Государственный кредит

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Ноября 2013 в 19:53, курсовая работа

Описание работы

Цель работы - рассмотрение экономической сущности государственного кредита.
Задачи курсовой работы: раскрыть суть понятия «государственный кредит», «функции государственного кредита», «отличия государственного кредита от банковского», «роль и значение государственного кредита на различных этапах развития». Выяснить, какие функции существуют у государственного кредита, а также тот факт, что данные функции глубоко взаимосвязаны.

Файлы: 1 файл

курсовая.docx

— 90.10 Кб (Скачать файл)

По данным зарубежных исследований по семи ведущим странам мира с  развитыми финансовыми рынками (США, Япония, Германия, Италия, Франция, Великобритания, Канада) в конец XX в. в среднем  превышение темпов прироста госдолга над темпами прироста ВВП составило 7,0%. Для оценки обеспеченности государственного внешнего долга используются: соотношение  размера внешнего долга и объема экспорта товаров и услуг, соотношение  размера внешнего долга и ВВП, соотношение размера платежей в  порядке обслуживания долга и  объема экспорта товаров и услуг.

 

 

5. УПРАВЛЕНИЕ ГОСУДАРСТВЕННЫМ  ДОЛГОМ

 

Методы управления государственным  долгом можно условно разделить  на административные и рыночные [таблица 5-1]. К приемам управления, характерным преимущественно для административных подходов регулирования государственного долга относятся, в частности, конверсия, консолидация, унификация, отсрочка погашения, списание долга, аннулирование долга и другие. К приемам управления, характерным для рыночной модели регулирования государственного долга, относятся, в первую очередь, реструктуризация, новация, доразмещение облигаций, выкуп долга, секъюритизация, обмен долга и другие. Характерным моментом для административного подхода к управлению долгом является одностороннее принятие эмитентом управленческого решения (без получения предварительного согласия кредиторов). Для рыночной модели управления государственным долгом является характерным переговорный процесс, который предшествует принятию управленческого решения и в процессе которого находятся точки соприкосновения, удовлетворяющие должника и кредиторов; либо эмитент в одностороннем порядке воздействует на рынок долговых обязательств государства, а кредиторы добровольно (руководствуясь собственными интересами) решают, принимать им новые условия, предложенные эмитентом, или нет.

Наиболее часто старые займы покрываются путем выпуска  новых займов, т.е. путем рефинансирования государственного долга.

При этом используются такие  методы, как новация, унификация. Изменение  условий займов осуществляется с  помощью методов конверсии и  консолидации.

Новация — соглашение между  заемщиком и кредиторами по замене обязательства по данному кредиту  другим обязательством.

Унификация (обмен облигаций  по регрессивному соотношению) —  объединение ранее выпущенных займов, при котором несколько старых облигаций приравниваются к одной новой. Этот метод предпочтителен в условиях выхода из экономического кризиса, сопровождавшегося инфляцией, когда погашение раннее выпущенных облигаций и уплату процентов по ним производят в новых полноценных деньгах.

 Таблица 5-1. Методы управления государственным долгом

Административные методы

Рыночные методы

Конверсия

Реструктуризация 

Консолидация

Новация

Унификация

Пролонгация

Отсрочка погашения

Доразмещение 

Списание

Выкуп

Аннулирование

Секъюритизация

Другие

Обмен


 

 Конверсия — это  изменение первоначальных условий  займа (чаще доходности). Как правило,  государство снижает доходность  займов для кредиторов. Чаше всего  при конверсии правительство  меняет размер номинального процента, иногда уменьшая его и ставя  целью снижение государственных  расходов, связанных с выплатой  процентов по долгу, 

Изменения условий займа, касающихся его сроков, называется консолидацией государственного долга. Консолидация займов, как правило, проводится одновременно с их унификацией, т.е. объединением нескольких займов в один заем. В результате этой операции образуется консолидированный (или фундированный) долг.

Отсрочка погашения займа  используется правительством в случаях, когда выпуск новых займов не приносит экономического эффекта, поскольку  большая часть поступлений от новых займов должна направляться на погашение и выплату процентов  по старым займам. При отсрочке не только отодвигаются сроки, но и прекращается выплата доходов. Этим отсрочка погашения отличается от консолидации займов, при которой владельцам облигаций продолжает выплачиваться доход.

Аннулирование государственного долга — отказ государства  от обязательств по выпущенным займам. Это крайняя мера, чаще всего применяемая  в странах, где произошла смена  политической власти. Однако следует  помнить, что внешние долги государства  не списываются.

