Государственный кредит

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Октября 2013 в 22:52, курсовая работа

Описание работы

Устойчивое экономическое положение любого государства определяется, прежде всего, стабильным финансовым состоянием. Развитие рыночных отношений в Республике Беларусь не может быть осуществлен без создания полноценного финансового рынка, одним из инструментов которого является государственный кредит. Задачи повышения эффективности кредитной системы в современных условиях приобретают особое значение. Необходимо отметить, что проблемам устойчивого функционирования кредитной системы отводится одно из центральных мест в экономическом анализе любого государства.

Файлы: 1 файл

все.docx

— 73.19 Кб (Скачать файл)
  1. Экономическое содержание государственного кредита

 

    1. Сущность государственного кредита

 

 

В условиях роста доли ВВП, перераспределяемой через государственный бюджет, одной из актуальных задач экономической политики различных государств мира является решение проблемы сбалансированности бюджета различных уровней и поиск способов финансирования их дефицита. Это достигается с помощью государственного кредита . дополнительный импульс к его исследованию был получен в результате исследований экономистов, которые показали возможность балансирования бюджета не на ежегодной основе, а на циклической основе, что значит проведение в период экономического спада стимулирование экономического спроса за счёт увеличения государственных расходов и бюджетного дефицита, а в период  экономического подъёма – их снижение.

Государственный кредит в современных условиях –  это совокупность финансовых отношений  между государством с одной стороны  и физическими и юридическими лицами  -- с другой [18, c.162].

В сфере этих отношений государство  в большинстве случаев выступает  в качестве заёмщика средств, а население, предприятие, банки, фонды – как  кредиторы. Кроме того, государство  может выступать гарантом по обязательствам различных физических лиц. На практике это означает принятие государством на себя ответственности за погашение  их обязательств. Иначе говоря, если лица, по обязательствам которых государство  выступило гарантом, не смогут выполнить, то эти функции переходят к государству. Таким образом, выступление государства в сделке в качестве гаранта не влечёт за собой автоматического увеличения государственного долга. Вместе с тем, как показала практика, государственные гарантии не требуются заёмщикам, способным самостоятельно привлекать кредитные ресурсы, и в механизме регулирования нуждаются, прежде всего, недостаточно надёжные заёмщики.

В рамках рассматриваемых отношений  государство может выступать  и как кредитор, предоставляя кредиты иностранным государствам, юридическим или физическим лицам. Оно может направлять кредиты на льготных условиях в те отрасли хозяйства, которые либо не имеют достаточной инвестиционной привлекательности для частного капитала, либо имеют высокую социальную значимость. Выделение государством кредитов бывает также продиктовано необходимостью лоббирования интересов национального бизнеса на международной арене или же политическими соображениями. Государственный кредит может быть предоставлен Республикой Беларусь только тем иностранным государствам, международным организациям и иным нерезидентам страны, которые не имеют просроченной задолженности по ранее предоставленным государственным кредитам [18, c.163].

      Денежные отношения возникают в процессе формирования государством финансовых ресурсов для финансирования бюджетных расходов и других государственных программ. Государственный кредит является важной составной частью государственных финансов, поэтому ему присущи такие их черты, как обязательное участие государства в лице его органов власти и управления в государственно-кредитных отношениях, распределительный характер этих отношений, жёсткая государственная регламентация условий и порядка осуществления государственно-кредитных отношений. Государственный кредит выступает как самостоятельное звено финансовой системы государства и в этом качестве он обслуживает формирование централизованных денежных фондов государства.

      В то же время необходимо отметить, что государственный кредит является одной из форм кредитных отношений, которой присущи следующие черты кредита:

- Наличие кредитора и заёмщика;

- Аккумуляция свободных денежных средств населения, предприятий и      организаций на принципах возвратности, срочности и платности (в исключительных случаях – беспроцентный заём ресурсов);

- Возможность использовать государственно-кредитные операции внутри страны и в международных экономических отношениях [15, 274].

