Государственный кредит

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Ноября 2013 в 19:53, курсовая работа

Описание работы

Цель работы - рассмотрение экономической сущности государственного кредита.
Задачи курсовой работы: раскрыть суть понятия «государственный кредит», «функции государственного кредита», «отличия государственного кредита от банковского», «роль и значение государственного кредита на различных этапах развития». Выяснить, какие функции существуют у государственного кредита, а также тот факт, что данные функции глубоко взаимосвязаны.

Файлы: 1 файл

курсовая.docx

— 90.10 Кб (Скачать файл)

Основополагающими документами  в сфере кредитования являются Банковский кодекс Республики Беларусь [3] и Инструкция о порядке предоставления (размещения) банками денежных средств в форме кредита и их возврата. Д. Сафаревич[27] рассматриваются этапы (стадии) процесса получения кредита. Законом Республики Беларусь от 13.07.2012 № 416-З внесены существенные изменения и дополнения в Банковский кодекс Республики Беларусь [3]. Д. Сафаревич[26] пишет, что изменилось в сфере кредитных правоотношений с даты вступления в силу указанного нормативного правового акта.

В соответствии с пунктом 1 статьи 760 Гражданского кодекса Республики Беларусь [6] по договору займа одна сторона (заимодавец) передает в собственность другой стороне (заемщику) деньги или другие вещи, определенные родовыми признаками, а заемщик обязуется возвратить заимодавцу такую же сумму денег (сумму займа) или равное количество других полученных им вещей того же рода и качества. Е. Махота [49] пишет об их учете у заимодавца и заемщика.

В соответствии со статьей 402 Гражданского кодекса Республики Беларусь [6] договор считается заключенным, если между сторонами в требуемой в подлежащих случаях форме достигнуто соглашение по всем существенным условиям договора. К. Шубовым[34] рассмотрены существенные условия кредитного договора.

Согласно статье 353 Гражданского кодекса Республики Беларусь право (требование), принадлежащее кредитору на основании обязательства, может быть передано им другому лицу по сделке (уступка требования) [6]. Банки, предоставившие кредит, иногда прибегают к сделкам уступки (цессии) в отношении прав (требований) возврата выданного ими кредита. О том, что нужно учесть при переходе ипотеки от одного банка к другому, пишет А. Тарасов [29].

Порядок отражения в бухгалтерском  учете процентов по кредитам и  займам регламентирован Инструкцией по бухгалтерскому учету доходов и расходов, утвержденной постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от 30.09.2011 № 102 [12], а также иными нормативными правовыми актами. Н. Анищенко [1] рассмотрены основные положения законодательства, в которых закреплен порядок отражения в бухгалтерском и налоговом учете процентов по кредитам и займам.

Вступившие в силу с 1 января 2011 года изменения в Налоговый  кодекс [20] затронули, в частности, вопросы налогового учета процентов по кредитам и займам, полученным на приобретение основных средств. Т. Кармызовой[13] рассматривается порядок участия процентов в налогообложении прибыли в зависимости от закрепленного в учетной политике способа их бухгалтерского учета, а также указаны особенности налогообложения у лизингодателей процентов по кредитам.

Источником финансирования долгосрочных вложений являются заемные  средства в виде кредитов и займов. С 1 января 2010 года проценты по кредитам и займам, начисленные и уплаченные после ввода в эксплуатацию основных средств, не увеличивают стоимость  этих основных средств в конце  года. И. Козлова [14] указывает, куда следует относить данные проценты.

Таким образом, государственный кредит представляет собой совокупность денежных отношений, возникающих между государством, физическими и юридическими лицами, при которых государство выступает, как правило, в качестве заемщика, а иногда и в качестве гаранта.

Государство может  выступать в качестве заемщика, кредитора или в качестве гаранта. Гарантом государство выступает в тех случаях, когда берет на себя ответственность за погашение займов, взятых юридическими лицами страны у других государств. Государство чаще всего выступает в качестве заемщика денежных средств, гораздо реже - вкачеству кредитора, когда предоставляет кредиты другим государствам или субъектам хозяйствования внутри страны.