Рефинансирование активно  используется в операциях по обслуживанию внешнего государственного долга при  условии экономической и политической стабильности страны — заемщика средств. В настоящее время репутация заемщиков на мировом рынке выражается в рейтингах, присваиваемых странам специальными агентствами в соответствии с международными правилами. Реструктуризация представляет собой пересмотр первоначального графика погашения и обслуживания государственного долга, т.е. должнику предоставляется льготный период, в течение которого уплачиваются только проценты и увеличивается срок погашения суммы основного долга.

Утверждены Концепция  управления валовым внешним долгом Республики Беларусь и план мероприятий  по ее реализации. Это решение принято  постановлением Совета Министров и  Национального банка №574/12.

Концепция разработана на основании положений Национальной стратегии устойчивого социально-экономического развития Республики Беларусь на период до 2020 года, программы деятельности правительства Беларуси на 2011-2015 годы, а также в развитие Концепции  национальной безопасности Республики Беларусь. Она определяет подходы  к мониторингу и управлению наиболее важными показателями экономической  безопасности в сфере внешних  заимствований Беларуси.

Валовой внешний долг Беларуси представляет собой невыплаченную  сумму фактических текущих и  ничем не обусловленных обязательств резидентов Республики Беларусь перед  нерезидентами, которая требует  выплаты основного долга и (или) процентов кредиторам. Валовой внешний  долг включает все обязательства  перед нерезидентами, классифицированные в соответствии с руководством по платежному балансу Международного валютного фонда по типу финансового инструмента.

В состав валового внешнего долга не входят акции и другие формы участия в капитале, поскольку  они не предусматривают выплату  основного долга. Также сюда не входят производные финансовые инструменты. Форвардные контракты и опционы  исключаются по той же причине, что  и акции, поскольку по производным  финансовым инструментам не предоставляется  сумма основного долга и не начисляются проценты.

Валовой внешний долг формируется  с выделением следующих секторов экономики: сектора органов государственного управления, сектора органов денежно-кредитного регулирования, банковского сектора  и других секторов.

Управление валовым внешним  долгом необходимо для поддержания  его на безопасном для страны уровне. Также это важно для минимизации  рисков неисполнения обязательств перед  иностранными кредиторами, для формирования положительной кредитной истории  страны, обеспечения ее инвестиционной привлекательности.

Основными условиями достижения этих целей являются сбалансированное экономическое развитие и минимизация  диспропорций в экономике за счет соответствия темпов экономического роста  возможности расширения внешнего и  внутреннего спроса. Также ставится цель стабилизации внешнеторговой позиции, привлечения прямых иностранных  инвестиций, наращивания денежного  предложения (эмиссии) с учетом соблюдения целевых параметров уровня инфляции и заданного валютного коридора, поддержания жестких бюджетных  ограничений, формирования и поддержания  на достаточном уровне золотовалютных резервов.

В концепции определены задачи для достижения цели. Это системный  анализ и контроль за состоянием валового внешнего долга и его составляющих, организация эффективного взаимодействия органов государственного управления по системному учету валового внешнего долга. Также предусматривается  формирование и корректировка системы  пороговых значений индикаторов экономической безопасности в сфере внешних заимствований. Вносятся предложения о своевременной и скоординированной корректировке макроэкономической политики, направленной на недопущение превышения пороговых показателей. Создается и совершенствуется эффективная система управления валовым внешним долгом, направленная на оптимизацию стоимости привлечения, сглаживание графика выплат, минимизацию рисков, возникающих при привлечении внешних заимствований.

Принципами управления валовым  внешним долгом Беларуси являются гласность, комплексный подход, разграничение  сфер ответственности и полномочий госорганов в решении задач управления внешним долгом, а также оперативность, своевременность и превентивность мер по нейтрализации источников возникновения рисков.

Регулирование валового внешнего долга осуществляется Национальным банком при помощи инструментов валютного, монетарного регулирования и  механизмов регулирования деятельности банков. Косвенное регулирование  уровня внешнего долга банков - через инструменты валютного контроля и регулирования ликвидности банков, процентную политику, установление нормативов безопасного функционирования и управление рисками.

В плане мероприятий по реализации концепции предусмотрено  ежеквартальное составление отчета о валовом внешнем долге и  подготовка прогноза о предстоящих  платежах по погашению и обслуживанию внешнего долга в разрезе секторов экономики. Иностранные инвесторы  будут получать информацию о макроэкономической ситуации в Беларуси, включая информацию о состоянии валового внешнего долга.