С помощью государственного кредита  государство мобилизует дополнительные финансовые ресурсы для финансирования общегосударственных расходов и  выполнения своих функций. Необходимость  использования государственного кредита  объясняется противоречиями между  растущими потребностями общества и отставанием возможности их удовлетворения за счет доходов бюджета  и других государственных фондов. В сферу бюджетного распределения  не попадают значительные объемы ресурсов, находящихся в распоряжении субъектов  предпринимательской деятельности, и личные доходы граждан.

      Государственный кредит отличается  от других видов кредита, в  частности, от банковского. Эти  отличия проявляются в следующем:

- Банковский кредит используется обычно для кредитования хозяйствующих субъектов в целях покрытия их потребностей: на приобретение товарно-материальных ценностей, на капитальные вложения и капитальный ремонт и т.д. Банковский кредит могут получать и отдельные граждане, например, на строительство жилья. Государственный же кредит поступает не в распоряжение предприятий, а органам государственной власти и управления в качестве дополнительных финансовых ресурсов. Используется государственный кредит, как отмечалось выше, в основном на покрытие бюджетного дефицита.

- Банковский кредит предоставляется  предприятиям с учетом наличия  у них конкретного материального  обеспечения, в качестве которого  выступают товарно-материальные  ценности, поручительства, гарантии  и т.д. По государственному кредиту обеспечением является все имущество, находящееся в собственности государства.

- Источником погашения банковского кредита и процентов по ним является прибавочный продукт, созданный на хозяйствующих субъектах в результате производительного использования банковских ссуд. Источником же погашения государственного кредита и выплаты процентов по ним являются средства бюджета.

- Срок возврата банковских кредитов строго регламентирован соответствующими нормативными документами и нарушение этих сроков часто влечет экономические санкции, например, повышенные проценты за кредит или штрафы с виновной стороны. Государственный кредит обычно не предусматривает никаких санкций к государству [20, c.137-138 ].

По  своей природе государственный  кредит не является доходом государства, тем не менее используется в основном на те же цели, что и доходы государства. Основной формой государственных доходов являются налоги, а государственного кредита – займы. Можно отметить основные отличия двух данных экономических категорий:

- налоги носят обязательный характер, а займы – добровольный;

-налоги уплачиваются государству безвозвратно (если не считать получение гражданами общественных благ), займы в свою очередь подлежат обязательному возврату кредиторам;

-для  налогов характерно одностороннее движение стоимости, для займов – двухстороннее;

- налоги являются доходом государства  и в будущем не требуют дополнительных  расходов по возмещению, займы  подлежат возврату, что ведёт  к образованию государственного долга [19, c.58-59].

Нельзя не заметить, что государственный  кредит имеет сущностные черты двух экономических категорий – финансов и кредита. Это позволяет считать  его самостоятельной финансовой категорией. Формирование дополнительных финансовых ресурсов посредствам государственно-кредитных  отношений отражает одну сторону  сущности государственного кредита  как особой формы привлечения  денежных ресурсов государством. Второй стороной выступают отношения, обусловленные  возвратностью, срочностью, и платностью ресурсов, мобилизуемых с помощью  государственного кредита. Государство  гарантирует возврат средств  с уплатой кредиторам установленного дохода, как правило, в виде процентов. Выплата доходов осуществляется за счет централизованных фондов государства, преимущественно бюджета. Отношения  по возврату средств и выплате  вознаграждения также имеют перераспределительный  характер.

 Итак, государственный кредит представляет собой совокупность экономических отношений между государством в лице его органов власти и управления, с одной стороны, и физическими  и юридическими лицами – с другой, возникающих в процессе привлечения государством временно свободных денежных ресурсов на условиях возвратности и платности, с целью выполнения своих функций.