Привлечение временно свободных денежных средств юридических и физических лиц государство осуществляет на условиях возвратности, платности и срочности. Государственный кредит является важнейшим дополнительным источником мобилизации финансовых ресурсов на нужды государства и, прежде всего, для покрытия бюджетного дефицита на безинфляционной основе. Основной формой государственного кредита являются займы.

Посредством государственного кредита государство осуществляет инвестиции в народное хозяйство, регулирует денежное обращение в стране за счет размещения займов среди различных слоев населения.

Одной из форм государственного кредита являются гарантии, предоставляемые Правительством Республики Беларусь по кредитам, выдаваемым банками страны юридическим лицам Республики Беларусь. Предельный размер гарантий устанавливается ежегодно законом о бюджете страны на очередной год. Государственные гарантии по внутренним и внешним займам предоставляются на платной основе в соответствии с законодательством Республики Беларусь. Государственные гарантии не предоставляются по займам (кредитам) резидентам Республики Беларусь, имеющим задолженность по платежам в бюджет и государственные целевые внебюджетные фонды.

При разработке вопросов литературного, нормативно-правового и информационного обеспечения государственных кредитов и займов становится ясно, что данная тема несет в себе множество аспектов которые еще до конца не изучены. Существует множество противоречий на вопросы кажущиеся давно изученными и простыми. Это в свою очередь доказывает, что нет одного ответа и ситуации нужно рассматривать с индивидуальным подходом.

2. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ  СУЩНОСТЬ ГОСУДАРСТВЕННОГО КРЕДИТА И ЕГО ЗНАЧЕНИЕ, ФУНКЦИИ.

 

Государственный кредит - это  специфическая форма кредитных  отношений, в которых заемщиком  является государство, а кредиторами - юридические или физические лица. Экономическим назначением государственного кредита является аккумуляция государством средств на основе принципа возвращения  для финансирования государственных  расходов. Государственный кредит позволяет  государству как заемщику использовать дополнительные денежные ресурсы для  покрытия бюджетного дефицита без осуществления  с этой целью денежной эмиссии.

Развитие государственной  формы кредита имеет длительную историю. Она возникла с появлением государства, начавшего использовать полученные таким образом средства на покрытие военных и других чрезвычайных расходов. С установлением международных связей между различными странами рядом с внутренним государственным кредитом начинает развиваться система международного государственного кредитования.

Система государственного кредита  в ее современном понимании (государственные  займы, казначейские обязательства  и т.п.) возникло в XVII-XVIII вв. сначала  в Голландии, Испании и Великобритании, а затем и в других западных странах. Государственные займы  стали использоваться в связи  с необходимостью уменьшения и ликвидации бюджетных дефицитов.

Посвоим экономическим содержанием  государственный кредит неотделим  от государственного долга. Следствием государственного кредита является рост государственного долга. Государственный  долг - это сумма средств, полученных от выпущенных, но еще не погашенных государственных займов. Иначе говоря, государственный долг - это финансовые обязательства государства на определенную дату в отношении своих кредиторов. Таким образом, государственный  долг возникает в результате выпуска  государственных займов и привлечение кредитных ресурсов для покрытия дефицита государственного бюджета.

В экономической науке  принципы и механизмы применения государственного кредита полно разработаны в кейнсианской теории. Представители классической и неоклассическая экономической теории, как правило, с недоверием относились к использованию внутреннего государственного кредита как средства экономического развития. Монетаристские концепции при выборе из двух возможных вариантов: 1) дефицит бюджета, государственный кредит и 2) уравновешенный бюджета, отказ от государственного кредита - однозначно отдают предпочтение второму.

В демократических обществах  государственные займы выпускаются  на строго добровольной основе. При  этом владельцы облигаций государственных  займов - кредиторы получают ряд  дополнительных финансовых преимуществ (льгот). В тоталитарном обществе государственный  кредит основывается, как правило, на принудительных принципах.

В бывшем СССР государство  использовало принудительные  займы  в 40-50 годах. Облигации этих займов начали погашаться лишь с 1974-1975 гг.