Для анализа системы управления валовым внешним долгом и определения  дальнейших направлений ее совершенствования планируется привлекать международные финансовые организации.

 

 

Таблица 5.2- Валовой внешний долг Республики Беларусь в разрезе секторов экономики и финансовых инструментов за 2007 – 2013 гг. на 1 января

 в млн.долларов США

Показатели

2007

2008

2009

2010

2011

2012

2013

1

2

3

4

5

6

7

8

Валовой внешний долг РБ

6 844.1

12496.5

15 154.1

22060.3

28512.1

34023.1

33766

Краткосрочный

4 778.2

7 867.0

8 275.6

9 871.9

12793.6

14448.3

12808.9

Долгосрочный

2 065.9

4 629.5

6 878.5

12188.4

15718.5

19574.8

20957.1

Органы государств. управления

589.0

2 036.3

3 597.2

8 363.0

10057.9

12351.0

12568.6

Краткосрочный

87.9

0.6

0.0

0.0

0.0

0.0

0.0

Долговые ц.б.

02.3

0.6

0.0

0.0

0.0

0.0

0.0

Кредиты и займы

85.6

0.0

0.0

0.0

0.0

0.0

0.0

Торговые кредиты

0.0

0.0

0.0

0.0

0.0

0.0

0.0

Другие долговые обязательства

0.0

0.0

0.0

0.0

0.0

0.0

0.0

Просроченная задолженность

0.0

0.0

0.0

0.0

0.0

0.0

0.0

Прочее

0.0

0.0

0.0

0.0

0.0

0.0

0.0

Долгосрочный

501.1

2 035.7

3 597.2

8 363.0

10057.9

12351.0

12568.6

Долговые ценные бумаги

0.0

0.0

0.5

0.5

1 230.1

2022.3

1803.3

Кредиты и займы

501.1

2 035.7

3 596.7

7 784.6

8 260.1

9762.7

10198.7

Торговые кредиты

0.0

0.0

0.0

0.0

0.0

0.0

0.0

Другие долговые обязательства

0.0

0.0

0.0

577.9

567.7

0.566

566.6

Органы ден–кред. регулирования

0.7

596.2

429.9

423.7

1 855.3

1529.7

438.9

Краткосрочный

0.7

356.2

350.8

145.6

1 267.1

1195.6

212.6

Долговые ц.б.

0.1

0.1

0.0

0.0

0.0

0.0

0.0

Кредиты и займы

0.0

200.0

200.0

0.0

146.3

0.0

0.0

Счета и депозиты

0.6

150.8

150.3

145.4

1 120.8

1195.6

212.6

Другие долговые обязательства

0.0

05.3

0.5

0.2

0.0

0.0

0.0

Просроченная задолженность

0.0

0.0

0.0

0.0

0.0

0.0

0.0

Прочее

0.0

05.3

0.5

0.2

0.0

0.0

0.0

Долгосрочный

0.0

240.0

79.1

278.1

588.2

334.1

226.3

Долговые ценные бумаги

0.0

0.0

0.0

0.0

0.0

0.0

0.0

Кредиты и займы

0.0

240.0

79.1

78.1

588.2

141.7

7.9

Счета и депозиты

0.0

0.0

0.0

200.0

0.0

192.4

218.4

Другие долговые обязательства

0.0

0.0

0.0

0.0

0.0

0.0

0.0

1

2

3

4

5

6

7

8

Банки

1 486.7

2 570.8

3 081.1

3 553.0

5 752.1

6077.4

6206.9

Краткосрочный

765.1

1 484.4

1 481.1

1 621.3

2 692.9

2053.7

2643.1

Долговые ц.б.

06.1

06.1

06.2

07.3

22.0

7.2

3.5

Кредиты и займы

603.2

1 281.9

1 275.0

1 039.4

2 246.1

1772.4

1989.5

Счета и депозиты

110.0

138.6

171.1

129.6

212.9

223.7

632.6

Другие долговые обязательства

45.8

57.8

28.8

445.0

211.9

50.4

17.5

Просроченная задолженность

0.0

0.0

0.0

0.0

0.0

0.0

0.0

Прочее

45.8

57.8

28.8

445.0

211.9

50.4

17.5

Долгосрочный

721.6

1 086.4

1 600.0

1 931.7

3 059.2

4023.7

3563.8

Долговые ц.б.

