Государственный кредит

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Октября 2013 в 22:52, курсовая работа

Описание работы

Устойчивое экономическое положение любого государства определяется, прежде всего, стабильным финансовым состоянием. Развитие рыночных отношений в Республике Беларусь не может быть осуществлен без создания полноценного финансового рынка, одним из инструментов которого является государственный кредит. Задачи повышения эффективности кредитной системы в современных условиях приобретают особое значение. Необходимо отметить, что проблемам устойчивого функционирования кредитной системы отводится одно из центральных мест в экономическом анализе любого государства.

Файлы: 1 файл

все.docx

— 73.19 Кб (Скачать файл)

Иностранные заимствования позволяют  странам превышать в процессе инвестирования и потребления пределы, определяемые текущим внутренним производством, и финансировать капитальные  вложения за счёт внутренних сбережений и сбережений стран, обладающих избытком капитала. Поэтому внешний государственный  кредит способствует ускорению темпов экономического роста. Особо значимым источником внешнего финансирования в Республике Беларусь являются иностранные кредиты под гарантии Правительства Республики Беларусь по межправительственным, межбанковским соглашениям, а также по линии международных финансовых организаций [15, с. 286].

Использование различных форм внешнего финансирования даёт возможность государству  получать дополнительные финансовые ресурсы, то есть сверх того, что может  произвести собственная экономика  страны. Именно поэтому проблема внешнего долга и управления им становится довольно актуальной для государства, которое испытывает острую потребность во внешних заимствованиях.

Основными кредиторами Республики Беларусь выступают Россия, Германия, Италия и другие страны, а также международные финансовые организации — Международный валютный фонд (МВФ), Международный банк реконструкции и развития (МБРР), Европейский банк реконструкции и развития (ЕБРР) и другие организации.

В случае предоставления Республикой  Беларусь государственных кредитов иностранным государствам, международным организациям и иным нерезидентам Республики Беларусь законом на очередной финансовый год утверждаются:

-предельный объем государственных кредитов, предоставляемых Республикой Беларусь иностранным государствам, международным организациям и иным нерезидентам Республики Беларусь;

-программа предоставления Республикой Беларусь государственных кредитов иностранным государствам, международным организациям и иным нерезидентам Республики Беларусь.

Государственный кредит может быть предоставлен Республикой Беларусь только тем международным организациям и нерезидентам Республик Беларусь, которые не имеют задолженности по ранее предоставляемым кредитам.

Программа предоставления Республикой Беларусь государственных кредитов иностранным государствам за счет республиканского бюджета представляет собой перечень кредитов на очередной финансовый год с указанием цели предоставления кредитов, наименованиям получателей кредитов, общего объема кредитов, предоставленных в текущем финансовом году. Программа предоставления Республикой Беларусь государственных кредитов утверждается законом о республиканском бюджете на очередной финансовый год в качестве приложения к этому закону в случае, если планируется предоставление Республикой Беларусь государственных кредитов. Договор о предоставлении Республикой Беларусь государственных кредитов может быть подписан белорусской стороной только в случае его включения в программу предоставления Республикой Беларусь государственных кредитов [20, с.151-152].

Таким образом, государственный кредит может быть внутренним или внешним. Внутренний государственный кредит мобилизует временно свободные денежные средства населения, предприятий и  организаций страны на финансирование общественных потребностей путём выпуска  и реализации государственных ценных бумаг. Внешний государственный  кредит представляет собой совокупность финансовых отношений, при которых  государство выступает на мировой  финансовой арене в роли либо кредитора  или кредитополучателя. Получателями внешних займов могут выступать центральные правительства и местные органы власти. Кредиторами являются правительства, финансово-кредитные учреждения, а также международные организации.

 

 

2.2    Государственные займы как основная форма внутреннего государственного кредита

 

 

Механизмы функционирования государственного кредита на практике реализуется посредством размещения государственных займов, которые приводят к появлению государственного долга.

Государственный долг –  это сумма задолженности, включая  проценты по ней, по обязательствам государства  перед физическими и юридическими лицами-резидентами, иностранными государствами, международными организациями и  иными субъектами международного права [15, с.286].

