Государственный кредит

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Октября 2013 в 22:52, курсовая работа

Описание работы

Устойчивое экономическое положение любого государства определяется, прежде всего, стабильным финансовым состоянием. Развитие рыночных отношений в Республике Беларусь не может быть осуществлен без создания полноценного финансового рынка, одним из инструментов которого является государственный кредит. Задачи повышения эффективности кредитной системы в современных условиях приобретают особое значение. Необходимо отметить, что проблемам устойчивого функционирования кредитной системы отводится одно из центральных мест в экономическом анализе любого государства.

Файлы: 1 файл

все.docx

— 73.19 Кб (Скачать файл)

В 2009 году общий государственный долг Беларуси составил 22,3% от ВВП или 30,4 трлн бел. руб. (рост на 81,6%), в том числе внешний государственный долг -- 16,5% от ВВП, внутренний государственный долг – 5,8% от ВВП (снижение на 8,1%) [8].

Необходимо  отметить, что Республика Беларусь произвела размещение облигации  с купонным доходом, общая сумма  которых составила в 2010г           1 млрд долл. США, а в 2011г – 800млн долл. США.

Планы правительства Республики Беларусь по выпуску еврооблигаций были сформированы уже в 2006 году. Тем не менее, отсутствие кредитных рейтингов у страны не позволяло осуществить первый выпуск ценных бумаг на международном рынке. Мировой кризис создал неблагоприятные условия для дебютного размещения евробондов Беларуси, тем не менее их выпуск осуществился летом 2010 года.

Еврооблигации, или, как их ещё называют, евробонды  –инвестиционный финансовый инструмент, который представляют собой среднесрочные  и долгосрочные облигации крупных  эмитентов (государств, компаний и банков), номинированных в валюте, являющейся, как правило, иностранной для эмитента, размещаемые среди зарубежных инвесторов, для которых данная валюта также, как правило, является иностранной. Приставка «евро» в настоящее время – дань традиции, поскольку первые еврооблигации появились в Европе, торговля ими осуществлялась в основном там же [14, c. 77].

Объявлено о выпуске 5-летних облигаций Республики Беларусь было 26 июня 2010г. В это же время начала формироваться книга заявок. Выпуск привлек внимание широкого круга инвесторов из разных регионов мира и был переподписан в 3 раза. Заявки на участие в размещении были получены от 145 инвесторов на общую сумму 1,5 млрд долл. США.

В итоге было размещено еврооблигаций  на сумму 600 млн долл. США с купоном 8,75 % годовых (выплаты раз в полугодие) по цене 99,011 % от номинала, что соответствовало текущей доходности 9 % годовых.

Необходимо  отметить широкий географический интерес  к еврооблигациям. Европейские инвесторы  купили 48% выпуска (в том числе Великобритания – 20%), оффшорные инвесторы США – 27%, Россия – 22%.

Что касается институциональной структуры  инвесторов, вложивших средства в  евробонды Республики Беларусь, то можно отметить, что наибольший процент  вложения, в частности 55% приходится на управляющие компании, на банки—22%,хедж-фонды  – 10%, пенсионные фонды и страховые  компании – 6%, частные инвесторы  и банки – 5%,  на долю других инвесторов приходится около 2%.

С момента завершения дебютного выпуска на вторичном рынке наблюдалась активная торговля ценными бумагами Республики Беларусь, которые реализовывались по цене на 1-2 % выше их номинальной стоимости, а доходность с 9 % облигаций снизилась до 8,12 %.

Книга заявок дополнительного размещения составила более 1 млрд долл. США,в неё вошли заявки от высококлассных инвесторов, торгующих за счёт собственных средств, что позволило Республике Беларусь дополнительно разместить 400 млн долл. США с доходностью 8,251 % головъх (бумаги были реализованы по цене 102 % от номинала). Сделка была закрыта 23 августа 2010 г., и уже 24 августа денежные средства в размере более 408 млн долл. США поступили на счет Министерства финансов Республики Беларусь.

Таким образом, общий размер выпуска еврооблигаций в 2010г составил    1 млрд долл. США, а доходность к погашению -- 8,7 % годовых (выплаты раз в полугодие). Цена размещения выпуска на 1 млрд долл. США составила 100.199 % от номинала, то есть было получено почти на 2 млн долл. Больше, чем номинал проданных облигаций.

Не отказалась от своих планов по заимствованиям Республика Беларусь и в 2011г. Так, 26 января текущего года в рамках Указа Президента Республики Беларусь от 13.05.2010 № 245 были размещены облигации на сумму 800 млн долл. США. Необходимо отметить, что в целях формирования кривой доходности выпуск был  осуществлен со сроком погашения 7 лет, ставка купона -8,95 % годовых (выплаты раз в полугодие). Облигации размещены по 100 % от номинальной стоимости. Как видно, купон немного выше, чем по 5-летним облигациям, но при этом и сроки заимствования длиннее [14, c.77-80].