Анализ содержания государственного кредита позволяет сделать следующие  выводы:

- сущность государственного кредита  заключается в перераспределении  денежных средств между частным сектором и государством на условиях срочности, платности и возвратности. Вся сумма неоплаченных обязательств государства представляет собой величину государственного долга;

- современная фискальная политика  признаёт возможным использование  несбалансированных бюджетов для  целей стабилизации экономики.  Основным фактором, обусловливающим  возникновение и рост государственного  долга, является дефицит бюджета;

- возникновение дефицита бюджета порождается именно временной неравномерностью развития экономической активности и чрезвычайными обстоятельствами;

- если не рассматривать эффект  вытеснения частных инвестиций  из реального сектора, то государственный  долг не является инструментом  перекладывания экономического  бремени на последующие поколения;

- государственный долг оказывает  на экономику регулирующее влияние  посредством воздействия на уровень  инвестиций, кредитную политику  коммерческих банков, общий объём  денежной массы. Кроме того, ставка  процента по государственным  ценным бумагам лежат в основе  системы ставок процента по  банковскому кредиту и корпоративным  ценным бумагам (долговым обязательствам) [18, c. 163-164].

Таким образом, государственный кредит является самостоятельной финансовой категорией, которая представляет собой совокупность экономических отношений между государством, с одной стороны, и физическими и юридическими лицами, а также иностранным государствам, международным организациям и иным нерезидентам страны – с другой, которые возникают в процессе привлечения государством временно свободных денежных ресурсов на условиях возвратности и платности, с целью выполнения своих функций.

 

 

2.2  Функции и роль государственного кредита

 

 

Прежде чем характеризовать  функции государственного кредита, хотелось бы отметить, что в литературе нет однозначного ответа на этот вопрос. Изучив точки зрения различных авторов, можно сделать вывод, что государственный кредит как финансовая категория может выполнять три основные функции: распределительную, регулирующую и контрольную.

Посредством распределительной функции государственного кредита осуществляются формирование и использование централизованных денежных фондов государства на принципах возвратности, срочности и платности, обеспечивается дополнительный приток финансовых ресурсов. В современных условиях поступления от государственных займов стали вторым после налогов методом финансирования расходов бюджета.

Как показывает опыт стран с рыночной экономикой, использование государственного кредита для покрытия дефицита бюджета — более эффективное и разумное средство по сравнению с монетарными приемами (например, эмиссией денег). Объясняется это тем, что спрос на денежные ресурсы перемещается от юридических и физических лиц к правительству, но совокупный спрос на деньги и их количество в обращении не меняются. Государственные займы временно сокращают платежеспособный спрос населения и хозяйствующих субъектов, из обращения изымается избыточная денежная масса.

Положительное значение государственного кредита для экономики состоит также в более равномерном распределении налогов во времени. Дело в том, что долгосрочные государственные займы представляют собой форму привлечения денежных средств будущих поколений для финансирования современных потребностей. Такой подход оправдан в финансировании создания крупных производственных объектов, путей сообщения, долговременных объектов инфраструктуры. Благодаря государственному кредиту удается избежать увеличения налоговой нагрузки на нынешнее поколение. Дополнительные доходные источники государству потребуются, когда наступят сроки погашения займов и уплаты процентов по ним. Однако будущие поколения не ощутят усиления налоговой нагрузки, если будет обеспечено производительное вложение мобилизованных с помощью государственного кредита финансовых ресурсов. Вновь введенные объекты начнут приносить прибыль, и государству не придется вводить новые налоги и другие обязательные платежи или увеличивать действующие.

Другое  дело, если средства, мобилизованные с помощью государственных займов, направляются на финансирование военных расходов, выплату заработной платы, пенсий, иных текущих расходов – т.е. на непроизводственное использование. В этом случае перед будущими поколениями встанет дилемма: вводить новые налоги и ужесточать механизм действующих платежей либо выпускать новые займы, чтобы рассчитаться по старым долгам. Размещение новых государственных займов для погашения задолженности по уже выпущенным называется рефинансированием государственного долга.

Тяжесть налогового бремени, обусловленного государственными займами, зависит от их сроков и доходности для инвесторов. Длительные сроки заимствования средств государством и невысокий уровень дохода по государственным займам оказывают меньшее давление на налоговую нагрузку, и наоборот, краткосрочные займы со сравнительно высокой доходностью для инвесторов уменьшают финансовые возможности государства по снижению налогов. Кроме того, сокращение сроков заимствования способствует увеличению стоимости обслуживания дефицита государственного бюджета. В целом рост государственного долга обусловливает рост налоговых поступлений, направляемых на его погашение [15, c.279].

Информация о работе Государственный кредит