Государственные обязательства  Республики Беларусь  существуют  в  следующих  формах:

-  кредитные  соглашения  и  договоры,  заключенные   от  имени  Республики  Беларусь  как  заемщика  с  кредитными  организациями,  иностранными  государствами,  международными  финансовыми   организациями  и  иными   резидентами  и  нерезидентами  Республики  Беларусь, а также соглашений, заключённых от имени Республики Беларусь, о пролонгации и реструктуризации долговых обязательств Республики Беларусь прошлых лет;

-  государственные   займы,  осуществленные  путем   выпуска  ценных  бумаг  от  имени  Республики  Беларусь;

-  договора  о  предоставлении  гарантий Правительства Республики Беларусь;

- займов, осуществлённых  путём выпуска ценных бумаг  местными исполнительными и распорядительными  органами;

- договоры о предоставлении  гарантий местных исполнительных  и распорядительных органов (для  областных, районных и городских  исполнительных комитетов)

- договоров о получении  бюджетных кредитов [ 1, c.12].

Государственный долг включает капитальные и текущие долги. Капитальный долг представляют собой всю сумму выпущенных и непогашенных долговых обязательств государства, включая начисленные проценты по ним на определённую дату. Текущий долг – расходы по выплате кредиторам доходов по всем долговым обязательствам государства и погашению обязательств по наступившим в отчётном периоде срокам оплаты.

Как в Республике Беларусь, так  и в Российской Федерации государственный  долг подразделяется на внутренний и  внешний как это было принято  в СССР. Такое разделение основывалось на валюте, в которой номинировались обязательства государства. Внешним долгом считалась сумма обязательств, номинированная в иностранной валюте, внутренним долгом — номинированная в национальной валюте, Сегодня этот признак не является определяющим, так как и внутренние займы могут номинироваться в свободно конвертируемой валюте. Основным в современных условиях является признак места размещения государственных займов и других форм заимствования. ~

По своему экономическому содержанию внутренний государственный долг отражает общую сумму долговых обязательств страны перед резидентами, а внешний — перед нерезидентами [15, c.287].

Государственный внутренний долг составляют долговые обязательства Правительства Республики Беларусь перед юридическими и физическими лицами. В государственный внутренний долг входят задолженности прошлых лет и вновь возникшая задолженность. Основными источниками формирования являются долговые обязательства в виде государственных ценных бумаг и кредиты, выданные Национальным банком Республики Беларусь на финансирование дефицита республиканского бюджета. Гарантиями государства по возврату долга являются имущество и другие активы, находящиеся и республиканской собственности.

Внешний государственный долг нашей страны складывается из суммы основного долга Республики Беларусь и ее резидентов по внешним государственным займам на определенный момент времени.

В соответствии с законодательством  внешние государственные займы Республики Беларусь могут привлекаться в виде:

- иностранных кредитов, предоставляемых республике;

- иностранных кредитов ее резидентам, выдаваемых под государственную гарантию;

- займов, получаемых от размещения на внешних финансовых рынках государственных ценных бумаг в качестве государственных долговых обязательств [15, c. 288].

Государственные займы, составляющие государственный долг, могут быть классифицированы в соответствии со следующими признаками:

1) По месту  размещения займы подразделяются  на внешние и внутренние. Внешние  займы –это обязательства государства  перед нерезидентами, внутренние  – перед резидентами.

2)По способу  обращения займы классифицируются  на рыночные и нерыночные.

Рыночные займы --это займы, оформленные в виде таких ценных бумаг, которые свободно обращаются и перепродаются после их первичного размещения на рынке.

Нерыночные (государственные) займы — это займы, оформленные в фондовые инструменты, не имеющие вторичного фондового рынка, таким образом, они покупаются инвестором у правительства и могут быть проданы только ему. Данные ценные бумаги не котируются на фондовой бирже. Основная цель выпуска в обращение нерыночных бумаги это привлечение в качестве кредитных ресурсов мелких сбережений населения. Выпуская такие ценные бумаги, правительства промышленно развитых стран оказывают влияние на депозитную политику коммерческих банков по отношению к населению, поскольку нерыночные ценные бумаги являются альтернативным вложением средств на депозиты частных кредитных учреждений [18, c.168].