Оценивая  параметры выгодности привлечения  ресурсов с использованием тех или  иных инструментов, необходимо учитывать  целый ряд факторов, и здесь  еврооблигации имеют неоспоримый  преимущества:

- отсутствуют ограничения по объёмам заимствования, связанные, например, с риском на одного заёмщика для банка;

- предоставляемые ресурсы не являются  связанными, это значит, что эмитент  не несёт конкретных обязательств  по их освоению внутри страны;

- формируется публичная кредитная  история эмитента, а это означает  возможность в будущем занимать  на более длительный срок и  под более низкие проценты;

- с выходом государства в качестве  заёмщика на международный финансовый  рынок возможность заимствовать  на открытом рынке появляется  и у крупных корпоративных  заёмщиков данного государства.

Республика  Беларусь действует поступательно: сначала – правительственные  кредиты, двухсторонние и синдицированные  банковские кредиты, которые не дают возможности реально оценить  стоимость заёмных ресурсов на открытом рынке, а затем – формирование публичной кредитной истории  и размещение еврооблигаций с  установлением ценовых ориентиров для дальнейших заимствований .

Для инвесторов размещение облигаций также имеет определённые преимущества по сравнению с другими формами предоставления ресурсов:

  - «мягкий» режим регулирования. Проявляется в том, что Национальное законодательство, как правило, не  регламентирует деятельность экономических субъектов на рынке еврооблигаций. Являясь инструментом международного рынка, еврооблигации не относятся к компетенции национальных органов регулирования;

- льготные условия налогообложения. По еврооблигациям проценты выплачиваются, как правило, без вычета налогов на проценты и дивиденды;

- высокая ликвидность. Евробонды являются ликвидным инструментом, который свободно обращающийся на рынке. Инвестор в любой момент может оценить рыночную стоимость инвестиций и в случае необходимости реализовать облигации;

- высокая  надёжность. В мировой практике  регистрировано мало случаев объявления дефолта по еврооблигациям, а если дефолт и был объявлен, то это происходило в развивающихся странах— Эквадор, Пакистан;

- доступность, Еврооблигации доступны инвесторам практически любой страны. Их рынок обеспечивает высокую мобильность капитала в международном масштабе, так как привлекает огромное количество заемщиков и инвесторов [14, c. 78-79].

Наличие государственного долга требует  осуществления мер по управлению им. Под управлением государственным  долгом Республики Беларусь понимают деятельность государства по оптимизации  его структуры и стоимости обслуживания. При управлении государственным долгом применяется такой способ как рефинансирование государственного долга, что означает  выпуск новых займов, чтобы рассчитаться с держателями облигаций старого займа, при этом используются такие методы, как новация, унификация. Изменение условий займов осуществляется с помощью методов конверсии и консолидации.

Также в Республике Беларусь используются меры по повышению эффективность  управления государственным долгом. К ним можно отнести:

  • разработку стратегии управления государственным долгом,
  • оптимизацию государственных заимствований,
  • обмен внешнего долга на инвестиции,
  • формирование специальных стабилизационных фондов,
  • расширение использования рыночных инструментов внешнего финансирования - долговых ценных бумаг,
  • совершенствование структуры платежного баланса по текущим операциям,
  • проведение более жесткой бюджетной политики и другие меры.

Управление  государственным долгом Республики Беларусь необходимо основывать на оптимизации государственных заимствований, что предполагает:

  • балансирование поступления налоговых и неналоговых доходов и эмиссионной деятельности с увеличением государственного долга и расходов по его обслуживанию;
  • стабилизацию размеров государственного долга в увязке с инвестированием;
  • разработку и реализацию мер по ограничению и возможному уменьшению государственного долга;

-обесценение государственного долга из-за инфляционных процессов       [5, c.37].

Таким образом, в Республике Беларусь размер внешнего государственного долга значительно  превышает внутренний государственный  долг, что указывает на значительные внешние заимствования государства для поддержания сбалансированности экономической ситуации в стране. Также необходимо отметить, что в прошлом году было произведен дебютный выпуск евробондов Республики Беларусь, что позволило стране заявить о себе на международной арене. Государственный кредит является важной составляющей экономики нашей страны, но в то же время существует ряд проблем по его развитию. Одной из главных проблем считается управление государственным долгом. Данную проблему необходимо решать путём создания более эффективной системы управления государственным долгом страны, при которой будет учитываться определённые особенности развития Республики Беларусь.

 


Информация о работе Государственный кредит