Государственный кредит способствует экономическому развитию страны, если средства, мобилизованы в бюджет за его помощью, направляемых на финансирование производственных программ, строительство  новых предприятий, модернизацию и  техническую реконструкцию действующих  мощностей. Наоборот, экономическое  развитие тормозится, если средства, полученные от выпуска облигаций государственных  займов, направляемых на погашение  и выплату процентов по предыдущим займам. Государственный кредит, который имеет непроизводственный характер, лишь умножает экономические проблемы общества. Ситуация ухудшается, когда для покрытия растущих процентных и иных платежей по государственным займам приходится привлекать дополнительные бюджетные средства, получаемые путем усиления налогового бремени на производителей. Кроме того, чрезмерно высокая доходность государственных ценных бумаг побуждает коммерческие банки вкладывать в них преобладающую долю своих средств вместо того, чтобы инвестировать (кредитовать) национальное товарное производство.

В разных странах к практическому  внедрению государственного кредита  привлекаются различные структуры: Министерство финансов, Государственное  казначейство, Центральный банк, Министерство экономики и т.д.

Размещаются государственные  займы преимущественно по подписке среди физических и юридических  лиц, через банки, путем продажи  на бирже и с аукционов. Для  физических и юридических лиц  государственный кредит является формой сбережения, инвестирования средств  в государственные ценные бумаги, которые приносят гарантированный  доход.

Юридической основой государственных  займов, как и банковских, является договор. Именно добровольный и договорный характер государственных займов отличает их от одностороннего и строго принудительного характера налогов. Вместо предоставленных в распоряжение государства на определенный срок средств кредиторы получают документы - государственные ценные бумаги, которые предоставляют им определенные финансовые преимущества. Результатом введения государственного кредита является формирование рынка государственных ценных бумаг.

Сущность кредита как  экономической категории проявляется  в его функциях, раскрытие которых позволяет установить связь данной категории с системой экономических отношений.

В развитом рыночном хозяйстве  кредит выполняет следующие функции:

1) распределительную

2) замещения денег в  обращении;

3) стимулирующую

4) контрольную.

Эти функции кредита тесно  связаны между собой, определяя  в своей совокупности определенную экономическую роль кредитных отношений.

Экономическая роль кредита  заключается в перераспределении  стоимости на основе платности, срочности, обеспечения и возврата.

Особенностью кредитного перераспределения является его  временный характер. За счет временно свободных денежных средств одних  хозяйственных субъектов удовлетворяются потребности в средствах других субъектов.

Функции кредита развиваются  в связи с расширением масштабов  рыночной экономики и ужесточением кредитной природы денег.

Перераспределительная функция кредита вытекает из сущности и роли кредитных отношений. Вследствие кредитного перераспределения ускоряется привлечение денежных средств в сферу хозяйствования. При реализации этой функции перераспределяются денежные средства и товарные ресурсы.

Скорость и интенсивность  перераспределения стоимости посредством  кредита во многом определяются его  доступностью и, прежде всего, уровнем  ссудного процента. Высокие процентные ставки по кредитам тормозят перераспределительные  процессы.

Функция замещения  денег кредитными инструментами связана с антиципационным свойством кредита, т.е. его способностью опережать во времени процесс накопления в товарной и денежной формах. Кредитные ресурсы формируются до наступления срока их фактического использования в процессе воспроизводства. По сути, кредит создает деньги для безналичного денежного обращения. Средства кредита - переводные векселя, чеки, кредитные карты и т.д. начинают заменять реальные деньги в сфере обращения.

Кредит содействует экономии издержек обращения путем замещения  части денежного оборота кредитными средствами обращения. Изменяя объемы кредитных операций, банки могут  влиять на динамику общей массы денег  в обращении. При этом используются два возможных метода:

- кредитная экспансия (расширение кредита)

- кредитная рестрикция (сужения кредита).

Антиципационное свойство кредита не следует рассматривать как автоматически действующий инфляционный фактор. Если на основе кредитования достигается реальный вклад в развитие производства, эффективно осуществляются инвестиции, рационально используются созданные производственные мощности, уровень инфляции не увеличивается.

Важное значение в условиях рыночной экономики имеет стимулирующая функция кредита. По своей экономической сущности процесс кредитования не может не стимулировать эффективное использование займа со стороны заемщика. Сам смысл кредитования, который выражается в формуле: "Покупай сейчас, плати потом" побуждает к эффективному использованию полученной ссуды, чтобы на заработанные средства получить прибыль.

Информация о работе Государственный кредит