системы. Эти операции опосредуются эмиссией государственных и муниципальных ценных бумаги организацией их обращения на фондовом рынке. Данная деятельность реализует фискальную функцию государственного кредита и ведет к образованию государственного внутреннего и внешнего долга и необходимости его обслуживать.

Внутренний государственный кредит в Республике Беларусь может выступать  в форме:  кредитов Национального  банка Республики Беларусь; займов, выпускаемых в форме ценных бумаг  от лица Совета Министров Республики Беларусь;  других долговых обязательств, гарантированных Советом Министров  Республики Беларусь.

Ценные бумаги, эмитируемые правительством для покрытия дефицита бюджета и финансирования расходной части бюджета, называются государственными ценными бумагами. Они являются государственными долговыми обязательствами, формируют государственный долг страны и представляют собой отдельный сегмент фондового рынка – рынок государственный ценных бумаг.

Существенной особенностью государственных ценных бумаг является сочетание в них, с одной стороны, всех необходимых свойств, присущих фондовым инструментам, т.е. ценным бумагам, а с другой стороны, финансового инструмента, используемого государством для макроэкономического регулирования денежно-кредитной системы страны.

Государственные займы - основная форма  государственного внутреннего кредита. Государственные займы характеризуются  тем, что временно свободные денежные средства населения, предприятий и  организаций привлекаются на финансирование общественных потребностей путем выпуска  и реализации облигаций, казначейских обязательств и других видов государственных  ценных бумаг [6, c.364-365].

Классификация государственных ценных бумаг весьма разнообразна и сложна. Финансовая практика в развитых странах выработала множество видов бумаг, которые подразделяются на группы в зависимости от выбранных критериев: ' I HfH

-по эмитенту (эмитентом может быть центральное правительство, муниципалитеты, государственные предприятия, правительственные финансовые корпорации и др.);

-по срочности (краткосрочные казначейские векселя, среднесрочные ноты, долгосрочные облигации и др.);

-предъявительские и именные;

-по методу выпуска — документарные (наличная форма) и бездокументарные (бумаги в безналичной форме, их выпуск оформляется глобальным сертификатом, а сами бумаги существуют в виде записей на счетах);

-цели выпуска (покрытие дефицита бюджета соответствующего уровня, финансирование инвестиционных программ и проектов, в том числе строительных объектов, финансирование социальных программ);

-форма выплаты дохода (процентный доход, выигрышные, с нулевым купоном);

-способ размещения (проведение аукционов; открытая продажа; индивидуальное размещение [6, c. 365-366].

Облигация — весьма распространенный вид ценных бумаг. Государственная облигация представляет собой государственное долговое обязательство, дающее право его владельцу по истечении определенного срока получить обратно сумму долга и проценты. Продавая облигацию, государство обязуется вернуть сумму долга в определенный срок с процентами или выплачивать проценты в течение всего срока пользования заемными средствами, а по окончании этого срока - вернуть и сумму долга.(лунин с 366)

В Республике Беларусь государственные ценные бумаги в качестве долговых обязательств эмитируются Советом Министров Республики Беларусь или по его поручению Министерством финансов. На рынке ценных бумаг данная категория ценных бумаг представлена в виде государственных краткосрочных облигаций (ГКО) со сроком обращения до одного года, долгосрочных государственных облигаций (Д ГО) со сроком обращения один год или более, государственных долгосрочных облигаций с купонным доходом (ГДО) со сроком обращения более одного года, краткосрочных обязательств Национального банка Республики Беларусь (КО) со сроком обращения от двух недель до месяца и предназначенных для регулирования денежной массы в обращении, а также облигацией, номинированных в свободно конвертируемой валюте. ГКО и ГДО выпускаются в виде записей на счетах.

Министерство финансов оформляет  на каждый выпуск облигаций и купонных облигаций глобальный сертификат, в котором указываются объем выпуска, номинальная стоимость одной облигации, срок обращения, даты выпуска и погашения, а по купонным облигациям - количество купонов, даты выплаты купонного дохода, а также другие данные. Глобальный сертификат выпускается в двух экземплярах, имеющих равную юридическую силу и хранящихся в Министерстве финансов и Национальном банке [7, c. 254].

Внешний (международный) государственный  кредит – совокупность отношений, в  которых государство выступает  на мировом финансовом рынке в  роли заёмщика, кредитора или гаранта. Эти отношения принимают форму  государственных внешних займов, которые предоставляются на условиях срочности, платности и возвратности. Таким образом, сумма внешних  займов и начисленных по ним процентам  включается в государственный долг страны.

Государственные внешние займы  предоставляются в денежной или  товарной форме. Чаще всего, они бывают среднесрочными или долгосрочными  и выпускаются в валюте страны-кредитора, страны-заёмщика или третьей страны. Погашение внешних займов осуществляется по соглашению сторон валютой либо товарными поставками.

Внешние государственные займы  зачастую выступают в форме инвестиционных кредитов, используемых на финансирование капитальных вложений.(Кобринский с 68)

Основными целями внешних займов являются:

-покрытие дефицита республиканского бюджет;

-пополнение валютных резервов Республики Беларусь;

-реализация инвестиционных проектов и государственных программ;

-решение острых социальных и экологических проблем, ликвидация последствий стихийных бедствий;

-импорт сырья, энергоресурсов и других необходимых продуктов и товаров в случае критического положения в обеспечении ими республики;

-поддержки экономических реформ [20, c.150-151].

Получателями внешних займов в Республике Беларусь могут быть центральные правительства, республиканские и местные органы власти. Кредиторами при внешнем государственном кредите могут выступать правительства, финансово-кредитные организации и другие юридические лица иностранных государств, частные лица, а также международные финансовые организации. 

Основной целью государственных внешних займов является содействие укреплению экономического потенциала, преодоление финансовых трудностей страны-получателя, оказание продовольственной помощи. Государственные внешние займы предоставляются в денежной или товарной форме. Они бывают среднесрочными или долгосрочными и выпускаются в валюте страны-кредитора, страны-заёмщика или третьей страны. Погашение внешних займов осуществляется валютой или товарными поставками.

Информация о работе Государственный кредит