3)По сроку заимствования средств займы могут быть подразделены на:

- краткосрочные (со сроком обращения ценных бумаг продолжительностью до одного года);

- среднесрочные (со сроком обращения ценных бумаг от одного года до 5 лет);

- долгосрочные (со сроком обращения ценных бумаг свыше 5 лет) [18, c.169].

4)По способу обеспечения возвратности  кредитных средств займы классифицируются  на:

- закладные займы. Это займы, возвратность которых обеспечивается конкретным залогом (каким-либо имуществом). К данному способу получения заемных средств прибегает заемщик, надежность которого для кредиторов недостаточна, поэтому он вынужден предоставлять дополнительные гарантии возвратности средств.

- беззакладные займы. Это займы, оформленные в облигации и другие обязательства, не имеющие имущественного обеспечения. На практике государственные кредит реализуется беззакладными займами, поскольку государство считается надёжным заёмщиком. 

5) По форме выплаты дохода  государственные займы подразделяются  на следующие виды:

- процентные займы, доход по  ним устанавливается в виде  фиксированного процента от номинала. Такой вид займа, является основным, так как в процентных бумагах размещена основная часть государственного долга в промышленно развитых странах;

- дисконтные займы, доход по  ним инвестор получает за счёт  приобретения долговых обязательств  с дисконтом и последующим  погашением по номинальной стоимости  по окончанию срока, на который  заёмщику были представлены средства;

- выигрышные займы, доход по  которым выплачивается на основе  тираже выигрыша. Они являются  менее привлекательными для инвестора,  так как не дают гарантированного  дохода к определённому моменту  времени;

- индексационные займы, доход  по ним выплачиваются посредством  индексирования номинальной стоимости  первоначально приобретённых инвестором  ценных бумаг [21, c. 334-335].

6)По принципу наличия обязанности заемщика соблюдать сроки погашения займа обязательства, эмитированные заемщиком, можно разделить на:

- обязательства без права досрочного погашения.

- обязательства с правом досрочного погашения.

Выпуск обязательств с правом досрочного погашения означает наличие у заемщика прав на досрочный выкуп своих долговых обязательств. Это право может быть выгодно эмитенту в случае значительного снижения стоимости заемных ресурсов на рынке ссудного капитала. В этом случае эмитент имеет возможность разместить новый заем, обслуживание которого будет более дешевым, и за счет полученных средств выкупить ранее эмитированные обязательства. Таким образом, достигается экономия средств, направляемых на обслуживание долга.

Если обязательства были выпущены без права их досрочного погашения, то при снижении рыночной цены заимствований эмитент не имеет возможности выкупа своих долговых обязательств и несет в связи с этим определенные потери, а инвестор, наоборот, получает дополнительную выгоду.

7) По способу погашения задолженности займы разделяют на две категории:

- займы, подлежащие оплате единовременно;

- займы, подлежащие оплате частями.

Если заём подлежит оплате частями, заёмное соглашение может предусматривать  три варианта его погашения:

- погашение равными долями на  протяжении определённого срока,  оговоренного в соглашении сторон;

- погашение увеличивающимися долями  на протяжении оговоренного срока  (эта форма более удобна, если  привлечённые средства направлены  на реализацию инвестиционного  проекта);

- погашение уменьшающимися долями  на протяжении оговоренного срока [18, c. 171].

8) По способу определения предлагаемого инвестору дохода эмитент может предложить займы:

- с постоянным фиксированным уровнем дохода;

- займы с переменным уровнем дохода.

Сделки по займам с постоянным фиксированным доходом предоставляют инвестору гарантированный доход, а эмитенту -- заранее известную стоимость обслуживания долга. Но при необходимости размещения долгосрочных займов и низких возможностях прогнозирования ситуации на рынке ссудного капитала государство может испытывать трудности в финансировании бюджетного дефицита посредством размещения займов среди инвесторов. Такая проблема возникает в том случае, если инвесторы опасаются изменения конъюнктуры на рынке. Своеобразной «страховкой» для инвесторов в такой ситуации выступает заем с переменным уровнем дохода, который зависит от какого-либо экономического индикатора, например ставки по межбанковским кредитам в стране.

Информация о работе Государственный кредит