0.0

0.0

0.0

0.0

0.0

78.1

92

Кредиты и займы

721.6

1 086.4

1 600.0

1 876.3

2 767.1

3474.2

3212.5

Счета и депозиты

0.0

0.0

0.0

55.4

292.1

471.4

259.3

Другие долговые обязательства

0.0

0.0

0.0

0.0

0.0

0.0

0.0

Другие секторы

4 368.0

6 785.0

7 326.7

8 921.8

10033.3

13057.8

13374.3

Краткосрочный

3 524.8

5 517.6

5 724.5

7 306.2

8 020.1

10191.8

8775.9

Долговые ц.б

0.1

0.0

0.0

0.0

0.0

1.4

1.9

Кредиты и займы

523.7

977.8

683.6

950.9

509.0

1530.1

514.9

Счета и депозиты

0.0

0.0

0.0

0.0

0.0

0.0

0.0

Торговые кредиты

2 533.7

4 031.5

4 416.1

5 693.2

6 908.6

8050.9

7545.2

Другие долговые обязательства

467.3

508.3

624.8

662.1

602.5

609.4

713.9

Просроченная задолженность

467.3

508.3

624.8

662.1

602.5

609.4

713.9

Прочее

0.0

0.0

0.0

0.0

0.0

0.0

0.0

Долгосрочный

843.2

1 267.4

1 602.2

1 615.6

2 013.2

2866

4598.4

Долговые ц.б.

0.0

0.0

0.0

0.0

0.0

0.0

0.0

Кредиты и займы

843.2

1 267.4

1 602.2

1 615.6

2 013.2

2866

4598.4

Счета и депозиты

0.0

0.0

0.0

0.0

0.0

0.0

0.0

Торговые кредиты

0.0

0.0

0.0

0.0

0.0

0.0

0.0

Прямые инвестиции

399.7

508.2

719.2

798.8

813.5

1007.2

1177.3

Задолженность дочерним предприятиям

0.0

0.0

0.0

0.0

0.0

0.0

0.0

Просроченная задолженность

0.0

0.0

0.0

0.0

0.0

0.0

0.0

Прочее

0.0

0.0

0.0

0.0

0.0

0.0

0.0

Задолженность прямым инвесторам

399.7

508.2

719.2

798.8

813.5

1007.2

1177.3

Просроченная задолженность

03.3

06.4

13.7

13.7

03.2

6.4

6.4

Прочее

396.4

501.8

705.5

785.1

810.3

1008

1170.9


 

               Управление внешним государственным долгом Республики Беларусь осуществляется в соответствии с Бюджетным кодексом Республики Беларусь от 16 июля 2008 г. № 412-3, Указом Президента РБ от 18 апреля 2006 года № 252 «Об утверждении Положения о внешних государственных займах (кредитах)» и законом о республиканском бюджете на очередной финансовый год.

Внешний государственный долг - общая сумма основного долга РБ по внешним государственным займам на определенный момент времени.

Внешний государственный  долг Республики Беларусь по состоянию на 1 января 2012 года составил 12356,6 млн. долларов США при установленном лимите на 2011 год 13,0 млрд. долларов США (таблица  5.3).

Таблица 5.3 - Внешний государственный долг Республики Беларусь

Внешний государственный  долг Республики Беларусь

(млн. долл. США)

 

01.01.2010 г.

01.01.2011 г. 

01.01.2012г.

Кредиты, привлеченные Республикой  Беларусь (Правительством Республики Беларусь).

7 778,80

9 486,20

12356,6

Кредиты, привлеченные резидентами  под гарантии Правительства Республики Беларусь.

112,6

201

422,1

Всего

7 891,40

9 687,20

12778,7


 

              Из таблицы 5.3 видно, что к 2012 году кредиты привлеченные Республикой Беларусь по отношению к 2011 году увеличились на 25%, кредиты, привлеченные резидентами под гарантии Правительства Республики Беларусь на 53%, в итоге внешний государственный долг увеличился на 25%.

Таким образом, можно сделать вывод, что за последние 7 лет Республика Беларусь увеличила свой Валовой внешний долг в 6,7 раз и если данное положение не изменить, это приведет к весьма негативным последствиям.

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Назначение государственного кредита проявляется в первую очередь в том, что он является средством мобилизации в руках  государства дополнительных финансовых ресурсов. В случае дефицитности государственного бюджета дополнительно мобилизуемые финансовые ресурсы направляются на покрытие разницы между бюджетными расходами и доходами. При положительном  бюджетном сальдо мобилизуемые с  помощью государственного кредита  средства прямо используются для  финансирования экономических и  социальных программ. Это означает, что государственный кредит, являясь  средством увеличения финансовых возможностей государства, может выступать важным фактором ускорения социально-экономического развития страны.

Информация о работе Государственный кредит